О них все забыли: Subaru без раллийной харизмы и трех «пятерок»
Вспоминаем автомобили «Плеяд», которые незаслуженно вычеркнуты из коллективной памятиНа сей раз мы вскроем пласт истории Subaru и прольем лучи холодного ноябрьского солнца на малоизвестные и забытые модели едва ли не самой своеобразной японской компании. Достопочтенный читатель наверняка подумал, что героями нашего повествования станет эффектное купе SVX или маленький легковой пикап BRAT (Bi-drive Recreational All-terrain Transporter)? Отнюдь! Речь пойдет о куда менее известных машинах.
Subaru 1000
Любая легенда имеет свое начало — Бэтмен и Росомаха не дадут соврать. Но Subaru круче любого фантастического героя, поскольку ее история знала целых две точки отсчета. Первой было рождение бренда и дебют модели 360 в 1958 году. Второй рассвет забрезжил вместе с разработкой автомобильчика Subaru 1000 и формированием особых инженерных принципов, ставших визитной карточки продукции. C этой модели началось то самое «Созвездие плеяд» с оппозитными двигателями, которое знают во всем мире.
Проектируя новинку, инженерам пришлось переключиться с заднемоторной заднеприводной компоновки, отличавшей кей-кары 360 и Sambar, в пользу передних ведущих колес, а заодно пристально изучить оппозитные агрегаты Porsche, DKW и даже оценить архитектуру печально известного Chevrolet Corvair. Индекс названия намекал на диковинный «литровый» мотор EA52, который по факту был всего лишь 977-кубовый и развивал 55 лошадиных сил. «Упряжь» скромная, но и груз не из тяжелых — автомобиль имел длину 3930 мм и весил смехотворные 695 кг.
Продажи Subaru 1000 начались 14 мая 1966 года. Линейка включала в себя седан, универсал и даже купе. Спустя три года после появления она передала эстафету модели 1100, известной за океаном под именем FF-1 Star. За ней последовала модернизированная гамма FF-1 G, которая получила 1,3-литровый двигатель, а заодно удивляла полностью независимой торсионной подвеской и реечным рулевым управлением.
Subaru Rex
Кей-кар, пришедший в начале семидесятых на смену малышу R-2, — очень интересный представитель марки, чья анатомия радикально расходится с зашитыми в подсознание представлениями о том, какой должна быть истинная Subaru. В особенности, это относится к модели первого поколения, которая выпускалась с 1972 по 1981 год. Если доведется встретить очаровательную кроху где-нибудь в Осаке или Токио, то постарайтесь не споткнуться об нее — длина ранней версии для внутрияпонского рынка укладывалась в 3 метра, а ее масса составляет около полутонны. Более поздние исполнения крупнее и тяжелее, но не намного.
Другой сюрприз микрохэтчбеков и седанов заключается в компоновке. Во-первых, никакого оппозитного мотора у них нет, а есть рядный двухцилиндровый моторчик объемом от 356 до 544 «кубиков» в зависимости от года выпуска. Агрегат скрывается от любопытных глаз в… заднем свесе. Доступ обеспечивается посредством откидной крышки в бампере. Как тебе такое, великий и могучий EJ207?
Модель второго поколения (1981–1986 годов выпуска) вышла на рынок в полностью перекроенном виде. Двигатель объемом 544 куб. см переехал в подкапотное пространство и даже разжился версией с турбонагнетателем. Для европейских стран малыш получил 665-кубовую «двойку» и сменил имя на Subaru 600. В гамме его преемника (1986–1992 годов выпуска) появились также рядные четырехцилиндровые моторы, а турбонагнетатели уступили место механическим компрессорам. «Рексы» до самого конца своей карьеры по понятным причинам оказались обделенными оппозитными агрегатами, но опциональный полный привод у них, как у истинных японских деликатесов, представьте себе был — им могли похвастаться представители второй и третьей генерации. Более того, в 1987-м появилась схема фулл-тайм с задним самоблокирующимся дифференциалом!
Subaru FE Coupe
Среди всех неизвестных Subie маленькое купе из конца семидесятых впору считать настоящим «мистером Икс». Модель FE Coupe вызывает удивление у прожженных адептов марки и теплые ностальгические чувства у немногочисленных бывших владельцев. Опыт эксплуатации говорит о надежности автомобиля и высокой топливной экономичности, которая фактически была одним из главных смыслов его существования. Как-никак аббревиатура FE расшифровывается не иначе как Fuel Efficient.
