Средне классные — 4
Длительный тест четырех компактных седанов: итогиВот и настал этот волнительный момент. Если вы вдруг не могли есть, спать и смотреть свое любимое телешоу, пока не узнаете победителя нашего очередного четверного цикла, то ваши мучения скоро закончатся. Избавление от них — в самом низу страницы. Ну, а нам остается высказать по последнему своему мнению, выудить из архивов истории цитаты коллег и — куда без этого? — раздать и подсчитать зачетные баллы. Так не будем же затягивать!
Но для начала — традиционная вводная для тех, кто пропустил три предыдущие серии и зачем-то решил подключиться к нам на финальном этапе. На этот раз месячные пытки обществом редакторов «Мотора» мужественно терпели три седана и один лифтбэк — Toyota Corolla, Hyundai Elantra, Mazda3 и Skoda Octavia. Все — довольно пестрые технически: моторы от 1,4 до 2,0 литра, с наддувом и без оного, и даже со всеми тремя типами автоматизированных трансмиссий. Общее место — цена около 1,3–1,4 миллионов рублей. Несколько лет назад за эти деньги давали богато оснащенные «Камри», «Сонаты», «Шестерки» и «Супербы», а теперь реальность сдвинула лестницу возможностей на ступеньку вниз. Кто же в итоге стоит на этой ступеньке увереннее остальных?
Ефим Репин
Впервые рассмотрев этот автомобиль повнимательнее, невольно сравниваешь его с чем-то еще. «Вот сбоку-спереди — почти Jaguar», «это я где-то тоже видел, а вот это похоже на Audi», «дефлекторы вентиляции — ну в точности как у Seat Leon». Но если не запариваться, то вряд ли кто-нибудь скажет, что Elantra выглядит плохо.
Александр Мирошкин
С электроникой, даже для российского рынка, тут тоже все на весьма приличном уровне. Но, черт побери, что это за шутка посреди центральной консоли?! Экранов такого малюсенького размера я не видел с того момента, как кнопочные телефоны вышли из моды.
Денис Гусев
Hyundai развивается устрашающе быстро. Новая «Элантра» буквально перешагнула через не такой уж и старый i40, оставив его на каком-то промежуточном этапе развития корейских машин, и предлагает теперь неплохую управляемость и почти что европейский интерьер.
Скажите честно, вот вы вообще помните, как выглядит Hyundai Elantra прошлого поколения? Я — нет. В смысле, после пяти минут тщетного напряжения извилин я сдался и позорно пошел гуглить. Все эти корейские «жидкие скульптуры» последних лет смешались в моей голове в какое-то однородное нечто, из которого выделяются только новый симпатичный Tucson да «неправильно собранный» трех-с-половиной-дверный Veloster. Зато со свежей «Элантрой» все проще: чтобы вспомнить, как она выглядит, достаточно представить любой современный Jaguar и втрое его упростить. Что, впрочем, тоже неплохо.
Но садишься внутрь — и тебя снова накрывает невнятной серой пеленой. Интерьерщики Hyundai молодцы, конечно, что постепенно уходят от откровенной азиатчины и учатся сдержанности, но даже этот, современный салон «Элантры» вылетает из головы быстрее, чем пуля калибра 7.62. Все, что отложилось в сознании за неделю езды, — это вроде бы неплохие материалы, вроде бы сносная эргономика и «обласканный» Сашей Мирошкиным наноэкран микромультимедийки. Впрочем, даже он меня особо не раздражал — просто потому, что я тот самый человек, который один раз подцепляет телефон к системе, а дальше просто слушает музыку и больше ничем не пользуется.
Поймите правильно: по меркам Hyundai новая Elantra — действительно прогресс. Она стала удобнее, продуманнее, сбалансированнее и просто лучше по всем параметрам. Но я не могу отделаться от ощущения, что ребята из Kia как опережали своих коллег по концерну на пару-тройку лет, так и продолжают опережать. И неспроста Петер Шрайер (надеюсь, он простит меня за миллиардное произнесение его имени всуе) теперь отвечает за дизайн обеих марок разом. Потому что с откровенными промахами вроде разобрались, теперь пора запоминаться и взращивать пресловутую brand identity.
