Опубликовано 14 июля 2014, 18:16
7 мин.

Крылья, ноги и хвосты

Самолеты против автомобилей — история противостояния
Когда зимой 1903 года братьям Райт удалось пролететь несколько десятков метров на высоте подпрыгнувшей курицы, автомобиль, казалось, не мог догнать уже никто. Был близок к массовому производству легендарный Ford Model T, участники гонки Париж - Мадрид давили не только гусей, но и зрителей, а Уильям Вандербильт «летел» в Нормандии быстрее ветра — новый мировой рекорд скорости составил 122 километров в час. Впрочем, история противостояния рожденных ползать и летать только начиналась.
Фото с сайта loudandfast.de
Фото с сайта loudandfast.de

Когда зимой 1903 года братьям Райт удалось пролететь несколько десятков метров на высоте подпрыгнувшей курицы, автомобиль, казалось, не мог догнать уже никто. Был близок к массовому производству легендарный Ford Model T, участники гонки Париж - Мадрид давили не только гусей, но и зрителей, а Уильям Вандербильт «летел» в Нормандии быстрее ветра — новый мировой рекорд скорости составил 122 километров в час. Впрочем, история противостояния рожденных ползать и летать только начиналась.

[center]**1914
Демон против сорвиголовы **[/center]

Fiat Cyclone / Eaton Biplane

Fiat Cyclone / Eaton Biplane

Крылья, ноги и хвосты
В 1914 году Линкольн Бичи спикировал на Белый дом, чтобы показать его незащищенность с воздуха, а в 1915 разбился в заливе Сан-Франциско. Лонжероны в крыльях его самолета сломались от нагрузки во время исполнения фигуры высшего пилотажа. По иронии судьбы, в результате падения Бичи остался жив, но не смог выбраться и захлебнулся в воде.

В 1914 году Линкольн Бичи спикировал на Белый дом, чтобы показать его незащищенность с воздуха, а в 1915 разбился в заливе Сан-Франциско. Лонжероны в крыльях его самолета сломались от нагрузки во время исполнения фигуры высшего пилотажа. По иронии судьбы, в результате падения Бичи остался жив, но не смог выбраться и захлебнулся в воде.

Если сегодня несущихся сломя голову водителей называют «Шумахерами», то в начале XX в США могли укоризненно спросить: «Кем ты себя возомнил? Барни Олдфилдом?». Олдфилд родился в 1878 году, когда мир не знал электрического освещения и радио, а к 24 годам уже побеждал в гонках и ставил рекорды на самодвижущихся экипажах Генри Форда. В 1913 году в прокат даже вышел фильм «Барни Олдфилд мчится, спасая жизнь», окончательно закрепив за ним статус отчаянного гонщика и звезды. С его популярностью мог сравниться лишь Линкольн Бичи, представитель нового увлечения человечества – воздухоплавания.

Бичи первым коснулся шасси самолета едущего поезда, пролетел над Ниагарским водопадом; первым вертел в небе восьмерки и первым сделал в Америке «мертвую петлю». Его полеты видели более 30 миллионов жителей США, Эдисон и Райт писали о нем восторженные отзывы, и как минимум 24 смельчака разбились, пытаясь сделать «как Бичи». Какие тут автомобили, когда человек поднимался выше небес? Впрочем, результат возможной очной схватки самолета и машины был неочевиден, в связи с чем опытный спортивный менеджер Уильям Пикенс и решился на ее организацию. А уж лучших соперников чем Бичи и Олдфилд представить было нельзя.

Подготовленные Пикенсом афиши гласили «Демон с небес против сорвиголовы», а сами гонки вылились в целое турне, которое преимущественно проходило на ипподромах. Причем, если раньше трюки Бичи были видны с околицы, то теперь зрителю нужен был билет, чтобы видеть еще и автомобиль – Пикенс заранее позаботился о высоких заборах.

В день шоу Бичи на Eaton Biplane взлетал прямо с ипподрома, делал вираж, и вместе с Fiat Cyclone Олдфилда пересекал линию старта, точно следуя трассе. В течение следующих нескольких кругов они старались друг друга обогнать и, наконец, пересекали линию финиша. Преимущество одного над другим было спорным – максимальная скорость самолета и автомобиля в тот момент была близка как никогда, и от города к городу побеждал то Бичи, то Олдфилд. Впрочем, говорят, этот элемент неожиданности в гонку придумал внести предприимчивый Пикенс. Шоу пользовалось огромной популярностью – переезжая втроем из города в город, они заработали сумму эквивалентную сегодняшним 6 миллионам долларов. Вот только вопрос результатов противостояния «демона» и «сорвиголовы» так и остался открытым.

