Загрузка...
12 августа 2013, 15:33

Кто это сделал?

10 забытых творений маэстро Джорджетто Джуджаро

Поделиться

Фото студии Italdesign
Данила Михайлов

На прошлой неделе, 7 августа, один из величайших автомобильных дизайнеров отметил юбилей: Джорджетто Джуджаро исполнилось 75 лет. Сегодняшний автомобильный ландшафт невозможно представить без машин, вышедших из-под его руки.

Volkswagen Golf и Volkswagen Passat, Lancia Delta и Alfa Romeo Brera, FIAT Punto и SEAT Ibiza, Lotus Esprit и Maserati Spyder. В портфолио великого итальянца, когда-то мечтавшего о карьере скульптора, немало успешных проектов. Но перечисленные модели и так у всех на слуху, поэтому «Мотор» решил вспомнить автомобили, которые редко ассоциируются с именем Джуджаро. Одни были незаслуженно забыты, а другие почему-то так и остались в тени, несмотря на всю свою гениальность.

[center]– Bizzarrini Manta (1968) – [/center]

Джорджетто Джуджаро основал кузовное ателье Italdesign 13 февраля 1968 года. После многих лет плодотворной работы на Bertone, FIAT и Ghia, дизайнер наконец смог познать истинную свободу творчества. С открытием собственного ателье возможности самовыражения мастера ограничивались лишь временными рамками. Да и то, как показывает пример Bizzarrini Manta, не всегда. Дело в том, что с момента регистрации компании до открытия Туринского автосалона оставалось меньше полутора месяцев. Пропускать знаковую для ведущих автостилистов выставку было нельзя, но что можно подготовить в столь сжатые сроки? Или полный хлам, или настоящий шедевр!

>
Reload
1 / 3

Это кажется невероятным, но Джуджаро всего за 40 дней нарисовал и построил концепт-кар. Причем Manta представляла собой новое слово в компоновке автомобильных кузовов: Джуджаро рискнул сделать однообъемное купе!

Новаторские решения здесь повсюду. Удивляет и скульптурная пластика кузова – те же жабры возле лобового стекла, – и практически прямая восходящая линия, стартующая от переднего бампера и заканчивающаяся на крыше. Редкий по меркам спорткара большой внутренний объем позволил сделать купе без скидок трехместным, причем водитель сидел строго посередине. Ну а расположенный в базе 330-сильный V8 от Chevrolet без труда разгонял машину до 330 километров в час.

[center]– Maserati Bora (1969) – [/center]

Обычно имя Bora в автомобильном лексиконе ассоциируется с компакт-седаном от Volkswagen. Но в 70-х существовала другая, куда более крутая, мощная и красивая Bora, украшенная фирменным трезубцем Maserati.

>
Reload
1 / 3

Для фирмы из Болоньи Bora стала первым среднемоторным купе, а для Джуджаро – своеобразным пропуском в высший свет "коуч-билдинга". Конечно, знаменитым дизайнером он прослыл задолго до этого, однако контракт на разработку спортивного "Мазерати", в борьбе за который Джорджетто обошел другого именитого кутюрье – Пьетро Фруа, сразу сделала имя и кассу тогда совсем еще молодому ателье Italdesign.

Смелые рубленные линии, мощная центральная стойка, подрезанная лаконичная корма – в любой даже мельчайшей детали Bora сквозит сбалансированная эстетика спорткара. К слову, свое имя, позаимствованное у сильного и порой разрушительного северного ветра, "Бора" оправдывала поистине чумовой динамикой. Двигатель V8 мощностью 310 лошадиных сил разгонял купе до 260 километров в час – для серийного спорткара рубежа 60-70-х это было чертовски быстро!

[center]– Hyundai Pony (1974) – [/center]

Принято считать, что Volkswagen Golf первого поколения, дебютировавший в 1974-м, не просто знаковая работа Джуджаро, но автомобиль, определивший развитие индустрии на десятилетия вперед. Но знаете ли вы, что непримечательный с виду хэтчбек с именем Pony сыграл не меньшую роль в становлении такого гиганта как Hyundai Motor?