Тем более, что с «железом» все уже окей. Проверенная пара двухлитрового 149-сильного мотора и шестиступенчатого «автомата» вполне бодра и не преподносит никаких сюрпризов, а настройщиков шасси наконец перестало бросать из жара в холод (или из желе в бетон), и они сумели найти действительно неплохой баланс. Elantra и комфортна, и удар держит, и пассажиров не укачивает. Даже в настройках электроусилителя появилось что-то похожее на естественную, линейную и логичную обратную связь, позволяющую сразу повернуть руль на нужный угол и не заниматься поисками траектории. За езду — однозначно зачет! Вот только запомниться это «Элантре» все равно не помогает. Для меня она так и осталась Hyundai с ягуаровским лицом. Что, впрочем, тоже неплохо. На четверку.
«Мазде» и «Шкоде» от меня прилетают максимальные баллы: первой – за то, что это единственная машина в квартете, которую хочется взять на тест еще раз. А второй — за то, что к ней единственной не в чем объективно придраться. А «Королле», под гневные крики любителей Toyota, достается только тройка. Не скрою, чисто субъективная и обоснованная парадоксальной комплектацией оценка. Простите, но я не способен представить себе человека, который может купить машину со светодиодными фарами, но без элементарных датчиков света-дождя, а затем сказать, что это круто.
Александр Мирошкин
«Трешка» — единственная из всей линейки автопроизводителя машина, которая не заставляет чувствовать себя королем клеверных развязок и проектируемых проездов. Ей даже можно было бы простить самый большой ценник, но никак не отсутствие мотора.
Денис Гусев
Я вижу неожиданно качественный и стильный для японского автомобиля салон, почти что эталонную для этого класса эргономику. И вообще — можете говорить все что угодно, но это упрощенная копия BMW. Сдержанность, функциональность, спортивность — Mazda3 провоцирует на противные слова, которые лучше подойдут для рекламного буклета, но такова реальность.
Михаил Конончук
Обвиняйте меня в предвзятости, но современные «Мазды» практически идеальны. В абсолютных величинах это, конечно, не так. Да, они не самые быстрые в мире, не самые роскошные, не самые вместительные, экономичные, всепролазные — и так далее, пока у вас не кончатся эпитеты. Единственное, в чем они действительно «самые» — это человечность.
Положение Mazda3 в этом тесте, казалось бы, хуже некуда. Она дороже остальных участников, меньше, теснее, медленнее, не переносит 92-й бензин, в ней «классически» шумновато и жестковато, а популярность у угонщиков расшатывает нервы владельца и заставляет его раз в год принимать двойную дозу седативных препаратов, вскрывая очередной счет из страховой. Все так, но почему при наличии ключей от еще трех отличных автомобилей, мне хочется вернуться в «Мазду»? Почему, находясь в трезвом уме и твердой памяти, факты, которые должны прямой дорогой привести от «трешки» к конкурентам, вдруг становятся не такими уж и важными?
Может быть потому, что к выбору машины мне хочется подходить с позиции живого человека, а не калькулятора. А в этом случае приходится включать эмоции. И вот здесь — в эмоциях — заключается главное преимущество и главная проблема этой японской компании. Придя в автосалон и «раскусив» все недостатки «трешки», многие наверняка уйдут к той же «Тойоте», если хотят «надежного японца», или к «Шкоде», где совершенно четко считывается выверенное соотношение цены-пространства в салоне-оснащении-силовых установках. Там все перед глазами — литры, лошадиные силы и столбики цифр в прайс-листе, а увидеть эмоции в автомобиле, который стоит на площадке дилера, нельзя.
Пятиминутная ознакомительная поездка на Mazda3 тоже не поможет, и даже, может быть, отпугнет — машина-то мягкостью хода не балует. Чтобы проникнуться и почувствовать эти самые эмоции, с «трешкой» нужно пожить. Хотя бы неделю.
И за эту неделю может многое проясниться. Например то, что, несмотря на ужасную цифру в графе «разгон до сотни», у Mazda3 отлично настроенная пара из мотора и коробки, которая в городе на удивление не заставляет чувствовать себя таким же обделенным благами цивилизации, как водителя древнего умирающего «Икаруса». И при этом «трешка» остается самой экономичной из нашей четверки: 8,2 литра на сто километров — мой лучший результат. Или около девяти литров, если постоянно топтать правую педаль.
