Удивительные Audi из 80-х, о которых вы не слышали
Самые странные Audi в истории создал человек, опередивший время на десятилетияСам Тресер не просто любил автомобили Audi — он знал эту компанию изнутри! После прихода в ее штат инженером, в семидесятых он возглавил отделение, занимавшееся разработкой полного привода, а потом стал и руководителем Audi Sport — команды, которая с помощью технологий quattro добилась многочисленных чемпионских титулов в ралли.
Имея технический и менеджерский опыт руководства группой инженеров и механиков, Тресер бы идеальным кандидатом для создания тюнингового ателье, а его собственные идеи заходили гораздо дальше, чем позволяла стандартная модельная линейка Audi начала восьмидесятых.
Так и появилось ателье Walter Treser GmbH, эпатажные модели которого заставляли либо восхищаться, либо крутить пальцем у виска. Тем более что сам бренд Audi в те времена не относился к премиальным: переводить в высшую лигу ингольштадтские модели Фердинанд Пиех задумает только в конце восьмидесятых.
Получается, делать Audi быстрее, престижнее и дороже — ещё одна передовая идея Тресера, опередившая время. Так что давайте скорее взглянем на несколько самых запоминающихся моделей Walter Treser GmbH.
Treser Hunter
Сейчас в формате внедорожного седана выпускается даже Lada Vesta Cross, но Treser не был бы новатором, если бы не пытался сделать что-то подобное уже в 1980-х — за много лет до появления Audi Q7 и A6 Allroad.
Да, тюнинг Treser можно было заказать и для неприметной Audi 90, но как вам идея сделать из компактного немецкого седана полноприводный внедорожник для соколиной охоты?
Постоянному клиенту Тресера, султану Омана, это могло понравиться. Султан не любил летать и предпочитал передвигаться по своим угодьям на чем-то эффектном, вроде купе Audi Quattro — при том, что дороги в Омане пока что оставляли желать лучшего. И тут только одно немецкое ателье могло предложить ему сочетание роскоши и полного привода.
Так родился Treser Hunter: полноприводный Audi 90 на поднятой до 20 сантиметров клиренса подвеской, с другими тормозами и ступицами. И все это на огромных фирменных для Treser колесах с дисками модели TRX, спицы которых напоминали турбины.
Завершали внешний образ огромные расширители колесных арок и новые бамперы с запасным колесом за крышкой багажника, куда его вынужденно перенесли из-за переделок подвески и полного привода — для запаски просто не осталось другого места.
Мощность доступных 5-цилиндровых двигателей Hunter варьировалась от 136 до 250 сил — предполагалось, что с таким клиренсом и мощностью «девяностая» будет теперь скакать по дюнам и забираться на 45-градусные косогоры.
Последним штрихом была фирменная решетка радиатора, которую украшали не кольца, а логотип Treser с большой единицей — еще в тридцатых годах, на ранних эмблемах Audi, красовалась именно эта цифра!
При этом со всех сторон световые приборы защищали кенгурятники, а во всю длину крыши седана был установлен складной верх, чтобы султан мог стоять со своим соколом внутри машины в полный рост.
Говорят, ближневосточный заказчик был в таком восторге от Hunter, что ездил только на нем следующие два года, а вот для Германии внедорожник получился экстремально дорогим. Безупречная инженерная проработка Тресера всегда обходилась в копеечку, и заказы на Hunter имели единичный характер.
Treser Liner
И если вы уже задаетесь вопросом, как можно было покорить сердце султана переделанной Audi 90 на больших колесах, то посмотрите на следующий шедевр Treser Liner и приглядитесь к его линии крыши.
А ведь это не что иное, как Audi 100 Avant, к которому сзади приделали дополнительный хвост от седана. Если бы не странные пропорции и бешеная цена, то на фоне роста популярности хэтчбеков в Европе всё это выглядело очень перспективно.
Но за более практичный Audi от Treser клиент должен был заплатить в два раза дороже, чем за взятый за основу автомобиль, хотя переделки и не ограничивались только кузовом с фирменными колесами и спортивными бамперами.
Подвеска Liner была занижена, стабилизатор поперечной устойчивости был жестче, а внутри хэтчбек имел броский кожаный салон, с номерной металлической табличкой, где было выбито имя заказчика.
Под капотом был доработанный мотор с отдачей 180 сил. Его 8 секунд разгона до сотни и 230 км/ч максимальной скорости и сейчас выглядят вполне удовлетворительно, а в восьмидесятых Liner был одним из самых быстрых семейных автомобилей в мире.
С инженерной точки зрения всё опять же было выполнено безупречно, но итоговый результат фантазий Тресера опять же имел слишком странный вид и больно бил по банковскому счету.
Одним из заказчиков Liner, скажем, стал владелец крупной дилерской сети Audi и Volkswagen на юге Германии, который хотел одновременно и практичный, и представительский Audi. Но таких сказочных единорогов, со столь специфическим запросам и родом деятельности среди клиентов было немного.
