Кто это сделал?
10 забытых творений маэстро Джорджетто Джуджаро/imgs/2015/03/09/02/97306/c30e7d690c26106b61f22a6ac92ecde35db37d1a.jpeg)
На прошлой неделе, 7 августа, один из величайших автомобильных дизайнеров отметил юбилей: Джорджетто Джуджаро исполнилось 75 лет. Сегодняшний автомобильный ландшафт невозможно представить без машин, вышедших из-под его руки.
Volkswagen Golf и Volkswagen Passat, Lancia Delta и Alfa Romeo Brera, FIAT Punto и SEAT Ibiza, Lotus Esprit и Maserati Spyder. В портфолио великого итальянца, когда-то мечтавшего о карьере скульптора, немало успешных проектов. Но перечисленные модели и так у всех на слуху, поэтому «Мотор» решил вспомнить автомобили, которые редко ассоциируются с именем Джуджаро. Одни были незаслуженно забыты, а другие почему-то так и остались в тени, несмотря на всю свою гениальность.
/imgs/2015/03/09/02/97307/22cb6acb681e685c9a4837f90991014bf1b7b2c4.jpeg)
[center]– Bizzarrini Manta (1968) – [/center]
Джорджетто Джуджаро основал кузовное ателье Italdesign 13 февраля 1968 года. После многих лет плодотворной работы на Bertone, FIAT и Ghia, дизайнер наконец смог познать истинную свободу творчества. С открытием собственного ателье возможности самовыражения мастера ограничивались лишь временными рамками. Да и то, как показывает пример Bizzarrini Manta, не всегда. Дело в том, что с момента регистрации компании до открытия Туринского автосалона оставалось меньше полутора месяцев. Пропускать знаковую для ведущих автостилистов выставку было нельзя, но что можно подготовить в столь сжатые сроки? Или полный хлам, или настоящий шедевр!
/imgs/2015/03/09/02/97310/7551573f19077e763950db120f9f6e0834ebdecb.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97309/d1565dffaed5e77bcce86b0c9c1a5ac7d82a73f1.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97308/1dfc3dd1227cfa07274c74d96450db5768b54d32.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97310/7551573f19077e763950db120f9f6e0834ebdecb.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97309/d1565dffaed5e77bcce86b0c9c1a5ac7d82a73f1.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97308/1dfc3dd1227cfa07274c74d96450db5768b54d32.jpeg)
Это кажется невероятным, но Джуджаро всего за 40 дней нарисовал и построил концепт-кар. Причем Manta представляла собой новое слово в компоновке автомобильных кузовов: Джуджаро рискнул сделать однообъемное купе!
Новаторские решения здесь повсюду. Удивляет и скульптурная пластика кузова – те же жабры возле лобового стекла, – и практически прямая восходящая линия, стартующая от переднего бампера и заканчивающаяся на крыше. Редкий по меркам спорткара большой внутренний объем позволил сделать купе без скидок трехместным, причем водитель сидел строго посередине. Ну а расположенный в базе 330-сильный V8 от Chevrolet без труда разгонял машину до 330 километров в час.
/imgs/2015/03/09/02/97311/9e90996232ce15b5783c6b240e01956c2cd66812.jpeg)
[center]– Maserati Bora (1969) – [/center]
Обычно имя Bora в автомобильном лексиконе ассоциируется с компакт-седаном от Volkswagen. Но в 70-х существовала другая, куда более крутая, мощная и красивая Bora, украшенная фирменным трезубцем Maserati.
