25 августа 2016, 8:53
© Вячеслав Крылов

Скажем честно: под конец этого теста мы обошлись без коварных схем того, как бы не возвращать машины в представительства и оставить их себе. Ничего удивительного — ведь речь идет о массовых компактных кроссоверах, да еще и с далеко не самыми могучими моторами. По таким не затоскуешь. Впрочем, один из участников здорово выделился на фоне остальных — причем как в нашем, так и в вашем голосовании. Но об этом позже — а пока послушаем еще по одному мнению редакторов «Мотора».

На всякий случай повторим вводные для тех, кто настроил приемник на нашу волну только сейчас. В очередном четверном цикле сошлись самые популярные кроссоверы России: Toyota RAV4, Mazda CX-5, Nissan Qashqai и Kia Sportage. Все поголовно — полноприводные, двухпедальные и с атмосферными бензиновыми двигателями объемом два литра ровно. Кстати, чтобы два раза не вставать, дадим ответы на часто задаваемые в комментариях вопросы.

Где Hyundai Tucson? За него отдувается соплатформенный и более популярный Sportage. Почему Qashqai, а не X-Trail? Потому что он нам больше нравится, салоны и оснащение у машин почти одинаковые, а проигрыш в габаритах «Кашкай» может компенсировать привлекательным ценником. А еще и потому, что X-Trail 2.0 — это четырехколесная улитка.

Почему все машины в дорогущих топовых комплектациях, которые все равно никто не покупает? Потому что нам такие выдали и других в пресс-парках нет. Что еще? Ах да, вот ссылки на предыдущие части теста: раз, два и три. Приступаем к финалу.

Нравится
Корейские машины становится все труднее ругать
Не нравится
Дизайн Sportage сильно облегчает эту задачу
Вердикт
Если парковать лицом к стене, то все очень хорошо
icon engine
1999 см³, R4, 150 л.с., 192 Нм
icon transmission
6AT
icon speed
8,3 л./100 км., 0-100 км/ч за 11,6 сек., 180 км/ч
icon weightkg
1496 кг

Александр Мирошкин

Kia Sportage — хороший, конкурентоспособный продукт. Именно продукт, но не автомобиль. В нем есть все, чего можно захотеть, и даже немного больше. Но управлять Sportage — как пить дистиллированную воду: можно, но зачем? Понятно, что уже выросло поколение, которому плевать на управляемость. Вот им эта Kia точно понравится. Но ведь еще дееспособны те, кто любит водить машины. И я такой подход к конструированию не оценил. Даже если это необходимый компромисс.

Денис Гусев

Салон — отличный. Это буквально уменьшенная копия интерьера Sorento — хорошо собранный, из приятных материалов, со всеми сопутствующими премиальными опциями типа люка и вентиляции сидений. Для Kia — огромный шаг вперед. Но, к сожалению, цена всех этих опций, как и некоторые не самые положительные впечатления от езды, не позволяют однозначно ответить, стоит покупать Sportage или нет.

Ефим Репин

Кажется, что все хорошо и добротно? Не тут-то было. А где характер, Sportage, почему все так бесцветно? Сначала напугал внешностью, потом успокоил интерьером — контрастный душ, говорят, полезная штука, но дальше что? Дальше хочется продолжения банкета, но «шашечки» остаются, а «ехать» весело не получается. Вы выйдете из машины и не вспомните, как она едет.

Нельзя ругать машины за дизайн. Фу таким быть. Неправильно это, непрофессионально и вообще вкусовщина. У меня в этом цикле и вовсе задача другая — писать про езду. Но, извините, молчать я не в силах. Мне не хватило года с момента дебюта нового «Спортейджа» — и, видимо, не хватит всего времени мира, чтобы привыкнуть к этому «лицу». Это как огромная волосатая родинка размером с тепловоз, живущая на носу вашего стоматолога: смотреть не хочется, а не смотреть не получается. Вы можете сказать, что это не одно и то же — ведь Sportage многим нравится, а вот ценителей родинок найти куда труднее. А я вам отвечу: просто у нас полным-полно извращенцев. Не верите? Просто посмотрите хит-парад какого-нибудь «Муз-ТВ». А лучше не смотрите.

