Машины обладателей «Оскара»
Какие автомобили по-настоящему любили оскароносные актёры и актрисыДжон Уэйн
Джон Уэйн — олицетворение американского кино. Карьера легендарного актёра длилась 50 лет, он снялся в 184 фильмах и в 142 из них — в главной роли (рекорд в индустрии). А за главную мужскую роль в картине «Настоящее мужество» Уэйн удостоился «Оскара» и «Золотого глобуса».
В кино Джон играл суровых полицейских, военных и уголовников, а потому сложно было представить его в реальной жизни за рулём Ferrari или Астон Мартина. И не надо было — Уэйн наслаждался автомобилями иного порядка.
Хотя попытка приобщиться к миру спорткаров всё же была — в 1953 году актёр заказал себе только-только вышедший на рынок Corvette. Джон оформил покупку, даже не посидев в родстере, а когда машина пришла, владельца ожидало фиаско. Он оказался слишком высоким для комфортного пребывания в Корвете, поэтому вскоре Уэйн подарил двухдверку своему близкому другу. Нужны были более просторные автомобили. Например, доработанный под серьёзное бездорожье внедорожник International Harvester Travelall с ливреей «War wagon». Позже появился пикап Ford F350 Ranger Lariat, на котором «Король вестернов» таскал за собой гримёрную на колёсах.
Особую любовь Уэйн питал к полноразмерным американским универсалам. И среди них не было стандартных машин — все проходили доработку в ателье Barris Kustom Industries. Помимо декоративных элементов или иных колёс, в мастерской Джорджа Барриса пятидверкам поднимали линию крыши, чтобы высокорослый актёр легче умещался за рулём. Переделки хорошо видны по восьмицилиндровым универсалам Pontiac, которыми владел Джон — Bonneville Station Wagon 1970 модельного года, Grand Safari 1971 и 1975 модельных годов. Особенно вызывающе смотрелся двухцветный Bonneville с рогами на капоте.
Ли Марвин
Суровая внешность и низкий голос предопределили амплуа Ли Марвина. Первую половину карьеры он играл в основном военных, злодеев и прочих брутальных парней, но в 1965-м жизнь Ли серьёзно изменилась. В том году вышел комедийный вестерн «Кэт Баллу», где Марвин как актёр раскрылся с новой стороны.
Это отметили различными премиями — «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, «Золотой глобус» и BAFTA как лучшему актёру. Дела пошли в гору, Ли начал чаще получать главные роли, но автомобильным энтузиастом, как некоторые коллеги по цеху, не стал. Он больше любил рыбалку и охоту, но всё же купил себе такой же брутальный, как его персонажи, маслкар.
В мае 1968 года фордовский дилер доставил Марвину кабриолет Shelby GT500KR цвета Acapulco Blue. Последние две литеры в названии расшифровывались как «King of the Road» и не на пустом месте такое обозначение появилось. Капот с горбинкой, две широкие ноздри воздухозаборника в нём — и семилитровый двигатель Cobra Jet V8. С него сняли 340 л.с. и 597 Нм, позволявшие ускоряться до 97 км/ч за 6,5 секунды. Диким Мустангом Марвин владел четыре года, а потом подарил его своему личному садовнику. Всего было сделано 518 таких кабриолетов, а в подобном цвете — 231.
Майкл Кейн
Кинокарьера Мориса Джозефа Миклуайта, больше известного как сэр Майкл Кейн, началась в 1958 году. Его фильмография включает более ста картин, но «Оскар» настиг носителя хрестоматийного кокни-акцента сравнительно поздно. В 1987-м Кейн получил статуэтку за мужскую роль второго плана в фильме «Ханна и её сёстры», а через три года — премию в той же номинации за роль в «Правилах виноделов». И так же поздно Майкл стал водителем. Он вырос и долгие годы жил в Лондоне, пользуясь общественным транспортом. Даже мыслей получить водительское удостоверение не было. Они появились, когда актёр переехал в Штаты, где без машины, как известно, никуда.
