Он вам не маршрутка! Таких минивэнов вы еще не видели
Автобус с мотором от Nissan GT-R, внедорожный экспресс а-ля бронетранспортер, перспективный луноход и другие чудесаGodzilla Го-сана
Чем меньше серийный автомобиль ассоциируется с мощью и скоростью, тем больше wow-эффект от перевоплощения его в дорожную ракету. Впрочем, и здесь есть нюансы. Скромный хэтчбек на максимально возможном «стейдже» и динамикой суперкара уже никого не удивляет. Как, впрочем, и неприметный седан с таким запасом тяги, что можно вывести на орбиту космическую станцию.
Другое дело девчачий Smart с высокофорсированной «четверкой» от спортбайка. Или микроавтобус Toyota HiAce с мотором от суперкупе Nissan GT-R. Машину построил Дзю Санг О, известный в миру под творческим псевдонимом Го-сан. Сама жизнь подтолкнула его на трудоемкие масштабные апгрейды. Дело в том, что мистеру О приходится несколько раз в месяц ездить между Токио и Нагойей. Путь неблизкий — примерно четыре часа в один конец. Скромная «четверка» HiAce выдает 134 л.с. и к динамичному вождению не располагает. Во время одного такого марш-броска Дзю Санг призадумался, как бы сократить время в пути и сделать поездку веселее.
В многогранной японской культуре нашлось место для лоурайдеров на базе Toyota HiAce, однако они, как правило, довольствуются статусом кичливых шоу-каров с тюнинговой подвеской, обвесами, колесами броского дизайна и кастомными салонами. На серьезные технические доработки отваживается редкий энтузиаст. Го-сан в их числе. Настоящий маньяк и стопроцентный петролхед!
Выбирая агрегат Дзю Санг пошел ва-банк. Вынуждены разочаровать тойотофилов: в «ХайЭйсе», разумеется, не длинный тяжелый 2JZ-GTE. И не популярный для свапа 4,3-литровый атмосферник V8 3UZ-FE. Заводского задохлика сменил наддувный Nissan V6 VR38DETT объемом 3,8 литра (свыше 600 л.с.), обладающий мощью вулкана и апокалиптическим звучанием. К апгрейдам шасси автор проекта подошел максимально рационально. Тяга передается не через шестиступенчатый преселективный «робот» с двумя сцеплениями от GT-R, а посредством усиленной коробкой передач от дизельного HiAce. Привод задний, как у оригинальной Тойоты. Внедрение полноприводной трансмиссии «гэтера» скорее всего оказалось бы Го-сану не под силу и повлекло бы немыслимый объем переделок.
HiAce-«годзилла» с расширенными колесными арками, 19-дюймовыми дисками, спортивной подвеской, мощными тормозами AP Racing и наклейками не тянет на «волка в овечьей шкуре»: в окрестностях Токио героя знают в лицо и видят за версту.
Toyota Ultimate Utility Vehicle
Узкий сегмент серийных внедорожных вэнов в первую очередь представлен олдскульной отечественной «уазиком-буханкой», полноприводным ГАЗ «Соболь Бизнес», Mitsubishi Delica D:5 с несущим кузовом и муфтой отбора тяги на заднюю ось, а также микроавтобусом Torsus Terrastorm и его заслуживающим отдельного обстоятельного рассказа грандиозного собрата Praetorian. Совсем другая история — тюнинговые однообъемники для любого типа покрытия. Частные энтузиасты и сторонние специалисты ваяют их, согласно личным критериям прекрасного и размаху фантазии.
Смелость отдельных афтермаркет-проектов иногда подталкивает крупных автопроизводителей на похожие эксперименты. Пример тому — Toyota Ultimate Utility Vehicle на базе американского минивэна Sienna.
Строго говоря, это лишь наполовину «Сиенна» — кузов установлен на раму среднеразмерного пикапа Tacoma. Увеличенный на четыре дюйма дорожный просвет (102 мм) вкупе с энергоемкой подвеской (ход колес — 400 мм) и шинами Nitto Mud Grappler на 22-дюймовых колесных дисках радикально повышает внедорожный потенциал. Могло быть еще лучше, ведь Toyota так и осталась с поперечно расположенной V-образной «шестеркой», а, соответственно, ведущие колеса передние. Ей бы полный привод.
В оснащение входит Wi-Fi, 60-дюймовый телевизор Sony, акустическая система JBL мощностью 2500 Ватт и даже система ночного видения.