И да, тот самый стоматолог со своей чудовищной родинкой вполне может оказаться первоклассным специалистом, обладателем золотых рук и вообще человеком исключительной доброты, морали и эрудиции. Вот и со Sportage ситуация похожая: это, конечно, не лучший автомобиль в галактике, но штука весьма приятная. Например, у него самый приятный в нашей четверке салон — легкие эргономические шероховатости без проблем компенсируют дорогие материалы, классные дисплеи и поистине праздничный перечень опций. И если система автоматического подруливания по разметке — это еще такое себе баловство, то за вентиляцию кожаных кресел (а она в этом классе есть только у Sportage/Tucson) я в тридцатиградусную жару был готов носить корейцев на руках. Хорошо, ни одного не встретил.

Еще у «Спортейджа» в активе есть потрясная шумоизоляция — точно лучшая в этом тесте и, возможно, лучшая в сегменте. И за шасси инженерам не должно быть стыдно — оно получилось довольно плотным, но крепким и молчаливым: удары есть, но их пики всегда сглажены. Знаете, есть такие ограничители для обычных (не автомобильных) дверей — крепящийся к полу «грибок», покрытый слоем резины? С какого размаху дверь ни распахивай — все равно получится смягченное «дынь!» вместо оглушительного «бам!». Вот примерно так подвеска Sportage и работает.

Мне нравится, как цепко и плоско эта машина проезжает повороты, у меня нет никаких вопросов к ее тормозам, и даже в неидеальной работе шестиступенчатого «автомата» я нахожу плюсы. В том смысле, что раз уж ни о какой динамике при полутора тоннах и 150 силах говорить все равно не приходится, то пускай иллюзию бурной деятельности создают хотя бы ощутимые тычки коробки, переходящей на пониженную передачу.

Черт, да я даже могу простить «Спортейджу» невнятный, невкусный руль, на который дружно жаловались коллеги — в самом деле, поворачивать-то он не мешает. А поверить в то, что покупатель машины с такой внешностью способен смаковать нюансы управляемости, я никогда не смогу. Для начала ему надо перестать слушать ансамбль «Время и Стекло». Если вы понимаете, о чем я.

Нравится
Как едет по нашим дорогам
Не нравится
Изо дня в день делать вид, что не замечаю недостатков
Вердикт
Самый доступный из четверки — по нынешним временам ценное качество
icon engine
1997 см³, 4 цил., 144 л.с., 200 Нм
icon transmission
Вариатор
icon speed
7,3 л./100 км., 0-100 км/ч за 10,5 сек., 182 км/ч
icon weightkg
1522 кг

Денис Гусев

Сажусь внутрь и возникает такое ощущение, что машина уже родилась старой. Даже дорестайлинговая Mazda CX-5, появившаяся в 2012-м, внутри выглядит в сто раз солиднее — чего уж говорить про ее обновленную версию. Интерьеры RAV4 и Sportage также мне понравились больше, чем салон Qashqai.

Михаил Конончук

Шасси у «Ниссана» отличнейшее! Да, у него нет зажигательности CX-5, но легкость, линейность и естественность реакций значительно превосходят требования обычного покупателя.

Александр Мирошкин

Если не лезть в нюансы, которых на самом деле не очень-то и много, то в «Кашкае» просто едешь и едешь. Без огонька, но и без каких-то очевидных провалов со стороны автомобиля. Идеальный вариант для перемещения из пункта «А» в пункт «В» через шопинг в точке «Б».

Уже скоро будет год, как появился российский вариант Nissan Qashqai. С этим кроссовером мы впервые познакомились в Абхазии, где было тепло, красиво, а на ветках висели созревшие мандарины. В Москве сейчас тоже тепло и местами даже красиво, но еще есть пробки и другие напрягающие и отвлекающие факторы. Зато «Кашкай» по-прежнему хорош: в огромную стеклянную крышу светит солнце, в креслах с «нулевой гравитацией» можно просидеть безвылазно хоть десять тысяч километров, а подвеска отлично справляется с нашими дорогами. Спасибо адаптации — всем этим новым пружинам, амортизаторам, сайлент-блокам и другим доработкам.

Чтобы не нарушать дзэн, я стараюсь лишний раз не прикасаться к мультимедийной системе (подключил телефон и забыл), не смотреть на обмазанный «серебрянкой» руль, не обращать внимание на постоянный «тремор» от больших 19-дюймовых колес и даже не пытаться лихачить. Двухлитрового мотора в паре с вариатором для подвигов все равно не хватает, а несмешное натужное жужжание — это не тот саундтрек, который я бы хотел слышать в автомобиле.

