Крутые внедорожники, о которых все забыли
Еще недавно их считали героями, а сейчас в пору удивиться, что они вообще появились в свое времяMercedes-Benz ML 55 AMG
Во второй половине девяностых сегмент роскошных SUV расцвел буйным цветом. Cadillac представил Escalade, у Lincoln появился Navigator, Lexus превратил Toyota Land Cruiser 80 в престижный LX 450, а линейку Infiniti пополнил эффектный QX4, в девичестве Nissan Pathfinder. Mercedes-Benz не остался в стороне и выкатил абсолютно новый ML с рамой и постоянным полным приводом. Широкую палитру открывали простачки-скромники c четырехцилиндровым бензиновым «два и три» и механической коробкой передач. На противоположном ее конце обосновался настоящий «альфа» и один из родоначальников клана быстроходных внедорожников — свирепый ML 55 AMG. Мир познакомился с ним в 1999 году.
Спортивное подразделение сделало ставку на надежнейший 5,0-литровый двигатель Mercedes-Benz M113 с тремя клапанами на цилиндр от седана S 500 (W220) и родстера SL 500 (R129). Штатный коленвал заменили на кованный длинноходный, благодаря чему рабочий объем вырос до 5,4 литра. Доработан впускной тракт, установлены облегченные распредвалы и упрочненные клапанные пружины. На выходе — 347 л.с. против 272 л.с. у отнюдь не слабого ML 430 с 4,3-литровой «восьмеркой».
Мощь держали в узде спортивные амортизаторы, шины размерностью 285/50 R 18, передние тормозные диски диаметром 13,6 дюйма с четырехпоршневыми суппортами и задние 13,5-дюймовые. Более двадцати лет назад американское издание Car & Driver протестировало новорожденного и получило серьезные цифры. Спринт до 97 км/ч (60 миль/ч) занял 6,8 секунды, максимальная скорость — 227 км/ч. Кроме того, немецкий экспресс показал себя комфортабельным и благовоспитанным — прошивал связки загородных виражей где-то в Северной Каролине с минимальными кренами.
BMW X5 4,6iS и 4,8iS
Еще недавно армады BMW X5 первого поколения (E53) хозяйничали в больших российских городах, а сейчас их ряды поредели. Ухоженные экземпляры без «колхоза» и стоящих домиком задних колес встречаются нечасто. Увидеть воочию «горячие» версии 4.6is и 4.8is с двигателями V8 еще сложнее.
X5 стартовал в 1999-м. Топовый 4.6is компания взрастила несколькими годами позже. Главная фишка соперника Mercedes-Benz ML 55 AMG — 4,6-литровая «восьмерка» M62TUB46 на основе агрегата M62TUB44. Баварские мотористы увеличили диаметр цилиндра и ход поршня с 92 мм и 82,7 мм до 93 мм и 85 мм соответственно. Впускные и выпускные распредвалы с измененным профилем кулачков добавили в характер специй. Степень сжатия выросла на 0,3, до 10,5:1. Доработанное «железо» контролируется электронным управляющим блоком с более агрессивной, чем у двигателя «четыре и четыре» прошивкой.
Мачо-паркетник с низкими хищными бамперами и широченными шинами (275/40 R 20 спереди и 315/35 R20) сзади по сей день учащает сердцебиение зрителя. Он выглядит так, словно под кузовом скрывается шасси суперкара. Потенциал оправдывает аналогии. Отдача «восьмерки» — 345 л.с. Разгон до 100 км/ч примерно за 6,5 секунды. Перенастроенные пружины и амортизаторы, а заодно другие стабилизаторы поперечной устойчивости в данном случае насущная необходимость.
На Франкфуртском мотор-шоу осенью 2003 года BMW представила модернизированный X5. Снаружи кроссовер изменился незначительно, чего не скажешь про его начинку. Дифференциальный полный привод сменила система xDrive с отбором тяги на переднюю ось многодисковой муфтой. Моторы серии M62 ушли в отставку — эстафету перехватили восьмицилиндровые N62 с фазовращателями Double VANOS на впускных и выпускных распредвалах.
