Опубликовано 12 августа 2013, 16:33
8 мин.

Кто это сделал?

10 забытых творений маэстро Джорджетто Джуджаро
На прошлой неделе, 7 августа, один из величайших автомобильных дизайнеров отметил юбилей: Джорджетто Джуджаро исполнилось 75 лет. Сегодняшний автомобильный ландшафт невозможно представить без машин, вышедших из-под его руки. Но помимо успешных моделей — вроде Volkswagen Golf и Lotus Esprit — были у Джуджаро автомобили, которые редко ассоциируются с его именем. Одни были незаслуженно забыты, другие почему-то так и остались в тени, несмотря на всю свою гениальность.
Фото студии Italdesign
Фото студии Italdesign

На прошлой неделе, 7 августа, один из величайших автомобильных дизайнеров отметил юбилей: Джорджетто Джуджаро исполнилось 75 лет. Сегодняшний автомобильный ландшафт невозможно представить без машин, вышедших из-под его руки.

Volkswagen Golf и Volkswagen Passat, Lancia Delta и Alfa Romeo Brera, FIAT Punto и SEAT Ibiza, Lotus Esprit и Maserati Spyder. В портфолио великого итальянца, когда-то мечтавшего о карьере скульптора, немало успешных проектов. Но перечисленные модели и так у всех на слуху, поэтому «Мотор» решил вспомнить автомобили, которые редко ассоциируются с именем Джуджаро. Одни были незаслуженно забыты, а другие почему-то так и остались в тени, несмотря на всю свою гениальность.

Кто это сделал?

[center]– Bizzarrini Manta (1968) – [/center]

Джорджетто Джуджаро основал кузовное ателье Italdesign 13 февраля 1968 года. После многих лет плодотворной работы на Bertone, FIAT и Ghia, дизайнер наконец смог познать истинную свободу творчества. С открытием собственного ателье возможности самовыражения мастера ограничивались лишь временными рамками. Да и то, как показывает пример Bizzarrini Manta, не всегда. Дело в том, что с момента регистрации компании до открытия Туринского автосалона оставалось меньше полутора месяцев. Пропускать знаковую для ведущих автостилистов выставку было нельзя, но что можно подготовить в столь сжатые сроки? Или полный хлам, или настоящий шедевр!

Это кажется невероятным, но Джуджаро всего за 40 дней нарисовал и построил концепт-кар. Причем Manta представляла собой новое слово в компоновке автомобильных кузовов: Джуджаро рискнул сделать однообъемное купе!

Новаторские решения здесь повсюду. Удивляет и скульптурная пластика кузова – те же жабры возле лобового стекла, – и практически прямая восходящая линия, стартующая от переднего бампера и заканчивающаяся на крыше. Редкий по меркам спорткара большой внутренний объем позволил сделать купе без скидок трехместным, причем водитель сидел строго посередине. Ну а расположенный в базе 330-сильный V8 от Chevrolet без труда разгонял машину до 330 километров в час.

Кто это сделал?

[center]– Maserati Bora (1969) – [/center]

Обычно имя Bora в автомобильном лексиконе ассоциируется с компакт-седаном от Volkswagen. Но в 70-х существовала другая, куда более крутая, мощная и красивая Bora, украшенная фирменным трезубцем Maserati.

Для фирмы из Болоньи Bora стала первым среднемоторным купе, а для Джуджаро – своеобразным пропуском в высший свет "коуч-билдинга". Конечно, знаменитым дизайнером он прослыл задолго до этого, однако контракт на разработку спортивного "Мазерати", в борьбе за который Джорджетто обошел другого именитого кутюрье – Пьетро Фруа, сразу сделала имя и кассу тогда совсем еще молодому ателье Italdesign.

Кто это сделал?

Смелые рубленные линии, мощная центральная стойка, подрезанная лаконичная корма – в любой даже мельчайшей детали Bora сквозит сбалансированная эстетика спорткара. К слову, свое имя, позаимствованное у сильного и порой разрушительного северного ветра, "Бора" оправдывала поистине чумовой динамикой. Двигатель V8 мощностью 310 лошадиных сил разгонял купе до 260 километров в час – для серийного спорткара рубежа 60-70-х это было чертовски быстро!

Кто это сделал?

[center]– Hyundai Pony (1974) – [/center]

Принято считать, что Volkswagen Golf первого поколения, дебютировавший в 1974-м, не просто знаковая работа Джуджаро, но автомобиль, определивший развитие индустрии на десятилетия вперед. Но знаете ли вы, что непримечательный с виду хэтчбек с именем Pony сыграл не меньшую роль в становлении такого гиганта как Hyundai Motor?

