Голая сила: что такое нейкед-байк
Знакомимся с мощью и высокими технологиями двухколесных уличных бойцовОни состоят в тесном родстве со «спортами» и тоже дарят яркие эмоции, но не изматывают трековой эргономикой. Нейкеды бывают разных форматов, но мы поговорим о сильнейших и крутейших представителях племени — о монстрах с крупнообъемными двигателями, серьезной энерговооруженностью и обилием электронных ассистентов.
Нейкед-байк (он же стритфайтер) в переводе с английского — «голый мотоцикл». Звучит странно, а объясняется просто. Хулиганистая техника в массе своей представляет собой раздетые версии спортбайков.
Развитая аэродинамическая капотировка у них отсутствует. Рама и двигатель выставлены напоказ. Вместо клипонов используется привычный руль, а, значит, посадка прямая и довольно комфортабельная. Нередко вносятся коррективы в настройки двигателя для увеличения «мяса» в диапазоне средних оборотов.
Кто был первым? Бытует мнение, что кашу с обнаженкой заварил культовый Ducati Monster. Итальянский забияка появился в начале девяностых годов и представлял собой коктейль из рамы спортбайка Ducati 851, вилкой от спорт-турера 750 SuperSport и двигателя L-твин (V-образной «двойки» с 90-градусным развалом цилиндров) воздушного охлаждения с фирменным десмодромным приводом клапанов от 900 SuperSport. Применение готовых решений позволило удержать стоимость мотоцикла на приемлемом уровне.
Почти сразу же прозвучал ответный залп со стороны Великобритании — марка Triumph вывела на рынок модель Speed Triple. Одну из его эволюций вы могли видеть во второй части блокбастера «Миссии невыполнима». Это на ней Круз-Хант выделывал эффектные трюки.
По легенде, один из сотрудников «Триумф» разбил спортбайк Daytona 900 и неожиданно понял, что можно весело рассекать и без обтекателя. Реальность же прозаичнее. Постройка «трипла» на уже имевшемся шасси позволяла быстро разбавить модельную линейку и увеличить продажи. Харизматичный брутальный нейкед производил особенно сильное впечатление в черном цвете и завлекал молодых райдеров на темную сторону мрачной эстетикой вкупе с 885-кубовой «тройкой» жидкостного охлаждения мощностью 99 л.с.
Новые нейкеды продолжили появляться в девяностые годы, но переломным моментом или как минимум значительной вехой стало рождение сумасшедшего Aprilia Tuono RSV в 2002 году. А как иначе, ведь это «Априлия»! Ее инженеры знают о здоровом безумии и ездовых свойствах поболее многих своих коллег. Итальянская машина проповедовала бескомпромиссность и представляла собой стопроцентный стритфайтер в самом строгом определении этого понятия.
В основу лег спортбайк RSV Mille с 998-кубовым австрийским V-твином BRP-Rotax мощностью 125 л.с. Отличия между мотоциклами свелись к необходимому минимуму. Tuono не имела обтекателя, комплектовалась обычным рулем, а не клипонами и стандартным рулевым демпфером на случай вобблинга из-за специфики развесовки.
Но довольно истории. Лучше перенесемся в наше время и познакомимся с некоторыми очень интересными нейкедами. В первую очередь — с Ducati Streetfighter V4. Компания назвала так мотоцикл не для красного словца. Перед нами апофеоз понятия стритфайтер, достойный своего имени.
В 2018 году компания из Борго Панигале представила фантастический суперспорт Panigale V4 с 1103-кубовой «четверкой» Desmocedici Stradale и поставила точку в богатой истории двухцилиндровых спортбайков.
Слом одного из главных канонов продиктовало положение дел в принципиально важном для марки шоссейно-кольцевом первенстве World Superbike. Предыдущий Panigale 1299 с двигателем L-твин приблизился к пределу своих возможностей и дальнейшая гонка вооружений отразилась бы на надежности агрегата.
Вскоре босс компании Клаудио Доменикали подтвердил разработку соплатформенного Streetfighter V4, о котором фанаты марки грезили еще со времен одноименной модели 2009–2015 годов. Премьеру предсерийной версии запланировали в рамках состязания Pikes Peak 2019 по подъему на гору в американском штате Колорадо. Байк готовился устранить конкурентов и побить рекорд трассы. Увы, все пошло не по плану, а от воспоминаний о том дне по коже пробегает колючий холодок.