На смену 4.6is пришел могучий 360-сильный 4.8is с шестиступенчатым «автоматом» вместо пятиступенчатого у предшественника. Похоже, BMW не преследовала цель обогнать Porsche Cayenne Turbo (450 л.с., 5,3 секунды до сотни) и осознавала место своего творения в пищевой цепочке. Вполне комфортабельный «икс» хоть и уступал 0,8 секунды, но позволял отлично сэкономить при покупке.
Volkswagen Touareg V10 TDI и 6,0 W12
Злые языки утверждают, что Porsche Cayenne — это всего-лишь очень дорогой «Туарег». Суждение, конечно, ошибочное из-за слишком узкой трактовки понятия «платформа». Различия прослеживаются даже на уровне модификаций. Например, у Porsche отродясь не бывало V-образного десятицилиндрового турбодизеля объемом 5,0 л.
Алюминиевый агрегат с внутризаводским индексом AYH развивает 313 л.с. и прорву крутящего момента — 750 Нм при 2000 об/мин. У него два клапана на цилиндр, пара турбокомпрессоров с регулируемым направляющим аппаратом и привод газораспределительного механизма не ремнем и не цепью, а зубчатыми передачами. Проще говоря, работой ГРМ заведуют шестеренки.
Touareg V10 TDI зверски тяговит. Настолько, что утащит за собой Boeing 747 — проверено затейниками из Fifth Gear. В моменты, когда не нужно изображать из супергероя он буднично набирает 100 км/ч за 7,8 секунды. Появившийся в 2007-м Touareg R50 (350 л.с. и 850 Нм) привозил ему 1,1 секунды и в свою очередь не мог ничего противопоставить супероружию — очень редкая модификации с 6,0-литровым бензиновым мотором W12 (450 л.с. и 600 Нм) из арсенала представительского седана Phaeton.
Втопите правую педаль, и линия горизонта прыгнет к лобовому стеклу. Стрелка спидометра взлетит с легкостью истребителя на форсаже и начнет отсчитывать вторую сотню через 5,9 секунды после старта. Говорите, по современным меркам отнюдь не космос? Зато какой «приход» со средних скоростей! На автобане экстремальный Touareg готов поддерживать 250 км/ч и остается довольно серьезным внедорожником.
Audi Q7 V12 TDI
Раз уж Volkswagen использовал дизель «всего» с десятью котлами, то Audi просто обязана была пустить в ход орудие потяжелее. Шестилитровое чудище с маркировкой CCGA — такой же эксклюзив бренда, как вольфсбургский V10 и наддувные бензиновые «восьмерки» у Porsche.
По сути V12 — это две сращенные 3,0-литровые «шестерки». Диаметр цилиндра и ход поршня у моторов одинаковые (83 мм и 91,4 мм соответственно). При этом гигант чрезвычайно компактный: он превосходит 4,2-литровый V8 TDI по длине всего на 166 мм. Давление двух турбокомпрессоров с изменяемой геометрией — до 2,7 бар.
Первый дизельный V12 в легковом автомобиле генерирует полтысячи лошадиных сил и колоссальные 1000 Нм при 1750–3250 об/мин. На бумаге разгон занимает 5,5 секунды, максимальная скорость ограничена электроникой на 250 км/ч, а обещанный средний расход топлива укладывается в 11,3 л/100 км.
Система постоянного полного привода распределяет тягу между передней и задней осью в пропорции 40:60. Вряд ли среди владельцев супер-Q7 найдется много любителей упиваться бодрящими заднеприводными нотками в боковых скольжениях. Скорее, им по душе вариативность настроек электронноуправляемых амортизаторов и пневматической подвески. А заодно осознание того, что тормозная система с 20-дюймовыми углерод-керамическими дисками, передними восьмипоршневыми и задними четырехпоршневыми суппортами остановит даже товарный поезд.
Если Audi хотела создать царь-кроссовер, то определенно выполнила поставленную задачу. Другой вопрос — целесообразность проекта. Как бы то ни было, Q7 V12 TDI является отголоском прекрасной эпохи, когда инженеры творили самозабвенно и без оглядки. Потому что хотели и могли.
Jeep Grand Cherokee SRT8
Легендарный Grand Cherokee 5.9 Limited (ZJ) конца девяностых годов оказался неплохой разминкой компании Jeep перед созданием эпохального SRT-8 на базе модели третьего поколения (WK). Последний дебютировал на Нью-Йоркском автосалоне 2005 года и до сих пор готов дать бой оппонентам.
