Забытые концепты: Pontiac Banshee
Он мог стать машиной судьи Дредда, чуть не приговорил Corvette и был изгнан с автосалона в Нью-Йорке/imgs/2025/03/31/06/6772962/b3502432bcafad89c29856c91b75a8a6ff1ef1e2.jpg)
Pontiac запомнился как самое молодежное-разудалое подразделение General Motors. Его кичливые модели иногда смотрелись комично и наивно в своей аляповатой напускной спортивности. Другие же — например, суперагрессивный «бэтмобиль» Firebird Trans Am 1998–2002 годов со «злым» алюминиевым V8 LS1 объемом 5,7 литра — по сей день вызывают восторг и уважение.
/imgs/2025/03/31/06/6772966/82f069b4696b5c8c8ef32f02f5b307ffde3c9d65.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772964/e53b1a7e8c23a85a7a2673245032d59ca17286dc.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772965/39c243b01bd062935e32bdbd29afad5fb05c8e2a.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772967/2e83bcfb9e968ad5c66ef055424ec2b2ee6591f2.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772966/82f069b4696b5c8c8ef32f02f5b307ffde3c9d65.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772964/e53b1a7e8c23a85a7a2673245032d59ca17286dc.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772965/39c243b01bd062935e32bdbd29afad5fb05c8e2a.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772967/2e83bcfb9e968ad5c66ef055424ec2b2ee6591f2.jpg)
Pontiac Firebird Trans Am 1998–2002 годов выпуска (четвертое поколение, рестайлинг)
© General Motors
Конечно, так было не всегда. После Второй мировой войны «Понтиаки» не могли похвалиться стилем и темпераментом. Покупатели явно были не в восторге. Практичность — это прекрасно, но ей одной сыт не будешь. Где стиль и характер?! Автор книги «On A Clear Day You Can See General Motors» («В ясный день можно увидеть General Motors») Патрик Райт высказался о тогдашней фирме без тени стеснения — мол, у Pontiac проблемы, а его автомобили годятся разве что для пожилых людей.
/imgs/2025/03/31/06/6772970/217e7cac26319a4b713c609c5eeaa3b939200f46.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772969/4dd0fa316ed5f20bebf23b60295f05a50e06eb0a.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772971/e7f2366b2dba9784bfe036d15943ea7b8b97fa41.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772970/217e7cac26319a4b713c609c5eeaa3b939200f46.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772969/4dd0fa316ed5f20bebf23b60295f05a50e06eb0a.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772971/e7f2366b2dba9784bfe036d15943ea7b8b97fa41.jpg)
Ford Mustang первого поколения, финальный рестайлинг, 1971–1973 год
© Ford
Ветер перемен принялся раздувать паруса «Понтиака» в 1956 году, когда на должность генерального директора пришел Семон «Банки» Кнудсен. Тот самый виновник появления огромного неказистого Mustang образца 1971-го и уволенный из Ford с поста президента. Но в Pontiac и GM его ждала совсем другая карьера.
/imgs/2025/03/31/06/6772976/dc3adc614b304caa3a04ee7fce79b6f617b4d0a9.jpg)
Джон ДеЛореан
© General Motors
Новый босс утвердил на должности главного инженера Пита Эстеса из Oldsmobile, а его помощником — некоего молодого и талантливого Джона ДеЛореана, чьё имя позже прогремит на весь мир. Эти трое начали менять имидж «Понтиака», даже привели его в гонки NASCAR. В 1961 году Кнудсен получил повышение — покинул Pontiac и перешел в Chevrolet на должность генерального директора, оставив после себя хороший фундамент для дальнейшего роста и развития. Эстес занял освободившееся кресло. ДеЛореан, ставший хорошим другом Кнудсена, поднялся до должности главного инженера. И принялся жечь напалмом. В частности, его мы должны благодарить за классический среднеразмерный маслкар Pontiac GTO.
/imgs/2025/03/31/06/6772978/7647e9f92bfb7d1f4d024e3b3bbb48668e269eff.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772977/54fcdf9e544c2b1f1207dca81e384e425d893eb2.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772978/7647e9f92bfb7d1f4d024e3b3bbb48668e269eff.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772977/54fcdf9e544c2b1f1207dca81e384e425d893eb2.jpg)
GTO — удачная попытка превратить Tempest в уличного хулигана. С большим V8 объемом 389 кубических дюймов (6,4 литра, 325 л.с.) от полноразмерного хардтоп-купе Grand Prix и с расширенным набором специфичных опций типа четырехступенчатой «механики», трех двухкамерных карбюраторов, самоблокирующегося дифференциала и армированных тормозных шлангов. На фото раннее купе 1964 года.
