Alpine A110: наследник французcкой легенды бросает вызов Porsche
Оригинальному Alpine A110 исполнилось шестьдесят. Каким получился его преемник?Первые упоминания о воскрешении Alpine датируются 2007 годом, когда главный маркетолог Renault Патрик Блэйн огласил план выпустить спорткары со старым названием. Правда, уже совсем скоро стало не до имиджевых игрушек — мировой финансовый кризис и смутные времена вынудили руководство компании временно положить проект на полку. К счастью, на складе идей он пылился недолго.
Нет сомнений в том, что автомобиль, каким мы его знаем, появился на свет в том числе благодаря вынужденной паузе. А дело было так. В 2012 году бренд вернулся к идее возродить Alpine, хотя правильнее будет сказать, что верное направление указала… английская марка Caterham. В цитадели легких спартанских драйверс-каров готовилась вполне цивильная модель с кодовым обозначением C120, задними ведущими колесами, среднемоторной компоновкой и компактными размерами. Самостоятельная разработка нового продукта стала бы чересчур сложной задачей для маленькой фирмочки и грозила взвинтить его цену до неприлично высоких значений. Так обстоятельства привели Caterham к французскому порогу.
Renault действительно представлялась отличным партнером. Разнообразие платформ, производственные мощности на старом заводе Alpine в Дьепе и заинтересованность в своей версии купе складывали частички пазла в многообещающую картину. Стороны подумали и ударили по рукам — организовали совместное предприятие SAAC (Société des Automobiles Alpine Caterham) с одинаковыми долями и равноценными правами участников.
«Мы задумывали не нишевый спорткар с кузовом из стекловолокна, а массовую машину. Каждая из сторон планировала ежегодно продавать по 3 тысячи штук. Цена в 40 тысяч фунтов была возможна только при совместных усилиях. Renault открывала нам доступ в каталог своих запчастей. Если бы Caterham нес эту ношу в одиночку, стоимость выросла бы до 60 тысяч фунтов», — вспоминает Дэвид Ридли, коммерческий директор Caterham.
Увы, вскоре союз развалился как карточный домик. А ведь планы британцев не ограничивались одной двухдверкой! У них имелись стратегические наброски по «горячим» модификациям на базе быстрого хэтчбека Renault Clio RS и кроссовера Captur. Все это осталось лишь в мечтах руководства марки. «Рено» выкупила долю Caterham, и СП переименовали в Société des Automobiles Alpine.
Новый «Альпин» взорвал Женевский автосалон 2017 года, но рождался не в одночасье. Еще до скоротечного партнерства с Caterham французы показали среднемоторный шоу-кар Alpine A110-50 на шасси гоночного хэтчбека Renault Sport Megane Trophy. Эффектный и приуроченный к полувековому юбилею «настоящего» купе из шестидесятых, но стилистически не имеющий с ним ничего общего кроме характерного синего окраса и элементов оформления передней части кузова.
Очевидно, что в то время компания находилась на перепутье и пыталась нащупать верную инженерную стратегию. Даже муссировались слухи о модифицированном шасси суперкара Nissan GT-R, что означало бы полное отсутствие концептуальных связей с легендой из глубин XX века. Но в итоге Renault пошла верной дорогой.
В 2015-м производитель анонсировал возврат к истокам — отметил 60-летие марки Alpine концептом Celebration и намекнул на облик серийной модели. Полагаем, в тот момент энтузиасты по всему миру облегченно выдохнули. Окончательно все точки над i расставил шоу-кар Vision, который показали в Женеве год спустя. Товарный «Альпин» за рядом незначительных нюансов похож на него как две капли воды.
С реинкарнацией стиля времен Шарля де Голля Renault отважилась на довольно рискованный эксперимент. Ретродизайн — опасная тропа, ведущая к триумфу или позору. Удачные примеры и провальные попытки всем известны. Современный Dodge Challenger — выдающаяся интерпретация героя давно минувших дней. Маслкар выпускается с 2008 года, имеет широкую палитру модификаций и, несмотря на почтенный возраст, пользуется поразительно стабильным спросом. Аргументом против повторного входа в одну и ту же реку принято считать Ford Thunderbird одиннадцатого поколения с неоднозначной трактовкой самого первого T-Bird пятидесятых годов.
A110 без тени сомнения следует причислить к образцам дизайнерского триумфа. Хотя в первую очередь стоит поблагодарить Джованни Микелотти, автора оригинального автомобиля. «Альпин» новой эпохи создан по старым лекалам, а потому великолепен. Он настолько изысканно, лаконично и точно копирует тот самый «сто десятый», что... невольно задаешься вопросами аэродинамики. Неужели его создатели заигрались и положили ее на алтарь эстетики? Только без паники! «Абсолютно ровное днище и функциональный диффузор под задним бампером позволяют сочетать низкий коэффициент аэродинамического сопротивления со значительной прижимной силой», — успокаивает производитель.
С технической и концептуальной точки зрения спорткар почти не отступил от заветов предка. Он по-прежнему мал, причем вы даже не подозреваете, насколько! Шедевр сорокалетней давности был сопоставим по габаритам с Kia Picanto, а наследник не дотянется даже до седанчика Rio. Porsche Cayman — и тот заметно длиннее!