Байк пилотировал опытный 36-летний калифорниец Кэрлин Данн, знавший Пайкс Пик как свои пять пальцев. Он летел по трассе быстрее ветра и был в шаге от победы. Точнее, в нескольких десятках метров от финишного створа, когда все и произошло. Очевидцы утверждают, что переднее колесо налетело на неровность и райдер потерял управление. Крушение закончилось трагически. Данн погиб.
Серийную версию показали осенью того же года на миланской мотовыставке EICMA, где она удостоился титула «самый красивый мотоцикл шоу». Действительно, сложно представить более совершенный дизайн. И более продвинутые инженерные решения.
Монстр построен на основе V-образной «четверки» от Panigale, дефорсированной с 214 до 208 л.с. Только вдумайтесь — мощность субкомпактного «горячего» хэтчбека приходится на 201 кг снаряженной массы! Неудивительно, что по краям торчат винглеты для создания прижимной силы.
Версия Streetfighter V4 S с полуактивной подвеской и адаптивным рулевым демпфером Öhlins, а заодно коваными колесными дисками Marchesini легче стандартного исполнения на несколько килограмм. Жалкие крохи и капля в море? Отнюдь. Скорее, область целенаправленного приложения инженерных ресурсов.
Интересной особенностью как нейкеда, так и родственного спортбайка является принципиальная анатомия. Здесь нет «птичьей клетки», как на многих Ducati. Впрочем, монокок (он же был коробом воздушного фильтра), который прикручивался к головкам цилиндров у старого Panigale, вы не найдете. На сей раз применена более развитая конструкция, но мотор все так же включен в состав силовой структуры.
Конструктивная особенность наделяет мотоцикл собственным характером. Он ощущается живым и словно играет под вами. Конечно, это не тот вальс, что исполняли двухцилиндровые «спорты» прошлой генерации, но нечто совершенно отличное от железобетонно-прямолинейного характера японских и немецких мотоциклов с диагональной рамой.
Современный байк — это не велосипед с мощным мотором, как полагают неосведомленные, а сложный организм. Его жизнедеятельность находится под неусыпным контролем массы электронных страхующих ассистентов. В случае с «дукасом» их работа завязана на шестиосевом инерционном датчике. Он определяет угол продольного и поперечного крена, а заодно отслеживает скорость рысканья.
Вспомогательные системы? Загибайте пальцы — работающая в наклоне ABS, трекшн-контроль, антивили (функция предотвращения отрыва переднего колеса при интенсивном ускорении), контроль боковых скольжений, лонч-контроль. Неплохо для «велосипеда»!
Чтобы превзойти Streetfighter V4 в wow-эффекте нужно подать аудитории более терпкое блюдо. Сделать ставку на возведенную в абсолют экспрессию. Воплотить в стали, алюминии и углепластике стилистический экстремизм. Именно так поступили земляки Ducati из компании MV Agusta. Можно много и долго сокрушаться по поводу ее непростой судьбы и критиковать за то, что некоторым моделям уже сто лет в обед, но самобытного представления о прекрасном у бренда из Варезе не отнять!
В гамме «Агусты» есть целая палитра нейкедов, но самые злющие — это Brutale 1000 RR и Rush 1000. С точки зрения принципиальной конструкции они идентичны. Рядные 998-кубовые «четверки» выдают 208 л.с. при 13 000 об/мин и разгоняют двухколесные ракеты до более чем 300 км/ч.
Оба гипернейкеда выглядят компактно и очень нервно. Сгустки мускул и необузданной мощи. Тогда в чем разница? Brutale воспринимается более традиционно, если подобное вообще уместно произносить в адрес творения MV Agusta. Тем временем Rush представляет собой нечто совершенно особенное и дизайнерское. Смаковать его облик — истинное наслаждение.
Заднее колесо из кованного алюминия украшено углепластиковым колпаком. Над ним и консольным маятником подвески возвышаются две двустволки выпускной системы. Пассажирское сиденьице можно прикрыть аэродинамичной нашлепкой. Кругляш фонаря смахивает на сопло ракеты.
С точки зрения электронного вспомогательного оборудования «Агусты» тоже не промах. Здесь полный набор девайсов, включая восьмиуровневый трекшн-контроль, антивили и контроль тяги с четырьмя режимами под разные условия и навыки пилотов.
Любой итальянский мотоцикл-нейкед — это манифест его владельца. Можно ли заявить о своих нетривиальных вкусах столь же громко, не будучи обладателем Ducati, Aprilia или MV Agusta? О да! Легендарная компания KTM из австрийского Маттигхофена съела стаю собак на внедорожных байках, но отлично умеет готовить дикие и экспрессивные, сворачивающие шеи стритфайтеры.