>
Reload
1 / 2

По сути, с этой модели начинается сегодняшняя глава в истории корейской автомобильной промышленности. Вся летопись Hyundai разделена на "до" и "после" Pony. Когда в начале 70-х представители фирмы из Сеула встретились с Джорджетто, они попросили сделать дизайн будущей модели по возможности консервативным. Pony должен был стать не прорывом, а лишь фундаментом для последующего прорыва. Построенная на шасси Mitsubishi Lancer, "маленькая лошадка", как и просили заказчики, получила классические обводы кузова.

Чистый, ненадуманный облик, избавленный от украшательств, не вызывал желания восторженно ахнуть, зато вполне гармонично смотрелся на фоне погодков от Toyota, Renault, Opel и Ford. Впервые Pony представили на туринском салоне 1974 года, а спустя два года этот хэтч стал первым автомобилем Hyundai, вышедшим на мировой рынок.

[center]– Hyundai Pony Coupe (Asso di Fiori) (1974) – [/center]

Не правда ли, этот автомобиль что-то напоминает. Что-то очень известное... Вы абсолютно правы.

Дизайн-проект Hyundai Pony Coupe к корейской марке имеет крайне опосредованное отношение. Да, конечно, в основе концепта лежит шасси от Pony-хэтча, но изначально этот автомобиль создавался как независимый проект студии Italdesign. Однако накануне туринского салона 1974 года руководство Hyundai внезапно решило, что и эта разработка Джуджаро должна носить корейское имя. Корейцы и итальянцы ударили по рукам. Правда, к тому моменту пресс-релизы Italdesign, в которых элегантный концепт именовался Asso di Fiori, то есть "Крестовый туз", уже ушли в печать. Так что это вызвало некоторую сумятицу... пять лет спустя, когда Джуджаро представил еще один Asso di Fiori – прототип купе Isuzu Piazza.

>
Reload
1 / 3

Но давайте вернемся к нашей загадке... Взгляните на скупые и одновременно элегантные линии Pony Coupe. Обратите внимание на узнаваемый рисунок решетки радиатора, крашенные бампера и характерный силуэт. Не узнаете? Ведь именно этот концепт-кар стал основой для легендарного DeLorean DMC-12 – еще одного знакового творения Джуджаро! По сути все, что оставалось Джорджетто, – немного поиграть с пропорциями и масштабом Pony Coupe. Ну и конечно добавить двери а-ля "крыло-чайки".

[center]– Asgard, Aspid, Aztec (1988) – [/center]

Туринское шоу 1988 года превратилось в бенефис Italdesign. К 20-летнему юбилею компании Джуджаро подготовил не один, а сразу три концепта – как принято говорить, один краше другого. Родстер Aztec, купе Aspid и минивэн Asgard бросили вызов самим основам автомобильного дизайна, вместо гладких обтекаемых поверхностей представив на суд зрителей графические, функциональные кузовные панели.

В эпоху повального увлечения "Звездными войнами" хищные футуристические обводы шокирующего трио, помноженные на революционное "искривленное" остекление и аэродинамические излишества вроде экранов на задних колесах, смотрелись как никогда актуально. Но еще круче оказалась вынесенная на боковину панель управления. Здесь и клавиши для ввода секретного кода, открывавшего доступ в салон, и наружные датчики, и даже весьма продвинутый информационный интерфейс, управляемый как и положено в эпоху 80-х с помощью заранее заданных цифровых комбинаций. Вот уж действительно борт-компьютер!

>
Reload
1 / 3

[center]– Subaru SVX (1992) – [/center]

"Впервые в истории автомобилестроения покупатели могут купить и ездить на концепт-каре!". Понятно желание совсем еще неизвестной в те годы компании Subaru заявить о себе погромче. Но знаете, в этой напыщенной рекламе купе SVX была не только самоуверенность молодого автопроизводителя.

>
Reload
1 / 3

Японцы и впрямь шли на риск, запуская концептуальный спорткар в серию практически без изменений. Между прочим, по меркам начала 90-х Subaru SVX, вобравший в себя черты многих предыдущих работ Джуджаро, смотрелся более чем смело. Самым же потрясающим оказалось революционное остекление кузова. Вся боковая поверхность, начиная от плечевой линии и заканчивая крышей, была прозрачной! Сдвижной, правда, оказалась только небольшая часть передних стекол – не самое практичное решение. Но уникальная внешность купе и великолепный обзор в любой проекции стоили того.

