Туристические эндуро: мотоциклы, которые нужны каждому?
Знакомимся с двухколесными кочевниками, готовыми обогнуть земной шар во всех направленияхВ среде райдеров ходит шутка о том, что все когда-нибудь будут ездить на эндуро. Как будто кто-то поинтересовался вашими планами на постапокалипсис. Не знаем, как насчет малокубатурной оффроудной техники ближнего радиуса действия и спортивного назначения, но большой байк для отшельничества общепланетарного масштаба остается пожелать каждому!
Наверняка вам не раз доводилось их видеть — взгляд впивался в большие, специфично выглядящие мотоциклы, скользил по огромным алюминиевыми кофрами, защитным боковым дугам и пилоту, практичная экипировка которого вряд ли может вызвать восторг у прекрасной половины человечества или юнцов, мечтающих о лаврах Валентино Росси и видящих себя на «литроспорте» в кожаном комбинезоне с аэродинамическим горбом.
Особый колорит картине придают наклейки разных государств на «ящиках» и общий облик, словно неразлучная пара только что вернулась из Монголии, посетив между делом Австралию и Аргентину. Турэндуро прекрасны, и дело здесь не только в личном отношении автора к ним. Перед нами одна из самых универсальных, функциональных и романтичных разновидностей двухколесной техники.
Чем же так хороши эти мотоциклы? Многоцелевым назначением, способностью передвигаться по покрытию разной паршивости, харизмой кочевника и актуальностью для России. Особенно сейчас, когда эпидемиологическая обстановка остановила некоторых граждан от поездок за рубеж и одновременно помогла осознать, насколько прекрасна природа нашей родины.
Для поездок по нашей стране туристические эндуро, которые в самых серьезных и подготовленных версиях можно сравнить с экспедиционными внедорожниками, подходят просто идеально — загрузил кофры, забрался в седло и едешь, куда глаза глядят. Кстати, насчет «забрался». Обычно техника данного формата имеет довольно большую высоту по сиденью и центр тяжести на уровне облаков. Если до знакомства с ней вы имели дело исключительно с легкими дорожными байками, то характерные особенности вкупе с шириной «дивана» могут с непривычки обескуражить и вызвать легкий страх завалиться на бок.
Конечно, это дело привычки и, кроме того, у современных турэндуро часто есть регулировка сиденья по высоте, позволяющая подстроить его под индивидуальную антропометрию райдера. Да и выбор между более низкой асфальтовой версией байка и стопроцентным кочевником нередко имеется. Прямая удобная посадка, ветрозащита и ходовая часть, способная в зависимости от модели и модификации переваривать разное покрытие, от неидеального асфальта до грейдеров, — что еще надо в дальних странствиях?
Родоначальником класса машин двойного назначения принято считать BMW R 80 G/S (Gelande/Strasse — для бездорожья и улиц), рожденный в 1980 году. Первый из племени «гусей» представлял собой технически интересный коктейль из эндуро и классического мотоцикла.
Оппозитный 797,5-кубовый двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 50 лошадиных сил имел никасиловое покрытие цилиндров, электронный впрыск топлива и опциональный электростартер. Другим запоминающимся решением стал консольный маятник Monolever от гоночного GS800, который превосходил двухстороннюю конструкцию по легкости и прочности, а также карданный привод заднего колеса, в дальнейшем прописавшийся на всех больших «гусях».
Неординарная машина смогла не только завоевать сердца мотопутешественников, но и четырежды выигрывала ралли-рейд «Париж-Дакар».
Это ли не доказательство всемогущества?
В 1986 году мир увидел преемника R 80 G/S — модель R 100 GS с мотором увеличенного объема, модифицированной подвеской и внешностью, более соответствующей современным представлениям о турэндуро. За три года до его дебюта хондовцы сорвали покрывало со своего вседорожного бойца — «карданного» XLV750R, ставшего прелюдией к культовой линейке Africa Twin и младшему XL600V Transalp с многообещающим словосочетанием Rally Touring на боковинах. Почему необычного? Потому что в начале восьмидесятых большинство эндуро имело «одностволку» и массу примерно от 120 кг, но у многоцелевой Honda всего было вдвое больше!
В конце десятилетия на свет появились еще две легенды мира мотоциклов для приключений с внешностью дакаровских монстров – Yamaha XTZ 750 Super Ténéré, вооруженная рядной «двойкой», и упомянутая выше Honda XRV650 Africa Twin с V-твином, который позже вырос в объеме и вынудил сменить индекс модели на XRV750. Но довольно ретроспективы. Лучше перенесемся в наше время, изобилующее замечательными кочевниками.
Вседорожные «туристы», как и представители других категорий двухколесной техники, делятся на малокубатурные, среднекубатурные и полноразмерные с двигателем объемом «литр» и больше. Последние наиболее предпочтительны, если предстоит передвижение с большим тяжелым багажом и пассажиром. Главное понять — настоящий ли турэндуро перед нами или… не совсем? Смута в мыслях действительно может возникнуть, достаточно зайти на официальный сайт той же BMW Motorrad и подивиться разнообразию выбора в разделе Adventure.