[center]1931
Давид против Голиафа
[/center]

Alfa Romeo 8C 2300 / Caproni Ca.100

Alfa Romeo 8C 2300 / Caproni Ca.100

Крылья, ноги и хвосты
Участившиеся аварии и гибель людей привели к законодательным ограничениям всякого рода воздушных представлений. Самолеты тоже становились все дороже, и к началу 30-х воздушные цирки стали редкостью. За зрелищем шли на автогонки, а на самолетах теперь летали на большие расстояния и убивали друг друга в войнах.

Участившиеся аварии и гибель людей привели к законодательным ограничениям всякого рода воздушных представлений. Самолеты тоже становились все дороже, и к началу 30-х воздушные цирки стали редкостью. За зрелищем шли на автогонки, а на самолетах теперь летали на большие расстояния и убивали друг друга в войнах.

Популярность гастролирующих летчиков и летающих цирков оказалась первой формой гражданской авиации еще до появления регулярных авиалиний, а борьба за рекорды скорости на земле и в воздухе подстегивала общий технический прогресс. На самолеты примеряли придуманные для автомобильных моторов компрессоры, на гоночные машины — алюминий и аэродинамику. Хотя процесс все больше становился односторонним — рекордная машина Blue Bird Малькольма Кембелла начала 30-х годов уже выглядела как самолет без крыльев: обтекаемый кузов с большим хвостом-стабилизатором, компрессорный авиационный мотор мощностью 1500 лошадиных сил.

В 1931 году Blue Bird разгонялась до сумасшедших 396 километров в час. Одна беда — рекордный гидросамолет Supermarine S.6B летал уже вдвое быстрее. Новый очный поединок самолета и автомобиля должен был состояться в конце того же 1931 года на овальном треке внутри римского аэропорта Литторио и по соотношению сил напоминал битву Давида с Голиафом. Честь автомобилей защищал Тацио Нуволари по прозвищу «Летающий Мантуанец» на сверхсовременной гоночной Alfa Romeo 8C 2300, которая в том же году первенствовала на Гран При Италии.

Что же до самолета, то это был управляемый летчиком гражданской авиации Витторио Сустером учебный биплан итальянских ВВС Caproni Ca.100, который еще в бытность английским de Havilland на вершину технической мысли никоим образом не тянул. Соперникам предстояло преодолеть пять кругов общей протяженностью 16 998 метров, и на прямых Нуволари уверенно уходил вперед. Но в поворотах маневренный биплан подбирался все ближе и на последних метрах дистанции вырвался вперед. Средняя скорость Caproni в гонке составила всего 163 километров в час.

[center]**1981
Летающий гроб против турбо **[/center]

Ferrari 126 CK / F-104S Starfighter

Ferrari 126 CK / F-104S Starfighter

Крылья, ноги и хвосты
Один из истребителей F-104S был окрашен в красный цвет и встал на пожизненную стоянку на территории тестовой трассы Ferrari в Маранелло.

Один из истребителей F-104S был окрашен в красный цвет и встал на пожизненную стоянку на территории тестовой трассы Ferrari в Маранелло.

Матч-реванш состоялся 50 лет спустя на аэродроме итальянских ВВС около Тревизо, но состав участников вновь был неоднозначен. Многоцелевой истребитель F-104 Starfighter разработки Lockheed стал первым в мире самолетом, который в два раза обогнал скорость звука. В числе прочего этому способствовали необычные маленькие крылья, с такими острыми кромками, что о них мог порезаться аэродромный персонал. Но если на высоких скоростях F-104 чувствовал себя как рыба в воде, то при посадке малый размах крыла усложнял пилотаж. До конца 70-х в аварию попали 123 истребителя – погиб 61 человек, а F-104 получил прозвище «Производитель вдов» и «Летающий гроб». Что, впрочем, не помешало итальянцам купить на него лицензию и производить на мощностях компании Aeritalia.