По сути, с этой модели начинается сегодняшняя глава в истории корейской автомобильной промышленности. Вся летопись Hyundai разделена на "до" и "после" Pony. Когда в начале 70-х представители фирмы из Сеула встретились с Джорджетто, они попросили сделать дизайн будущей модели по возможности консервативным. Pony должен был стать не прорывом, а лишь фундаментом для последующего прорыва. Построенная на шасси Mitsubishi Lancer, "маленькая лошадка", как и просили заказчики, получила классические обводы кузова.

Чистый, ненадуманный облик, избавленный от украшательств, не вызывал желания восторженно ахнуть, зато вполне гармонично смотрелся на фоне погодков от Toyota, Renault, Opel и Ford. Впервые Pony представили на туринском салоне 1974 года, а спустя два года этот хэтч стал первым автомобилем Hyundai, вышедшим на мировой рынок.

Кто это сделал?

[center]– Hyundai Pony Coupe (Asso di Fiori) (1974) – [/center]

Не правда ли, этот автомобиль что-то напоминает. Что-то очень известное... Вы абсолютно правы.

Дизайн-проект Hyundai Pony Coupe к корейской марке имеет крайне опосредованное отношение. Да, конечно, в основе концепта лежит шасси от Pony-хэтча, но изначально этот автомобиль создавался как независимый проект студии Italdesign. Однако накануне туринского салона 1974 года руководство Hyundai внезапно решило, что и эта разработка Джуджаро должна носить корейское имя. Корейцы и итальянцы ударили по рукам. Правда, к тому моменту пресс-релизы Italdesign, в которых элегантный концепт именовался Asso di Fiori, то есть "Крестовый туз", уже ушли в печать. Так что это вызвало некоторую сумятицу... пять лет спустя, когда Джуджаро представил еще один Asso di Fiori – прототип купе Isuzu Piazza.

Но давайте вернемся к нашей загадке... Взгляните на скупые и одновременно элегантные линии Pony Coupe. Обратите внимание на узнаваемый рисунок решетки радиатора, крашенные бампера и характерный силуэт. Не узнаете? Ведь именно этот концепт-кар стал основой для легендарного DeLorean DMC-12 – еще одного знакового творения Джуджаро! По сути все, что оставалось Джорджетто, – немного поиграть с пропорциями и масштабом Pony Coupe. Ну и конечно добавить двери а-ля "крыло-чайки".

Кто это сделал?

[center]– Asgard, Aspid, Aztec (1988) – [/center]

Туринское шоу 1988 года превратилось в бенефис Italdesign. К 20-летнему юбилею компании Джуджаро подготовил не один, а сразу три концепта – как принято говорить, один краше другого. Родстер Aztec, купе Aspid и минивэн Asgard бросили вызов самим основам автомобильного дизайна, вместо гладких обтекаемых поверхностей представив на суд зрителей графические, функциональные кузовные панели.

Кто это сделал?

В эпоху повального увлечения "Звездными войнами" хищные футуристические обводы шокирующего трио, помноженные на революционное "искривленное" остекление и аэродинамические излишества вроде экранов на задних колесах, смотрелись как никогда актуально. Но еще круче оказалась вынесенная на боковину панель управления. Здесь и клавиши для ввода секретного кода, открывавшего доступ в салон, и наружные датчики, и даже весьма продвинутый информационный интерфейс, управляемый как и положено в эпоху 80-х с помощью заранее заданных цифровых комбинаций. Вот уж действительно борт-компьютер!

Кто это сделал?

[center]– Subaru SVX (1992) – [/center]

"Впервые в истории автомобилестроения покупатели могут купить и ездить на концепт-каре!". Понятно желание совсем еще неизвестной в те годы компании Subaru заявить о себе погромче. Но знаете, в этой напыщенной рекламе купе SVX была не только самоуверенность молодого автопроизводителя.

Японцы и впрямь шли на риск, запуская концептуальный спорткар в серию практически без изменений. Между прочим, по меркам начала 90-х Subaru SVX, вобравший в себя черты многих предыдущих работ Джуджаро, смотрелся более чем смело. Самым же потрясающим оказалось революционное остекление кузова. Вся боковая поверхность, начиная от плечевой линии и заканчивая крышей, была прозрачной! Сдвижной, правда, оказалась только небольшая часть передних стекол – не самое практичное решение. Но уникальная внешность купе и великолепный обзор в любой проекции стоили того.

