Опубликовано 10 мая 2020, 08:30
7 мин.

Зачем производят новые старые шины?

И на каких странных колёсах ездили в былые времена
В прошлом году группа энтузиастов установила мировой рекорд по количеству пройденных за 12 часов поворотов — 2900! Инструментом для этого подвига в Альпах был выбран родстер Mazda MX-5, а спонсорские шины подогнала компания Pirelli — но не самой последней модели, а слегка устаревшие. При этом дата их выпуска была свежей — просто это комплект из линейки Collezione, объединяющей специальные шины для олд- и янгтаймеров. Но не проще ли было нацепить на MX-5 какой-нибудь современный полуслик и сделать рекорд ещё более впечатляющим?
Зачем производят новые старые шины?

Правильные эмоции

Но философия владения винтажными машинами такова, что чистые эмоции важнее чистой скорости. Поэтому большинство крупных шинных компаний до сих пор производит свои старые и очень старые модели, а некоторые мелкие фирмы вообще только на таких и специализируются. Конечно, далеко не все обладатели ретрокаров принципиальны в таких деталях, как установка «родных» шин. Но разве не обидно заплатить за классику серьёзные деньги, но так и не узнать, как она ехала, будучи новой в руках первого владельца?

«Вкус» классических британских седанов Jaguar XJ12, XJS V12 и XJ40 не распробовать в должной мере без шин Pirelli Cinturato P5, которые были разработаны итальянскими шинниками по запросу автопроизводителя в 1970-х

«Вкус» классических британских седанов Jaguar XJ12, XJS V12 и XJ40 не распробовать в должной мере без шин Pirelli Cinturato P5, которые были разработаны итальянскими шинниками по запросу автопроизводителя в 1970-х

Ведь шины — это существенная составляющая шасси. Недаром производители престижных моделей уже много лет сотрудничают с шинниками для разработки тех или иных моделей и омологированных версий шин, которые становятся частью закладываемого в тот или иной автомобиль характера. Поэтому для не признающих компромиссы пуристов и производятся современные ретро-шины самых разных эпох, вплоть до диагональных для автомобилей 1930-х годов. Иногда с минимальной поправкой на доступность новых технологий, а иногда и с довольно существенной — когда из-за их интеграции в старый конструктив получается этакая «шина-рестомод».

Суперкары на колёсах кроссоверов

Но помимо аутентичности ощущений есть и ещё одна очень существенная причина выпускать старые модели «резины». Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какого диаметра были колёса у автомобилей ещё 30 лет назад? В конце 80-х пределом для представительского класса и суперкаров были 16-17 дюймов, а бизнес-класс и спортивные машины вообще носили «пятнашки»! Сегодня подходящие таким машинам по своим характеристикам шины просто не выпускаются в столь мелких посадочных диаметрах.

© 50 лет назад на Porsche 911 устанавливались шины Michelin XAS шириной 185 мм, а сейчас — Pilot Sport 4S шириной 305 мм. И те, и другие сегодня можно купить новыми

Подумайте только — все нижеперечисленные автомобили оснащались 14- или 15-дюймовыми колёсами и при этом были способны разгоняться до 250 км/ч (поэтому «резина» им нужна с запасом хотя бы до 270): Lamborghini Miura, Ferrari 365, Maserati Ghibli, De Tomaso Pantera, Porsche 911 Carrera RS, Jaguar E-type V12. Даже если презреть аутентичность, то современные «пятнашки» просто не выпускаются с нужной шириной и с индексом скорости. Поэтому Michelin вновь «варит» древнюю модель XWX шириной до 255 мм, а у Pirelli сегодня есть классическая Cinturato CN72 — точно такая же, как поставлялась на конвейеры производителей европейской экзотики семидесятых.

Более того, шины для 270 км/ч были даже в 1950-х — это 16-дюймовые Michelin Pilote X для Jaguar XK 150 или Aston Martin DB. Именно на них впервые появился рисунок со знаменитыми косыми ламелями-насечками, так хорошо знакомый современным энтузиастам трек-дней по моделям Cup и Super Sport. А в 2009 году такая шина выдержала 1000-километровый исторический «эндуранс» со средней скоростью 247 км/ч — в неё был обут гоночный Austin Healey. Только подумайте — несколько часов в таком темпе на «бубликах» из пятидесятых! Впрочем, гоночные свидетельства тех времён говорят о том, что уже тогда шинникам был доступен и серьезный держак, и надёжность — поэтому выбор аутентичных покрышек сегодня не ведёт энтузиаста ни к каким компромиссам.

© Иногда бывают и такие сценарии использования специфических олдскульных шин: почему бы не нацепить их на 11-дюймовые (да-да, это ширина) диски тюниннгованной «Миаты» с расширенным кузовом?

У культовой Ferrari Testarossa были 16-дюймовые колёса. А ведь это 12-цилиндровый гран-туризмо не такого уж и далёкого прошлого — производство началось в 1984 году. Но диаметр — как у сегодняшнего Kia Cerato. Правда, те шины были немного пошире, да и протектор модели Michelin TRX пришёл из WRC и Формулы 1. А теперь посмотрите, на каких шинках выпускался Lamborghini Countach (кстати, первый Lambo с «ламбо-дверями») первых серий LP400 (сегодня они самые редкие и ценные — до миллиона долларов) — 205/70 VR 14 спереди и 215/70 VR 14 Michelin XWX сзади. И рассмотрите рисунок протектора, который напоминает скорее всесезонку для внедорожника, чем топовую скоростную шину для спортивной экзотики.

