«Радиоактивный» КрАЗ из Чернобыля
Как в СССР создали грузовик постапокалипсиса, не боящийся радиации/imgs/2024/08/02/07/6550453/a71947adc3825b39d64fe702d8a3f95c454253af.jpg)
Трагическая история аварии на Чернобыльской АЭС описана и экранизирована множество раз, а от драматичных кадров, как обычные солдаты чистят крышу энергоблока от радиоактивных обломков, становится не по себе и сейчас.
/imgs/2022/12/02/20/5696190/0cd521668fceb7f13d7995739f0f86fe16ef3434.jpg)
Тем не менее, весь этот зараженный мусор надо было еще и куда-то вывозить с территории станции. И обычные грузовики, даже самопально защищенные свинцовыми пластинами, для этого не подходили.
/imgs/2022/12/02/20/5696191/b7e7f543846611e934b52f61ad92a5a972f7f2a4.jpg)
Для работы непосредственно в зоне катастрофы необходимо было подготовить специальную технику и это задание досталось инженерам завода КрАЗ.
/imgs/2022/12/02/20/5696192/959245ea31f7ed97d23f395e53093c09120c9683.jpg)
КрАЗ-256Б1 выпускался с 1977 года
За основу решили взять самосвал КрАЗ-256Б1 — модернизированную версию 256-й модели середины семидесятых, а его доработкой занялись в экспериментальном цехе завода. Там же в начале восьмидесятых, например, строили прототипы сочлененных КрАЗ-ЧР-3120 — с их помощью армия хотела попробовать заменить колесными машинами более дорогую гусеничную технику.
/imgs/2022/12/02/20/5696200/0257b999a76d4a7afe5c8efe7aaf0dec647c9aa9.jpg)
КрАЗ-ЧР-3120
В общем, опыт у мастеров был большой, но и задача нестандартная. В первую очередь, конечно, нужно было обеспечить защиту водителя. Для этого кабину решили заменить одиночной, герметичной капсулой, которая бы не пропускала радиацию.
Для этого стенки капсулы варили из двойных стальных листов, а между ними заливали свинец, который хорошо поглощает излучение. При этом самый толстый защитный слой свинца в три сантиметра был на полу, а самый тонкий на крыше — наибольший радиационный фон исходил от земли, где лежали обломки.
/imgs/2022/12/02/20/5696201/99aee4f19e52173ff4d65a8dfbe6d0d0dc96815b.jpg)
Толстые желтоватые стекла, которые могли защитить от радиации, имели размер всего 30 на 30 см, и перед водителем пришлось установить сразу два таких окошка в свинцовой раме.
А чтобы с них можно было беспроблемно смахивать грязь, поверх установили еще одно обычное стекло с одинарным пневматическим дворником. Хуже того: для первых экземпляров грузовика, получившего индекс 256Б1-030, специальных стекол не хватало, и их устанавливали только спереди.
/imgs/2022/12/02/20/5696202/b8f07739750f510ea95a5ce587e1c5dad8ce6760.jpg)
В общем, условия работы обещали быть экстремальными во всех смыслах. Сперва просачиваешься внутрь кабины через маленькую дверку на правом боку капсулы. Устраиваешься в салоне, больше похожем на холодный, металлический сейф — систему отопления убрали.
Обзорность? Два желтоватых окошка спереди, а прямо перед ними на капоте два полусферических зеркала, чтобы хоть что-то увидеть по сторонам. Еще два зеркала были установлены на переднем бампере, чтобы увеличить угол обзора назад.
/imgs/2022/12/02/20/5696203/5ddc71b8b2300881ae135e965cf0a87f9b0b8d9e.jpg)
Из совсем экзотических особенностей: изнутри капсулы было невозможно выключить двигатель — только снаружи. Во время смены мотор молотил непрерывно. Если бы из-за случайной ошибки водителя двигатель снова не завелся, помочь ему уже никто бы не смог. Для пущей подстраховки на КрАЗ даже установили четыре аккумуляторных батареи.
