25 апреля, 10:33

Модели Skoda, о которых вы не знали

Новозеландский внедорожник, стальные колеса Вермахта, боевая «черепаха» и другие секреты народной марки.

Практичность, продуманность, рациональность — наиболее точные определения продукции Skoda. Тем интереснее скелеты из шкафа ее истории. Неожиданностей, сюрпризов и когнитивных диссонансов хватит на пару-тройку других брендов!

RSO (Radschlepper Ost)

Грузовик страхолюдного вида на стальных колесах с грунтозацепами понадобился для выполнения отнюдь не мирных задач. В самом начале войны гитлеровская армада попыталась быстро прибрать к рукам СССР, но потерпела неудачу в том числе из-за отсутствия нормальных дорог в районах боевых действий. После краха операции «Барбаросса» командование спохватилось — осознало важность внедорожного транспортера и артиллерийского тягача.

Проектом занялся лично Фердинанд Порше, который к началу сороковых годов уже имел в своем портфолио разные образцы военной техники. Отсюда и рабочее название Porsche type 174. Но при чем здесь Skoda, спросите вы. Дело в том, что немецкие сборочные предприятия работали на пределе своих возможностей, поэтому чудо-юдо подселили на фабрику в оккупированной Чехословакии.

Считать Radschlepper Ost «Шкодой» позволяет и другой исторический факт — в создании автомобиля участвовал главный конструктор марки Олдржич Медуна. Понятно, что вынужденно.

RSO встал на конвейер 2 сентября 1942 года. Внешность без труда сделала бы его звездой фантастических фильмов про альтернативную реальность, где фашисты сражаются против всего мира невиданными образцами оружия и используют в своих целях тайные знания древних цивилизаций. «Восточный колесный тягач» производил впечатление вундерваффе главным образом из-за гигантских металлических колес внешним диаметром полтора метра.

Силовая установка – еще одна интересная особенность малоизвестной Skoda. Царь-«четверку» объемом 6 литров (90 л.с.), приводившую все четыре колеса через пятиступенчатую «механику», дополняла половинка двигателя народного «жука» KdF. Двухцилиндровый малыш играл роль пускового агрегата и должен был пробуждать гигантский моторище даже при сильных морозах.

Семитонный внедорожник выглядел грозно и мог ползти по болотному ковру с пятнадцатью бойцами в кузове, но имел существенный недостаток – расход топлива библейских масштабов. На пересеченной местности при максимальных 16 км/ч он пожирал две сотни литров топлива на каждые 100 км и на этом не успокаивался. Стоило груженому RSO выйти на болотную топь, и аппетит подскакивал до 600 литров!

Другой проблемой оказалась чахлость огромного мотора и отсутствие управляемости. Неудивительно, впрочем, учитывая движители и массу машины. Водитель преодолевал и страдал, преодолевал и страдал… На пересеченной местности боролся с огромным радиусом разворота, а на льду и твердой поверхности ощущал себя деталью изощренного вибростенда.

Несмотря на многие «но» специфичный Radschlepper Ost производился серийно. Сведения о тираже разнятся. Наибольшее доверие вызывает информация о 206 экземплярах за три года производства. Часть техники уцелела и служила в ГДР еще полтора десятилетия после окончания войны.

PA-II Zelva (Pancéřový automobil, typ II)

Обтекаемый и абсолютно симметричный кузов с тонким намеком на стиль Ар-деко идеально подошел бы оригинальному гран-туреру тридцатых годов. Но здесь у нас не быстроходный король дорог и даже не гражданская техника. Броня, внутреннее пространство на пятерых бойцов и пулеметы для «зачистки» периметра... Знакомьтесь, одна из самых редких Skoda в истории с неофициальным, но очень точным прозвищем «Черепаха». Бронемашина впечатляет даже в век электрокаров, а представьте, какой эффект она производила на момент появления в середине двадцатых!

При толстой броне можно было применить отливку, но только не в случае со «скорлупой» PA-II толщиной 3-5,5 мм. Мастера выстукивали панцирь длиной шесть и шириной свыше двух метров вручную, словно кузова дорогих заказных моделей. Хотя куда уместнее аналогии с рыцарскими доспехами.