Водительскую лицензию Кейн получил в 50 лет и сразу кинулся в омут с головой. Первым автомобилем стал новенький Rolls-Royce Silver Shadow с атмосферным V8 6.2 и трёхступенчатым автоматом. Однако страховая компания выкатила такую сумму за премию, что дешевле было нанять персонального водителя, что Кейн и сделал. Он оказался однолюбом и в 1984 году снова купил Rolls-Royce — красивый двухцветный Silver Spirit с «восьмёркой» канонического рабочего объёма 6,75 литра и гидропневматической подвеской. Сам за рулём британец ездил до 70 лет, а потом повесил водительские амбиции на гвоздь. Как и ключи от кроссовера Lexus RX 300 первого поколения, которым Кейн тоже владел.
Марлон Брандо
Один из самых талантливых актёров в истории кинематографа в представлении не нуждается, но всё же напомним, что Марлон Брандо получил два «Оскара» за лучшую мужскую роль в картинах «В порту» и «Крёстный отец» и на протяжении 23 лет был самым молодым обладателем статуэтки в этой категории. В 1955-м на экраны вышел мюзикл «Парни и куколки», получивший хорошую прессу и признание критиков.
Фильм не принёс Марлону личных наград, но за участие в нём он получил баснословные по тем временам 200 тысяч долларов и подарок от продюсера Сэмюэла Голдвина — новенькое купе.
Это был чёрный Ford Thunderbird с восьмицилиндровым 197-сильным мотором семейства Y-block. Заднеприводное купе было построена на Х-образной раме со сниженным центром тяжести, двухрычажной подвеской спереди и неразрезным мостом с рессорами сзади. Ежегодный тираж модели T-bird прогнозировали на уровне 10 тысяч машин, но уже в первые десять дней после старта продаж дилеры получили 3500 заказов. В итоге 1955 год удалось завершить с результатом 16 155 штук.
В 90-х и нулевых Марлон Брандо снимался мало, а ездил на Лексусах. У знаменитого актёра было два представительских седана белого цвета — LS 400 и LS 430. Четырёхдверки были проданы с аукциона Christie’s в 2005 году. Модель постарше со светло-коричневой кожаной обивкой сидений и пробегом 75 тысяч миль ушла с молотка за $10 200, а более современный седан с кожаной отделкой того же оттенка и пробегом меньше 14 тысяч миль — за $45 600. Сравните с ценой на рабочий сценарий Марлона Брандо для «Крёстного отца» — на том же аукционе чёрная книга с рукописными заметками актёра ушла за $312 800.
Питер Устинов
Актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер сэр Питер Устинов родился в Лондоне, но происходил из русско-немецко-французской семьи. Таким же разносторонним был автомобильный вкус обладателя двух оскаров за мужские роли второго плана (за «Спартак» и «Топкапи»).
Устинов слыл, как бы сегодня сказали, петролхедом и регулярно посещал Женевский автосалон в пресс-дни. Свой путь он начал с Фиата 500, позже был DAF 44. А с первыми успехами в кино началось восхождение на автомобильный Олимп – Mercedes 33/220, Delage 1938 года, Lagonda 3-Litre Drophead Coupe, Hispano-Suiza J12 с двигателем V12 11.3 и кузовом от ателье Binder.
я выбрал вместо рекламы.
Hispano-Suiza была особенно дорога Устинову, потому что это был подарок супруги на его сорокалетие. Когда мэтр кинематографа увидел автомобиль у семейного дома, он не смог сдержать слёз. И теперь представьте чудовищность драмы, когда редкую и дорогую модель Hispano-Suiza у Питера угнали. Полиция и частные детективы не помогли, но спустя годы выяснилось, что машину приобрёл другой человек. Устинов попытался вернуть её через суд, но правосудие встало на сторону нового владельца, купившего седан законным путём.
Устинов обожал быструю езду под открытым небом, от чего в его гараже появились открытые английские спорткары Alvis Speed Twenty, Jowett Jupiter и Aston Martin DB2/4 второго поколения. Сердце оскароносного британца принадлежало классическим автомобилям довоенной эпохи, но он также покупал современные транспортные средства, пытаясь выделиться и на этом поприще. Седан BMW 750i эти слова едва ли подтверждает, а вот купе Maserati Mexico — вполне. Плюс в жизни Питера было две Maserati Quattroporte первого поколения, на одной из которых он ездил до самой смерти.
