Концепт Opel Junior: первая работа Криса Бэнгла
Концепт-кар из восьмидесятых с дизайном девяностых и технологиями 2000-хГлядя на интерьеры некоторых такси, в которых слева от приборной панели закреплён мобильный телефон, справа — планшет с навигатором, ещё правее — иконки, а на переднем пассажирском сидении лежит DVD-плеер с подборкой низкобюджетных сериалов, может показаться, что модульные интерьеры автомобилей уже давно изобретены. И даже широко используются. Взять хотя бы те же Happier Camper...
Но это не совсем так. Да, автомобильные компании предлагают послезаводские опции, вроде компактных кофе-машин, плечиков на стойки подголовников или переносных экранов для задних пассажиров. Но на фоне нашего сегодняшнего героя это не более, чем баловство: концепт Opel Junior выводил идею модульности на совершенно новый уровень.
Представьте: на дворе начало 1980-х, вы купили новый автомобиль, но вам не нравится комбинация приборной панели. А тахометр, ввиду автоматической коробки передач или идеального «чувства автомобиля», и вовсе не нужен — так и хочется заменить его лишним динамиком аудиосистемы… или будильником, если вдруг придётся ночевать в машине. В случае с любым другим автомобилем для подобных модификаций потребовались бы услуги тюнинг-ателье. Но не в случае с Junior, у которого имеется модульная организация торпедо.
Принцип следующий: изначально торпедо Junior представляет собой пустой рельс, который в центре и по краям разбавляют дефлекторы климатической установки (они, кстати, сделаны из армированного каучука и достаточно гибкие, поэтому их можно направить прямо в ветровое стекло и отогреть «лобаш» от наледи в мгновение ока). Но по всей длине этого рельса — как сверху, так и снизу — нанесены стандартизированные разъёмы, к которым можно подключать разные информационные и развлекательные элементы: спидометр, тахометр, блок курильщика с пепельницей и зажигалкой, бумбокс, дополнительные динамики, блок управления микроклиматом, будильник… Причём компоновать элементы можно в произвольном порядке, тем самым полностью подгоняя интерьер под свои нужды. Не нужен спидометр? Отдай штурману! Хочется послушать музыку на природе? Отстегнул магнитофон — и ни в чём себе не отказывай!
И подобный смарт-подход используется на Junior повсеместно — не только в оформлении торпедо. Например, странно выглядящие сиденья переднего ряда, которые, кажется, сшили из старых матрасов вагона-плацкарта, имеют отстёгивающуюся от каркаса набивку, которую можно использовать в качестве спального мешка или мягкого покрывала для пикника. Сетчатые карманы на дверях тоже отстёгиваются — и с ними, как с авоськами, можно идти в магазин за покупками.
Наконец, можно вытащить задний ряд, который закреплён на каркасе, и использовать его в виде комфортного садового диванчика. В таком случае Junior превращается в маленький развозной фургончик, на котором можно доставлять свежие цветы или горячую выпечку. Чтобы груз не залетал под ноги водителя и переднего пассажира (если он есть — так-то пассажирское кресло тоже можно было полностью снять), прямо перед спинками сидений можно было натянуть сетку, улавливающую грузы на торможениях.
Но и это ещё не все возможности трансформации 3,4-метрового хэтчбека! Для концепта, представьте себе, предлагались ещё и три варианта крыши: обычная, сделанная из пластика; прозрачная — она была изготовлена из оргстекла, а также складная, матерчатая — чтобы сполна наслаждаться солнцем и звёздами в погожие денёчки. Для концепт-кара Junior был очень продуманным автомобилем — не каждая серийная модель может похвастать таким количеством интересных деталей. А всё потому, что Junior был для компании Opel чем-то большим, чем просто выставкой необычных решений. Это был тизер будущей модели.
Если вам кажется, что Junior напоминает какую-то модель, то вам не кажется: концепт построен на платформе Opel Corsa второго поколения, выпуск которой начался через 10 лет после дебюта Junior на Франкфуртском автосалоне 1983 года. У машин схожий дизайн: отличия сводятся к тому, что концепт был короче Корсы на добрых 30 сантиметров, плюс щеголял модным в те годы контрастным пластиковым обвесом. Но в остальном родство налицо.
Благодаря округлым формам и обтекаемым боковинам Junior обладал приличной для того времени аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления — 0,31), а обилие композитных материалов делало его очень лёгким (снаряжённая масса — 650 килограммов). В общем, оболочка для салонных модулей получилась очень удачной.
Кстати, её автором был молодой американский дизайнер, для которого Junior стал первым серьёзным проектом. Может слышали о таком — его имя... Крис Бэнгл! Чуть позже он уйдёт работать в BMW и разделит историю баварской марки на «до» и «после»… Помогал Бэнглу в воплощении дизайна Junior другой небезызвестный художник — Герт Хильдербренд, который известен работами в Volkswagen (Golf третьего поколения), Mini (предыдущее поколение Countryman и Clubman) и толком не выстрелившей израильско-китайской компании Qoros.
Учитывая неординарность внешности и интерьера, в Opel справедливо решили, что с силовой установкой лучше не перебарщивать — чтобы не отвлекать внимание от главных «козырей» и не давать ложные надежды. Поэтому концепт получил скромный 1,2-литровый мотор от тогдашней Корсы, который развивал 55 лошадиных сил. Учитывая малую массу концепта, а также его отточенную аэродинамику, есть все основания предполагать, что экономичность у Junior была образцовая. Точные числа, впрочем, компания не приводила.
Хотя концепт Junior многими забыт, в компании Opel о нём по-прежнему помнят. Он периодически мелькает в видеороликах из музейных запасников, иногда упоминается при разговоре о модели Corsa… Более того, субкомпактный хэтчбек Opel Adam, выпускавшийся с 2012 по 2019 год, на этапе разработки назывался именно Junior! Неплохой вклад для автомобиля, о существовании которого некоторые даже не подозревают.
Обидно лишь, что в будущих моделях Opel не прижилась модульная система. Возможно, в рамках концерна Stellantis её переосмыслят и дадут новую жизнь. Тем более, что сейчас послезаводские опции (в том числе по подписке) становятся всё популярнее.