Bisimoto Honda Odyssey
«Одиссей» на пневматической подвеске с эффектными 20-дюймовыми колесными дисками-тарелками и аэродинамическим багажником на крыше скорее тусовочник и король вечеринок, нежели яростный суперкар. Но экстерьер обманчив. Внимательный зритель отметит, что с минивэном определенно не все ладно. Обычно технике подобного формата ни к чему гигантский, с трудом помещающийся на месте радиаторной решетки интеркулер.
Honda экстремально заряжена. В тюнинг-ателье Bisimoto 3,5-литровый двигатель J35 V6 нафаршировали коваными поршнями под степень сжатия 9:1 и усиленными шатунами, распредвалами с измененными профилем кулачков. Головки блока цилиндров доработаны.
Вишенка на торте — турбокомпрессор Turbonetics. В совокупности с другими модификациями он взвинтил отдачу до 600 л.с. при заправке бензином и давлении 1,1 бар. На биотопливе E85 (85% этанола и 15% бензина) с увеличенной степенью наддува вэн выдает 1029 л.с. Передний привод и шестиступенчатая «механика» вместо заводской автоматической коробки передач, очевидно, превращают реализацию потенциала в увлекательный и бодрящий квест. А ведь одичавшая Honda может! Спринт до сотни укладывается примерно в 3,5 секунды, если водитель сможет поймать «зацеп». Правда, ключевое слово здесь — «если».
Blastro Van
Чудище Тома Ричи можно считать минивэном лишь условно, но раз уж мы говорим об однообъемниках, то не станем выкидывать слова из песни. Машина по имени Blastro Van пытается имитировать среднеразмерный Chevrolet Astro, но получается у нее крайне неубедительно. Перед гоночный монстр с едва заметными цитатами серийного автомобиля.
Скорлупу, очевидно, сплющило в плотных слоях атмосферы, когда дрэгстер в очередной раз пытался выйти на сверхзвук. Штуки шутками, но ускорение Blastro Van способно набросить на ясные очи неподготовленного пилота темную пелену перегрузки и заставляет ощутить неумолимое перемещение желудка к позвоночнику.
Зарубежные источники буднично сообщают, что Chevy оснащен огромной «восьмеркой» Big Block с механическим нагнетателем. Скорлупа с не помещающимся под капот агрегатом мощностью свыше 2000 л.с. прожигает четверть мили за 7,78 секунды. Финиш она пересекает на 286 км/ч. Сопутствующие спецэффекты впечатляют не меньше. Звуковая волна вызывает легкие колебания земной поверхности, а расход топлива на милю достигает 40 галлонов. Иначе говоря, на 1608 метров монстр потребляет… около 150 литров бодрящей высокооктановой смеси.
Cosmic Cruiser
Творение канадца Ивана Беника готово перевернуть и разрушить мир тех, кого до глубины души удивляют розовые лимузины на базе Hummer H2. Идея создать самый безумный вэн в мире посетила его в 1974 году и накрепко засела в голове. На реализацию ушло три года, масса сил и средств.
Первоначально Бенек отталкивался от Chevy Van — располовинил его, удлинил и накрыл приподнятой крышей с оконцами от полноразмерного универсала Oldsmobile Vista Cruiser 1969-го. В дальнейшем Cosmic Cruiser кардинально перелопатили до нынешнего состояния. Как отмечает Бенек, «нет ничего такого чтобы вы не могли сделать». Это ли не идеальная мотивация?
В своей актуальной конфигурации восьмиколесный однообъемник-лимузин растянулся на 10,3 метра, весит 4717 кг и приводится 400-сильной «восьмеркой». По словам его создателя, расход топлива на крейсерской скорости не такой уж и большой. Верится с трудом.
Ford Transit
В прошлом обзоре мы рассказывали о трех поколениях экспериментального Transit Supervan с гоночной начинкой. Но есть и четвертый супер-Ford, которому удается скрывать свою двойственную природу гораздо лучше. Снаружи он унылый и банальный, за исключением знакомых любому петролхеду колес. Ничего не напоминает? Ваши предположения и подозрения верны — это мул-агрегатоноситель суперкара Jaguar XJ220.