© General Motors
Еще до запуска «джи-ти-о» ДеЛореан и Эстес размышляли на тему легкого доступного спорткара с влиянием британских родстеров тех лет. Видение воплотилось в концепте XP-883 1964-го. Не правда ли, кузов из стекловолокна напоминает… Corvette третьего поколения и предшествующий ему шоу-кар Mako Shark II? Но о плагиате говорить не приходится — Chevy выйдет три года спустя. И вообще проект рожден под влиянием шоу-кара Chevrolet Corvair Monza GT.
/imgs/2025/03/31/06/6772988/292fed2aa8c4689207da207edfd10145344cf62b.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772982/29a1d4737379ee5a475ade7cf04fa9bd529787cb.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772985/8ca80582072d193370e669c4ea2ed3faed4626ba.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772984/9eacb4405d50cdb74661019756e8485a6e60b3b1.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772986/b7ab8ee8e70e4e9a9109d17f76d03e66cc74d4f5.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2025/03/31/06/6772983/635cd3c665d9fa9534939381daa8b8ce398db604.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772987/6e06db482a366648c492ddd624f913c86121666d.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772988/292fed2aa8c4689207da207edfd10145344cf62b.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772982/29a1d4737379ee5a475ade7cf04fa9bd529787cb.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772985/8ca80582072d193370e669c4ea2ed3faed4626ba.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772984/9eacb4405d50cdb74661019756e8485a6e60b3b1.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772986/b7ab8ee8e70e4e9a9109d17f76d03e66cc74d4f5.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772983/635cd3c665d9fa9534939381daa8b8ce398db604.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772987/6e06db482a366648c492ddd624f913c86121666d.jpg)
Pontiac XP-883
© Bring a Trailer
XP-883 существовал в разных ипостасях. Был ездовой прототип серебристого цвета, с кузовом хардтоп и рядной 157-сильной «шестеркой» и белый кабриолет с V8 (326 кубических дюймов или 5,3 литра) мощностью 253–284 л.с. (цифры отличаются в зависимости от источника). Конечно, в Pontiac мечтали о чем-то более грандиозном, о настоящей птице высокого полета. По данным легендарного журнала Hot Rod, бывший инженер компании Билл Коллинз как-то обмолвился, мол, они с ДеЛореаном раздумывали даже над вариацией с чудовищной «восьмеркой» объемом 421 кубический дюйм (6,9 литра). Разумеется, при условии, что он пойдет в серию. А это не составляло труда, благо XP-883 на 80% позаимствовал начинку у товарного Tempest.
/imgs/2025/03/31/06/6772990/87c26c9679d60b51cde668c26acd0b6e1e9f6972.jpeg)
Chevrolet Mako Shark II
© Chevrolet
Кстати, почему мы не называем концептуальный Pontiac именем Banshee? Потому что его придумали гораздо позже, в 1971 году. Странно, да? Наберитесь терпения — дальше расскажем, почему так вышло.
/imgs/2025/03/31/06/6772992/6931ded23bff8629a0cc95af94e383ef0c14d683.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772994/fac35c95e771a65a7fc8a2622454a127678d6f01.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772993/bc52f49aa37c6abc401ecccebb8020bbf4a3f809.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772995/abd944b8eba0b4de36d42de7cb59821296b0b7c2.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772998/86f0e50ab6afd5b06cef1427d4eeb40c945478ed.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2025/03/31/06/6772996/840b32451bc88f7d0e654528f45acf87b2af5d3c.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772997/b4370ee3e1715ef99e677860d4abda48be0ea528.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772992/6931ded23bff8629a0cc95af94e383ef0c14d683.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772994/fac35c95e771a65a7fc8a2622454a127678d6f01.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772993/bc52f49aa37c6abc401ecccebb8020bbf4a3f809.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772995/abd944b8eba0b4de36d42de7cb59821296b0b7c2.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772998/86f0e50ab6afd5b06cef1427d4eeb40c945478ed.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772996/840b32451bc88f7d0e654528f45acf87b2af5d3c.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6772997/b4370ee3e1715ef99e677860d4abda48be0ea528.jpg)
Джон ДеЛореан сделал карьеру в корпорации General Motors, но для нас он прежде всего — основатель DeLorean Motor Company и создатель заднемоторного DMC DeLorean с эстетикой от Джорджетто Джуджаро и 2,85-литровым V6 (132 л.с.). Он выпускался всего ничего, с 1981 по 1982 год, но прославился благодаря роли машины времени в фантастическом фильме «Назад в будущее»
© General Motors
Главный конструктор называл автомобиль «Mustang Fighter» («убийца «Мустанга»»), однако высшее руководство GM усматривало в ней угрозу для Chevrolet Corvette. Подобное казалось недопустимым: где титульный спорткар концерна и где выскочка Pontiac? Тем временем мятежник ДеЛориан свято верил в свое детище. Сначала он показал его президенту корпорации Эду Коулу, а затем совету директоров. Итог этих встреч немного предсказуем: машину зарубили на корню. И все же воплощенные в нем классные идеи явно впечатлили больших боссов и очень даже пригодились. Цитаты без труда читаются в Corvette C3, Opel GT и первом Pontiac Firebird.
