Поза Лотуса
Виталию Петрову не досталось места в команде Формулы-1Команду Lotus Формулы-1 в следующем году будут представлять Кими Райкконен и Роман Гросжан. Утром 9 декабря команда официально подтвердила подписание контракта с французским гонщиком – это означает, что Виталий Петров, на протяжении двух последних сезонов выступавший за команду из Энстоуна, ее покинет. Продолжит ли россиянин карьеру в Формуле-1, пока неизвестно.
Интересно, что два года назад Петров занял в команде Renault место самого Гросжана. Швейцарец, выступающий под французским флагом, в 2009 году заменил в конюшне уволенного Нельсона Пике. За семь проведенных Гран-при Роман не смог набрать ни одного очка и вчистую проиграл напарнику Фернандо Алонсо в квалификациях. Но шансов сохранить за собой место в Renault у Гросжана не было не только по этой причине. Французский автопроизводитель принял решение продать собственную команду. По окончании сезона 2009 года покупателем стал фонд Genii Capital, возглавляемый Жераром Лопесом и Эриком Люксом.
Новые владельцы предпочли Гросжану Петрова – не в последнюю очередь из-за спонсорской поддержки, оказанной гонщику российскими компаниями по указанию премьер-министра России Владимира Путина. На автомобилях Renault, сохранившей свое название несмотря на смену владельца, появились наклейки российских компаний – таких как Lada и водка "Флагман".
Подобная практика распространена в Формуле-1. Подавляющее большинство дебютантов чемпионата мира приносят с собой в команды спонсорские пакеты. Спонсоры же зачастую способствуют и переходу пилотов из одного коллектива в другой – так двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо перешел в Ferrari во многом благодаря поддержке испанского банка Santander. Петров в этом ряду – не исключение.
Дебютный сезон получился для россиянина сложным. Первые тесты новой машины Renault R30 стали и первыми тестами самого Петрова в Формуле-1 – для чемпионата мира это крайне нетипичная ситуация. В большинстве случаев молодые гонщики перед подписанием контракта имеют определенный накат.
В своей дебютной гонке в 2010 году Петров шел на пороге очковой зоны на 11-м месте, однако в итоге был вынужден сойти с дистанции из-за проблем с подвеской. Первые очки удалось набрать на четвертом этапе в Китае. Под проливным дождем Виталий обогнал нескольких пилотов топ-команд, в числе которых был и вернувшийся в Формулу-1 семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер. Петров финишировал в Шанхае седьмым, однако после этого не набирал очков на протяжении нескольких месяцев, заметно уступая напарнику Роберту Кубице. Впрочем, то, что поляк будет намного быстрее Виталия в первом сезоне, было понятно еще до начала чемпионата – многие эксперты называли пилота из Кракова одним из лучших гонщиков Формулы-1, наряду с Фернандо Алонсо, Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем.
Лучший результат Петрова в 2010 году – пятое место на Гран-при Венгрии в Будапеште. На трассе "Хунгароринг", хорошо знакомой Виталию еще по выступлениям в GP2, он впервые в карьере опередил Кубицу в квалификации и шел впереди поляка до его схода с дистанции. После гонки в Венгрии в паддоке высоко оценивали прогресс Петрова, однако в концовке того сезона российский пилот допустил даже больше ошибок, чем в его начале. Вторая половина чемпионата вместила в себя сразу несколько аварий. Из-за ошибки в квалификации перед Гран-при Бельгии Петров стартовал последним, после этого в ходе субботних сессий Виталий ошибался на трассах в Сингапуре и Южной Корее. Были аварии и в гонках: на старте Гран-при Японии Петров столкнулся с Нико Хюлькенбергом, а в той же Южной Корее разбил машину за несколько кругов до финиша, имея шансы заработать очки.
Тем не менее, именно Петров стал одним из главных героев заключительного этапа сезона в Абу-Даби. Россиянин на протяжении всей гонки сдерживал Фернандо Алонсо, боровшегося за чемпионский титул, и в итоге не позволил испанцу себя обогнать. Возможно, именно эта гонка заставила команду продлить контракт с россиянином на сезон 2011 года. Впрочем, без помощи Путина не обошлось и на этот раз – команда устроила для премьер-министра небольшой тест-драйв, во время которого у него появилась возможность проехать за рулем автомобиля Формулы-1. По слухам, вопрос о продлении контракта с Петровым был решен еще до того, как стартовал Гран-при Абу-Даби, но официально это было подтверждено только через месяц.
На пресс-конференции в Москве менеджер россиянина Оксана Косаченко объявила о том, что Виталий останется в команде Renault не только на сезон 2011 года, но и на еще один. Двухлетний контракт должен был позволить Петрову расслабиться и думать только о результатах. И они пришли моментально.
В первой же гонке 2011 года Виталий поднялся на подиум, заняв третье место на Гран-при Австралии. Увы, в дальнейшем россиянин был далек от повторения этого результата – в первую очередь из-за регресса самой команды.
