Голос в ушах: смена, смена!
Почему без менеджера практически невозможно выиграть в картинге и как преуспеть в этой роли?/imgs/2025/06/04/12/6839582/f45fc6a19ba35cd9665781dfea5f7a89e1f10805.jpg)
Я примерил на себя эту роль во время очередного фестиваля реально-виртуальных гонок «Московский спорт Картсим Фест 2025», который прошёл в конце майских праздников. Ранее я уже несколько раз участвовал в качестве пилота в этом уникальном соревновании, которое представляет собой смешанный формат — параллельную гонку на симуляторах и реальных картах. На одних этапах у нашей медиа-команды были подиумы, на других мы получали освежающий душ неудач.
/imgs/2025/06/04/13/6839599/6f894bd87acb732a6aef3c93b59be64d1431a6af.jpg)
© MIKS Karting
В этот раз я решил не садиться за руль, а с пользой для дела постоять на питлейне. Предстояло освоить хитрое ремесло мониторинга и подбора картов, планирование тактики, проведение пит-стопов. Менеджмент в более широком смысле — это собрать команду, замотивировать участников, спланировать и провести тренировки на картах и симуляторах. А также продумать тактику реально-виртуальной гонки, арендовать радиосвязь, провести вышеупомянутую картинговую часть и проследить за реализацией общей тактики команды в соревновании.
/imgs/2025/06/04/13/6839604/04a1d17dd8a63a75dda2a04fd12538a7cfc01e28.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839602/50f031dc6784e42160d73817caada85321992d40.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839603/8781cb6838c99623e8c876319d3ed1fb7faff3e1.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839604/04a1d17dd8a63a75dda2a04fd12538a7cfc01e28.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839602/50f031dc6784e42160d73817caada85321992d40.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839603/8781cb6838c99623e8c876319d3ed1fb7faff3e1.jpg)
© Дмитрий Ласьков
Большую часть организационных задач я выполнял и прежде, но менеджера в узком смысле мы всегда нанимали отдельно. Это позволяло освободить голову и сосредоточиться на пилотировании. Ну и, конечно, переложить часть ответственности — куда же без этого. Теперь мне предстояло тщательнее прочитать регламент, а также вникнуть в процессы, которые не всегда очевидны даже непосредственным участникам гонки. Например, в тактику питстопов. Для этого я обратился к Станиславу Акопову, который уже сотни раз стоял на питлейне в наушниках.
, [гонках на выносливость](https://motor.ru/reports/rec-2025-1.htm), кольцевых соревнованиях на классических автомобилях. И даже проводит собственный летний монокубок на подготовленных Mazda3 и зимний чемпионат на картах Rotax на льду подмосковного озера Станислав Акопов — не только (и не столько) успешный менеджер в картинге, но и основатель гоночной команды Mazda High Power. Коллектив строит гоночные машины и участвует в [серии РСКГ](https://motor.ru/reports/smp-rskg-05-2025.htm), [гонках на выносливость](https://motor.ru/reports/rec-2025-1.htm), кольцевых соревнованиях на классических автомобилях. И даже проводит собственный летний монокубок на подготовленных Mazda3 и зимний чемпионат на картах Rotax на льду подмосковного озера](/thumb/908x0/filters:quality(75)/imgs/2025/06/04/13/6839608/7fbefd73811b0a2e2f6906c5ec2061eb0f9597e0.jpg)
Станислав Акопов — не только (и не столько) успешный менеджер в картинге, но и основатель гоночной команды Mazda High Power. Коллектив строит гоночные машины и участвует в серии РСКГ, гонках на выносливость, кольцевых соревнованиях на классических автомобилях. И даже проводит собственный летний монокубок на подготовленных Mazda3 и зимний чемпионат на картах Rotax на льду подмосковного озера
© MIKS Karting
Основная идея состоит в том, что команды, которым не повезло на жеребьёвке с машинами, будут стараться провести короткую первую сессию и быстрее смениться. С другой стороны, на старт многие сажают самых сильных пилотов, которые успешно «раскатывают» даже довольно медленные машины. Поэтому чтобы как можно быстрее высадить из-за руля быстрого гонщика, должна быть действительно веская причина в виде совсем неудачной машины. А на приличных картодромах, к коим, несомненно, относится клуб MIKS, на старт гонки такие практически не попадают. Медленные карты появляются уже в ходе заездов.