У машины естественные и правильные реакции — все оказывается вдруг настроено именно так, как тебе хочется. Мне нравится это внимание к деталям, благодаря которым сюда хочется возвращаться. Нравится даже больше, чем бешеный разгон или лишняя сотня литров свободного пространства. Что мне не по душе в «трешке», так это мелкая оцифровка спидометра, неподсвечиваемые кнопки на водительской двери (ребят, ну сколько можно!) и отсутствие электрообогрева лобового стекла. Вот собственно и все, к чему я хочу придраться. Ах да, еще к цене, конечно.
Что касается итоговых оценок, то «Мазде» — пятерка. За верность традициям, внимание к деталям, к водителю и веру в силу эмоций, пусть даже это идет в ущерб другим качествам. Держитесь, ребята из Хиросимы, без вас было бы не так интересно.
Еще одна пятерка — Hyundai Elantra. За самую удачную работу над ошибками, старание каждый раз сделать лучше и самые удачные в линейке настройки шасси. А еще – как аванс для других моделей, которые, хочется верить, станут хоть чуточку похожи на «Элантру».
По четверке — «Королле» и «Октавии». У Toyota классные настройки мотора и коробки, удачное шасси, но, в отличие от «Мазды», эмоций тут мало, а странные комплектации и неудачное решение с сенсорными кнопками делают машину неуютной. Хотя прагматикам тут должно понравиться. Octavia — королева, ясное дело. Но для меня она слишком правильная, поэтому я придержу высший балл и с нетерпением подожду обновленную машину, которая стала, по крайне мере внешне, чуточку сумасброднее.
Михаил Конончук
Вместо того, чтобы подойти к машине, сесть и уехать, мне приходится рыться в карманах в поисках ключа, скрежетать жалом в замке зажигания, щелкать тумблерами и вообще чувствовать себя практически пилотом истребителя.
Александр Мирошкин
После обновления Toyota Corolla перестала быть простым предметом повседневного обихода, эдаким пакетом с пакетами, который не помещается в шкаф под раковиной. Она научилась нравиться почти всем.
Ефим Репин
К этой машине быстро привыкаешь. Но мелкие и назойливые недостатки напрягают. В итоге она получается вся такая противоречивая: красивая снаружи, непонятно «сенсорная» внутри, с кучей вопросов к правильности подбора соотношения цена-оснащение и с неплохими ездовыми настройками.
Предыдущие части этого теста лично у меня получились какими-то особо ностальгическими. Пытаясь вспомнить, чем «Октавия», «Элантра» и «Трешка» были раньше, и во что они превратились сейчас, я не заметил, как реально оказался в прошлом. Мысль, как известно по картинкам из паблика «Психология», материальна, поэтому добро пожаловать 1990-е. Добро пожаловать в Toyota Corolla.
Нет, здесь не будет воспоминаний о раллийном прошлом «Короллы» и, упаси всевышний, легендарной акции одного производителя газировки, благодаря которой собравший мешок пластиковых крышек россиянин при определенном везении мог эту «Короллу» выиграть. Хотя это ведь тоже символы эпохи, согласитесь — что с ними было и что с ними стало. И очень хочется развить ностальгическую тему, но, пожалуй, надо остановиться.
Поэтому здесь будет максимально незатейливое сравнение с Hyundai Elantra. Почему с ней? Потому что Octavia для «Короллы» слишком хороша, Mazda3 — слишком идеальна. Кроме того, тут есть национально-соревновательный подтекст: корейцы приблизились к японцам на неприлично опасное для последних расстояние. Лучшего спарринг-партнера и не придумаешь.
Пересаживаемся из «Элантры» в «Короллу» и что же мы видим? Ну-ка еще разок: добро пожаловать в 1990-е! Ура! Угрюмое жало обычного ключа, отсутствие автоматического света, тряпичные, а не кожаные сиденья, древние «щелкалки» подогрева сидений. При этом Corolla кажется не только старее «Элантры», но еще и теснее. Регулировок сидений и руля мне не хватило, в нишу под передней панелью едва поместится пробка от «Кока-Колы», а если рычаг КПП будет в парковочном положении, то не влезет даже она.
Зато «Королла» едет чуть мягче «Элантры», у нее отзывчивее мотор и коробка, более цепкие тормоза и на порядок лучше шумоизоляция. Наконец, в «Королле» в разы интереснее мультимедийная система, а изображение с камеры заднего вида не напоминает изображение с камеры видеонаблюдения.
