Без поражений
нет побед
Как «Народный пилот» начинал гоночную карьеру, уворачивался от соперников– и переписывал на себя все рекорды проектаУходящий год был богатым на события. Российских спортсменов обвинили в массовом употреблении допинга, Дональд Трамп выиграл президентские выборы в США, произошла деноминация белорусского рубля, всемирная организация здравоохранения объявила окончание эпидемии Эболы, а в российском автоспорте зажглась новая звезда. Речь о победителе третьего сезона «Народного пилота» Иване Костюкове. Почему звезда? Потому что если вы не следили за РСКГ в этом году, то сейчас будет спойлер: он провел его очень хорошо!
Финал «Народного пилота», который в этом году проходил 27 апреля на «Смоленском кольце», обещал быть самым непредсказуемым. Во-первых, накануне над автодромом прошел сильный дождь и утром перед последним этапом конкурса асфальт трассы был в несколько промежуточном состоянии.
Во-вторых, состав участников финала 2016 года был, пожалуй, одним из сильнейших за всю историю проекта, который совместно проводят «Мотор» и «Академия Ралли». В Смоленске, за редким исключением, оказались только люди с очень серьезным гоночным опытом. Причем не в любительских соревнованиях, а в профессиональных гонках. И не только российского уровня.
Финал развивался по классическому сценарию. Первым за руль сел Василий Рожков, которого считали главным фаворитом. Его лучшее время на кольцевом седане Volkswagen Polo стало ориентиром, до которого пытались дотянуться остальные, но получилось только у одного. Петербуржец Иван Костюков был пятым, кого посадили за руль «полика», и единственным, кто с первой же попытки опередил Рожкова на две десятые секунды! Впрочем, для самого Ивана это не стало неожиданностью.
Мысли были только о том, что я еду побеждать и Вася Рожков был главным конкурентом в финале, потому что я знал, что у него очень большой опыт в гонках», рассказывает Костюков, который в качестве приза получил сезон в классе «Национальный» российской серии кольцевых гонок (РСКГ).
История 21-летнего студента Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта Ивана Костюкова в автоспорте началась в начале двухтысячных. В 12 лет будущий победитель «Народного пилота» убедил родителей в том, что гонки — лучшее занятие для него, и был записан в секцию картинга.
Я долго уговаривал родителей и в 12 лет окончательно понял, что пора. Мы нашли школу картинга, записались к тренеру и начали ходить. Ездили мы на самых маломощных моделях Rotax по открытой трассе, которая пребывала не в лучшем состоянии. Там и делал первые шаги.
Тренировались, втянулись, познакомились с теми, кто занимался картингом несколько лет. После этого мы с папой купили свой карт и вдвоем начали ездить в Финляндию, чтобы выступать в местном чемпионате.
Первые два сезона я провел в Финляндии. Потом было три года в чемпионате России с периодическими выездами в ту же Финляндию и другие европейские страны, по большей части в Италию», — рассказывает о себе Иван.
После картинга Костюков оказался во французской Формуле-4. Чемпионате, в котором когда-то выступали, например, Лоик Дюваль, Жан-Эрик Вернь и Стоффель Вандорн. Неплохое продолжение карьеры, не так ли?
Мы знали пилотов, которые выступали в этом чемпионате. Например, Егора Оруджева, с которым мы хорошо общаемся и который неплохо себя проявил в Формуле-4 в 2012 году. Мы начали узнавать про этот чемпионат, связались с менеджерами, нашли поддержку и начали все силы направлять на этот чемпионат.
Я проехал предсезонные тесты. Скорость была неплохая. Постоянного хронометража там не было, но мы понимали, что я по скорости вхожу в первую пятерку. И уже на первом этапе я смог приехать на подиум. Но, к сожалению, Формула-4 такой чемпионат, где все дебютируют в формулах, а перед этапом на новой трассе нам давали всего 30 минут тренировки, а потом сразу квалификация и гонки.
Но у меня такой тип пилотажа, что мне нужно время, чтобы вкатиться и почувствовать машину. К сожалению, мне этих 30 минут не хватало. А технических проблем было немало. Я выезжал на тренировки и пару раз у меня просто пропадал газ. То есть, из этих 30 минут я тренировался минут 5-10, и потом сразу шла квалификация. Поэтому результаты были очень плавающими. Я был и за пределами десятки, и в десятке… А обгонять на формульных машинах трудно, поэтому результаты были весьма пессимистическими», — делится Костюков своим опытом.
