Опубликовано 06 декабря 2020, 13:07

Туристические эндуро: мотоциклы, которые нужны каждому?

Знакомимся с двухколесными кочевниками, готовыми обогнуть земной шар во всех направлениях
В англоязычных странах их именуют adventure bikes, «мотоциклы для приключений». Мы же называем эту категорию двухколесной техники турэндуро — сокращенно от туристический эндуро. Что это за мотоциклы и почему они отлично подходят для бескрайней России?
Туристические эндуро: мотоциклы, которые нужны каждому?
© KTM

В среде райдеров ходит шутка о том, что все когда-нибудь будут ездить на эндуро. Как будто кто-то поинтересовался вашими планами на постапокалипсис. Не знаем, как насчет малокубатурной оффроудной техники ближнего радиуса действия и спортивного назначения, но большой байк для отшельничества общепланетарного масштаба остается пожелать каждому!

Туристические эндуро: мотоциклы, которые нужны каждому?

© KTM

Наверняка вам не раз доводилось их видеть — взгляд впивался в большие, специфично выглядящие мотоциклы, скользил по огромным алюминиевыми кофрами, защитным боковым дугам и пилоту, практичная экипировка которого вряд ли может вызвать восторг у прекрасной половины человечества или юнцов, мечтающих о лаврах Валентино Росси и видящих себя на «литроспорте» в кожаном комбинезоне с аэродинамическим горбом.

Особый колорит картине придают наклейки разных государств на «ящиках» и общий облик, словно неразлучная пара только что вернулась из Монголии, посетив между делом Австралию и Аргентину. Турэндуро прекрасны, и дело здесь не только в личном отношении автора к ним. Перед нами одна из самых универсальных, функциональных и романтичных разновидностей двухколесной техники.

Туристические эндуро: мотоциклы, которые нужны каждому?

© BMW

Чем же так хороши эти мотоциклы? Многоцелевым назначением, способностью передвигаться по покрытию разной паршивости, харизмой кочевника и актуальностью для России. Особенно сейчас, когда эпидемиологическая обстановка остановила некоторых граждан от поездок за рубеж и одновременно помогла осознать, насколько прекрасна природа нашей родины.

Для поездок по нашей стране туристические эндуро, которые в самых серьезных и подготовленных версиях можно сравнить с экспедиционными внедорожниками, подходят просто идеально — загрузил кофры, забрался в седло и едешь, куда глаза глядят. Кстати, насчет «забрался». Обычно техника данного формата имеет довольно большую высоту по сиденью и центр тяжести на уровне облаков. Если до знакомства с ней вы имели дело исключительно с легкими дорожными байками, то характерные особенности вкупе с шириной «дивана» могут с непривычки обескуражить и вызвать легкий страх завалиться на бок.

Конечно, это дело привычки и, кроме того, у современных турэндуро часто есть регулировка сиденья по высоте, позволяющая подстроить его под индивидуальную антропометрию райдера. Да и выбор между более низкой асфальтовой версией байка и стопроцентным кочевником нередко имеется. Прямая удобная посадка, ветрозащита и ходовая часть, способная в зависимости от модели и модификации переваривать разное покрытие, от неидеального асфальта до грейдеров, — что еще надо в дальних странствиях?

Туристические эндуро: мотоциклы, которые нужны каждому?

© BMW

Родоначальником класса машин двойного назначения принято считать BMW R 80 G/S (Gelande/Strasse — для бездорожья и улиц), рожденный в 1980 году. Первый из племени «гусей» представлял собой технически интересный коктейль из эндуро и классического мотоцикла.

BMW R 80 G/S

BMW R 80 G/S

© BMW

Оппозитный 797,5-кубовый двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 50 лошадиных сил имел никасиловое покрытие цилиндров, электронный впрыск топлива и опциональный электростартер. Другим запоминающимся решением стал консольный маятник Monolever от гоночного GS800, который превосходил двухстороннюю конструкцию по легкости и прочности, а также карданный привод заднего колеса, в дальнейшем прописавшийся на всех больших «гусях».

BMW GS800

BMW GS800

© BMW

Неординарная машина смогла не только завоевать сердца мотопутешественников, но и четырежды выигрывала ралли-рейд «Париж-Дакар».

BMW R 80 G/S в специальной версии Paris-Dakar

BMW R 80 G/S в специальной версии Paris-Dakar

© BMW

Это ли не доказательство всемогущества?