/imgs/2025/03/31/06/6773003/48e48ea29844d31a24cf28f4e2d0c665ee54ccfe.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6773002/9e303ff99b3092f6a0b27c419402d61a6a896a1f.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6773004/8bc56f6c2e43bc7ba71735d27014d747ec722e38.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6773003/48e48ea29844d31a24cf28f4e2d0c665ee54ccfe.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6773002/9e303ff99b3092f6a0b27c419402d61a6a896a1f.jpg)
/imgs/2025/03/31/06/6773004/8bc56f6c2e43bc7ba71735d27014d747ec722e38.jpg)
Pontiac Banshee (XP-798)
© General Motors
Следующая попытка датируется 1966 годом — Pontiac построил концепт Banshee (XP-798, первоначальное название Scorpion) c могучим V8 на 421 кубических дюймов и шикарнейшим дизайном. Увы, с первым «Банши» произошел вопиющий казус. Его планировали продемонстрировать на Нью-Йоркском мотор-шоу, готовилась презентация, печатались пресс-релизы… В последний момент мероприятия отменили по требованию тогдашнего президента General Motors Джеймса Роша. Страшно и грустно вообразить, что чувствовал ДеЛориан. Купе никогда не выкатывали на публику и позже пустили под пресс. Сохранились только шильдики — Коллинз наклеил их на шоу-кар XP-883, сделав его в Banshee «задним числом».
/imgs/2025/03/31/07/6773013/d06726bdbf6cd8e6713493ea3aa8ed1bbbfa2aed.jpeg)
Pontiac Banshee II
© General Motors
Banshee II (1968 года) представлял собой попытку сделать ранний пони-кар Firebird первого поколения более обтекаемым и запоминающимся. Кузов из стекловолокна, под капотом V-образная «восьмерка» объемом 400 кубических дюймов (6,6 литра).
/imgs/2025/03/31/07/6773016/1e2b0a1eb1de37834a37f8b6fd0260b3f2e60dbe.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773015/c57f0ec008e5f7a19a5490f70014bc8d126de295.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773016/1e2b0a1eb1de37834a37f8b6fd0260b3f2e60dbe.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773015/c57f0ec008e5f7a19a5490f70014bc8d126de295.jpg)
Pontiac Banshee III
© Public Domain
Происхождение третьей итерации 1974-го очевидно с первого беглого взгляда — перед нами упражнение на тему аэродинамичного «Фаера» второго поколения. Обратите внимание на панорамное заднее стекло, его примерили серийные F-Body (Chevrolet Camaro/Pontiac Firebird) со следующего модельного года. Отголоски передней части кузова можно без труда рассмотреть в оформлении культового «Фаерберда» 1977–1978 годов. Двигатель — монструозоный 314-сильный V8 Super Duty на 455 кубических дюймов (7,5 литров).
/imgs/2025/03/31/07/6773020/3782582d6e349c67e0e95930c90b4b941a8a198b.jpeg)
/imgs/2025/03/31/07/6773019/cedc4f0accd899716acc14faa329a2cf69b4dd7f.jpeg)
/imgs/2025/03/31/07/6773021/ee6493027b5290e539fc9555ab883b9d94927c20.jpeg)
/imgs/2025/03/31/07/6773020/3782582d6e349c67e0e95930c90b4b941a8a198b.jpeg)
/imgs/2025/03/31/07/6773019/cedc4f0accd899716acc14faa329a2cf69b4dd7f.jpeg)
/imgs/2025/03/31/07/6773021/ee6493027b5290e539fc9555ab883b9d94927c20.jpeg)
Pontiac Firebird 1977-1978 годов выпуска
© General Motors
На момент выхода Banshee III Джон ДеЛореан уже давно оставил Pontiac: 15 февраля 1969 года он занял должность руководителя Chevrolet, самой продаваемой марки General Motors. О «Банши» забыли почти на полтора десятилетия…
/imgs/2025/03/31/07/6773024/20d7ef669bc790d0365fe5a38b934bbdc0068f7d.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773026/5f63fe5e6e45f956bffd25d4c0d94bbbe895f54b.jpeg)
/imgs/2025/03/31/07/6773025/55ce9d05b9fab825b574b1936cd29062caaf7114.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773024/20d7ef669bc790d0365fe5a38b934bbdc0068f7d.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773026/5f63fe5e6e45f956bffd25d4c0d94bbbe895f54b.jpeg)
/imgs/2025/03/31/07/6773025/55ce9d05b9fab825b574b1936cd29062caaf7114.jpg)
Pontiac Banshee IV
© General Motors
«Призрак» возродился на излете восьмидесятых. В эпоху, которую принято считать одной из самых дерзких, смелых и безумных прежде всего, благодаря машинам, моде и музыке. Если предыдущие версии Banshee являлись попыткой улучшить Firebird, то финальная — экзотический суперкар, триумф самостоятельного, рискованного и раскованного дизайна с подписью художника Тома Питерса. Он пришел в GM в 1982-м и задержался на 37 лет. Сперва из-под его карандаша вышел строгий концепт Corvette Indy. На его фоне Banshee – это космический корабль. Он великолепен во всех ракурсах, но особенно сильное впечатление производит передняя часть кузова с переосмысленным и довольно экстремальным вариантом понтиаковской радиаторной решетки из двух частей.
