Аэродинамика и отвага
Самые безумные концепт-кары Луиджи КоланиЕсли вы считаете, что ателье Rinspeed, которое делает раздвигающиеся, наклоняющиеся и даже подводные автомобили, редкостные чудаки, то вы ошибаетесь. Швейцарские инженеры – просто дети по сравнению с великим и ужасным дизайнером Луиджи Колани. Вот тот творил так творил! "Мотор" решил вспомнить самые неординарные работы маэстро.
Лутц Колани родился 2 августа 1928 года в Берлине. В 1957 году он сменил имя на Луиджи. Изучал искусство в Германии, аэродинамику во Франции, жил в Японии, Китае и США. Он успел приложить руку ко всему: начиная от дизайна бутылок с минералкой и фотоаппаратов Canon, и заканчивая самолетами McDonnell-Douglas и автомобилями. Именно благодаря последним он и прославился.
Луиджи Колани считается основоположником так называемого биодизайна. Его мировоззрение – почти философия: природа уже все придумала до нас, нам же надо только создавать вещи, которые не противоречили бы ее законам. "У природы были сотни миллионов лет, чтобы создать мир, таким, какой он есть, а у нас – только сто глупых лет аэродинамики", – говорит он.
В автомобилях Колани аэродинамике подчинено все. Например, построенный им на базе стандартного Citroen 2CV автомобиль с обтекаемым кузовом в свое время установил мировой рекорд, показав расход топлива всего в 1,7 литра на 100 километров. Колани всерьез считает, что нынешние виды транспорта несовершенны, а руководители компаний-производителей слишком консервативны и боятся смелых решений.
Например, Колани больше 30 лет потратил на выпуск аэродинамичных грузовиков, которые при прочих равных условиях потребляли бы на трассе в два раза меньше топлива. "Посмотрите на грузовики – они все квадратные! Им нужно расталкивать перед собой огромное количество воздуха. Они не аэродинамичны. Но тупая индустрия не поняла мой посыл, – говорил Колани, – за это время они сожгли миллиарды литров топлива, а если бы они переняли мои идеи, воздух на планете был бы намного чище".
Наземным транспортом Колани не ограничивался: он проектировал водные суда, придумал 1000-местный самолет-крыло, разрабатывал вертолеты и даже концепт космического челнока для NASA. Много у Колани было идей для СССР: например, проект новой "Нивы" и сверхскоростных поездов.
я выбрал вместо рекламы.
Но почти все, что относится к транспортному дизайну, так и осталось на уровне макетов. Колани живет промышленным дизайном: его эксклюзивные пианино были популярны у звезд Голливуда – их, например, покупали Ленни Кравиц, Принц и Эдди Мерфи. Canon в 80-е годы выпустил серийный фотоаппарат T90, облик которого создавал Колани. Да что уж там – в портфолио маэстро есть даже эксклюзивные гробы!
В автомобильной индустрии Луиджи Колани считают чудаком, но уважения и славы ему не занимать: количество наград, которое он получил, не поддается счету! К тому же помимо своих безумных прототипов он был соавтором вполне серийных автомобилей марок Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Volkswagen, BMW и Porsche.
[center]~ C-Form ~
1968 год[/center]
С концепт-каром C-Form Луиджи Колани действительно опередил время. Тогда большинство производителей скоростных автомобилей пытались делать просто обтекаемые клиновидные автомобили, стараясь уменьшить коэффициент лобового сопротивления, а Колани уже задумывался о прижимной силе. В результате у него получился концепт C-Form, основная часть кузова которого по форме напоминала перевернутое крыло.
Проект был выполнен в масштабе 1:5 и предназначался для исследований в аэродинамической трубе. Форма макета использовала так называемый эффект Вентури (который, к слову, применим не только для жидкостей, но и для газов), на основе которого в автоспорте позже научились создавать "граунд-эффект". Это был настоящий прорыв.
[center]~ Colani Ferrari Lotec Testa d’Oro ~
1989 год[/center]
А вот этот автомобиль – вовсе не макет. Несмотря на странную внешность, с аэродинамикой у машины было все в порядке. Свидетельство тому – рекорд скорости в 351 километр в час, который эта Ferrari установила в 1991 году на соляном озере Бонневиль.
За технику отвечали немецкие специалисты из компании Lotec Gmbh – те самые, которые делают потрясающие карбоновые суперкары с 1000-сильными моторами Mercedes-Benz V12. В Testa d’Oro они установили 12-цилиндровый мотор Ferrari с парой турбокомпрессоров, развивающий 750 лошадиных сил и 900 Нм.
А так выглядела оригинальная Testa d’Oro – она не ездила, но смотрелась куда более выигрышно своей "рекордной" версии.