Стоит представить, каково жилось экипажу в этой колеснице войны и восторг от дизайна сменится легким ужасом. Прямо под кабиной находился четырехцилиндровый 70-сильный двигатель объемом 9,7 (!) литра. Вибрации и жар очевидно превращали внутреннее пространство в камеру пыток. Гамма ощущений компенсировалась солидной максималкой в 70 км/ч. Кстати, скоростные возможности нисколько не противоречили имени — видели бы вы, как может сигануть настоящая живая черепаха в случае опасности!

Но чешское «пресмыкающееся» само излучало угрозу. Четыре пулемета Schwarzlose MG.08 type могли изрешетить теоретического противника, если только он первым не давал залп по «Шкоде» с не бог весть какой бронёй.

Машина получилась интересной, но отчасти бестолковой. Чехословацкие военные протестировали ее и открестились. Масса хорошо за семь тонн, скромный дорожный просвет, неповоротливость и тесное боевое отделение заставляли крепко призадуматься о целесообразности применения «черепахи». Тираж оказался мизерным — на свет появились лишь 12 броневиков. Три отправились в ряды полиции Вены, а оставшиеся выкупили местные силы правопорядка спустя десять лет. Поговаривают, что некоторые из них даже успели послужить в Вермахте в качестве автомобилей связи.

LT vz. 35

Теперь, когда вы уже поняли, что Skoda — это не только прагматичные семейные Yeti и Kodiaq, мы покажем нечто совершенно неожиданное. Легкий танк LT vz. 35 с 37-миллиметровой пушкой и пулеметом!

Боевая «Шкода» как она есть, не то что вусмерть затюнингованная Octavia RS Stage 3! Компоновочная схема здесь сама что ни на есть классическая — рядная 120-сильная карбюраторная «шестерка» объемом 8,6 литра и двенадцатискоростная коробка передач размещены сзади. Полторы сотни литров топлива обеспечивали запас хода в 190 километров.

Разработчики пустили в ход такие передовые решения, как запуск двигателя сжатым воздухом и пневматический сервопривод для более легкого управления трансмиссией и тормозными механизмами. Телескопический прицел пулемета был совмещен с прибором наблюдения механика-водителя, так что вести огонь мог не только стрелок.

LT vz. 35 заступил в дозор середине тридцатых годов в качестве основного танка Чехословакии. За три года выпустили 424 штуки. После начала войны огромное их количество попало в Вермахт.

Popular Sport Monte Carlo

Но довольно военщины. Только посмотрите, какую красоту производила Skoda в тридцатые. Между прочим, уникальная и редчайшая вещь!

Семейство Popular Sport Monte Carlo появилось по случаю почетного второго места модифицированного родстера Skoda Popular Sport на ралли Монте-Карло в классе «до 1,5 литров». Сенсационные дорожные машины и сами были не прочь показать себя, да пофорсить сногсшибательным аэродинамически выверенным дизайном. Их тщедушные кузова шириной в жалкие полтора метра и массой менее тонны просачивались сквозь воздушные массы со скоростями до 110 км/ч.

Popular Sport Monte Carlo, как и гоночная версия, вооружались 31-сильным мотором «один и четыре» от тогдашнего Rapid. Интересно, что трехступенчатая коробка передач располагалась не следом за двигателем, как при классической компоновке, а была сблокирована с главной передачей для оптимальной развесовки по осям. Собственно, первым автомобилем со схемой transaxle как раз стал «обычный» Popular 1934 года, а жемчужины модельной линейки ожидаемо переняли эту особенность.

Reload
1 / 3

Первые два экземпляра построили в июле 1936 года, а финальное купе темно-серого цвета передали владельцу 13 января 1939-го. За это время собрали 70 машин — 24 родстера в облегченной спецификации и 17 комфортабельных исполнений, 23 спорткара с жесткой крышей, два кабриолета, а также по паре шасси для индивидуальных кузовов и версий с разными настройками подвесок.

Если обычный родстер Popular с литровым двигателем мощностью 22 л.с. обходился в 18 700 крон, то спецверсии выкачивали из владельцев минимум 28 500 крон.