Салон переносил в отдаленное будущее. Водитель восседает в отдельном коконе, центральная консоль развернута к нему и объединена с центральным тоннелем. Руль, вероятнее всего, установил бы мировой рекорд по количеству кнопок — их почти два десятка! Еще здесь проекционный дисплей (отображает скорость, обороты двигателя и уровень топлива), камера заднего вида, бортовой компьютер и даже дисплей, отображающий значение боковых перегрузок.
/imgs/2025/03/31/07/6773044/47f3339d119b57f5b62af01f3e08f258a423f4c8.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773045/fe4e285e83a73103a9e0f3096f48b392c82f063d.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773044/47f3339d119b57f5b62af01f3e08f258a423f4c8.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773045/fe4e285e83a73103a9e0f3096f48b392c82f063d.jpg)
Pontiac Banshee IV
© General Motors
Поскольку Banshee готовили по высшему разряду, решили обойтись без классических джи-эмовских «восьмерок» с одним нижним распредвалом. Концепт приводился вполне передовым по меркам General Motors четырехлитровым V8 с верхним расположением распредвалов. Агрегат не затачивался под рекорды мощности и скорости, хотя, 233 л.с. в то время отнюдь не были синонимом задохлика. А ограниченные электроникой 55 миль/ч (89 км/ч) определенно не отражали реальный потенциал. Каждый мог напрячь фантазию и прикинуть, сколько на самом деле выжимает обтекаемый «звездолет» без зеркал заднего вида и дверных ручек. Вероятнее всего, воображение рисовало все 200 миль/ч (свыше 320 км/ч), не меньше!
Почему Pontiac не довел Banshee IV до серийной кондиции, ведь восьмидесятые и девяностые благоволили к разного рода экспериментам? Очевидно, виной тому техническая сложность проекта — выпускать его со всеми хайтековыми «пирогами» выливалось в затратную историю. Большие вопросы вызывал странный мотор — блок цилиндров и головки были одним целым, а прокладок не было вовсе. Все это намекало на непростительно высокую для продукцию «Понтиака» стоимость. Увы, Poncho — не Ferrari. А управленцы — даже энтузиасты с бензином в крови — обязаны мыслить трезво и стратегически.
/imgs/2025/03/31/07/6773031/329a00ed0b8a360abbdc1705224b88f41c154c46.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773030/f8d62753ee450df712b89b779de6b6de0e1da6c8.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773033/8552b95fcade41d6f300a4ee5268850696c276f4.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773029/7f6745e24eb0d9bed1a0242c29435595ed12fbdb.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773032/ef213c82c98b50270aa4732dcd8205013e52f967.jpeg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2025/03/31/07/6773031/329a00ed0b8a360abbdc1705224b88f41c154c46.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773030/f8d62753ee450df712b89b779de6b6de0e1da6c8.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773033/8552b95fcade41d6f300a4ee5268850696c276f4.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773029/7f6745e24eb0d9bed1a0242c29435595ed12fbdb.jpg)
/imgs/2025/03/31/07/6773032/ef213c82c98b50270aa4732dcd8205013e52f967.jpeg)
Pontiac Firebird Trans Am 1993-1997 годов выпуска (четвертое поколение)
© Cars&Classics
В любом случае экспериментальный Banshee сделал свое дело — расширил границы возможного и подразнил гипотетическими спорткарами недалекого будущем. Наконец, самое приятное: его пророческий стайлинг оказал сильное влияние на облик четвертого Pontiac Firebird, одного из эффектнейших американских автомобилей девяностых годов. Как видите, детройтские Банши ничуть не страшны — ни один Corvette не пострадал.