Но шинный прогресс на стыке 70-х и 80-х шёл очень быстро: следующая версия LP400S получила в 1978 году радикально более крутую «резину», которая уже совсем не похожа на колёса от кроссовера: это были 205/50 (позже — 225/50 и Pirelli P Zero) YR 15 и 345/35 ZR 15 Pirelli Cinturato P7. Только подумайте — «пятнашки» шириной 345 мм! А шины Pirelli P Zero в семнадцатом диаметре (сегодня это размер колёс той же Mazda MX-5) стали стандартным оснащением Ferrari F40 и Lamborghini Diablo. И рисунок, и параметры уже в 80-х были похожи на таковые у шин для современных суперкаров. Именно в тот период и случился скачок к большим диаметрам, низким профилям и эффективной асимметрии.

Истинная ценность

Есть и ещё одна причина, по которой существует стабильный спрос на такой экзотический товар, как ретромодели шин. Самая дорогая модель за всю историю сделок с автомобилями — Ferrari 250 GTO — оснащалась резиной весьма тривиальных сегодня размеров: 215/70R15 и 225/70R15. Забейте эти параметры в поисковик — и любой интернет-магазин выдаст вам кучу шин для кроссоверов и внедорожников в этих параметрах. Но разве 250 GTO ушла бы с аукциона за рекордные 48 миллионов долларов, будь она обута в Yokohama Geolandar вместо Pirelli Stelvio? Для истинной ценности коллекционных машин аутентичность должна быть во всём, вплоть до колёс. Правда, приверженцы движения outlaw с этим тезисом готовы поспорить.

Для участия в исторических гонках нужна шина «под регламент» — и в нём обычно фигурирует условие о соответствии модели резины году выпуска автомобиля. Поэтому сейчас производятся и ретро-модели для автоспорта. Как и колёса для современных болидов, такие шины делятся на «сухие» (с разными компаундами) и дождевые

Для участия в исторических гонках нужна шина «под регламент» — и в нём обычно фигурирует условие о соответствии модели резины году выпуска автомобиля. Поэтому сейчас производятся и ретро-модели для автоспорта. Как и колёса для современных болидов, такие шины делятся на «сухие» (с разными компаундами) и дождевые

Изучая вопрос шин, вы непременно наткнётесь на два варианта написания: американский tires и британско-европейский tyres. Примечательно, что японские бренды предпочитают американский вариант через i. Оба слова равноценны в значении «шины» и допустимы к употреблению. Иногда даже в одном предложении — например: «Avon Tyres is owned by the Cooper Tire & Rubber Company» на официальном сайте Avon

США

Отдельная вселенная — шины для старых американских автомобилей. Такого разнообразия моделей техники, как в автопроме США 1950х – 1970-х не было, наверное, никогда и нигде. Безумное количество вариаций и модификаций, размеров и комплектаций, а также невероятное число выпущенных в этот период экземпляров породили и современный спрос на соответствующие шины. Тем более, что в США очень развита культура владения старыми автомобилями с наматыванием на них больших пробегов в путешествиях и просто в переездах от фестиваля к фестивалю в соседних штатах.

Посмотрите на заднее правое колесо и на лица пассажиров — ну как тут прекратишь выпускать старые добрые «диагоналки»!

Посмотрите на заднее правое колесо и на лица пассажиров — ну как тут прекратишь выпускать старые добрые «диагоналки»!

Эту тенденцию увидел сын владельца крупного шинного центра Корки Кокер, который в течение нескольких десятилетий перефокусировал бизнес Coker Tire на производство шин для классических американских автомобилей. Он собирал по всему миру старые матрицы различных шинных компаний, а также выкупал права на производство оригинальных старых моделей. Поэтому сегодня Coker Tire производит и продаёт классические шины брендов Firestone, BF Goodrich, Uniroyal и даже Michelin по аутентичным лекалам, но с использованием современных материалов и технологий.

В 1994 году компания Coker Tire уловила ещё один тренд и сделала первую радиальную шину со встроенной (а не наклеенной отдельно или покрашенной) декоративной белой боковиной — «уайтуоллом». Такие были характерны в основном для старых диагональных шин. А ведь изначально белая секция была функциональна: в начале прошлого века в компаунд для большей износостойкости стали добавлять оксид цинка, окрашивавший шину в светлый оттенок. А потом смесь улучшили добавлением сажи, но только в протектор — для экономии. Поэтому боковины оставались белыми, но вскоре и их научились чернить. Только вот «уайтуолллы» уже успели войти в моду, поэтому производителям пришлось наносить белую краску поверх чёрной шины.

Второй крупный игрок на рынке ретрошин для «американцев» — конечно же, марка Goodyear. Этот бренд был поставщиком шин на конвейеры практических всех местных автопроизводителей и чутко откликался на изменения в индустрии. Начиная от шин Deluxe All-Weather для Ford Model T, через Super Cushion для Ford Thunderbird и Chevrolet Corvette 50-х и первые шины для масл-каров Polyglas GT в 60-х, далее в 70-х индустриальным стандартом для спорткаров стали Steelgard, Custom Tread, Polysteel, and G.T. Radial (что-то из этого вы найдёте на любом Plymouth Barracuda или Chevrolet Chevelle SS 454), а в восьмидесятых зародилась линейка Eagle. И всё это производится и доступно к покупке сейчас.

Зачем производят новые старые шины?

Со временем люди всё больше ценят прошлое. Так появляется hi-fi-техника винтажного дизайна и мода на винил; растёт в цене разнообразный антиквариат; а BMW девяностых вдруг из старого хлама становятся «янгтаймерами». Ностальгическая индустрия не может бесконечно существовать за счёт старых ресурсов, поэтому автомобильные производители возобновляют мелкосерийное производство «кузовни» для машин середины прошлого века, а шинники рады предложить энтузиастам-коллекционерам те эмоции и ту аутентичность, за которой они так бескомпромиссно охотятся. Не зря говорят, что будущее невозможно без прошлого.