/imgs/2022/12/02/20/5696204/214bc8080985d3c80e44d4be9a7612607d374a2a.jpg)
С помощью них можно было обеспечить и бесперебойную работу фильтрующей системы ФВУА-100 — ее установили на крыше капсулы. Эти системы очистки воздуха можно видеть на российской военной технике и сегодня: устанавливаешь, например, такое устройство на кунг грузовика — и в нем можно жить и работать без защитного костюма даже во время химической атаки.
/imgs/2022/12/02/20/5696205/81c2931275af93dc825066291c0fda2423a3d88c.jpg)
Одна часть ФВУА-100 засасывает воздух электровентилятором и прогоняет его через противопыльные кассеты, а другая часть оснащена фильтром-уловителем от отравляющих и бактериальных веществ, радиации. Капсулу даже попробовали спрятать под обычную кабину, чтобы не привлекать такой спецтехникой внимания к серьезности катастрофы, но габариты фильтрационной установки это сделать не позволили.
/imgs/2022/12/02/20/5696206/8b175376d1d13198654cc5304cf715f812c067bb.jpg)
Впрочем, на этом проблемы инженеров КрАЗа не закончились. Масса свинцовой капсулы, например, превысила три тонны — столько весил целый шестиметровый правительственный лимузин ЗИЛ-114.
Хуже того: масса новой кабины не распределялась равномерно по осям грузовика, а перегружала левую часть рамы и передней подвески грузовика. Давление в передней левой шине тоже было повышенным и могло разбортировать колесо.
/imgs/2022/12/02/20/5696207/957bcea606fed68995a09bdd60f9c37a6682a4a3.jpg)
Проблему решали усилением левого лонжерона и левой рессоры, доработали сварочным аппаратом колесный диск, для повышения производительности повысили давление в гидроусилителе. Саму же капсулу поставили на отдельный подрамник и укрепили распорками.
Из-за экстренности ситуации работа шла буквально круглосуточно, но ходовые испытания и замеры в лаборатории показали, что автомобиль действительно способен защитить от радиации и даже неплохо справляется с бездорожьем.
/imgs/2022/12/02/20/5696208/617573c9108dc353c7cd20c428e97bfd4dd0a98b.jpg)
Теперь каждый КрАЗ для Чернобыля сперва собирался на конвейере вместе с другими грузовиками, а потом отправлялся в экспериментальный цех, где его дорабатывали до версии 256Б1-030. После этого он незамедлительно отправлялся по железной дороге в Чернобыль, куда СССР в общей сложности направило 10 тысяч единиц разной техники, от банальных автобусов до ракетовозов МАЗ-537.
/imgs/2022/12/02/20/5696209/88ad239ffbb102d06bd4320bd5f1bc4f07e3779b.jpg)
Обеззараживание грузовиков в зоне ликвидации аварии
Между сменами необычная кабина даже упрощала обеззараживание автомобиля от радиоактивной пыли. В общей сложности на месте Чернобыльской катастрофы работало 18 КрАЗов 256Б1-030, которые вывозили зараженные обломки и мусор из самой опасной зоны вокруг реактора.
И их после этого, увы, нельзя было с почестями препроводить в музей. Каждый свинцовый КрАЗ после выполнения задачи отправился в могильник на территории ЧАЭС, оставшись только на фотографиях.
/imgs/2022/12/02/20/5696210/e65691c00dd3bc4ae531d9329fdc24cb58f40e58.jpg)
Интересно, что сравнительно недавно история свинцовых КрАЗов невольно продолжилась на озере Карачай, которое с пятидесятых годов служило хранилищем радиоактивных отходов. Для консервации и засыпки озера тоже использовали кременчугские самосвалы с кабинами, защищенными свинцом. В этот раз спереди потяжелевшую кабину даже укрепляли распорками, чтобы ее не сорвало на ухабах и торможениях.
Теперь вы знаете, как в случае чего доработать свою машину. Нужно лишь где-то найти фильтрационную установку ФВУА-100, сварочный аппарат и три тонны свинца.