Trekka

История чешских SUV гораздо старше чем кажется и ведет летоисчисление вовсе не с популярного Yeti. У истоков стоял крошечный внедорожник Trekka 1966–1972 годов. Он выглядел эмбрионом Land Rover и выпускался не в родовом гнезде марки, а в… Новой Зеландии. По этой причине встретить его за пределами островного государства, а также соседней Австралии, Фиджи, Самоа и Вьетнама весьма затруднительно. Да и то, попробуй нынче отыскать полувекового скитальца из партии примерно в три тысячи экземпляров...

Таинственный малоизвестный SUV разрабатывался совместно с местными производителями и импортером марки Motor Industries International для нужд фермеров, торговцев и предпринимателей. В основу легло модифицированное шасси классической Octavia с хребтовой рамой, независимой подвеской, мотором «один и два» (47 л.с.), четырехступенчатой механической коробкой передач, увеличенной главной парой и укороченной с 2389 до 2165 мм колесной базой.

Дорожный просвет достигал вполне приличных 190 мм. Привод только задний? Зато геометрическая проходимость автомобильчика длиной едва за 3,5 метра образцовая, в качестве опции предлагалась блокировка дифференциала, да и масса менее тонны не усложняла преодоление пересеченной местности. Но главное Trekka служил своему хозяину словно верный неприхотливый ослик. Он не тянул кошелек при эксплуатации — потреблял адекватные 11 литров топлива на сотню, и при необходимости был готов взять на борт до полутонны груза.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
Reload
1 / 5

Кроме утилитарной версии с брезентовым кузовом предлагался внедорожник с жестким пластиковым верхом, пикап как в двухместном исполнении, так и в восьмиместном с продольными лавками сзади и пляжный вариант.

105/120/125

«Моя подруга пригрозила оставить меня, если я куплю Skoda Estelle. На дворе были девяностые, когда дороги Британии наводнили пожилые джентльмены в шляпах и на заднемоторных «Шкодах». Комик Джэспер Кэррот откалывал шутки об их капризности и ненадежности, а заодно и о приобретении такого подержанного автомобиля за полсотни фунтов», — вспоминает журналист Мартин Гардон неказистые машины из соцлагеря. По пути из Чехословакии в Соединенное Королевство они меняли бесцветные индексы 105, 120 и 125 на мелодичное имя Estelle. Суть от этого не менялась.

Согласно первоначальным планам автомобиль виделся шкодовцам прогрессивным переднеприводником, но проекту не дали ход, и на свет появился прямой наследник предыдущей заднеприводной заднемоторной S100/110. Точнее говоря, ревизия массовой модели конца шестидесятых. Одним из новшеств стал радиатор системы охлаждения спереди для лучшего обдува.

Цифры в названии указывали на объем двигателя (1,0 и 1,2 литра), но в случае с более поздней Skoda 125 говорили не о литраже, а о пятиступенчатой механической коробке передач вместо «четырехступки».

Разнообразие в линейку вносил соплатформенный хэтчбек Garde со старшим 1,2-литровым агрегатом мощностью 54 л.с. После модернизации 1984 года «Шкоды» получили мотор объемом 1,3 литра, а трехдверный «Порше для бедных» сменил название на знакомое нам Rapid. К слову, оно впервые появилось еще в середине тридцатых и неоднократно принадлежало совершенно разным автомобилям.

VOS

Танк, гитлеровский грузовик-монстр, внедорожник с самого края Земли, аэродинамичный довоенный спорткар… Для полного разрыва всех шаблонов не хватает правительственного лимузина! Вы не поверите, но в закромах Skoda он тоже присутствует.

До Второй мировой и в послевоенный период завод выпускал величественные Superb, в честь которых назван современный чешский флагман. На рубеже нового десятилетия эстафету у них перехватил помпезный VOS (Vládní Osobní Speciál), «специальный правительственный автомобиль» с щедрой хромированной отделкой, достаточной для пары-тройки малолитражек.

Если «супербы» оснащались максимум 4,0-литровым восьмицилиндровым двигателем, то VOS комплектовался рядной «шестеркой» объемом аж 5,2 литра! Агрегату от грузовика Praga N4T приходилось перемещать в пространстве громадину длиной до 5,7 метров и массой до 4400 кг в бронированном исполнении.

С 1950 по 1952 год «Шкода» выпустила сотню сухопутных линкоров. Ими пользовались чехословацкие президенты Клемент Готвальд и Антонин Запотоцкий.