Компоновка на первый взгляд почти прежняя заднемоторная, но на самом деле это зависящая от ракурса иллюзия. Силовой агрегат находится поперечно позади в пределах колесной базы, насыщая своим пульсом кабину. Уже одно это обстоятельство способно затронуть самые тонкие струны души водителя с бензином в крови.
Предок «сто десятого» довольствовался линейкой двигателей объемом до 1,6 литра. Продолжатель рода может похвастаться лишь одним мотором — «всего лишь» 1,8-литровым турбонаддувным бензиновым четырехцилиндровым M5P с непосредственным впрыском топлива (252 л.с. и 320 Нм у базовой версии). В паре с ним работает преселективная роботизированная коробка передач Getrag с двумя сцеплениями. Простите, истинные петролхеды, но «механика» не предусмотрена.
На бумаге отдача разочаровывает. Автомобиль и впрямь заряжен далеко не самым впечатляющим генератором адреналина. Но стоит взгляду упасть на графу со снаряженной массой, как все встает на свои места. Алюминиевая платформа и кузов, более чем скромные габариты и разные ухищрения вроде облегченных кресел Sabelt позволили удержать ее на уровне 1080 кг. Таким образом, энерговооруженность — 231 л.с. на тонну. Очень неплохо!
Спорткар связывает прошлое и настоящее, но пусть его ретроэстетика не вводит вас в заблуждение. A110 современен до мозга лонжеронов. Кроме выверенного шасси с подвеской на двойных поперечных рычагах в его арсенал входит система выбора режимов движения с настройками Normal, Sport и Track. Они варьируют характер машины, воздействуя на алгоритм работы двигателя и коробки передач, рулевого управления, системы курсовой устойчивости и даже меняют тембр выпускной системы.
Разгон «Альпина» пушечный — стрелка спидометра пролетает отметку в 100 км/ч спустя 4,5 секунды после старта и мчится дальше, к ограниченным электроникой 250 км/ч. Это быстро даже с учетом безумия нынешних динамических стандартов у спортивной техники. Под копирку аналогичными параметрами обладает более комфортабельный A110 Légende с расширенным перечнем стандартного оборудования. Собственно, это даже не модификация, а комплектация. Совсем другое дело — A110 S.
Топовая версия в линейке вооружена форсированным до 292 л.с. и более высокооборотным двигателем. Крутящий момент неизменен, но его пик достигается в более широком диапазоне оборотов. Другие достояния «эски» — более мощные тормозные механизмы и шины пошире. Амортизаторы перенастроены, пружины жестче на 50%, а стабилизаторы поперечной устойчивости – на все 100%. Дорожный просвет уменьшен на 4 мм.
Разница в массе между базовым автомобилем и S-версией мизерная. Последняя динамичнее на 0,1 секунды, а ее максимальная скорость на 10 км/ч выше. Остается лишь гадать, насколько богаче палитра водительских эмоций… Впрочем, даже стандартный Alpine A110 сделает любой серый «день сурка» незабываемым.
Вот, что писали о спорткупе наши коллеги из британского журнала Auto Express. «Alpine A110 — это потрясающий спорткар, который бросает вызов машинам от Porsche 718 Cayman до Audi TT. Фирма взвалила на свои плечи огромный груз, когда решила возродить магию оригинала из шестидесятых годов. Результат ее творчества дает грандиозный драйверский опыт и обладает сногсшибательной внешностью. Кроме того, автомобиль ощущается гораздо более особенным, нежели прямые соперники».
«При массе в 1098 кг Alpine гораздо легче Porsche 718 Cayman и Audi TT RS. А поскольку он весит меньше, то нуждается в меньшей мощности. Миниатюрная 1,8-литровая «турбочетверка» бледнеет на фоне пятицилиндрового Audi «два и пять». Двигатель не столь характерный как у немецкого конкурента, но он великолепно звучит и раскручивается гораздо веселее сдержанного оппозитного четырехцилиндрового мотора у последнего Cayman».
«С точки зрения управляемости легкость дает огромное преимущество. Подвеска на двойных поперечных рычагах и мощные тормоза Brembo выполняют все ваши прихоти. Компоновка обеспечивает идеальный баланс. Плоское днище делает машину более стабильной на скорости».
Будущее Alpine как минимум в среднесрочной перспективе не вызывает серьезных опасений. Первоначально Renault устроила масштабную перезагрузку прежде всего ради A110, но это было тогда. Сейчас «театр одного актера» превратился в спортивный дивизион с широкими полномочиями. Подразделение Renault Sport — мы знаем его по замечательному хот-хэтчу Megane RS — вошло в состав марки и переименовано в Alpine Cars. Перспективные «горячие» модели, в числе которых ожидаются электрокары и кроссовер, тоже будут нести «альпийский» логотип. Более того, с нынешнего сезона заводская формульная команда Renault называется Alpine.
Планы грандиозные, но, признаться, вызывают не восторг, а тревогу. Не приведет ли эксплуатация имени и расширение линейки к девальвации самобытности? Не исчезнет ли особая аура бренда? Как бы то ни было, Alpine, спасибо тебе за A110!