В 1986 году мир увидел преемника R 80 G/S — модель R 100 GS с мотором увеличенного объема, модифицированной подвеской и внешностью, более соответствующей современным представлениям о турэндуро. За три года до его дебюта хондовцы сорвали покрывало со своего вседорожного бойца — «карданного» XLV750R, ставшего прелюдией к культовой линейке Africa Twin и младшему XL600V Transalp с многообещающим словосочетанием Rally Touring на боковинах. Почему необычного? Потому что в начале восьмидесятых большинство эндуро имело «одностволку» и массу примерно от 120 кг, но у многоцелевой Honda всего было вдвое больше!

Honda XRV750 Africa Twin

Honda XRV750 Africa Twin

© Honda

В конце десятилетия на свет появились еще две легенды мира мотоциклов для приключений с внешностью дакаровских монстров – Yamaha XTZ 750 Super Ténéré, вооруженная рядной «двойкой», и упомянутая выше Honda XRV650 Africa Twin с V-твином, который позже вырос в объеме и вынудил сменить индекс модели на XRV750. Но довольно ретроспективы. Лучше перенесемся в наше время, изобилующее замечательными кочевниками.

Honda XRV750 Africa Twin

Honda XRV750 Africa Twin

© Honda

Вседорожные «туристы», как и представители других категорий двухколесной техники, делятся на малокубатурные, среднекубатурные и полноразмерные с двигателем объемом «литр» и больше. Последние наиболее предпочтительны, если предстоит передвижение с большим тяжелым багажом и пассажиром. Главное понять — настоящий ли турэндуро перед нами или… не совсем? Смута в мыслях действительно может возникнуть, достаточно зайти на официальный сайт той же BMW Motorrad и подивиться разнообразию выбора в разделе Adventure.

BMW S 1000 XR

BMW S 1000 XR

© BMW

Здесь вам и кроссовер F 900 XR, и его старший брат S 1000 XR на базе боевой высокооборотной «четверки» спортбайка S 1000 RR, и многочисленные «гуси» — мотоциклы чрезвычайно популярных в России одно- и двухцилиндровых линеек. В чем, например, разница между главнокомандующими баварских турэндуро в лице R 1250 GS и R 1250 GS Adventure?

В вопросах принципиальных инженерных решений базовый байк для приключений следует заветам своих предков — в его арсенале оппозитный 1254-кубовый двухцилиндровый двигателем мощностью 136 сил, облагороженный балансирным валом, системой изменения фаз газораспределения и высоты подъема клапанов.

BMW R1250 GS

BMW R1250 GS

© BMW

Тяга на заднее колесо передается посредством карданной передачи. Ход передней и задней подвески равен 190 мм и 200 мм соответственно. Для сравнения и понимания, у комфортабельного дорожного лайнера BMW R 1250 RT данный параметр составляет 120 мм и 136 мм.

BMW R1250 GS

BMW R1250 GS

© BMW

В штатную номенклатуру вооружения входят литые колесные диски диаметром 19 и 17 дюймов, система выбора режимов движения с тремя настройками, система помощи при трогании на подъеме и трекшн-контроль. Впрочем, набором ассистентов активной безопасности нынче сильна отнюдь не только продукция BMW.

Подготовка «гуся» Adventure для дальних марш-бросков в отдалении от цивилизации определенно серьезнее — ход подвесок увеличен до 210 и 220 мм, применены спицованные и более выносливые колеса той же размерности, да и топливный бак вмещает 30 литров бензина, на 10 литров больше, чем у стандартного R 1250 GS.

BMW R1250 GS Adventure

BMW R1250 GS Adventure

© BMW

Обратная сторона баварской медали — высота по сиденью, достигающая 890–910 мм. Это немало!

Довольно интересную картину на вариативность природы эдвенчер-байков открывает нам палитра Ducati Multistrada 1260. По своей сути «мультик» является кроссовером, построенным по всем инженерным и эстетическим канонам итальянской компании. Самобытный дизайн, двигатель L-твин Testastretta DVT объемом 1262 куб. см (158 л.с.) с системой изменения фаз газораспределения и, естественно, фирменным десмодромным приводом клапанов, рама типа «птичья клетка» и консольный маятник задней подвески не дают ему затеряться в потоке, но 17-дюймовые литые колесные диски и 170-миллиметровые хода подвесок тонко намекают на ареал обитания и эксплуатацию без фанатизма.