Вершина дорожной линейки «оранжевых» — свирепый 1290 Super Duke R. Посмотрите на него, и вы поймете, как выглядит зло во плоти. Компания называет модель The Beast («Зверь»). Прозвища точнее не придумаешь! Байк «сухой» массой немногим менее двух центнеров вооружен здоровенным 1301-кубовым V-твином LC8 мощностью 180 л.с.
я выбрал вместо рекламы.
Посадка удобнейшая. Вы не садитесь, а буквально вщелкиваетесь в мотоцикл. После нажатия на клавишу электростартера двигатель разражается чарующим душу пульсирующим «двухцилиндровым» громом не хуже чем у итальянской техники. А уж характер…
При желании можно даже отправиться на трек! Сильнее вдохновить может разве что 1290 Super Duke RR. Он легче стандартной модели на 9 кг и отличается идеальным соотношением мощности и массы (1:1). Компания произвела всего полтысячи таких монстров и раскупили их очень быстро.
Техника KTM отличается боевым характером. Неспроста фирменный слоган «оранжевых» — Ready to Race, к гонке готовы. Контрастом «супер дюку» выступает Yamaha MT-10 на базе культового «спортлитра» YZF-R1. Несмотря на принадлежность к сегменту гипернейкедов это комфортабельная машина, пригодная даже для туристических целей. Ее можно укомплектовать высоким ветровиком, кофрами, обогревом руля и другими аксессуарами. Более того, на европейских рынках предлагается MT-10 Tourer Edition — суть «эм-тэшка» с заводскими опциями. Также есть версия SP с электронноуправляемыми подвесками Öhlins.
Разумеется, MT-10 – не аморфная бесхарактерная глыба на колесах, а интересный мотоцикл с рядным четырехцилиндровым 998-кубовым двигателем не как у всех. Инженеры применили технологию Big Bang из мира королевского первенства MotoGP. Проще говоря, поставили крестообразный коленвал. Благодаря ему рабочие такты двигателя следуют с 90-градусным сдвигом, а в зоне средних оборотов прибавляется крутящий момент.
Из-за порядка вспышек саундтрек тоже получился особенный и запоминающиеся. Это не надрывный высокооборотный вой типичного рядного четырехцилиндрового двигателя, а характерный и узнаваемый рев разгневанного хищника, здорово напоминающий победоносный глас V-образной «четверки».
Агрегат дефорсирован согласно традициям жанра. У современной стандартной YZF-R1 он выдает две сотни «лошадей» и 113 Нм при 11 500 об/мин. В арсенале гипернейкеда «всего» 160 л.с. и сопоставимый пик тяги при более низких оборотах для пущей эластичности. MT-10 слабее премиальных итальянских конкурентов ровно на мощность мотоцикла-«четырехсотки», но пусть вас это не смущает. Силушки у него в любом случае предостаточно.
По удобству и универсальности с японским мотоциклом сопоставим BMW S1000R — производная от замечательного спортбайка S1000RR, который в свое время фактически разделил историю BMW Motorrad на «до» и «после». Неудивительно, что столь удачный «литроспорт» лег в основу нейкеда с широким высоким рулем и полным набором «помощников», характерным для баварской техники. В базовой комплектации есть ассистент курсовой устойчивости и система выбора режимов движения с настройками Rain и Road.
Адаптируя 999-кубовый четырехцилиндровый мотор для современной городской торпеды инженеры как следует наступили ему на горло. От изначальных 207 «лошадей» осталось 165 л.с., зато тяга чуть выросла и сползла в зону более низких оборотов. Опять же, отдача не итальянская, но «литр», да еще и с учетом двух снаряженных центнеров… Мало покажется разве что совсем уж искушенным или буйным.
Кстати, о буйстве. Это второе имя гипернейкеда Kawasaki Z H2 с дизайном а-ля злобный трансформер-десептикон в процессе превращения. Японская компания как никто другой умеет создавать технику с яростной внешностью и необычными инженерными решениями. Какой еще серийный мотоцикл массового бренда может похвастаться компрессорным двигателем?
я выбрал вместо рекламы.
Лютая «зетка» построена вокруг «четверки» объемом 998 куб. см с центробежным нагнетателем, которая стоит на спортбайках Ninja H2/Ninja H2R и спорттурере H2 SX. Она придушена, но изначальная форсировка была столь высокой, что пилоту грех жаловаться на две сотни сил и впечатляющие 137 Нм при 8500 об/мин. Система наддува обеспечивает мощную тягу в диапазоне средних оборотов, но внесла свой вклад в увеличение массы — Z H2 тяжелее практически всех своих конкурентов.