Здесь вам и кроссовер F 900 XR, и его старший брат S 1000 XR на базе боевой высокооборотной «четверки» спортбайка S 1000 RR, и многочисленные «гуси» — мотоциклы чрезвычайно популярных в России одно- и двухцилиндровых линеек. В чем, например, разница между главнокомандующими баварских турэндуро в лице R 1250 GS и R 1250 GS Adventure?
В вопросах принципиальных инженерных решений базовый байк для приключений следует заветам своих предков — в его арсенале оппозитный 1254-кубовый двухцилиндровый двигателем мощностью 136 сил, облагороженный балансирным валом, системой изменения фаз газораспределения и высоты подъема клапанов.
Тяга на заднее колесо передается посредством карданной передачи. Ход передней и задней подвески равен 190 мм и 200 мм соответственно. Для сравнения и понимания, у комфортабельного дорожного лайнера BMW R 1250 RT данный параметр составляет 120 мм и 136 мм.
В штатную номенклатуру вооружения входят литые колесные диски диаметром 19 и 17 дюймов, система выбора режимов движения с тремя настройками, система помощи при трогании на подъеме и трекшн-контроль. Впрочем, набором ассистентов активной безопасности нынче сильна отнюдь не только продукция BMW.
Подготовка «гуся» Adventure для дальних марш-бросков в отдалении от цивилизации определенно серьезнее — ход подвесок увеличен до 210 и 220 мм, применены спицованные и более выносливые колеса той же размерности, да и топливный бак вмещает 30 литров бензина, на 10 литров больше, чем у стандартного R 1250 GS.
Обратная сторона баварской медали — высота по сиденью, достигающая 890–910 мм. Это немало!
Довольно интересную картину на вариативность природы эдвенчер-байков открывает нам палитра Ducati Multistrada 1260. По своей сути «мультик» является кроссовером, построенным по всем инженерным и эстетическим канонам итальянской компании. Самобытный дизайн, двигатель L-твин Testastretta DVT объемом 1262 куб. см (158 л.с.) с системой изменения фаз газораспределения и, естественно, фирменным десмодромным приводом клапанов, рама типа «птичья клетка» и консольный маятник задней подвески не дают ему затеряться в потоке, но 17-дюймовые литые колесные диски и 170-миллиметровые хода подвесок тонко намекают на ареал обитания и эксплуатацию без фанатизма.
Модификация Enduro вроде бы похожа на собратьев, но это совершенно другая история! У нее не только спицованные колеса (переднее — 19-дюймовое) со 185-миллиметровыми ходами полуактивных подвесок Ducati Skyhook Suspension Evo, но также 30-литровый бензобак против резервуара объемом 20 литров у «простой» Multistrada и даже двуплечий маятник, который превосходит красивую консольную конструкцию по прочности и жесткости на кручение.
Само собой, ступица заднего колеса новая, изменена геометрия подвесок, а колесная база увеличена с 1585 до 1592 мм.
Впрочем, вы еще не все видели! Осенью 2020 года компания из Борго Панигале представила долгожданный Multistrada V4, оказавшийся сенсацией. Во-первых, взгляд не цепляется за раму типа «птичья клетка» — двигатель объемом 1158 куб. см (170 л.с.) крепится к алюминиевому монококу для снижения массы при одновременном увеличении жесткости. Во-вторых, новинка стала первым современным Ducati без легендарного десмо. Как говорится, шок! Зато теперь можно проезжать до 60 000 километров без регулировки клапанов.
Задний маятник двуплечий алюминиевый. За доплату есть спицованные колеса, а также ухищрения, позволяющие опустить сиденье до 840 мм, либо задрать до 880 мм. Интересен и перечень электронных ассистентов – кроме системы выбора режимов движения с четырьмя настройками, ABS, работающей в наклоне, трекшн-контроля, функции удержания на подъеме и вили-контроля впервые в мотоиндустрии применены два радара для адаптивного круиз-контроля и системы контроля слепых зон.
Вот такая попытка построить мотоцикл двойного назначения, пытающийся угодить и туристам, и горожанам.
Ducati кажутся слишком асфальтовыми? Тогда все дороги ведут в австрийский Маттигхофен, на встречу с легендарной маркой KTM, которая по праву считается настоящим гуру двухколесных внедорожников. Широчайшую палитру эндуро всех возможных форматов озаряет слава спортивных побед — как-никак пилоты на KTM выигрывали «Дакар» с 2001 по 2019 год!
Компания трактует понятие «эдвенчер байк» жестко и прямолинейно, при этом ее продукция со специфичным и довольно необычной внешностью ориентирована не просто на райдеров, любящих наматывать на колеса тысячи километров по пересеченной местности, но предпочитающих делать это быстро и агрессивно, словно участвуют в ралли-рейде. Не поэтому ли принято считать, что KTM, за исключением малокубатурных машин не слишком подходят начинающим мотоциклистам, а также адептам относительно размеренного стиля езды?