Ducati Multistrada 1260 S

Ducati Multistrada 1260 S

© Ducati

Модификация Enduro вроде бы похожа на собратьев, но это совершенно другая история! У нее не только спицованные колеса (переднее — 19-дюймовое) со 185-миллиметровыми ходами полуактивных подвесок Ducati Skyhook Suspension Evo, но также 30-литровый бензобак против резервуара объемом 20 литров у «простой» Multistrada и даже двуплечий маятник, который превосходит красивую консольную конструкцию по прочности и жесткости на кручение.

Ducati Multistrada 1260 Enduro

Ducati Multistrada 1260 Enduro

© Ducati

Само собой, ступица заднего колеса новая, изменена геометрия подвесок, а колесная база увеличена с 1585 до 1592 мм.

Впрочем, вы еще не все видели! Осенью 2020 года компания из Борго Панигале представила долгожданный Multistrada V4, оказавшийся сенсацией. Во-первых, взгляд не цепляется за раму типа «птичья клетка» — двигатель объемом 1158 куб. см (170 л.с.) крепится к алюминиевому монококу для снижения массы при одновременном увеличении жесткости. Во-вторых, новинка стала первым современным Ducati без легендарного десмо. Как говорится, шок! Зато теперь можно проезжать до 60 000 километров без регулировки клапанов.

Ducati Multistrada V4

Ducati Multistrada V4

© Ducati

Задний маятник двуплечий алюминиевый. За доплату есть спицованные колеса, а также ухищрения, позволяющие опустить сиденье до 840 мм, либо задрать до 880 мм. Интересен и перечень электронных ассистентов – кроме системы выбора режимов движения с четырьмя настройками, ABS, работающей в наклоне, трекшн-контроля, функции удержания на подъеме и вили-контроля впервые в мотоиндустрии применены два радара для адаптивного круиз-контроля и системы контроля слепых зон.

Ducati Multistrada V4

Ducati Multistrada V4

© Ducati

Вот такая попытка построить мотоцикл двойного назначения, пытающийся угодить и туристам, и горожанам.

Ducati кажутся слишком асфальтовыми? Тогда все дороги ведут в австрийский Маттигхофен, на встречу с легендарной маркой KTM, которая по праву считается настоящим гуру двухколесных внедорожников. Широчайшую палитру эндуро всех возможных форматов озаряет слава спортивных побед — как-никак пилоты на KTM выигрывали «Дакар» с 2001 по 2019 год!

Туристические эндуро: мотоциклы, которые нужны каждому?

© KTM

Компания трактует понятие «эдвенчер байк» жестко и прямолинейно, при этом ее продукция со специфичным и довольно необычной внешностью ориентирована не просто на райдеров, любящих наматывать на колеса тысячи километров по пересеченной местности, но предпочитающих делать это быстро и агрессивно, словно участвуют в ралли-рейде. Не поэтому ли принято считать, что KTM, за исключением малокубатурных машин не слишком подходят начинающим мотоциклистам, а также адептам относительно размеренного стиля езды?

KTM 1290 Super Adventure

KTM 1290 Super Adventure

Палитру австрийских внедорожных туреров возглавляет 1290 Super Adventure, вооруженный 160-сильным V-твином объемом 1301 куб. см. Версия R наиболее серьезно подготовлена для оголтелой езды по пересеченной местности и соответствует всем канонам турэндуро. Только посмотрите на спицованные колеса диаметром 21 и 18 дюймов, ход подвесок 220 мм, дорожный просвет 250 мм и этот бескомпромиссный сногсшибательный дизайн! Уже чувствуете, как в животе порхает эскадрилья пресловутых чешуекрылых? Высота по сиденью равна 890 мм, но когда речь идет про KTM все можно стерпеть. Исполнение S попроще: колеса «лишь» 19- и 17-дюймовые, а подвески на 20 мм более короткоходные, зато полуактивные.

KTM 1290 Super Adventure S

KTM 1290 Super Adventure S

Каждому мотоциклисту бы такую «простоту»…

Спортбайки семейства Fireblade особенно «долитровой» эпохи, разработанные великим мастером Тадао Бабой, — гордость компании Honda. Впрочем, у нее есть и другая культовая модель, обитающая на совершенно противоположном полюсе двухколесного мира, — XRV750 Africa Twin. Байк, ставший классикой сегмента турэндуро, выпускался с 1989 по 2003 год. В 2015-м хондовцы устроили перезапуск прославленного имени и даровали его мотоциклу CRF1000L с 998-кубовой рядной «двойкой», агрегатируемой не только с традиционной шестиступенчатой механической коробкой передач, но и с преселективным «роботом» DCT с двумя сцеплениями.