/imgs/2015/03/09/02/97314/b2e1fc4c838f637705a3f60061f762fdac1d9c5d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97312/813229c8480d8b20d5d68ec6c7e0f0a65d65c98d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97313/73cc82ad9f19a0f1e50b689164adb74ccbb61e1a.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97314/b2e1fc4c838f637705a3f60061f762fdac1d9c5d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97312/813229c8480d8b20d5d68ec6c7e0f0a65d65c98d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97313/73cc82ad9f19a0f1e50b689164adb74ccbb61e1a.jpeg)
Для фирмы из Болоньи Bora стала первым среднемоторным купе, а для Джуджаро – своеобразным пропуском в высший свет "коуч-билдинга". Конечно, знаменитым дизайнером он прослыл задолго до этого, однако контракт на разработку спортивного "Мазерати", в борьбе за который Джорджетто обошел другого именитого кутюрье – Пьетро Фруа, сразу сделала имя и кассу тогда совсем еще молодому ателье Italdesign.
/imgs/2015/03/09/02/97315/4d2f13372aeff94c3a857851d78d937ba3f049ee.jpeg)
Смелые рубленные линии, мощная центральная стойка, подрезанная лаконичная корма – в любой даже мельчайшей детали Bora сквозит сбалансированная эстетика спорткара. К слову, свое имя, позаимствованное у сильного и порой разрушительного северного ветра, "Бора" оправдывала поистине чумовой динамикой. Двигатель V8 мощностью 310 лошадиных сил разгонял купе до 260 километров в час – для серийного спорткара рубежа 60-70-х это было чертовски быстро!
/imgs/2015/03/09/02/97316/f6a13740358ac547c978f92baa86dba3cf801891.jpeg)
[center]– Hyundai Pony (1974) – [/center]
Принято считать, что Volkswagen Golf первого поколения, дебютировавший в 1974-м, не просто знаковая работа Джуджаро, но автомобиль, определивший развитие индустрии на десятилетия вперед. Но знаете ли вы, что непримечательный с виду хэтчбек с именем Pony сыграл не меньшую роль в становлении такого гиганта как Hyundai Motor?
/imgs/2015/03/09/02/97318/3394b888e21e3d9f711e0d6246830c0d03e21253.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97317/c2a1a87809d445c6218eb2a859b23657f4be0a68.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97318/3394b888e21e3d9f711e0d6246830c0d03e21253.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97317/c2a1a87809d445c6218eb2a859b23657f4be0a68.jpeg)
По сути, с этой модели начинается сегодняшняя глава в истории корейской автомобильной промышленности. Вся летопись Hyundai разделена на "до" и "после" Pony. Когда в начале 70-х представители фирмы из Сеула встретились с Джорджетто, они попросили сделать дизайн будущей модели по возможности консервативным. Pony должен был стать не прорывом, а лишь фундаментом для последующего прорыва. Построенная на шасси Mitsubishi Lancer, "маленькая лошадка", как и просили заказчики, получила классические обводы кузова.
Чистый, ненадуманный облик, избавленный от украшательств, не вызывал желания восторженно ахнуть, зато вполне гармонично смотрелся на фоне погодков от Toyota, Renault, Opel и Ford. Впервые Pony представили на туринском салоне 1974 года, а спустя два года этот хэтч стал первым автомобилем Hyundai, вышедшим на мировой рынок.
/imgs/2015/03/09/02/97319/1a2634484bf534ec54c7a597fc20072e2732442b.jpeg)
[center]– Hyundai Pony Coupe (Asso di Fiori) (1974) – [/center]
Не правда ли, этот автомобиль что-то напоминает. Что-то очень известное... Вы абсолютно правы.
Дизайн-проект Hyundai Pony Coupe к корейской марке имеет крайне опосредованное отношение. Да, конечно, в основе концепта лежит шасси от Pony-хэтча, но изначально этот автомобиль создавался как независимый проект студии Italdesign. Однако накануне туринского салона 1974 года руководство Hyundai внезапно решило, что и эта разработка Джуджаро должна носить корейское имя. Корейцы и итальянцы ударили по рукам. Правда, к тому моменту пресс-релизы Italdesign, в которых элегантный концепт именовался Asso di Fiori, то есть "Крестовый туз", уже ушли в печать. Так что это вызвало некоторую сумятицу... пять лет спустя, когда Джуджаро представил еще один Asso di Fiori – прототип купе Isuzu Piazza.