[center]~ Colani Le Mans Concept ~
1970 год[/center]
Один из самых безумных дизайнов в истории! Автомобиль будто состоял из двух частей: "тележки" с двигателем и кабины. При создании последней Колани вдохновлялся аэродинамичными формами безмоторных планеров.
Задняя часть машины, включая подвески и тормозную систему, была позаимствована у суперкара Lamborghini Miura. Правда, двигателя V12 в ней не было. А если еще точнее, то в концепте не было вообще никакого двигателя – в готовый автомобиль он просто не влез!
Недавно макет был выставлен на аукцион. Стартовая цена составляла 75 тысяч долларов.
[center]~ Colani Eifelland Formula One ~
1972 год[/center]
Луиджи Колани не только делал концепты, но и претворял в жизнь свои аэродинамические изыски. Например, в 1972 году он отважился сделать кузов для болида Формулы-1. Или команда отважилась заказать кузов у Колани?
Машина для коллектива Eifelland была построена на базе болида March 721 и оснащалась двигателем Ford V8. В отличие от остальных участников "Больших призов", болид у нее был лишь один, а пилотировал его Рольф Штоммелен.
Изначально автомобиль выглядел куда смелее готового варианта, однако из-за проблем с охлаждением, прижимной силой и надежностью многие решения Колани были заменены на более традиционные. В сезоне 1972 года машина приняла участие в восьми гонках из 12 и не заработала ни единого очка. Самое высокое занятое место – десятое.
[center]~ Colani C 112 ~
1970 год[/center]
В 1970 году Колани предложил альтернативный проект суперкара для компании Mercedes-Benz, которая годом ранее показала концептуальное центральномоторное купе C 111 с роторно-поршневым двигателем Ванкеля.
Надо сказать, что несмотря на форму и цвет, больше напоминающую изделие из секс-шопа, автомобиль получился очень обтекаемым: коэффициент лобового сопротивления Cd составлял всего 0,2 – вдвое меньше, чем у спортивных машин того времени.
[center]~ Mazda Le Mans Prototype ~
1984 год[/center]
Может быть, компании Mazda стоило сотрудничать с Луиджи Колани – глядишь, выиграли бы 24-часовую гонку в Ле-Мане на семь лет раньше? Ведь прототип, предложенный маэстро, мог до смерти напугать соперников одним лишь своим внешним видом!
Впрочем, технически (по крайней мере, на бумаге) у проекта тоже все было хорошо: четырехсекционный роторно-поршневой двигатель мощностью 950 лошадиных сил, отличная аэродинамика. Колани утверждал, что на прямой Мульсан на трассе Сарте, где проходит легендарный марафон, машина могла бы разогнаться до 380 километров в час.
[center]~ Castrol Formula New RS ~
1978 год[/center]
Этот прототип – очередная реинкарнация идей, заложенных еще в первый концепт C-Form. В разрезе автомобиль представлял собой пару перевернутых крыльев: благодаря этому не только должен был достигаться превосходный коэффициент лобового сопротивления в 0,24, но и огромная прижимная сила.
Кстати, если вам кажется, что дизайн этого автомобиля – это чересчур, возьмите свои слова обратно: за год до этого Колани построил первый безымянный прототип для данного проекта. Вот тот действительно выглядел, как автомобиль-утконос!
[center]~ Грузовики ~
1978-2006 годы[/center]
Свой первый обтекаемый грузовик Колани сделал еще в 1978 году. А в начале двухтысячных он получил заказ на еще один прототип от компании Spitzer-Silo, специализирующейся на выпуске автоцистерн. И в этот раз он сделал аэродинамичным не только сам тягач на основе Mercedes-Benz Actros, но и его прицеп. Коэффициент лобового сопротивления составил 0,3, а при езде по трассе грузовик расходовал всего 20 литров топлива на 100 километров пути.
я выбрал вместо рекламы.
А в 2006 году Колани сделал еще более революционный грузовик под скромным названием Super Truck. Он больше напоминал сверхзвуковой истребитель, а одной из его главных "фишек" стало то, что кабина была частью прицепа.
[center]~ Stingray ~
1991 год[/center]
При разработке этого автомобиля Колани вдохновлялся подводной живностью, в частности – скатами. Получилось похоже.
Задачей Колани было сделать автомобиль безо всяких антикрыльев, на который на максимальной скорости действовала бы прижимная сила в две тонны. Говорят, это у него вышло. Но вот что любопытно – как у этого автомобиля с нормами по безопасности пешеходов?
[center]~ Ford Prototype ~
1989 год[/center]
Только посмотрите на эту смешную улыбающуюся машину!
А она, между прочим, была очень скоростной: на том же соленом озере Бонневиль прототип, оснащенный 3,5-литровым двигателем с турбонаддувом разогнался до 407 километров в час! Колани знает толк в аэродинамике.