В какой-то момент отец Ивана принял решение, что сыну пора бы заняться чем-нибудь посерьезнее и предложил начать зарабатывать на гонки самостоятельно. Костюков не скрывает, что если бы не «Народный пилот», то автоспорт в 2016 году ограничивался бы просмотром гонок по телевизору. Но «Народный пилот» состоялся, он его благополучно выиграл, и впервые в своей карьере сел за руль настоящего гоночного кузовного автомобиля.
Трудно было оценить скорость автомобиля. До этого пилоты ехали на Volkswagen Polo достаточно быстро, но нестабильно. И понять все в полной мере я не мог. После тестов и тренировок стало понятно, что машина быстрая. Но этих самых тестов у меня практически не было — я проехал до сезона всего две тренировочные сессии.
Понимал, что машина быстрая, ехать можно высоко, но мне не хватало опыта в кузовном классе — особенно в плане работы с механической коробкой передач. Это подразумевало большую работу над собой. Азы-то те же самые, но передний привод и коробка требовали особого привыкания», — рассказывает Иван.
Правда, на привыкание Костюкова ушло не слишком много времени. Уже на первом этапе в Смоленске во второй гонке он отыграл более десяти позиций, стартовав из самого конца пелотона, так как сошел в из-за технических проблем в первом заезде. Уже на следующем этапе в Нижнем Новгороде Иван показал, что произошедшее в Смоленске — недоразумение. В первой гонке Костюков финишировал третьим, а во второй… а во второй его выбили с трассы и он не смог закончить гонку.
Я пытался предугадать поведение соперников. На первом этапе мы сошли из-за технических проблем, а на втором я сошел из-за неопытности соперницы: очень красиво меня вынесли. Так как уже две гонки были потеряны, я не мог больше позволять себе сходов и дальше ехал очень аккуратно. По большому счету, оставшуюся часть чемпионата мне приходилось думать за всех вокруг себя», — рассказывает Иван.
И получилось! В следующих девяти гонках Костюков трижды поднимался на подиум, причем два раза — на высшую ступень. Более того, лишь в двух из этих девяти гонок «Народный пилот» не попадал в первую пятерку итогового протокола! Поэтому к этапу в Казани Иван подошел в статусе одного из претендентов на титул. Да-да, в дебютном сезоне.
В первом заезде, который проходил на мокрой трассе, Костюков смог финишировать на восьмой позиции, а во втором его шансы на титул были потеряны из-за конкурентов: Ивана выбили с трассы на первом же круге, его Polo застрял в гравии и не смог оттуда выбраться. Додумать за соперников на последнем этапе у Костюкова, к сожалению, не получилось.
Честно говоря, с самого начала сезона я был нацелен на чемпионство. Я понимал, что мои навыки вождения позволят бороться за титул. Все зависело от быстроты машины, от скорости адаптации к машине и от подготовки команды.
И до Казани мне удавалось ехать аккуратно и избегать аварий, но там сказалась неопытность соперников, что и отразилось на результатах…», — сетует Костюков.
«Ваня — лучший „Народный пилот“ Он реально боролся за первые места, но его подвели соперники, выбив несколько раз. Без этого он не только второе место легко бы взял, но и спокойно боролся бы за весь чемпионат. Ваня — очень талантливый мальчик. Мы надеемся, что он и в следующем году поедет и докажет свой талант на трассе. У нас есть планы помогать ему, и у папы есть планы помогать. Будем технически его поддерживать. Все остальное будут делать его спонсоры», — Михаил Лепехов, основатель «Академии Ралли».
«Для человека, который впервые поехал на „кузове“ в столь тяжелом с точки зрения конкуренции классе — результат очень высокий. Это результат, который превзошел все наши ожидания. Однозначно можно сказать, что Ваня сам очень быстр и талантлив, но и мы немало сил приложили, чтобы техника не подводила и настройки были оптимальными весь сезон. И результат налицо. Последняя гонка показала, что не все зависит от гонщика: его дважды выбили и мы потеряли шансы на первое место», — Александр Сливницын, генеральный директор «Академии Ралли».
В следующем сезоне Иван собирается продолжить выступления в «Национальном» классе РСКГ. И ездить он собирается на подготовленном «Академией Ралли» Volkswagen Polo. Правда, для этого ему нужно найти поддержку, со всеми договориться, уладить миллион других нюансов… в общем, добро пожаловать во взрослую гоночную жизнь!
Нам же остается надеятся, что в следующем году Иван опять будет бороться за победу и чемпионство. Возможно, с новым «Народным пилотом»?