$50 000 за шиномонтаж, сэр!
Сколько стоит обслуживать культовый суперкар McLaren F1?В 1992 году легендарная английская гоночная команда McLaren представила миру свою первую дорожную машину, суперкар под незамысловатым названием F1. За его разработку отвечал известный конструктор формульных болидов Гордон Мюррей, и у него получился самый быстрый серийный автомобиль того времени с максимальной скоростью свыше 380 км/ч и разгоном до 60 миль/ч (96 км/ч) за 3,2 секунды. Эти характеристики впечатляют и по сей день, но еще больше впечатляет стоимость обслуживания McLaren F1. О баснословных суммах рассказывает американский коллекционер Брюс Вейнер, владевший F1 1994 года выпуска с VIN-номером SA9AB5ACXS1048038.
В основе F1 был углепластиковый монокок, позади которого размещался атмосферный двигатель V12 объемом 6,1 л, разработанный в отделении BMW M и развивавший 627 л.с. Шестиступенчатая «механика» с карбоновым сцеплением, гоночное шасси с кучей уникальных деталей, поднимающиеся двери, мощнейшие тормоза, магний, титан, золото — и всего 71 выпущенная машина. В 1992 году цена F1 стартовала с отметки в $815000, а сейчас некоторые экземпляры стоят свыше десяти миллионов долларов.
Брюс Вейнер, автоколлекционер:
«Прежде, чем купить один из 63 выпущенных F1 в стандартном исполнении, я общался с юристом тогдашнего владельца. Мы вели переговоры примерно полтора дня, они хотели за машину 1,3 млн долларов, я предлагал 1,2, но в итоге мы разошлись. И вот, спустя год, когда я уже успел совершенно позабыть об этой сделке, мне позвонил тот самый юрист и спросил, интересует ли меня еще эта машина. Я сказал «конечно», и они согласились на 1,2 млн. Я перевел деньги и на следующий день заказал доставку машины в транспортной компании.
О судьбе этого экземпляра я разузнал у одного человека, который осматривал ее за месяц до моей покупки. Оказалось, что с ней серьезно поработали на заводе McLaren, и она была в очень хорошем техническом состоянии.
Изначально машина была серебристой, но предыдущий владелец перекрасил ее в оранжевый цвет, который мне понравился. Он отправил ее обратно на завод, где ее полностью разобрали и перекрасили, выкатив счет в 50 тысяч фунтов! Я никогда не встречался с такими ценами, но видел этот процесс по фотографиям. Они делали это целых шесть месяцев!
Если у тебя есть один из таких Макларенов, то по любым проблемам ты общаешься напрямую с заводом. Нет никаких посредников и дилеров, нет сервисов, куда ты можешь просто приехать и отдать машину на диагностику. Через специальный разъем к машине подключается ноутбук с модемом, который вам должен передать предыдущий владелец, и проверка может проходить онлайн, несмотря на то, что завод находится в Англии, а машина стоит в гараже в Атланте.
Если вы покупаете подержанный McLaren, то первая диагностика и первое обслуживание вам предоставляется бесплатно. Механик в прямом смысле прилетит из Англии в любую точку мира, полностью проверит машину, предоставит чек-лист и составит список рекомендуемых работ. А дальше, если следовать этим рекомендациям, у вас есть выбор. Либо отправить машину прямо на завод в Англию, либо в один из двух авторизованных сервисных центров на территории США, на западное или восточное побережье.
Когда я купил F1, я не понимал, что эта машина, по сути, является гоночной техникой, адаптированной для дорог общего пользования, хотя люди вокруг говорили об этом. И это действительно оказалось так. Когда вы покупаете Ferrari или Lamborghini, то вы получаете дорожную машину, на которой можно выезжать на трек, но с F1 было все наоборот, а загвоздка в том, что ресурс у гоночной техники весьма специфический.
Возьмем, к примеру, топливный бак. Он рассчитан всего на пять лет эксплуатации, причем неважно, используется ли машина каждый день, раз в месяц или вообще не ездит. А значит каждые пять лет ты обязан менять бак! То же самое с огнетушителем, с шинами, а еще со сцеплением. Его легко хватает на 2-3 тысячи миль, но каждые три года оно требует замены.
В итоге я сел за стол и посчитал, что даже если вообще не буду ездить на этой машине, ее надлежащее обслуживание все равно обойдется мне в 50 тысяч долларов в год. Я подумал «окей, я заплатил 1,2 млн долларов, и, возможно, у меня есть пара счастливых лет, пока я не начну терять деньги из-за этой покупки».
В общем, я стал кататься на этом Макларене, точнее просто забирать сына из школы, а больше мне было и некуда ездить, так как я не из тех, кто любит бывать на гоночной трассе на личных автомобилях. Я наслаждаюсь своими машинами, но очень не хотел бы разбить одну из них, к тому же у меня нет таких водительских способностей и веры в свои силы, чтобы выехать на трек на малознакомой мне машине.
Спустя примерно четыре месяца мой McLaren прошел заводскую диагностику, и мне насчитали работ на 250 тысяч долларов! Это был шок, ведь машину обслуживали всего за несколько месяцев перед моей покупкой, она буквально недавно вернулась из Англии, и я не мог понять, откуда взялась такая сумма.
Одна из причин была в шинах. Поскольку на тот момент им было уже три года, мне порекомендовали их заменить, хотя протектор был в отличном состоянии. Я привык покупать шины на Ferrari или Lamborghini примерно по $1000 за штуку, но здесь мне выкатили счет на 50 тысяч. И не за сами шины, а, считайте, за монтажные работы! Дело в том, что на обычной машине колеса просто балансируют на станке, но для F1 этого было недостаточно. Представляете, нужно было выезжать на тестовый трек и заново настраивать подвеску под новый комплект колес.
Мне долго объясняли все это по телефону. Помню, что $7000 требовалось заплатить за сами шины, $2000 — за аренду гоночного трека в Северной Каролине, еще столько же за доставку машины в закрытом трейлере, $1000 — водителю, еще тысячу — медицинской службе трека, еще $5000 — за страховку машины, $2000 — за дополнительную страховку трассы, и, наконец, еще пару тысяч стоила работа механиков. И, честно говоря, вот тогда-то я и подумал о продаже машины.
Рано или поздно мне пришлось бы менять топливный бак, который стоит $110000, но, как и с шинами, не все так просто. Нужно было бы отправить машину на местный завод BMW (по происхождению мотора — прим. ред.) или и вовсе в Англию, но окончательную стоимость замены бака мне бы сказали только непосредственно перед ее проведением, потому что цены постоянно меняются. Подходил к концу и срок годности огнетушителя. В гипермаркетах Walmart похожий можно купить за $10, но в F1, конечно же, свой оригинальный огнетушитель, который подходит именно к этому креплению, и за него просят $800! И так с любой, казалось бы, копеечной запчастью.
Потом я задумался, во сколько мне обойдется обслуживание мотора, который для Макларена строили в отделении BMW M. В итоге примерно через год я решил, что не хочу оказаться из-за этой машины у разбитого корыта, и решил с ней расстаться. Сейчас я понимаю, что прогадал, и это была одна из самых печальных и убыточных сделок среди всей тысячи автомобилей, которые побывали у меня в руках. Ведь сейчас некоторые экземпляры McLaren F1 стоят больше 15 миллионов долларов!»
P.S. Брюс Вейнер продал свой McLaren F1 через eBay за $1,65 млн, причем покупатель ни разу не видел автомобиль и даже ни разу не позвонил Брюсу. Он просто нажал на кнопку в интернет-браузере и перевел деньги в этот же день.