Зато можно поиграть в экономичность: нажать кнопку Ecо и следить за шкалами на приборной панели, стараясь оставаться в зеленой зоне. За отведенное мне время расход «Кашкая», который «накрутили» коллеги за прошедшие три недели, удалось улучшить почти на полтора литра — с 12,6 до 11 литров. В общем, безудержное веселье.

Но не думайте — никакого насилия над собой, все получилось естественно. Настроение в эту неделю, жажда эксперимента и в нужном порядке сложившиеся звезды. Хотя жить в таком режиме несколько лет, если бы «Кашкай» был куплен за свои кровные, я бы не смог.

А с какой машиной из нашей четверки смог бы? Единственный претендент — «Мазда». Да, я хочу многого того, что у «ЦэИкса» нет: подогрева руля и лобового стекла, электропривода багажника с возможностью открывания крышки без рук, камеры кругового обзора и большую стеклянную крышу вместо маленького люка. А без этого кроссовер может противопоставить конкурентам только естественность и честность по отношению к водителю, характер и любовь к интересным поездкам по дорогам, а не просто к перемещению в пространстве. И для меня все перечисленное перевешивает набор электронных штучек.

Такой набор есть у «Спортажа», но он перечеркивается силовой установкой с неадекватно высоким расходом топлива и настройками управления для людей, которым не важно, как машина едет.

Ну, а «Рафик» здесь самый правильный и семь раз отмеренный продукт. Как телевизор, в котором нельзя настроить изображение, потому что фокус-группы сказали, что такая картинка подходит лучше всего. Этот кроссовер — просто средство передвижения, «надежное как весь гражданский флот» и покупка, «потому что „Тойота“». Слишком расчетливо, слишком серьезно и без огонька. Не мое.

Нравится
Теперь на RAV4 действительно приятно посмотреть
Не нравится
С интерьером надо что-то делать
Вердикт
Десятки тысяч людей не могут ошибаться. Или…
icon engine
1987 см³, I4, 146 л.с., 187 Нм
icon transmission
Вариатор
icon speed
7,5 л./100 км., 0-100 км/ч за 11,3 сек., 180 км/ч
icon weightkg
1645 кг

Михаил Конончук

В контексте нашей четверки Toyota машина добротная. Мне нравится, как настроены акселератор и вариатор: отклики на нажатие правой педали чуткие — если не разгоняться дальше 80-100 километров в час, вам будет казаться, что динамика у RAV4… Ну, есть.

Денис Гусев

Надежный, как японский кассетный магнитофон, и такой же необходимый в домашней аптечке, как японский аппарат для измерения давления. Покупка на века, выбор разума, инвестиция в будущее.

Ефим Репин

И вот я еду на обновленном «рафике» и чувствую себя… ну, нормально. Обычно так себя чувствую. Подвеска по-прежнему жестковата, но уже ничего не грохочет, машина кренится, но она однозначно комфортнее «Мазды». Реактивного усилия на руле ноль, но зато без компьютерности «Спортажа».

Можно сколько угодно спорить, биться в припадках и закатывать истерики, но цифры говорят сами за себя: в 2015 году RAV4 продавался в России лучше любого из кроссоверов, за исключением совсем уж бюджетных Lada 4×4, Chevrolet Niva и Renault Duster. Более того, «рафик» единственная модель в «Топ-25», производство которой до августа этого года не было налажено в РФ! Серьезно, RAV4 не обязан никому нравиться. Он лидер и все, точка.

Но тут как в анекдоте про лыжника на асфальте: то ли лыжи не едут, то ли еще с чем-то проблема. Потому что я не понимаю, в чем секрет успеха Toyota RAV4. Да, сейчас кроссовер вполне прилично выглядит, но ведь и до обновления, когда «рафиком» можно было пугать детей, которые не едят кашу, расходился не хуже акций «МММ» в 1994-м.

В Toyota RAV4 можно найти как множество недостатков, так и множество достоинств. Он шумноват, жестковат, материалы отделки интерьера далеки от идеала, а эргономика, даже после обновления, осталась весьма противоречивой. При этом кроссовер просторный, у него самый большой багажник в этом квартете, он неплохо едет и мало ест (да еще и 92-го), а в списке его опций есть несколько весьма интересных пунктов. Например, крутейшая система кругового обзора или функция, которая ищет на флешке похожие композиции и объединяет их в плей-лист.