Сезон для самой Renault получился непростым. Новым титульным спонсором команды стала марка Lotus – согласно планам владельцев компании в ближайшие годы конюшня должна перейти под их полный контроль. В этом году шасси команды по-прежнему носили имя Renault, но уже в следующем команда получит название Lotus.
Перемены произошли в начале года и в пилотском составе. Кубица, который должен был остаться лидером команды, после первой серии тестов попал в аварию на ралли и выбыл из строя на весь чемпионат. Команда в срочном порядке заключила контракт со свободным на тот момент Ником Хайдфельдом, рассчитывая, что именно немец станет новым лидером коллектива. К удивлению многих специалистов, Хайдфельд не только не стал им, но и выступал на уровне Петрова. Россиянин с самого начала сезона принялся регулярно опережать немца в квалификациях, что стало сюрпризом – ведь Ник выступает в Формуле-1 с 2000 года и является одним из самых опытных пилотов. В итоге в середине сезона Хайдфельда уволили, даже несмотря на то, что к тому моменту на его счету было, хоть и не намного, но больше очков, чем у Петрова.
Сам Виталий выступал более стабильно, чем в 2010 году, не допускал серьезных ошибок, однако его результаты к концу чемпионата вряд ли назовешь выдающимися. Автомобилю R31 явно недоставало скорости – соперники Renault прибавили, и за вторую половину чемпионата Петрову удалось набрать лишь пять очков. Его новому напарнику бразильцу Бруно Сенне – два. О том, что не только пилоты виноваты в провале команды, говорил и ее руководитель Эрик Булье.
Подписанный контракт с командой на сезон 2012 года вроде бы должен был гарантировать место Виталию в одном из боевых кокпитов. Петров несколько раз заявлял, что не боится за свое место в команде, однако в последнее время все чаще стал напоминать о том, что любой контракт в современной Формуле-1 можно разорвать. В качестве примера россиянин приводил Кими Райкконена, место которого в Ferrari два года назад занял Алонсо. У финна тогда тоже был контракт.
По иронии судьбы, именно Райкконен в итоге и вытеснил Петрова из кокпита Lotus. Долгое время менеджеры Кими вели переговоры с командой Williams, однако они закончились ничем. Тем не менее сработал запасной план. Руководители Lotus Renault GP оказались сговорчивее, и контракт с финном подписали. Об этом официально было объявлено спустя несколько дней после окончания заключительного этапа сезона в Бразилии.
После этого в команде фактически осталось лишь одно место, и несмотря на контракт с Петровым руководители Lotus объявили о том, что рассматривают несколько кандидатур. Помимо россиянина в списке кандидатов значились Бруно Сенна, Адриан Сутил, Рубенс Баррикелло и Роман Гросжан.
Выбор пал на француза во многом благодаря поддержке спонсоров – на подписании контракта с ним настаивали топливная компания Total и автомобильный производитель Renault, все еще поставляющий команде двигатели. У Петрова, судя по всему, необходимой спонсорской поддержки не оказалось, хотя многие эксперты признают, что если бы владельцы команды, выбирая второго пилота, руководствовалось исключительно спортивными принципами, то россиянин, безусловно, остался бы в команде.
Сделав ставку на пару Райкконен-Гросжан, в Lotus сильно рискуют. Ни у одного из них нет опыта выступлений в Формуле-1 в последние два года, а за этот период в чемпионате произошло немало изменений: появился новый поставщик резины, введена система облегчения обгонов DRS. И перед Райкконеном, и перед Гроcжаном стоит нелегкая задача.
Главный вопрос для российских болельщиков состоит теперь в том, что будет с самим Петровым. Еще до того, как стало известно о подписании контракта с Гроcжаном, Оксана Косаченко говорила о неких других вариантах продолжения карьеры своего подопечного. Тем не менее, мест в командах осталось не так много, а потому если Петров и сможет выйти на старт, то явно за рулем менее конкурентоспособной машины. По слухам, Виталий может оказаться за рулем одного из автомобилей команды Marussia. Впрочем, не так давно коллектив, выступающий в Формуле-1 под российским флагом, объявил о подписании контракта с французем Шарлем Пиком. О продлении соглашения с немцем Тимо Глоком было объявлено еще летом.
В качестве вариантов называются также команды Williams и Sauber. Первая объявила пока имя только одного пилота – им станет Пастор Мальдонадо, пользующийся поддержкой правительства Венесуэлы и лично президента страны Уго Чавеса. Во второй вроде бы места заняты, но в последнее время появились слухи о том, что швейцарцы могут расстаться с Камуи Кобаяси.
В ближайшее время менеджмент Петрова должен сделать официальное заявление, однако вряд ли в нем будет говориться о том, где именно будет выступать Виталий в следующем году. Вполне возможно, места для россиянина не найдется вовсе.