Купе оснащалось 1,6-литровой оппозитной «четверкой» с увеличенной степенью сжатия, которая действительно нюхала бензин. Свой вклад в умеренный аппетит вносила аэродинамика кузова с ниспадающей задней частью. Согласно заводским данным, FE потреблял на трассе 4,7 л/100 км, а в городском цикле довольствовался 7,1 л/100 км. В действительности автомобильчик оказывался чуточку прожорливее. Как вспоминает один из его владельцев, за пять лет эксплуатации ему не удалось опустить расход бензина ниже 5,8 литра на сотню. Как же этот бедняга, наверное, страдал...
Subaru Libero/Domingo
Один только вид крошечного микроавтобуса способен разогнать свинцовые тучи над головой, наполнить солнечным светом самый пасмурный день и превратить взрослого в ребенка! Гарантируем, что вам непременно захочется погладить очаровательный Subaru по лобовому стеклу или утащить его за собой на веревочке, словно огромную игрушку! А какие еще эмоции и желания можно испытывать рядом с однообъемником длиной 3425–3525 мм в зависимости от поколения шириной менее полутора метров и при этом почти двухметрового «роста»?
Малыш, известный у себя на родине под именем Domingo и называвшийся Libero в Европе, производился он с 1983 по 1998 год — за это время сменилось два поколения. Впрочем, эти биографические подробности не столь важны, как технические особенности. Дело в том, что перед нами очередной «ненастоящий» Subaru! И у него вновь не оппозитный двигатель, без которого совершенно немыслимо творение «Созвездия плеяд» — в подполье задней части кузова устанавливалась рядная «тройка» серии EF объемом 1,0 и 1,2 литра, известная по хэтчбеку Justy и не позволяющая микровэну вписаться в стандартизированные рамки категории кей-каров. К слову, по длине он тоже не проходил сквозь сито национального норматива.
Доступ к двигателю открывается через облицовку бампера и настил в багажнике. Конечно, интересно было бы видеть микровэн с мотором-«боксером», навевающий компоновочные ассоциации со знаменитым Volkswagen Type 2, но что в данном случае выросло, то и выросло. Зато в списке опций числился полный привод! Модель первого поколения шла с простой схемой парт-тайм (бездифференциальное подключение передней оси), а вторая серия микровэна обрела систему с вискомуфтой.
Subaru Alcyone
Покажите футуристического звездного странника разным людям и попробуйте выведать у них о его происхождении. Полагаем, вы в ответ услышите гипотезы о том, что это «какая-то Honda» или «нечто, похожее на старую Toyota». Варианты про Subaru с высокой долей вероятности никто не озвучит, а жаль. Alcyone (в США — XT) стал один из самых необычных и эффектных автомобилей за всю историю бренда, сыгравший немалую роль в изменении его имиджа.
Предшественник купе Alcyone SVX, производившийся с 1985 по 1991 году, продемонстрировал миру, что маленькая японская фирма способна производить не только практичные машины, но готова вторгнуться в сегмент спорткаров, оперативно отреагировав на дизайнерские и инженерные тенденции, а порой и обгоняя время. Граненый клиновидный кузов спустя десятилетия выглядит не столь привлекательно как в годы своей молодости, однако ему по сей день есть, чем удивить! Огромный 22-дюймовый «дворник», в состоянии покоя находившийся ниже кромки капота и другие ухищрения позволили добиться сенсационно низкого коэффициента аэродинамического сопротивления 0,29 — как у гиперкара Porsche 918 Spyder из XXI века!
Оформление салона смело и дерзко эксплуатировало тему авиации и футуризма. Цифровые панели и характерный дизайн уже вошли в моду, но Alcyone все равно выбивался из общего ряда количеством кнопок. На подиумах позади руля с L-образной ступицей красовалось 18 клавиш, а их общего количества хватило бы на пару-тройку малолитражек.
Хватало и интересных инженерных решений. Оппозитная «турбочетверка» объемом 1,8 литра мощностью до 135 лошадиных сил, электронное управление двигателем и автоматической коробки передач, пневматическая подвеска с возможностью регулировки высоты дорожного просвета и опциональный полный привод в эффектной «упаковке» — таких Subaru миру еще видеть не доводилось! В 1988 году появилась модификация, заряженная 2,7-литровым оппозитным шестицилиндровым двигателем (145 сил) и электрогидравлическим рулевым управлением с переменным усилием. Несмотря на обилие технологий Subaru Alcyone никогда не мог сравниться по популярности со своими земляками в лице той же Mazda RX-7 или Nissan Z. В Японии об автомобиле, очевидно, слышали немногие — на внутренний рынок попало всего лишь 8170 машин из 98 918 произведенных экземпляров.