Палитру австрийских внедорожных туреров возглавляет 1290 Super Adventure, вооруженный 160-сильным V-твином объемом 1301 куб. см. Версия R наиболее серьезно подготовлена для оголтелой езды по пересеченной местности и соответствует всем канонам турэндуро. Только посмотрите на спицованные колеса диаметром 21 и 18 дюймов, ход подвесок 220 мм, дорожный просвет 250 мм и этот бескомпромиссный сногсшибательный дизайн! Уже чувствуете, как в животе порхает эскадрилья пресловутых чешуекрылых? Высота по сиденью равна 890 мм, но когда речь идет про KTM все можно стерпеть. Исполнение S попроще: колеса «лишь» 19- и 17-дюймовые, а подвески на 20 мм более короткоходные, зато полуактивные.
Каждому мотоциклисту бы такую «простоту»…
Спортбайки семейства Fireblade особенно «долитровой» эпохи, разработанные великим мастером Тадао Бабой, — гордость компании Honda. Впрочем, у нее есть и другая культовая модель, обитающая на совершенно противоположном полюсе двухколесного мира, — XRV750 Africa Twin. Байк, ставший классикой сегмента турэндуро, выпускался с 1989 по 2003 год. В 2015-м хондовцы устроили перезапуск прославленного имени и даровали его мотоциклу CRF1000L с 998-кубовой рядной «двойкой», агрегатируемой не только с традиционной шестиступенчатой механической коробкой передач, но и с преселективным «роботом» DCT с двумя сцеплениями.
Сейчас «Африка» несет индекс CRF1100L, указывающий на мотор 1084 куб. см мощностью 102 лошадиных силы, и является плоть от плоти истинным турэндуро, хвастающимся колесами диаметром 21 и 18 дюймов и ходами подвесок, равными 230 мм и 220 мм.
А ведь еще есть более дальнобойное исполнение Adventure Sports с 24,8-литровым топливным баком (в базе 18,8-литровый резервуар).
Интересно, что прежняя топ-версия CRF1000L имела огромную высоту по сиденью, равную 900–920 мм, но у рестайлингового мотоцикла она идентична параметру стандартной Africa Twin — 850–870 мм. Более того, в каталоге аксессуаров есть низкое седло (825 мм), что немаловажно.
CRF1100L — не единственный эдвенчер-байк от Honda. Есть, например, кроссоверы NC750X и VFR1200X Crosstourer с короткоходными подвесками и асфальтовой ориентацией.
Оппозитная компоновка двигателей на упомянутых выше BMW давно стал предметом споров, которые разгорелись с новой силой после дебюта круизера R18. Невероятно красивый байк, но гигантский 1802-кубовый монстр диктует водителю прямо скажем не совсем круизерную посадку, что вызвало непонимание у некоторых поклонников жанра. Для турэндуро мотор «боксер» тоже необычен, хотя истории известна еще более экзотическая конструкция, украшенная логотипом Moto Guzzi.
Харизматичный итальянский производитель «теплой ламповой» техники, которую российский поклонники двух колес иногда сравнивают за олдскульность с «Уралами» неоднократно пробовал себя на вседорожном поприще. Последним дублем стала модель V85 TT. Инженеры применили излюбленное фирменное решение в виде V-образной продольно установленной «двойки» (у мотоциклов компоновка определяется расположением коленвала) с одним нижним распредвалом.
Торчащие в разные стороны головки цилиндров и характерный дизайн передка позволяют идентифицировать байк с расстояния в километр. Литраж и отдача мотора «Гуцци» – 853 куб. см и 80 л.с. — не бог весть какие, да и хода подвесок в 170 мм по меркам класса умеренные. Тем не менее, байк получился приятный — комфортный на разбитой дороге и с консервативными проверенными решениями.
Нечто еще более необычное? Пожалуйста! Летом 2018 года всемирную сеть буквально взорвало известие, напоминающее первоапрельскую шутку — компания Harley-Davidson, всю свою сознательную жизнь занимавшаяся круизерами, анонсировала тяжелый турер Pan Americana.
Такого прежде не было никогда! Участники мотосообщества принялись насмешливо интересоваться, получит ли новинка обязательный для «Харли» ременный привод заднего колеса и огромный старорежимный «воздушник». Нет, не получит — за Pan America зарезервирован 1250-кубовый V-твин Revolution Max мощностью 145 лошадей с жидкостным охлаждением и балансирным валом, полуактивная подвеска и цепной привод. Байк планировали запустить в конце нынешнего года, но, очевидно, старт самому необычному и неожиданному Harley-Davidson дадут в начале 2021-го.
Путешествовать по вселенной турэндуро можно бесконечно долго, но мы отметим главное — сегмент эдвенчер-байков включает в себя условно две категории. Первая представлена техникой для езды по направлениям с твердым покрытием, а во вторая — более серьезно подготовленными машинами. Для приключений и новых открытий подойдут обе! Отмечайте точку на карте, прокладывайте маршрут, садитесь на байк и, слушая пульсацию двигателя, отправляйтесь в дорогу. В конце концов, все будут ездить на эндуро!