Кстати, Subaru SVX и ездила весьма недурно: 3,3-литровый бензиновый оппозитник мощностью 230 лошадиных сил катапультировал машину до 248 километров в час.

Кто это сделал?

[center]– Italdesign Columbus (1992) – [/center]

Начало 1990-х годов – период расцвета однообъемников. Джуджаро оказался в самом центре тренда, представив микроавтобус класса люкс. Вообще-то Columbus, названный в честь 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом, – больше, чем просто вэн. Внешность на стыке сумасшедших экспериментов Луиджи Колани и транспортных средств из фантастических блокбастеров – это только половина песни.

Другая – кузов выполненный из карбона, 5-литровый V12 от BMW, развивавший 300 лошадиных сил, полноприводная трансмиссия с четырьмя управляемыми колесами. Ну и двухпалубная компоновка салона – куда же без нее. Водитель восседал на настоящем троне, расположенном над двигателем по центру салона. По бокам – особо приближенные персоны, например, бортинженер и стюардесса. VIP-гости делят четыре роскошных кресла в заднем салоне. К их услугам телевизор и... видеомагнитофон!

Кто это сделал?

[center]– FIAT Lucciola (1993) – [/center]

Одного взгляда на фото хватит для десятка вопросов. Главный из которых: "Почему Matiz называется Fiat?". Но здесь нет ошибки. Перед нами доказательство того, что хороший дизайн обязательно найдет благодарного поклонника.

На самом деле, хорошо знакомый нам Daewoo Matiz начинал свой жизненный путь автомобилем совершенно другой марки. Собственно Джорджетто Джуджаро разрабатывал прототип нового городского FIAT Cinquecento. Однако очаровательный концепт-кар Lucciola (в переводе с итальянского "светлячок" или "бабочка") не приглянулся руководству фирмы из Турина. По счастью, талантливым проектом впоследствии заинтересовались боссы Daewoo, как раз искавшие замену для примитивной микролитражки Tico. И уж корейских бизнесменов дизайн "Луччиолы" удовлетворил на все сто.

Кто это сделал?

[center]– Italdesign Touareg (2000) – [/center]

Нет, к Volkswagen Touareg этот удивительный вездеход не имеет никакого отношения. Сходство исключительно в имени. В честь африканского кочевого племени этот концепт назвали далеко не случайно – ведь именно после поездки в Ливию Джорджетто задумал идеальный автомобиль для Сахары. Идеальный не только и не столько по потребительским качествам, сколько стилистически безупречно вписывающийся в культурный ландшафт пустыни. По крайней мере, в тот, каким он представляется цивилизованному европейскому взору.

Отчасти Italdesign Touareg похож на вездеход, собранный из детского конструктора в гигантском масштабе. На внешнее сходство работает и прочная рама из сварных труб, и кузовные панели из подштампованного и местами перфорированного алюминия. И "сетчатый" капот, который был полезен для охлаждения мотора и позволял любоваться классической брутальностью американского мотора V8.

Кстати, Touareg не являлся лишь изощренным упражнением в дизайне. Этот полностью функциональный прототип был подарен фотографу Хельмуту Ньютону, незадолго до этого снявшего для Italdesign скандальную рекламу в стиле "ню".

Кто это сделал?

[center]– Toyota Volta (2004) – [/center]

Крупнейший автопроизводитель планеты редко балует публику суперкарами. Даже концептуальными. Ну а на что тогда нужны кузовные ателье? На Женевском автошоу 2004 года Italdesign представил эффектный прототип Toyota Volta, названный в честь того самого итальянца, которому мир обязан изобретением аккумуляторов. Знаковый концепт-кар явно предвосхитил бум на гибридные суперкары, которые теперь появляются на рынке как грибы после дождя.

В качестве силовой установки специалисты Italdesign, спроектировавшие машину с головы до пят, использовали гибридный привод от Lexus RX400h — бензиновый V6, два электромотора плюс планетарная передача. Volta здорово пошумела в Женеве и наверняка Джуджаро рассчитывал, что японцы, польщенные вниманием "Лучшего дизайнера столетия", решат развивать проект и дальше.

Увы... Ухватившись за подсказанную идею и даже не сказав спасибо, Toyota начала самостоятельную разработку собственного суперкара, а Джуджаро через несколько лет крепко подружился с концерном Volkswagen.