Subaru Leone RX Turbo
Предшественницу Impreza не назвать забытой моделью «Созвездия плеяд», хотя некоторые интересные факты из ее биографии нынче преданы забвению. Именно с первого поколения Leone, а, именно, с модификации универсала 1972 года, началась история полного привода Subaru. Линейка второй генерации отметилась первой в истории японского автомобилестроения модификацией, сочетающей полный привод и автоматическую коробку передач. Наконец, третья итерация Leone сражалась в мировом раллийном первенстве — в качестве базы для боевого А-группового автомобиля использовалась «заряженная» модификация RX Turbo, предлагавшаяся гражданским пользователям в форм-факторе седана и трехдверного купе с панорамным задним стеклом.
Самурай был вооружен, согласно представлениям марки об инженерном совершенстве. Оппозитная наддувная «четверка» объемом 1,8 литра с распредвалом в каждой головке блока цилиндров развивала 135 сил и распределяла тягу на все четыре колеса посредством пятиступенчатой механической коробки передач и постоянного полного привода с самоблокирующимся задним дифференциалом. Прибавьте сюда массу едва за тонну и… не такая уж и скучная картина вырисовывается, не правда ли? Особенно, если представить, что на дворе конец восьмидесятых. Жаль только, проверить догадки будет сложно — RX Turbo нынче днем с огнем не сыщешь.
Subaru Impreza Casa Blanca
Магическое словосочетание Subaru Impreza вызывает совершенно определенные и неизменные ассоциации. Огромная «ноздря» на капоте под горизонтально расположенный интеркулер, золотые колесные диски и еще более золотые тормозные суппорты Brembo, массивное антикрыло на крышке багажника, пронзительно-синий цвет и артиллерийская пальба из выпускного тракта, заставляющая сердце биться чуть быстрее. Разумеется, не все «Импрезы» стремятся походить на раллийную технику, а одна из самых необычных модификаций и вовсе умудрилась обойтись без турбонагнетателя, межосевого дифференциала с возможностью выбора степени блокировки и прочих радостей жизни.
Она называется Casa Blanca, взирает на мир круглыми фарами с хромированными окантовками и поражает сильнее сюжета некоторых японских комиксов. В качестве отправной точки был взят универсал первого поколения с 1,5-литровой безнаддувной «четверкой», который подвергся «искусственному старению». Результат здорово напоминает творения тюнеров Mitsuoka и, чего греха таить, не менее противоречив и своеобразен. Оформление боковин кузова осталось неизменным, а потому контрастирует с нарочитым ретро-стилем передней части. В стандартные места задних фонарей интегрированы заглушки с круглыми стоп-сигналами и указателями поворотов, которые, очевидно, тоже должны вызывать ассоциации с классическими машинами. Для Страны восходящего солнца подобные дизайнерские решения являются нормой, но остальной мир смотрит и диву дается.
Все 5 тысяч выпущенных экземпляров Casa Blanca были ориентированы на внутренний рынок. В России диковинные универсалы изредка встречаются — количество их поклонников у нас явно невелико.
Subaru R1/R2
Индекс R1 неизменно ассоциируется с культовым «литровым» спортбайком Yamaha YZF-R1, но вот сюрприз — его, оказывается, носит еще один внутрияпонский «неправильный» Subaru, больше напоминающий огромную детскую игрушку, чем автомобиль в традиционном понимании. Все потому, что «эрка» является трехдверным кей-каром и родственником чуть более вместительной пятидверной модификации R2. Если природа наделила вас богатырскими размерами, то автомобиль длиной от 3285 мм и шириной 1475 мм будет отлично сидеть по вашей фигуре, словно костюм из ателье индпошива.
За рулем R1/R2 вы не услышите фирменное и так любимое почитателями марки «бу-бу-бу», которым Subaru, обделенные равнодлинными выпускными коллекторами, оглашают кварталы. Согласно действующим правилам сегмента kei-cars, кроха имеет всего-навсего 658-кубовую рядную «четверку», зато не только в атмосферном исполнении, но и с механическим нагнетателем. За период производства с 2005 по 2010 год автомобильчик комплектовался исключительно вариатором и позволял клиентам выбрать между передним и полным приводом.
Оппозитный двигатель, продольная компоновка силового агрегата и система полного привода — фундамент инженерной харизмы и самобытности бренда. Кей-кар ей явно не может похвастаться, однако это обстоятельство не смутил технических гуру из британской компании Prodrive. Они разглядели в R1 настоящего бойца и превратили его в P2 — боевой прототип с двигателем от WRX STI мощностью 350 лошадей, полностью индивидуальным кузовом с дизайном от стилиста McLaren F1 Питера Стивенса и разгоном до 97 км/ч (60 миль/ч) за 3,8 секунды. Эти парни всегда умели «готовить» Subaru!