«Рафик» — самый компромиссный вариант на рынке. На его фоне Qashqai — слишком маленький, CX-5 — слишком спортивный, Sportage — слишком «корейский», Forester — слишком брутальный, Outlander — слишком простой, CR-V — слишком «американский» и так далее по отношению к любому однокласснику. В этом, наверное, и кроется секрет успеха. Просто надо сделать машину, из которой ничего не торчит. И ее будут покупать. Так в Toyota и поступили.

Но, несмотря ни на что, мой победитель этого теста — Mazda CX-5, из которой торчит. Торчит характер. В ту неделю, что мы провели вместе, мне было лучше, чем в предыдущие и последующие дни. Все-таки, то было не мимолетное увлечение. На второй ступеньке пьедестала тесно, как в парной в банный день. Пускай до «Мазды» ни Sportage, ни Qashqai, ни RAV4 в моем рейтинге дотянуться не смогли, выделить одного из них, как в лучшую, так и в худшую сторону, у меня тоже не получается. Каждому по «четверке».

Нравится
Честность, качество, ловкость. Наш кандидат!
Не нравится
Сосед может сказать: «Бабская она какая-то»
Вердикт
Где-то впереди маячит BMW X3
icon engine
1997 см³, I4, 150 л.с., 208 Нм
icon transmission
6AT
icon speed
6,7 л./100 км., 0-100 км/ч за 9,4 сек., 187 км/ч
icon weightkg
1455 кг

Александр Мирошкин

Спасибо, парни из Хиросимы. Спасибо за то, что чувствуете разницу между человеком и клиентом. Держитесь там.

Михаил Конончук

CX-5 — это те самые любимые кроссовки от мира автомобилей. В которые каждый раз влезаешь с мыслью: «О, а вот и мои любимые».

Ефим Репин

Поворот руля, газ, ускорение… И так еще несколько раз, для закрепления пройденного. К черту радио! Где там мой плейлист? Для этой машины нужны мелодии повеселее.

Когда только у одной-единственной машины из четырех есть характер, когда только она может радовать тебя по утрам и только в ней хочется сидеть дольше пяти минут — то да, пожалуй, это победа. Простая и понятная формула, по которой легко определяется лучшая машина четвертного теста, сработала и на этот раз. В CX-5 хотелось жить безвылазно, а шайбу управления мультимедийной системой вообще можно одушевить и назвать каким-нибудь женским именем.

Легкие щелчки, с которыми вращается эта штука, надо сделать звуковым эталоном для интерьерщиков из других японских марок, а ее корпус можно показывать создателям Volvo XC90 как пример настоящего хрусталя. Странно оценивать машину по пластиковой крутилке, но эта крутилка лучше всего остального говорит о характере Mazda CX-5, ее стройности и собранности.

Интерьер CX-5 удивительно качественен и интеллигентен. Из «японцев» сочетанием таких свойств может похвастаться еще разве что Honda, но далеко не во всех моделях, а у «Мазды» сейчас что ни машина, то внутри — мини-BMW. Не архитектурно BMW, конечно, а скорее эмоционально. На уровне ощущений — так же просто, понятно, функционально и в чем-то даже «спортивно». Порода! Влюбиться в CX-5 по уши можно хотя бы за это, а уж что говорить про то, как на торможении коробка передач задорно переключается вниз.

Версии со 150-сильным мотором мне хватило за глаза и за уши, это самая динамичная и азартная машина этого теста. Достойнейший результат, хотя у CX-5 еще есть 192-сильный бензиновый мотор и классный, но очень дорогой дизель. Ну и особая магия — маленький расход топлива. Я носился как угорелый, а шаманский мотор SkyActiv все это время потреблял не больше десяти литров бензина. Удивительно, но в 2016 году еще существуют автомобильные марки, которые просто берут и режут наши сердца пополам, а не показывают фокус «оторванный палец» на фоне лазерного шоу.

Итоги голосования читателей

На этот раз наше и ваши мнения практически слились в едином порыве: убедительная (если не сказать — разгромная) победа CX-5 и примерно равные результаты всех остальных. Разве что читатели чуть больше ценят RAV4, чем Sportage и Qashqai, но на фоне страшного отрыва «Мазды» это можно считать статистической погрешностью. Итого — один победитель и трое… обладателей второго места. И вроде бы никому не обидно, верно?

Все части нашего четверного теста вы можете найти по этой ссылке