Барбра Стрейзанд
Вместе с Шер Барбра Стрейзэнд входит в число тех великих и суперуспешных певиц, которые получили «Оскар» за актёрское мастерство. В 1969 году как лучшая актриса в фильме «Смешная девчонка» американка получила статуэтку из рук трижды лауреата премии Ингрид Бергман.
Через восемь лет Барбра удостоится второго «Оскара» за лучшую оригинальную песню (кинокартина «Звезда родилась»). Однако Стрейзэнд была не только разносторонне талантлива, но и имела соответствующий автомобильный вкус.
я выбрал вместо рекламы.
В 22 года будущая обладательница одиннадцати Грэмми купила свой первый автомобиль — пятилетний Bentley S1 1959 года выпуска. После был приобретён новый восьмицилиндровый Mercedes 450 SL 1976 года, которым Барбра владела на протяжении 20 лет. А через три года Стрейзэнд снова потянуло на подержанные машины, и на аукционе Christie’s она заполучила семиместный седан Rolls-Royce Silver Ghost Berwick 1926 года, который в 1994-м продала через тот же Christie’s. Даже в почтенном возрасте Барбра сохранила любовь к технике. Последние годы в её семье числились Range Rover серии L405, Porsche 911 Targa 4S и даже Ferrari 458 Italia Spyder.
Джейн Фонда
В свои 85 лет обладательница двух «Оскаров» за лучшую женскую роль Джейн Фонда — ярая экологическая активистка с активами на $200 млн, которая несколько лет назад зареклась покупать новую одежду и автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому последние годы актриса ездит на электрокарах.
Но были времена, когда Фонда наслаждалась рёвом Ferrari 275 GTB 1966 года, который актрисе подарил её тогдашний супруг кинорежиссёр и продюсер Роже Вадим (он же Вадим Племянников).
С красивейшим итальянским автомобилем у Фонды связано много счастливых моментов. В первой половине 1960-х карьера пошла в гору, съёмки в кино шли одна за другой, начали появляться номинации на «Золотой глобус». Завязались романтические отношения с Роже Вадимом, которые пара закрепила узами брака в 1965 году. А в июле 1966-го у парижского дилера Franco-Britannic Autos была куплена «двести семьдесят пятая» GTB в цвете Azzurro. Купе стало верным другом семьи в путешествиях по Европе, а в октябре 1968-го Роже на Ferrari забрал из госпиталя жену с новорождённой дочкой Ванессой.
Правда, через месяц двухдверку с 286-сильным мотором V12 3.3 отогнали тому же дилеру для продажи. После автомобиль сменил нескольких владельцев, был перекрашен в красный цвет, участвовал в автогонках, но за пределы Европы не выбирался — его владельцы жили в Лионе, Монако, Тулузе. Шесть лет назад автомобиль попал в руки реставраторов, которые привели 275 GTB в первозданный вид, подкреплённый сертификатом соответствия Ferrari. А в июне 2021 года на аукционе Sotheby’s Milan бывший спорткар Джейн Фонды ушёл с молотка за рекордные для мероприятия 2 225 000 евро. В подобном длинноносом исполнении выпустили всего 206 экземпляров.
Кэтрин Хепбёрн
Легенда кинематографа Кэтрин Хепбёрн номинировалась на «Оскар» 12 раз и чаще других становилась лауреатом этой премии — четырежды, и всякий раз в категории «Лучшая женская роль. А между её первой статуэткой и последней прошли рекордные для индустрии 48 лет.
Хепбёрн на экране была ярче себя самой в реальности. Актриса сторонилась всех атрибутов светской жизни, редко общалась с журналистами, вела довольно закрытый образ жизни. И если в кино её персонаж мог оказаться за рулём Bugatti Type 38 Murphy Roadster, то в жизни американка была связана с отечественными производителями.