Что же до Ferrari 126, то она должна была вернуть Скудерию на вершину автогоночного Олимпа и напомнить соперникам, кто был самой обеспеченной командой Формулы-1. Рожденная техническим гением Харви Постлтуэйта и Мауро Форгьери, это была первая Ferrari с турбомотором. На прямых автодрома Поль Рикар Ferrari 126 C2 разгонялась до 344 километров в час, тогда как ближайшие конкуренты были медленнее на 12 километров в час. Но очень скоро стало ясно, что машина получилась ненадежной и отнюдь не чемпионского уровня, а в 1982 году с ней случилось несколько катастроф: на «сто двадцать шестой» разбился Жиль Вильнев и практически стал инвалидом Дидье Пирони.

Но 21 ноября 1981 года, спустя месяц после финального Гран-при сезона в Лас-Вегасе, где обе Ferrari сошли из-за технических проблем, Ferrari 126 CK Вильнева и F-104S лейтенанта 51-ой эскадрильи ВВС Италии Даниэля Мартинелли встретились на летном поле военной базы под Тревизо.

За последние 50 лет автомобиль и самолет слишком изменились, чтобы гоняться друг за другом по кругу, и теперь должны были соревноваться в старте с места на дистанции в один километр. С машины Вильнева даже сняли антикрылья, чтобы они не создавали дополнительного сопротивления. Ferrari сорвалась с места гораздо увереннее, но и у истребителя с набором тяги тоже был шанс. Тем не менее, финишную черту Вильнев преодолел через 16,55 секунды, а Мартинелли лишь спустя 20,05 секунды после старта.

Кстати, итальянские ВВС использовали модернизированные F-104S вплоть до 2004 года, а Scuderia Ferrari завоевала очередной чемпионский титул в Формуле-1 только через 19 лет после той "гонки". Может быть, причина была очевиднее, чем кажется?

[center]2003
Чемпион против космонавта
[/center]

Ferrari F2003-GA / Eurofighter Typhoon

Ferrari F2003-GA / Eurofighter Typhoon

Крылья, ноги и хвосты
В 1972 году году патриарх американского автоспорта Дон Гарлиц мог бросить вызов настоящему «драгстеру» в мире авиации - штурмовику A-7E Corsair, запущенному морской паровой катапультой C-13. Но тогда дело ограничилось съемками для промо американских вооруженных сил во Вьетнаме.

В 1972 году году патриарх американского автоспорта Дон Гарлиц мог бросить вызов настоящему «драгстеру» в мире авиации - штурмовику A-7E Corsair, запущенному морской паровой катапультой C-13. Но тогда дело ограничилось съемками для промо американских вооруженных сил во Вьетнаме.

С момента первого полета братьев Райт в 2003 году исполнялось 100 лет, и за это время авиация успела не только взлететь выше курицы, но и покинуть пределы земной атмосферы. И пусть времена энтузиастов-одиночек вроде Линкольна Бичи или Барни Олдфилда остались в прошлом, их авантюрные забавы не потеряли своей притягательности.

На этот раз истребитель Eurofighter Typhoon под управлением итальянского летчика-космонавта Маурицио Кели должен был побороться с Ferrari F2003-GA Михаэля Шумахера на летном поле аэропорта городка Гроссето.

Соперникам предстояло стартовать с места и преодолеть дистанцию 600, 900 и 1200 метров. Победа на самом коротком 600-метровом спринте далась Шумахеру с трудом: финишировав через 9,4 секунды после старта, он опередил Eurofighter только на две десятых секунды. «Я делал все точно так же, как во время старта гонки», — рассказывал потом гонщик. В следующем заезде, на дистанции в 1200 метров, Кели уже не оставил чемпионской Ferrari никаких шансов: 14,2 против 16,7 секунды. А на решающей 900-метровой дистанции соперников вновь разделили две десятых. Шумахер финишировал через 13,2 секунды после старта, а Маурицио… через 13,0.

История, произошедшая 71 год назад на летном поле римского аэропорта Литторио, повторилась вновь, и казалось теперь так будет всегда. Но что случится, когда автомобиль победит силу притяжения и сам поднимется в небеса? Разве не об этом нас предупреждали фантасты, и не об этом ли мечтал французский иллюстратор Альбеер Робида, нарисовавший этот рисунок в 1882 году, когда до создания первого автомобиля Бенца оставалось всего три года?

Крылья, ноги и хвосты

[html]

[/html]