/imgs/2025/06/04/13/6839609/958ef98bfa9e3d75213c7f422d7d21c3bf24d9de.jpg)
Как бы ни старались механики, полностью уравнять машины невозможно. Какая-то перестанет нормально поворачивать в ту или иную сторону после очередного контакта с соперником или ограждением трассы, другая уступит по тормозам или шинам, у иной «подсядет» ввиду естественного износа мотор
© MIKS Karting
Запуск первой волны смен зависит и от того, насколько быстрые машины находятся на пит-лейне. Например, если первый из трёх картов средний, а два остальных быстрые, то стоит кому-то заехать первым на питстоп, как за ним сразу устремятся другие, чтобы забрать две «ракеты». А если в питах ничего интересного, то и «сидеть» на трассе все будут до последнего. Но помимо минимальной продолжительности сессии регламент ограничивает и максимальную.
Поэтому если затягивать со сменой пилота, то можно получить штраф за «пересид» и свести на нет всё добытое на быстрой машине преимущество. А пересидеть несложно, ведь заехать в занятый соперником питлейн невозможно. И так можно проводить круг за кругом, проезжая мимо красного светофора. Потому что в момент освобождения питлейна физически ближе ко въезду в него может оказаться другая засидевшаяся команда.
/imgs/2025/06/04/13/6839612/26e0f733d9858d74b4c48a7adf0c3dad6d4589d6.jpg)
© MIKS Karting
Менеджер должен мониторить ситуацию, держать в голове вышеупомянутые и множество других факторов и быстро принимать верные решения. Иногда всё само складывается удачно, и остаётся только погромче кричать в рацию «смена, смена!» Но чаще всего приходится выбирать между компромиссами. Например, безопасно сесть на среднюю машину или рискнуть и выловить ракету? Платой за риск может быть «пересид» или слабый карт, если что-то пойдёт не по плану.
А как вообще учитывать качество картов? Лет десять назад это была действительно непростая работа: менеджеры присматривались к машинам ещё на тренировках, оценивали их темп и замечали отличительные особенности, чтобы впоследствии идентифицировать в гонке: тут выхлоп чуть криво, здесь пятно краски на ложементе, там изолента на рулевой колонке или зазубрина на обвесе. Мониторинг машин на трассе вёлся глазами, а учёт качества — в тетрадке или планшете.
/imgs/2025/06/04/13/6839613/de29b6225a9000d697d57b51a6256992666fc9f0.jpg)
© MIKS Karting
Выполнять такую работу на высшем уровне тогда могли лишь опытные мастера этого дела. Сейчас всё намного проще: на машинах наклеены постоянные номера, которые видны в общедоступной телеметрии Racemenn. Этот онлайн-сервис отображает реальную позицию каждой машины на трассе и даже показывает какие машины стоят на пит-лейне. Менеджеру достаточно внимательно сверять происходящее на трассе с цифровыми данными, анализировать темп машин и присваивать им рейтинг у себя в блокноте или прямо в Рэйсмане.
/imgs/2025/06/04/13/6839614/2b30cce00ee320ac4501f3fde31be634a4fdf312.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839615/8317eb4750f42c4a5569de46e20620f46b28b005.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839616/cadafc67a32b82706d62783087acea01773ba352.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839617/16c20491703a25f2b943f5b60620c79cd269ea04.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839614/2b30cce00ee320ac4501f3fde31be634a4fdf312.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839615/8317eb4750f42c4a5569de46e20620f46b28b005.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839616/cadafc67a32b82706d62783087acea01773ba352.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839617/16c20491703a25f2b943f5b60620c79cd269ea04.jpg)
С софтом Racemann на трассу необходимо поглядывать в основном для того, чтобы сверять данные с реальностью. Особенно это актуально для находящихся в питах машин, потому что их иногда меняют, а информация может обновляться не мгновенно, а с небольшой задержкой. Если смениться в такой момент, полагаясь на временно неактуальные данные — можно получить большие потери и даже «слить» гонку
© Racemann
Чтобы оценить карт, достаточно понимать насколько сильный пилот на нём едет и наблюдать за лучшим и среднем времени в сессии. А ещё в этот раз повезло дополнительно: прямо перед нашей Гонкой звёзд на тех же картах прошёл заезд Картсим Юниор, поэтому примерное понимание где «ракеты», а где «дрова» у меня было заранее. Да и карт на старт по жеребьёвке выпал отличный — это позволило даже пропустившему большую часть тренировок, да ещё и наименее опытному члену команды ехать более-менее в темпе.
/imgs/2025/06/04/13/6839620/a9e0bc15801719541a4a19a513d9a98d93708504.jpg)
© Дмитрий Ласьков
Зачастую в любительских коллективах (вроде нашего), которые ездят больше для удовольствия, нежели на результат, пилоты имеют разный опыт, сильные и слабые стороны и мотивацию. Одного надо поддержать, что бы ни происходило, потому что в противном случае он расклеится и поедет ещё медленнее. Другого надо разозлить, спровоцировать, взять на слабо, подразнить соперником. Третьему предложить «челендж» — например, выехать из какого-то времени, поставить лучший круг в команде или в гонке для этого карта. Четвёртому лучше просто не мешать.