Elantra и Corolla превосходят Octavia и Mazda3 как наборы опций, но как машины они уступают им по сбалансированности, скажем так, завершенности. Поскольку «Октавию» я изначально выбрал как ориентир, а она получила от меня «четверку», то «Элантра» и «Королла» логично получают «тройку». Но эта «тройка» — не поймите неправильно — не обидный «уд.», а скорее крепкий «норм».
Михаил Конончук
Поймите правильно: из «Мазды» и «Шкоды» я все равно выбрал бы «Мазду». Потому что лично мне ее неподражаемая человечность милее простора на втором ряду и безразмерного багажника. И даже ценнее почти четырехсекундного (!) выигрыша в разгоне до сотни. Но я ничего не могу сделать с тем, что Octavia, вообще-то, лучше «трешки» во всем, кроме дизайна — внешнего и внутреннего.
Ефим Репин
Мы не сходимся характерами и терпим друг друга лишь по служебной необходимости. Она педант, а я люблю раскидывать вещи; она выбирает реализм, а мне по душе импрессионисты; она готова сообщить мне время с точностью до доли секунды, а я ей отвечу поговоркой про тех, кто не наблюдает часов.
Денис Гусев
Огромный багажник, сдержанная внешность, хорошая европейская управляемость и умные решения вроде скребка для льда в лючке бензобака. Эти характеристики «Октавии» стали таким же общим местом, как слова «ответственный» и «коммуникабельный» во всех резюме, и возвращаться к ним совсем не хочется.
Если вы решили купить Skoda Octavia — берите и не задумывайтесь. Нет, серьезно. Просто посмотрите на все машины, которые собрались в этом квартете. Она самая доступная из всех, хотя по уровню оснащения практически не уступает никому из участников. Она самая мощная и быстрая. Ну и, конечно же, она самая вместительная: на второй ряд кресел тут можно упаковать цыганский табор, а в багажнике разместить всех украденных ими лошадей.
И на этом список достоинств Skoda Octavia не заканчивается! Потому что лифтбек еще и очень неплохо едет. Я регулярно выписываю похвалы в адрес Volkswagen и его модульной платформы MQB. Не буду нарушать традиции. Потому что это шасси настолько сбалансированно, что идеально подходит как для недорогих автомобилей, так и для бизнес-седанов (Volkswagen Passat), мощнейших хот-хэтчей (VW Golf R, Seat Leon Cupra, Audi S3) и даже кроссоверов (VW Tiguan, Seat Ateca). Правда — его универсальность просто поражает!
И чтобы было вот прямо совсем хорошо, «Октавии» надо научиться лишь одному — не быть такой скучной. Подходишь к ней, смотришь и думаешь: «ну, машина, как машина». Садишься внутрь, а там обилие мягкого, но всех оттенков серого пластика. И эргономика тут настолько продумана и просчитана, что даже немного бесит, как отличник-одноклассник, который еще и на физкультуре круче всех.
Я не могу себе представить, что найдется человек, который потратит на покупку «Октавии» 1,3 миллиона рублей потому, что «это же „Октавия“!». Такие деньги отдают за большой багажник, за то, чтобы не получать тычки в спину от задних пассажиров, за то, чтобы за относительно немного денег получить много машины. Наконец за то, чтобы соседи не задавали лишних вопросов. Но ведь иногда хочется похвастаться, не так ли?
Резюмируя эти четыре недели, пятерки я могу поставить только «Элантре» и «Королле». Первой, потому что мне и правда очень нравится, как она выглядит, как едет и как она оснащена. На хохму, именуемую экран мультимедийки и проблемы с шумоизоляцией я, пожалуй, закрою глаза. Второй — за то, как она изменилась. За то, что действительно стала лучше практически во всех аспектах.
«Октавия» и «трешка» в моем рейтинге стоят на ступень ниже, схватив по четыре балла. Чеху не хватает яркости, а японцу — мотора, простора и сопоставимого возможностям машины ценника.
Итоги голосования читателей
Вот и все, подводим итоги. Победителем этого теста мы выбрали Mazda3, тогда как вы своим голосованием поставили на первое место Skoda Octavia. Дальше редакционный рейтинг выглядит так: вторую строчку поделили «Октавия» и «Элантра», а замыкает список Toyota Corolla. В народном голосовании вторая позиция у Mazda3, третья — у Hyundai Elantra, а четвертая — у Toyota Corolla. Ну, хоть где-то наши с вами мнения сошлись.