Опубликовано 02 марта 2022, 08:00
3 мин.

Техосмотр в 2022 году: кому и как его проходить

Важное о новых правилах, которые вступили в силу 1 марта
Реформа техосмотра наделала шуму в прошедшем году и окончательно запутала водителей: то появлялись новые правила, то слухи об отмене. Под конец 2021 года президент России подписал закон об отмене техосмотра. Теперь процедуры в том виде, в каком мы знали ее раньше, не существует. Но некоторые категории водителей по-прежнему обязаны проходить техосмотр по новым правилам.
Техосмотр в 2022 году: кому и как его проходить
© www.terra.com.br

Кому не нужно проходить техосмотр

Обязательный техосмотр переведен на добровольную основу для водителей личных легковых автомобилей и мотоциклов. Теперь для получения полиса ОСАГО не нужно получать диагностическую карту, как это было раньше. Однако если страховая компания докажет, что ДТП произошло из-за неисправного автомобиля, то сможет взыскать потраченные на ремонт деньги с виновника аварии. Чтобы избежать гипотетических проблем со страховщиками, осмотр можно пройти добровольно. Но штрафовать за отсутствие диагностической карты не будут. 

Кому нужно проходить техосмотр

Исключение составляет смена владельца и продажа автомобиля с пробегом старше четырех лет. Внесение изменений в конструкцию автомобиля, замена основных агрегатов — еще два исключения, в этих случаях получение диагностической карты остается обязательным. Причем возраст автомобиля значения уже не имеет — осматривать придется даже годовалую машину.

Техосмотр в 2022 году: кому и как его проходить

© Антон Белицкий

Еще обязательный регулярный осмотр должны проходить владельцы коммерческой техники, грузовиков, автобусов, такси и каршеринга. Штраф за отсутствие диагностической карты для этих категорий составит 2 тыс. рублей. Наказания начнут выписывать с 1 марта. «Инспекторы ГИБДД вправе требовать диагностическую карту техосмотра, но водителю достаточно предоставить электронную версию. При отсутствии доказательств прохождения техосмотра будет составлен административный протокол» — уточняет директор по сервису АВТОDOM Алтуфьево Роман Тимашов.

Техосмотр в 2022 году: кому и как его проходить

© PETR TITARENKO

Владельцы такси и автобусов обязаны будут проверять транспортные средства каждые полгода. А машины, которые используются в служебных целях, а также автомобили старше 10 лет, должны обновлять диагностическую карту ежегодно.

Максим Рязанов, технический директор сети автосалонов Fresh Auto: «Ежегодный техосмотр остается обязательным для такси, автобусов и грузовиков весом более 3,5 тонн возрастом до 5 лет. Владельцы автомобилей со спецсигналами раз в год независимо от возраста авто обязаны проходить техосмотр. Каждые 6 месяцев должны проходить техосмотр автомобили, перевозящие опасные грузы, а также такси, автобусы и грузовики более 3,5 тонн, старше 5 лет»

Техосмотр в 2022 году: кому и как его проходить

© Андрей Моторов

Все эти нововведения призваны усложнить процесс покупки «серых» диагностических карт — документа, полученного без посещения пункта осмотра и фактической проверки исправности автомобиля. «Вместе с принятым документом вступит в законную силу ряд приказов, которые предусматривают серьезные штрафы, а в некоторых случаях и уголовную ответственность за нарушение правил техосмотра. Операторов техосмотра обяжут подписывать документы электронной подписью, что сделает подделку диагностических карт трудновыполнимым процессом» — комментирует Олег Гаджиев, председатель Комитета по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям.

Инспекторы ГИБДД будут визуально определять неисправности

На другой чаше весов отмененного осмотра находится новый пункт в реформе — инспектор ГИБДД имеет право отправить на обязательный осмотр автомобиль, если заметны внешние неисправности. Расплывчатая формулировка «в случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения» вызывает много вопросов у экспертов.

Техосмотр в 2022 году: кому и как его проходить

© Михаил Воскресенский

Игорь Серебряков, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр»: «Если сотрудник ГИБДД на дороге заметит нарушение пункта 12.5 КоАП «Управление авто при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация автомобиля запрещена», например, разбитую фару, он вправе отправить автомобиль на стационарный пункт для  осмотра автомобиля»

Если техосмотр пройден водителем добровольно, то инспектор отправить на осмотр не сможет, а проверка технического состояния машины на обочине или дороге не предусмотрена.