/imgs/2015/03/09/02/97322/a8d6e338df5da4745135dc7cf0c9a01937941f86.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97320/7687f36de3b5bde1b0af9bfa6aa7765ec06b8f45.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97321/b3acf1791f578a0987ebaa904ef576dff534565d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97322/a8d6e338df5da4745135dc7cf0c9a01937941f86.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97320/7687f36de3b5bde1b0af9bfa6aa7765ec06b8f45.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97321/b3acf1791f578a0987ebaa904ef576dff534565d.jpeg)
Но давайте вернемся к нашей загадке... Взгляните на скупые и одновременно элегантные линии Pony Coupe. Обратите внимание на узнаваемый рисунок решетки радиатора, крашенные бампера и характерный силуэт. Не узнаете? Ведь именно этот концепт-кар стал основой для легендарного DeLorean DMC-12 – еще одного знакового творения Джуджаро! По сути все, что оставалось Джорджетто, – немного поиграть с пропорциями и масштабом Pony Coupe. Ну и конечно добавить двери а-ля "крыло-чайки".
/imgs/2015/03/09/02/97323/f36779b903fed675ce709837fd29a70193724915.jpeg)
[center]– Asgard, Aspid, Aztec (1988) – [/center]
Туринское шоу 1988 года превратилось в бенефис Italdesign. К 20-летнему юбилею компании Джуджаро подготовил не один, а сразу три концепта – как принято говорить, один краше другого. Родстер Aztec, купе Aspid и минивэн Asgard бросили вызов самим основам автомобильного дизайна, вместо гладких обтекаемых поверхностей представив на суд зрителей графические, функциональные кузовные панели.
/imgs/2015/03/09/02/97324/810dda707780f78f3d97a6e9dbdfae630a5d155d.jpeg)
В эпоху повального увлечения "Звездными войнами" хищные футуристические обводы шокирующего трио, помноженные на революционное "искривленное" остекление и аэродинамические излишества вроде экранов на задних колесах, смотрелись как никогда актуально. Но еще круче оказалась вынесенная на боковину панель управления. Здесь и клавиши для ввода секретного кода, открывавшего доступ в салон, и наружные датчики, и даже весьма продвинутый информационный интерфейс, управляемый как и положено в эпоху 80-х с помощью заранее заданных цифровых комбинаций. Вот уж действительно борт-компьютер!
/imgs/2015/03/09/02/97327/4982b1e59c5a3a817e08efe38bceecb19e3cf412.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97326/7ec12fc57905efbd4ec9fcb4b4feee2f010c99ec.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97325/29fddea1c075c5449737d66d800a28421cc027f1.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97327/4982b1e59c5a3a817e08efe38bceecb19e3cf412.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97326/7ec12fc57905efbd4ec9fcb4b4feee2f010c99ec.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97325/29fddea1c075c5449737d66d800a28421cc027f1.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97328/03c6fd60a54d8fbba4fd4be18d5617d82c920e5a.jpeg)
[center]– Subaru SVX (1992) – [/center]
"Впервые в истории автомобилестроения покупатели могут купить и ездить на концепт-каре!". Понятно желание совсем еще неизвестной в те годы компании Subaru заявить о себе погромче. Но знаете, в этой напыщенной рекламе купе SVX была не только самоуверенность молодого автопроизводителя.
/imgs/2015/03/09/02/97331/bcdc89c881e954295435c9f66f1b3e900ccada7a.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97330/835320a856259e9ca8a3a75da23dbda74ef237e4.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97329/ae9895784427d98acebed37cd850d6319ff4a6f5.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97331/bcdc89c881e954295435c9f66f1b3e900ccada7a.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97330/835320a856259e9ca8a3a75da23dbda74ef237e4.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97329/ae9895784427d98acebed37cd850d6319ff4a6f5.jpeg)
Японцы и впрямь шли на риск, запуская концептуальный спорткар в серию практически без изменений. Между прочим, по меркам начала 90-х Subaru SVX, вобравший в себя черты многих предыдущих работ Джуджаро, смотрелся более чем смело. Самым же потрясающим оказалось революционное остекление кузова. Вся боковая поверхность, начиная от плечевой линии и заканчивая крышей, была прозрачной! Сдвижной, правда, оказалась только небольшая часть передних стекол – не самое практичное решение. Но уникальная внешность купе и великолепный обзор в любой проекции стоили того.