Припавший к земле «волк в овечьей шкуре» отличается от обычного Grand Cherokee спортивными бамперами, накладками на пороги, шинами шириной 255 мм и 285 мм, а также двустволкой глушителя сзади по центру. Рядом со стандартным WK он выглядит настоящим злодеем. Антигероем, мечтающим захватить мир. Собственно, для этого у него имеется все необходимое — безумно звучащая 6,1-литровая нижневальная «восьмерка» Hemi мощностью 426 л.с., доработанная подвеска с амортизаторами Bilstein, система постоянного полного привода.
В свое время SRT8 шокировал журналистов Car & Driver своей яростью. Еще бы! Совершенно стандартный внедорожник ускоряется до 97 км/ч за 4,5 секунды и в дрэге способен здорово портить нервы обладателям спорткаров типа BMW M3 (E92). Чуть позже выяснилось, что экстремальный Grand Cherokee в состоянии «с завода» — это лишь первая стадия безумия. SRT8 наделен огромным потенциалом для тюнинга и с системой наддува готов выдать четырехзначную мощность.
Компания выпустила 14 921 экземпляр SRT8. В России они встречаются, но после выхода следующего поколения (WK2) отошли на второй план.
Chevrolet Trailblazer SS
«Горячий» пикап Dodge Ram SRT-10 на исторической родине кличут Viper truck за унаследованный у суперкара мотор V10 и соответствующую эстетику. Странно, что Chevy Trailblazer SS 2006–2009 годов не называют Corvette SUV. — это было бы справедливо и заслуженно. Под его капотом клокочет 6,0-литровая алюминиевая «восьмерка» LS2 с одним нижним распредвалом и двумя клапанами на цилиндр от всемирно известного спорткара.
Двигатель перекочевал на среднеразмерник практически в первозданном 400-сильном исполнении. На «Корвете» C6 и Pontiac GTO он чуть мощнее из-за переделанного впуска и выпускного тракта. SS довольно скромен эстетически для автомобиля со столь яркой технической харизмой. Ни спойлеров, ни раздутых колесных арок. Только видоизменененные бамперы, «чистые» боковины кузова, уменьшенный дорожный просвет. Разумеется, в боекомплект входят спортивные пружины и амортизаторы, измененные стабилизаторы поперечной устойчивости, жесткие сайлентблоки, покрышки шириной 255 мм и тормоза помощнее.
По данным журнала Car and Driver, SS ускоряется до 97 км/ч за 5,4–5,5 секунды в зависимости от типа привода. Достойно, хотя и на целую секунду позади Grand Cherokee SRT8 из-за нерасторопного «автомата» с четырьмя передачами. Тираж модификации — 26 441 экземпляров.
Dodge Durango Shelby SP-360
Shelby SP-360 — это Durango первого поколения на жестком курсе стероидов. Максималист и агрессор. Неизвестный герой в ливрее а-ля ранний Viper GTS и прадед Grand Cherokee SRT Trackhawk. А еще большущая редкость: первоначально планировали выпустить три тысячи штук, а в итоге собрали... триста.
В прошлой жизни крутой тип был обычным «траком» на платформе пикапа Dakota с рамой, задним неразрезным мостом и кондовым салоном. Попытки превратить его в спорткар напоминают заправку трактора 100-м бензином, хотя в 1999 году «Дюранго» выглядел отнюдь не плохой основой для постройки буйно помешанного SUV.
Модификацию с самым большим в гамме двигателем V8 Magnum объемом 5,9 литра проапгрейдили механическим нагнетателем Kenne Bell, доработанным впуском, хедерами (равнодлинными выпускными коллекторами), перепрошитым ЭБУ и другими радостями жизни.
Отраженные в названии 360 л.с. против 245 стоковых — серьезнейшая заявка на победу для конца девяностых! Часть их наверняка вязла в гидротрансформаторе четырехступенчатого автомата, но, тем не менее, на тестах издания Motor Trend внедорожник разогнался до 97 км/ч за 6,7 секунды на зависть некоторым спорткупе. Назвать его «летающей кувалдой» справедливо лишь отчасти — амортизаторы Eibach, более жесткие соединения в подвеске и передние тормоза с шестипоршневыми суппортами определенно вносили толику благородства и предсказуемости в ездовые манеры.