/imgs/2025/06/04/13/6839623/8d4f7e696129ad8dd43a9efc680208f2a22d41eb.jpg)
Во время гонки менеджер не только командует пилоту совершить питстоп, но и даёт обратную связь по темпу и ситуации на трассе — позиция это или круговой впереди или сзади, насколько быстрее или медленнее соперник, есть ли смысл ввязываться в борьбу
© MIKS Karting
Менеджерская часть прошла в целом удачно: из 4 машин у нас были две ракеты, одна хорошая и одна чуть ниже среднего, с которой я явно ошибся. К чести картодрома, автопарк в гонке был ровный — больше половины машин ехали в 0,2 секунды друг от друга, ракет было мало, а откровенных дров — ещё меньше.
Но результат на финише всё равно слабый — в конце таблицы. К этому привели нерегулярные тренировки (вспоминается старая присказка «гонки без трень — это хрень»), небольшой штраф в картинге за менеджерскую ошибку и глупый разворот в симрейсинге. Прямо на въезде в пит-лейн и в исполнении... нашего быстрейшего и опытнейшего виртуальщика!
/imgs/2025/06/04/13/6839627/ba80db0421a39c392922d5e7ccdf711ab309ce4c.jpg)
Подиум Гонки Звёзд: 1 место — команда Москомспорт, 2 — S1mon Crew, 3 — Be on Edge
© MIKS Karting
И, конечно, высокий уровень соперников. Каждый новый Картсим организаторы привлекают всё новых молодых звёзд автоспорта, большая часть из которых ещё не забыла навыки картинга и одновременно здорово «вкатана» в симулятор. Но и многие более возрастные пилоты регулярно тренируются и выступают не только во взрослых сериях, но и в крупнейшем прокатном картинговом чемпионате MIKS. Поэтому опыт и мотивация у соперников такие, что случайно, с наскока их не одолеть.
/imgs/2025/06/04/13/6839628/f56eeb0f31040bb3e7c45852ddab835f8ea1895e.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839629/957bb8c1a39e8bf566c163857ddef4b6557e06b8.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839628/f56eeb0f31040bb3e7c45852ddab835f8ea1895e.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839629/957bb8c1a39e8bf566c163857ddef4b6557e06b8.jpg)
Нововведение Картсима — RDS Family Cup, командные соревнования по карт-дрифту на специально подготовленных машинах со «скользкой» задней осью
© MIKS Karting
С другой стороны, Гонка звёзд Картсима — это фестивальный формат, где участие важнее результата. Для нас это возможность получить удовольствие от прикосновения к миру серьёзного прокатного картинга и симрейсинга, которым буквально живут многие из соперников. И даже когда кубков на финише не добыто, каждый член команды испытал себя и положил ценный опыт в персональную копилку. Я же лучше понял гонку с новой для себя стороны — и смогу использовать это в дальнейшем, чтобы выступать эффективнее.
/imgs/2025/06/04/13/6839631/62169180cc5669f574a48710b0f5460cb5355f67.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839632/546f862849bf14801d3ae0cad33b43d9f278205b.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839633/582d3ed88aed806870056d457323424715e6f091.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839631/62169180cc5669f574a48710b0f5460cb5355f67.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839632/546f862849bf14801d3ae0cad33b43d9f278205b.jpg)
/imgs/2025/06/04/13/6839633/582d3ed88aed806870056d457323424715e6f091.jpg)
© Racemann
Менеджером сегодня (во многом благодаря современным технологиям) может быть практически каждый — что подтверждает практика, когда гонщики некоторых команд по очереди надевают наушники и сами «ведут» друг друга. Но хорошим, гарантированно результативным специалистом по-прежнему невозможно стать без большого опыта и страсти к этому делу. В том же MIKSе почти все топы едут с отдельными многоопытными стратегами.
/imgs/2025/06/04/13/6839636/474f7f7361a524fc3de7addf8ae71ff06da55e4f.jpg)
© MIKS Karting
Поэтому менеджер — это такая же важная часть команды, как любой из пилотов, ведь за рулём «плохой» машины даже очень быстрый гонщик роняет свой темп до середнячка. Впрочем, недавно появилось кое-что, что позволяющее лучше выравнять карты и свести значение менеджмента к минимуму, а пилотирования — к максимуму. И совсем скоро мы расскажем об этом «кое-чём» на страницах Мотора!