Кстати, Subaru SVX и ездила весьма недурно: 3,3-литровый бензиновый оппозитник мощностью 230 лошадиных сил катапультировал машину до 248 километров в час.

[center]– Italdesign Columbus (1992) – [/center]

Начало 1990-х годов – период расцвета однообъемников. Джуджаро оказался в самом центре тренда, представив микроавтобус класса люкс. Вообще-то Columbus, названный в честь 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом, – больше, чем просто вэн. Внешность на стыке сумасшедших экспериментов Луиджи Колани и транспортных средств из фантастических блокбастеров – это только половина песни.

>
Reload
1 / 4

Другая – кузов выполненный из карбона, 5-литровый V12 от BMW, развивавший 300 лошадиных сил, полноприводная трансмиссия с четырьмя управляемыми колесами. Ну и двухпалубная компоновка салона – куда же без нее. Водитель восседал на настоящем троне, расположенном над двигателем по центру салона. По бокам – особо приближенные персоны, например, бортинженер и стюардесса. VIP-гости делят четыре роскошных кресла в заднем салоне. К их услугам телевизор и... видеомагнитофон!

[center]– FIAT Lucciola (1993) – [/center]

Одного взгляда на фото хватит для десятка вопросов. Главный из которых: "Почему Matiz называется Fiat?". Но здесь нет ошибки. Перед нами доказательство того, что хороший дизайн обязательно найдет благодарного поклонника.

>
Reload
1 / 3

На самом деле, хорошо знакомый нам Daewoo Matiz начинал свой жизненный путь автомобилем совершенно другой марки. Собственно Джорджетто Джуджаро разрабатывал прототип нового городского FIAT Cinquecento. Однако очаровательный концепт-кар Lucciola (в переводе с итальянского "светлячок" или "бабочка") не приглянулся руководству фирмы из Турина. По счастью, талантливым проектом впоследствии заинтересовались боссы Daewoo, как раз искавшие замену для примитивной микролитражки Tico. И уж корейских бизнесменов дизайн "Луччиолы" удовлетворил на все сто.

[center]– Italdesign Touareg (2000) – [/center]

Нет, к Volkswagen Touareg этот удивительный вездеход не имеет никакого отношения. Сходство исключительно в имени. В честь африканского кочевого племени этот концепт назвали далеко не случайно – ведь именно после поездки в Ливию Джорджетто задумал идеальный автомобиль для Сахары. Идеальный не только и не столько по потребительским качествам, сколько стилистически безупречно вписывающийся в культурный ландшафт пустыни. По крайней мере, в тот, каким он представляется цивилизованному европейскому взору.

>
Reload
1 / 4

Отчасти Italdesign Touareg похож на вездеход, собранный из детского конструктора в гигантском масштабе. На внешнее сходство работает и прочная рама из сварных труб, и кузовные панели из подштампованного и местами перфорированного алюминия. И "сетчатый" капот, который был полезен для охлаждения мотора и позволял любоваться классической брутальностью американского мотора V8.

Кстати, Touareg не являлся лишь изощренным упражнением в дизайне. Этот полностью функциональный прототип был подарен фотографу Хельмуту Ньютону, незадолго до этого снявшего для Italdesign скандальную рекламу в стиле "ню".

[center]– Toyota Volta (2004) – [/center]

Крупнейший автопроизводитель планеты редко балует публику суперкарами. Даже концептуальными. Ну а на что тогда нужны кузовные ателье? На Женевском автошоу 2004 года Italdesign представил эффектный прототип Toyota Volta, названный в честь того самого итальянца, которому мир обязан изобретением аккумуляторов. Знаковый концепт-кар явно предвосхитил бум на гибридные суперкары, которые теперь появляются на рынке как грибы после дождя.

>
Reload
1 / 4

В качестве силовой установки специалисты Italdesign, спроектировавшие машину с головы до пят, использовали гибридный привод от Lexus RX400h — бензиновый V6, два электромотора плюс планетарная передача. Volta здорово пошумела в Женеве и наверняка Джуджаро рассчитывал, что японцы, польщенные вниманием "Лучшего дизайнера столетия", решат развивать проект и дальше.

Увы... Ухватившись за подсказанную идею и даже не сказав спасибо, Toyota начала самостоятельную разработку собственного суперкара, а Джуджаро через несколько лет крепко подружился с концерном Volkswagen.

Поделиться

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...