История среднемоторного снаряда первой половины девяностых удивительна как минимум тем обстоятельством, что первоначально он создавался командой заводчан-энтузиастов в свободное от работы время. Успех концепт-кара на Бирмингемской выставке в 1988 году сподвиг компанию к выпуску упрощенной версии без двигателя V12, системы полного привода и других изысков. Биография «Ягуара» казалось бы досконально известна, но в ней есть малоизвестная увлекательная страница.
«Во время разработки XJ220 на свет появился один из нелепейших автомобилей всех времен. Активно участвовавшей в проекте компании TWR требовалась платформа для обкатки мотора V6 и избавления его от «детских болезней». Для этих целей она приспособила нечто безобидное — Ford Transit», — рассказывает издание Road & Track. Имплантация 550-сильного агрегата объемом 3,5 литра с двумя турбокомпрессорами превратило абсолютно неагрессивную машину в ужас на колесах. Идеальный транспорт доктора Франкенштейна и Джиперса Криперса.
К счастью, чудо-вэн уцелел после всех тестовых мероприятий и даже успел послужить формульной команде Benetton, развозя запчасти. Позже он перешел в собственность Don Law Racing, где его отреставрировали и модифицировали. Двигатель форсирован примерно до 640 л.с., а перенастроенная подвеска борется с врожденной недостаточной поворачиваемостью. Вряд ли разработчики оригинального «Транзита» предполагали, что он сможет набирать сотню примерно за пять секунд и утюжить треки со скоростями свыше 270 км/ч.
Суперкар периодически напоминает о себе посетителям Фестиваля скорости в Гудвуде, устраивая совершенно феерические заезды.
Dodge Caravan с двигателем от вертолета
Оседлавший пушечное ядро барон Мюнхгаузен и мультяшный койот Вайл верхом на ракете — дети малые в сравнении с Крисом Крагом, владельцем уникального Dodge Caravan. Его постоянный спутник — это… турбовальный мотор Rolls-Royce Nimbus 105.
Силовая установка размещена прямо в салоне на месте детских кресел, собаки и сумок из супермаркета. Она выдает тысячу лошадиных сил и передает тягу на задние колеса. Стандартная модель, напомним, переднеприводная. Мощности достаточно чтобы сожрать четверть мили за 11,17 секунды. На постройку огнедышащего монстра Краг потратил 17 тысяч долларов. Не так уж и много, учитывая результат и производимый эффект.
Mercedes-Benz Vision Tokyo Concept
Футуристический однообъемник бесцеремонно отправляет нас из своего 2015-го в будущее, одновременно ставя жирную точку на автомобиле в привычном обывателю явлении. Со светящейся радиаторной решеткой и 26-дюймовыми (!) колесными дисками Vision Tokyo словно метит в формульные пейс-кары. Но на деле он вполне мирный водородомобиль с двумя электромоторами совокупной мощностью 270 л.с. Динамикой вряд ли изумит, зато на одной зарядке осилит почти тысячу километров. Из них 190 км – на запасе энергии в тяговой аккумуляторной батарее.
Доступ в салон открывает гигантская подъемная дверь со стороны водителя. Сиденья опоясывают его по периметру, а органы управления и кресло в беспилотной конфигурации скрываются в передней панели. Внутреннее пространство напоминает комнату для релаксации и совершения магических обрядов, нежели автомобильный интерьер. Аналогии особенно усиливают приложения, карты и дисплеи в виде всплывающих и реагирующих на жесты трехмерных голограмм в центре салона.
Представьте себя перемещающимся в бесшумной капсуле в мистическом полумраке, озаряемом мягкой светодиодной подсветкой. Не выходит? Возможно, потому что вы закоренелый петролхед, предпочитаете сжимать в руках руль и чувствовать биение сердца внутреннего сгорания. Тем не менее, компания Mercedes-Benz полагает, что все прелести концепта оценит поколение родившихся после 1995 года. А вам по душе такое будущее?
Toyota Lunar Cruiser
Завершает обзор не совсем вэн и точно не мини. Но определенно однообъемник и к тому же не для земного применения. Это Toyota Lunar Cruiser, который Toyota и Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA, Japan Aerospace Exploration Agency) анонсировали летом 2020 года для лунной программы.
Проект пока представлен в виде рендерных изображений, но скупые подробности впечатляют. Трехосный гигант размером с небольшой дом (длина — 6 метров, ширина — 3,8 метра, высота — 5,2 метра) оснастят водородной силовой установкой с запасом хода 10 тысяч километров. Машина, как ожидается, начнет исследование спутника Земли в конце нынешнего десятилетия.