Honda CRF1100L 2015 года

Honda CRF1100L 2015 года

© Honda

Сейчас «Африка» несет индекс CRF1100L, указывающий на мотор 1084 куб. см мощностью 102 лошадиных силы, и является плоть от плоти истинным турэндуро, хвастающимся колесами диаметром 21 и 18 дюймов и ходами подвесок, равными 230 мм и 220 мм.

Honda CRF1100L 2019 года

Honda CRF1100L 2019 года

© Honda

А ведь еще есть более дальнобойное исполнение Adventure Sports с 24,8-литровым топливным баком (в базе 18,8-литровый резервуар).

Honda Africa Twin Adventure Sports

Honda Africa Twin Adventure Sports

© Honda

Интересно, что прежняя топ-версия CRF1000L имела огромную высоту по сиденью, равную 900–920 мм, но у рестайлингового мотоцикла она идентична параметру стандартной Africa Twin — 850–870 мм. Более того, в каталоге аксессуаров есть низкое седло (825 мм), что немаловажно.

CRF1100L — не единственный эдвенчер-байк от Honda. Есть, например, кроссоверы NC750X и VFR1200X Crosstourer с короткоходными подвесками и асфальтовой ориентацией.

Оппозитная компоновка двигателей на упомянутых выше BMW давно стал предметом споров, которые разгорелись с новой силой после дебюта круизера R18. Невероятно красивый байк, но гигантский 1802-кубовый монстр диктует водителю прямо скажем не совсем круизерную посадку, что вызвало непонимание у некоторых поклонников жанра. Для турэндуро мотор «боксер» тоже необычен, хотя истории известна еще более экзотическая конструкция, украшенная логотипом Moto Guzzi.

Moto Guzzi V85 TT

Moto Guzzi V85 TT

© Moto Guzzi

Харизматичный итальянский производитель «теплой ламповой» техники, которую российский поклонники двух колес иногда сравнивают за олдскульность с «Уралами» неоднократно пробовал себя на вседорожном поприще. Последним дублем стала модель V85 TT. Инженеры применили излюбленное фирменное решение в виде V-образной продольно установленной «двойки» (у мотоциклов компоновка определяется расположением коленвала) с одним нижним распредвалом.

Moto Guzzi V85 TT

Moto Guzzi V85 TT

© Moto Guzzi

Торчащие в разные стороны головки цилиндров и характерный дизайн передка позволяют идентифицировать байк с расстояния в километр. Литраж и отдача мотора «Гуцци» – 853 куб. см и 80 л.с. — не бог весть какие, да и хода подвесок в 170 мм по меркам класса умеренные. Тем не менее, байк получился приятный — комфортный на разбитой дороге и с консервативными проверенными решениями.

Нечто еще более необычное? Пожалуйста! Летом 2018 года всемирную сеть буквально взорвало известие, напоминающее первоапрельскую шутку — компания Harley-Davidson, всю свою сознательную жизнь занимавшаяся круизерами, анонсировала тяжелый турер Pan Americana.

Harley-Davidson Pan America

Harley-Davidson Pan America

© Harley-Davidson

Такого прежде не было никогда! Участники мотосообщества принялись насмешливо интересоваться, получит ли новинка обязательный для «Харли» ременный привод заднего колеса и огромный старорежимный «воздушник». Нет, не получит — за Pan America зарезервирован 1250-кубовый V-твин Revolution Max мощностью 145 лошадей с жидкостным охлаждением и балансирным валом, полуактивная подвеска и цепной привод. Байк планировали запустить в конце нынешнего года, но, очевидно, старт самому необычному и неожиданному Harley-Davidson дадут в начале 2021-го.

Harley-Davidson Pan America

Harley-Davidson Pan America

© Harley-Davidson

Путешествовать по вселенной турэндуро можно бесконечно долго, но мы отметим главное — сегмент эдвенчер-байков включает в себя условно две категории. Первая представлена техникой для езды по направлениям с твердым покрытием, а во вторая — более серьезно подготовленными машинами. Для приключений и новых открытий подойдут обе! Отмечайте точку на карте, прокладывайте маршрут, садитесь на байк и, слушая пульсацию двигателя, отправляйтесь в дорогу. В конце концов, все будут ездить на эндуро!