Два автомобиля в жизни Хепбёрн занимали особое место. Кабриолет Ford Thunderbird 1961 года изначально был куплен Спенсером Трейси — двукратным обладателем «Оскара» и любовью всей жизни Кэтрин. Их отношения длились больше 25 лет, и после его смерти T-bird достался актрисе. Ещё до своей кончины Трейси успел подарить возлюбленной открытый восьмицилиндровый Imperial Crown. Однако с годами Кэтрин становилась всё практичнее и ей открылись седаны концерна Ford. Хепбёрн владела четырёхдверками Mercury Marquis Brougham 1973 года и Ford LTD Crown Victoria, а последней купленной машиной стала Crown Victoria 1995 года, на которой актрису возил личный шофёр.
Софи Лорен
София Костанца Бриджида Виллани Шиколоне, известная как София Лорен получила пять «Золотых глобусов» и два «Оскара», один из которых — за выдающиеся заслуги в кинематографе. Но гораздо важнее то, что итальянка стала символом XX столетия, образцом для подражания миллионов женщин и мечтой для такого же количества мужчин. Больше всех повезло продюсеру Карло Понти, с которым Софию связывали 50 лет брака.
Муж не мог позволить супруге ездить абы на чём. Поэтому гламурный образ жены Понти поддержал «крыльями чайки» — Мерседесом 300 SL. К тому же тягу рядной «шестёрки» и поведение спорткара на дороге можно было обсудить с коллегами по цеху — Gullwing также купили Элвис Пресли, Кларк Гейбл и Тони Кёртис.
я выбрал вместо рекламы.
Однако София могла бы поддержать беседы и на другие темы. Осенью 1963-го к отелю Lancaster в Париже доставили роскошный Rolls-Royce Silver Cloud III Mulliner Drophead Coupe. Подарок Понти должен был напоминать супругам о совместной работе над успешной картиной «Вчера, сегодня, завтра», где снимался такой же автомобиль. Позже в жизни Лорен появились Ferrari с моторами V12 — спайдер 275 GTS и знаменитая Daytona (она же 365 GTB/4). Вместе с тем не угасла любовь и к Мерседесам, что обернулось покупкой моделей 280 SL и 450 SEL с мотором 6.9. Правда, ради комфорта собак Софии, четырёхдверку переделали под универсал.
Элизабет Тейлор
Элизабет Тейлор занимает седьмое место в списке 100 величайших звёзд кино за последние 100 лет по версии Американского института киноискусства. В активе актрисы — два полновесных «Оскара» за лучшую женскую роль и одна специальная награда за выдающийся индивидуальный вклад в дело гуманизма. Уроженка Лондона стала первой актрисой в мире, чей гонорар составил миллион долларов.
Такую сумму Тейлор получила за роль Клеопатры в одноимённом пеплуме, провалившимся в прокате. Зато с автомобилями был полный порядок. За участие в «Гиганте» кинокомпания Warner Bros. подарила Элизабет купе Lincoln Continental Mark II 1956 года. Кузов автомобиля и материалы отделки салона были окрашены так, чтобы сочетаться с цветом глаз Тейлор.
В 1961 году певец, актёр и муж Элизабет Эдди Фишер подарил ей на Рождество Maserati 3500 GT. Элегантная и редкая машина не впечатлила актрису — после короткого тест-драйва она вернула ключи супругу. Позже Фишер переправил купе из Италии в Калифорнию, где двухдверку купил друг семьи дважды лауреат «Оскара» Энтони Куинн. Почти одновременно с Maserati был куплен зелёный кабриолет Rolls-Royce Silver Cloud II Mulliner Drophead Coupe, который Тейлор полюбила сразу и ездила на нём почти 20 лет.
Были в семейном парке и седаны. Например, 250-сильный Mercedes 600 1969 года, который доставили к дому актрисы в Палм-Спрингс. Даже там подобный автомобиль был редкостью, хотя Тейлор владела ещё более редкой четырёхдверкой — Aston Martin Lagonda 1983 года выпуска. Тираж модели составил всего 645 экземпляров, а конкретно этот автомобиль в начале 1990-х снимался в рекламе духов Elizabeth Taylors White Diamonds. Когда актриса уже не имела отношения к Лагонде, машина попала в руки горе-реставраторов, которые подпортили внешность и заменили заводской мотор V8 5.3 на корветовскую «восьмёрку» рабочим объёмом 5,7 л. Увы, в комплекте шла и приборная панель от того же Chevrolet.