Saleen XP8
Вторая итерация среднеразмерного рамного Ford Explorer ассоциируется с чем угодно, только не со скоростью, драйвом и адреналиновыми инъекциями. Стив Салин и ателье Saleen Automotive исправили ситуацию. Они перекроили SUV в маслкар. Напористый, дерзкий и завывающий механическим нагнетателем, словно отнюдь не доброе привидение.
Центробежный компрессор неплохо взбодрил 4,9-литровую нижневальную «восьмерку», которая, похоже, застала генерала северян Улисса Гранта и сражение под Геттисбергом. Отдача выросла с 213 л.с. до 290 л.с. С полусонным четырехступенчатым «автоматом» XP8 разменивает сотню секунд за восемь. Ему бы механическую коробку передач от Mustang…
В любом случае Saleen выжала из конструкции Explorer все, что могла. Перечень апгрейдов комплексный — спортивные пружины и амортизаторы, понижение дорожного просвета на два дюйма, толстые стабилизаторы поперечной устойчивости, передние 13-дюймовые тормозные диски с четырехпоршневыми суппортами, аэродинамический обвес в фирменном салиновском стиле, золотистые магниевые диски диаметром 18 дюймов с шинами размерностью 255/55 R18 .
Встретить XP8 очень сложно даже на исторической родине. С 1998 по 2001 год тюнеры переделали порядка 125 «Эксплореров». И даже не спрашивайте, сколько из них уцелело.
FPV F6X 270
Если вам вдруг привиделся мутировавший кроссовер Ford Escape или Freestyle, то немедленно покайтесь: здесь у нас Territory, настоящий австралийский автомобиль! Не результат банального бэйдж-инжиниринга, а оригинальный продукт на общей платформе с безвременно почившей линейкой Falcon. Шасси разработано усилиями местного филиала компании. Рядная «шестерка» Barra объемом 4,0 литра в атмосферном и наддувном варианте тоже своя — на европейских или американских машинах ее не встретишь.
О размахе деятельности ныне несуществующего Ford Australia красноречиво говорит спортивное подразделение FPV (Ford Performance Vehicles), которое в структуре производителя было эквивалентно AMG и M GmbH. Оно дорабатывало «Фэлконы» и не обошло вниманием Territory. Модифицированный кроссовер с заряженным мотором Barra получил название F6X 270. Цифра указывает на мощность в привычных для австралийцев киловаттах. «По нашему» это 367 л.с. Крутящий момент — 550 Нм.
С постоянным полным приводом и шестиступенчатым автоматом паркетник набирал сотню за 5,9 секунды. Жаль, редкий петролхед мог насладиться динамичной и очень недешевой версией. На момент снятия с производства в начале 2009 года дивизион выпустил всего-навсего 251 экземпляр.
HSV Avalanche
Имя Avalanche неразрывно ассоциируется с большим пикапом Chevrolet, но сегодня речь пойдет о его тезке из Австралии — шустром приподнятом универсале от HSV (Holden Special Vehicles), спортивного отделения ныне несуществующей марки Holden. Он базируется на модели Adventra, ответвлении третьего поколения Commodore, в свою очередь построенном на адаптированном шасси Opel Omega B. Слишком сложно и запутанно? Что ж, welcome to the Land Down Under!
Самая крутая Adventra вооружалась… 5,7-литровым алюминиевым мотором V8 LS1 от Chevy Corvette C5 и четвертого поколения Chevy Camaro/Pontiac Firebird. Собственные, а затем и джиэмовские «восьмерки» — обычное дело для «Холденов». В спецификации для HSV Avalanche нижневальный агрегат выдавал 362 л.с. на зависть его американским носителям.
К сожалению, большой вес сыграл свою отрицательную роль: по информации Whichcar, пятиметровый «сарай» пробивает сотню за 7,1 секунды. Не так уж и быстро по нынешним меркам, но вполне шустро для середины нулевых и достаточно чтобы идти на равных с Porsche Cayenne S.