Кстати, Subaru SVX и ездила весьма недурно: 3,3-литровый бензиновый оппозитник мощностью 230 лошадиных сил катапультировал машину до 248 километров в час.
/imgs/2015/03/09/02/97332/4a0f131ae32c393becfa432a292d60100ce1fdb0.jpeg)
[center]– Italdesign Columbus (1992) – [/center]
Начало 1990-х годов – период расцвета однообъемников. Джуджаро оказался в самом центре тренда, представив микроавтобус класса люкс. Вообще-то Columbus, названный в честь 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом, – больше, чем просто вэн. Внешность на стыке сумасшедших экспериментов Луиджи Колани и транспортных средств из фантастических блокбастеров – это только половина песни.
/imgs/2015/03/09/02/97336/9b43baad285eef618d305e6d0650fdf3654fe53d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97335/915e76b30a8e24135c06128445afa33ddb424a24.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97334/110077652b4dbf4d20483fde832deb03b6bda58e.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97333/4032509afebf8b89e302f66eaeb6cef0c097bf06.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97336/9b43baad285eef618d305e6d0650fdf3654fe53d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97335/915e76b30a8e24135c06128445afa33ddb424a24.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97334/110077652b4dbf4d20483fde832deb03b6bda58e.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97333/4032509afebf8b89e302f66eaeb6cef0c097bf06.jpeg)
Другая – кузов выполненный из карбона, 5-литровый V12 от BMW, развивавший 300 лошадиных сил, полноприводная трансмиссия с четырьмя управляемыми колесами. Ну и двухпалубная компоновка салона – куда же без нее. Водитель восседал на настоящем троне, расположенном над двигателем по центру салона. По бокам – особо приближенные персоны, например, бортинженер и стюардесса. VIP-гости делят четыре роскошных кресла в заднем салоне. К их услугам телевизор и... видеомагнитофон!
/imgs/2015/03/09/02/97337/be50888e62ee83ebdc26cbe31539215af15f471d.jpeg)
[center]– FIAT Lucciola (1993) – [/center]
Одного взгляда на фото хватит для десятка вопросов. Главный из которых: "Почему Matiz называется Fiat?". Но здесь нет ошибки. Перед нами доказательство того, что хороший дизайн обязательно найдет благодарного поклонника.
/imgs/2015/03/09/02/97340/0e179dbc1978647d6a287098f68ddd24bf34eeac.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97338/7c3fb82d31dfa90843faa194aed7135f34c2e949.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97339/0d74e71dd53f0b80fad08c2005fdb858f2765439.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97340/0e179dbc1978647d6a287098f68ddd24bf34eeac.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97338/7c3fb82d31dfa90843faa194aed7135f34c2e949.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97339/0d74e71dd53f0b80fad08c2005fdb858f2765439.jpeg)
На самом деле, хорошо знакомый нам Daewoo Matiz начинал свой жизненный путь автомобилем совершенно другой марки. Собственно Джорджетто Джуджаро разрабатывал прототип нового городского FIAT Cinquecento. Однако очаровательный концепт-кар Lucciola (в переводе с итальянского "светлячок" или "бабочка") не приглянулся руководству фирмы из Турина. По счастью, талантливым проектом впоследствии заинтересовались боссы Daewoo, как раз искавшие замену для примитивной микролитражки Tico. И уж корейских бизнесменов дизайн "Луччиолы" удовлетворил на все сто.