Treser Largo
Ну а где найдется место компактному внедорожному седану и представительскому хэтчбеку, лимузин на базе Audi 100 уже выглядит чем-то вполне ожидаемым.
Тем не менее, такая модель могла помочь ателье найти больше клиентов на Ближнем востоке и продолжать прививать бренду Audi премиальный имидж — эта передовая идея не давала Вальтеру покоя.
За работу принялись с характерной для компании скрупулёзностью. Сам Тресер отличался инженерным перфекционизмом, требовательностью к сотрудникам и сам на протяжении дня много времени проводил в цехах.
Механики работали под неустанным вниманием босса и выдыхали только тогда, когда секретарша просила Вальтера подойти к телефону.
В итоге колесную базу Audi 100 за задними дверями растянули на 20 сантиметров и, не тронув задние стойки кузова, добавили новые боковые стекла. Получился седан, не уступающий в длине S-Классу W126 500 SEL.
Внутри задний диван сместили в сторону багажника, а чтобы создать дополнительное ощущение интимности, добавили боковые электрошторки.
А перед задними пассажирами установили консоль с холодильником и мини-баром. К тому же они теперь могли полноценно управлять кондиционером и регулировать температуру в своей зоне салона.
Клиенты могли заказать как трехместный, так и двухместный задний диван, телевизор с видеомагнитофоном и мощную стереосистему. Снаружи Largo получил эффектный тюнинговый обвес и фирменные колеса TRX, но самой интересной опцией был, пожалуй, полный привод.
Для этого специалистам Walter Treser GmbH даже пришлось удлинять карданный вал, но сам факт появления на рынке полноприводного представительского лимузина в восьмидесятых еще раз показал, что Тресер способен опережать время. Что, впрочем, не означало, что время будет к этому готово.
Всего ателье построило около тридцати Largo, причем одним из закзачиков снова был… султан Омана — он заказал сразу несколько экземпляров. А спустя какое-то время появился заводской лимузин на базе Audi V8 удивительным образом похожий на Treser Largo и, конечно с полным приводом quattro.
Treser Quattro Roadster
Впрочем, Вальтер Тресер не собирался отказываться и от более экстравагантных инженерных проектов вроде родстера с жёстким верхом — решением, которое тогда казалось слишком сложной, тяжелой и технически капризной игрушкой.
И тут надо снова вернуться к фирменной черте проектов Treser: инженерная красота в них зачастую превалировала над красотой эстетической. Другими словами, Treser Quattro Roadster был безумен не только с точки зрения цены, но и дизайна.
С закрытой крышей из верхней части Quattro Roadster торчала несуразная крыша небольшого двухместного салона, а всё место за ней занимала гигантская крышка отсека для жесткого верха, который мог занять всю корму автомобиля.
В открытом виде всё смотрелось немного элегантнее. Тем более мастера Treser перенастроили и опустили на 20 мм подвеску родстера, а под капотом здесь стоял доработанный 250-сильный мотор с компонентами впрыска от Porsche 928.
Обвес включал фирменные диски TRX и огромную губу спойлера, салон был перешит, приборная панель и стереосистема доработаны. А вот цена уже доходила до эквивалента современных 141 000 долларов.
Впрочем, ателье в этот момент было представлено даже на самом большом в мире рынке США, где у Тресера можно было просто заказать заряженные седаны и универсалы, которые и приносили компании регулярный доход. И да, это всё до появления Audi RS6 Avant.
Тем более во второй половине восьмидесятых Тресер увлекся еще одним направлением: инженер все-таки попытался создать свой собственный автомобиль. Эти занимался отдельный филиал Walter Treser Automobilbau в Берлине. Компания выпускала спорткар Treser TR1, который по традиции вызывал либо восхищение, либо ужас!
Но дело не пошло дальше выпуска нескольких десятков экземпляров — фирма обанкротилась. Сгущались тучи и над тюнинговым отделением: с началом девяностых Вальтер помогал марке Opel запустить гоночную программу в DTM, а изделия Walter Treser GmbH больше не поражали своей эпатажностью.
И все же Тресер по-прежнему умел удивить. Например, эта S4 от Treser не только отличалась четырехглазой оптикой и обвесом, но и имела активную аэродинамику. Передний бампер раздвигался на скорости, увеличивая прижимную силу!
Отдачу мотора тоже повысили с 230 до 330 сил, что позволяло разгоняться до 100 км/ч за впечатляющие 5,6 секунды, максимальная скорость тоже подтянулась к 270 км/ч.
Увы, в 1994 году ателье закончило свое существование, а Вальтер Тресер продолжил свою работу в Opel — теперь он отвечал за перспективные разработки компании. Можно ли было представить лучшего сотрудника на эту роль?