/imgs/2015/03/09/02/97341/6bbbb6e0645a45c480a5a69b5cf3e77268fb257e.jpeg)
[center]– Italdesign Touareg (2000) – [/center]
Нет, к Volkswagen Touareg этот удивительный вездеход не имеет никакого отношения. Сходство исключительно в имени. В честь африканского кочевого племени этот концепт назвали далеко не случайно – ведь именно после поездки в Ливию Джорджетто задумал идеальный автомобиль для Сахары. Идеальный не только и не столько по потребительским качествам, сколько стилистически безупречно вписывающийся в культурный ландшафт пустыни. По крайней мере, в тот, каким он представляется цивилизованному европейскому взору.
/imgs/2015/03/09/02/97345/576aa4bf04b5f640530a10ad16041e658492b5b6.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97344/fa356ffb577c30fc9972f993ff3120cf37b14410.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97343/bc7a56564616b48b7d036ad398fbe1504dfd67bc.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97342/1b118bb46c7abbd3cf2ac205c595b905377d812d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97345/576aa4bf04b5f640530a10ad16041e658492b5b6.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97344/fa356ffb577c30fc9972f993ff3120cf37b14410.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97343/bc7a56564616b48b7d036ad398fbe1504dfd67bc.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97342/1b118bb46c7abbd3cf2ac205c595b905377d812d.jpeg)
Отчасти Italdesign Touareg похож на вездеход, собранный из детского конструктора в гигантском масштабе. На внешнее сходство работает и прочная рама из сварных труб, и кузовные панели из подштампованного и местами перфорированного алюминия. И "сетчатый" капот, который был полезен для охлаждения мотора и позволял любоваться классической брутальностью американского мотора V8.
Кстати, Touareg не являлся лишь изощренным упражнением в дизайне. Этот полностью функциональный прототип был подарен фотографу Хельмуту Ньютону, незадолго до этого снявшего для Italdesign скандальную рекламу в стиле "ню".
/imgs/2015/03/09/02/97346/a45d53475c2b31572c6099eefdf714ba1d61e08b.jpeg)
[center]– Toyota Volta (2004) – [/center]
Крупнейший автопроизводитель планеты редко балует публику суперкарами. Даже концептуальными. Ну а на что тогда нужны кузовные ателье? На Женевском автошоу 2004 года Italdesign представил эффектный прототип Toyota Volta, названный в честь того самого итальянца, которому мир обязан изобретением аккумуляторов. Знаковый концепт-кар явно предвосхитил бум на гибридные суперкары, которые теперь появляются на рынке как грибы после дождя.
/imgs/2015/03/09/02/97347/e45a33ac75acd03ad5643af8fd9d5665e3e8b08b.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97350/918576fa285036478c9de3eb0c9decc17b3c6631.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97349/8a7533e1b49529b866b3b6841de8395186ed6cac.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97348/5cc7964cb4a354fd20e17cb2ab8dec9fc16ebf8a.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97347/e45a33ac75acd03ad5643af8fd9d5665e3e8b08b.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97350/918576fa285036478c9de3eb0c9decc17b3c6631.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97349/8a7533e1b49529b866b3b6841de8395186ed6cac.jpeg)
/imgs/2015/03/09/02/97348/5cc7964cb4a354fd20e17cb2ab8dec9fc16ebf8a.jpeg)
В качестве силовой установки специалисты Italdesign, спроектировавшие машину с головы до пят, использовали гибридный привод от Lexus RX400h — бензиновый V6, два электромотора плюс планетарная передача. Volta здорово пошумела в Женеве и наверняка Джуджаро рассчитывал, что японцы, польщенные вниманием "Лучшего дизайнера столетия", решат развивать проект и дальше.
Увы... Ухватившись за подсказанную идею и даже не сказав спасибо, Toyota начала самостоятельную разработку собственного суперкара, а Джуджаро через несколько лет крепко подружился с концерном Volkswagen.