24 апреля 2013, 15:40

Сердечная избыточность

Испытываем две "заряженные" Audi: S3 и RS6 Avant

Фотографии автора и компании Audi

Один из флагманов марки да под аккомпанемент младшей модели. Организовав одновременный тест экстремально заряженного убер-универсала RS6 Avant и умеренно-спортивного хэтча S3, в Audi поставили второй в заведомо проигрышное положение. Разные весовые категории! Выходит, журналисты покатаются на том и другом по очереди, напишут дифирамбы RS6, а "трешка" останется в тени? Нет!

Прошлая RS6 Avant была удивительной. Эта махина оснащалась мотором от космического челнока и была фантастически быстра. Но это был экспресс в никуда. Ведь весила она, как склад с наковальнями, ее подвеска была тряской и расхлябанной одновременно, а по управляемости машина напоминала гоночный автобус. К тому же ее V10 с двумя турбинами хлебал топливо ведрами.

Раньше RS-версии своих моделей Audi выпускала, когда тем уже давно пора было в музей. Теперь ситуация изменилась: RS6 дебютировала всего через полгода после премьеры гражданского универсала A6 Avant.

Такого больше не будет. Нынешнему всеобщему тренду экологии покорны все классы: костлявая зеленая рука схватила за горло не только городские хэтчбеки, но и спорткары. Новая модель Audi RS6 стала сразу на 30 процентов эффективнее (этим словом представители премиум-брендов любят заменять плебейское слово "экономичность") предшественницы. И это круто.

Новый восьмидиапазонный "автомат" эффективнее старого. Аэродинамика лучше. Есть система "старт-стоп" она тоже вносит свой посильный вклад при езде по городу. Но главная заслуга в более легком кузове и совершенно новом моторе. Первый примерно на 20 процентов состоит из алюминия и стал легче на 100 килограммов, а двигатель лишился пары цилиндров и доброго литра рабочего объема.

В "базе" у RS6 20-дюймовые литые колесные диски. За доплату они превратятся в 21-дюймовые.

Теперь под капотом RS6 трудится четырехлитровый V8 (тоже с двумя турбокомпрессорами) с непосредственным впрыском топлива и системой отключения половины цилиндров при частичных нагрузках. Он чуть слабее "десятки": вместо 580 лошадиных сил развивает "всего" 560. Зато крутящий момент у него выше: не 650, а 700 Нм, доступных уже при 1750 оборотах в минуту.

Экономичность это здорово. Но стала ли Audi RS6 приятнее в управлении?

При том, что новый мотор выдает "всего" 560 сил, динамика улучшилась кардинально: до сотни RS6 Avant разгоняется за 3,9 секунды машине прошлого поколения на то же самое требовалось 4,6 секунды. А максималка, если снять ограничитель скорости, составляет суперкаровские 305 километров в час!

У мотора Audi RS6 больше нет системы смазки с сухим картером, зато есть масса других любопытных технических решений: например, при частичных нагрузках половина цилиндров отключается, а оба турбокомпрессора имеют двойную крыльчатку (twin-scroll).

Не успеваешь толком нажать газ в пол, и вот уже летишь со сверхъестественной скоростью. Audi RS6 быстра. Быстра настолько, что кажется, будто можешь достать на ней линию горизонта. На спидометре 150, 200, 250... Она когда-нибудь перестанет разгоняться? 270, 290... Стоп! Впереди какой-то тихоход, вставший в левый ряд на жалких 160 километрах в час.

Как только помеха исчезает, RS6 уже снова несется под 300 километров в час. Да, новый универсал настоящий бог автобанов!

А если разгонной динамики вдруг перестанет хватать, на помощь всегда придут тюнинг-компании, которые добавят двигателю еще пару сотен лошадиных сил и тогда семейный универсал на трассе уничтожит любой суперкар или супербайк. Как в этом видео. Или вот в этом.

Однако самое впечатляющее это не скорости, которые развивает RS6, и не даже то, как легко она их достигает. В конце концов, и предыдущие поколения RS6 не были "овощами". По-настоящему сносит крышу то, что на этой Audi ехать "триста" это не подвиг, не экстрим и не безумие. Это, как говорят гаишники, "рабочее движение"!

На автобане RS6 непоколебима. Ее не сбивает с курса ни обгон грузовиков, ни порывы бокового ветра. В горку, с горки она одинаково быстра. И во всех режимах отзывчива и послушна.

Базовые тормоза имеют роторы с "волнообразным" дизайном -- так легче. За доплату -- керамические тормоза, которые весят еще меньше и практически не изнашиваются.

Но о каком-то суперкомфорте речи нет. К сожалению, RS6 не альтернатива скоростному поезду Siemens Velaro. Она хоть и имеет систему drive select (которая управляет не только откликами акселератора, громкостью выхлопа и алгоритмом коробки, но и жесткостью активной пневмоподвески), но не становится универсальной машиной.

Во-первых, выхлоп слишком громок в любом режиме. Это здорово, когда вы обгоняете супербайк, показывая ему, кто на автобане хозяин. Но не очень-то хорошо, если ваша цель махнуть за несколько сот верст со скоростью и комфортом, и парой детишек сзади.

  1. За исключением руля, кресел, накладок на педали и декоративных вставок, салон RS6 не отличается от обычной "шестерки". По умолчанию отделка карбоновая, но в качестве опции можно заказать и обычное дерево.

  2. Опциональная аудиосистема Bang & Olufsen звучит неплохо, но до уровня High End не дотягивает.

  3. Базовая комплектация у RS6 хороша: такие вещи, как раздельный климат-контроль или навигационная система, входят в список базового оснащения.

  4. Подсказки навигационной системы дублируются не только на приборной панели, но и через системы проекции на лобовое стекло.

  5. Восьмиступенчатый "автомат" работает идеально! Управлять ускорением едва ли не удобнее, чем на "Мерседесе" S-класса.

Чтобы огромный автомобиль с не менее огромными неподрессоренными массами не раскачивался на волнах и не кренился до неприличия, подвеска зажимается до состояния гранита. RS6 "держит" огромные боковые перегрузки, бодро откликается на поворот руля и почти не кренится в поворотах.

Но, по хорошему, в инструкции по эксплуатации надо писать и про побочные действия: машина становится жесткой настолько, что даже ровный немецкий автобан превращается в стиральную доску! А если вы проедете любую более приличную неровность с открытым ртом, то рискуете откусить себе язык. Частично жесткость "лечит" комфортный режим, но и он со своими тараканами: появляется неприятная раскачка кузова.

Стандартная максимальная скорость RS6 ограничена на уровне 250 километров в час. За доплату ограничитель можно отодвинуть до 280 или 305 километров в час.

У RS6 по-прежнему ярко выраженная "сердечная избыточность" слишком большое количество "машины" попытались скомпенсировать огромным мотором, жесткой (если не сказать жестокой) подвеской и огромными тормозами, которые могут остановить железнодорожный состав.

В ней нет ни намека ни на легкость настоящего спорткара, ни на комфорт седана бизнес-класса. Хотя, по сравнению с предшественницей, шаг вперед был сделан большой: сбросив жирок, машина стала ощутимо лучше. Но нужен фитнес!

Когда сбросит RS6 еще сотню-другую тогда и вернемся к этому разговору.

А пока вспомним про "хот-хэтч" S3. Вот он, скромный: ни дутых арок, ни кричащего обвеса. Лишь сияющие алюминиевые "шапки" зеркал, легкие акценты на решетке радиатора, большие колеса. Единственный серьезный знак отличия квартет выхлопных труб на общем фоне выглядит чуть ли не гаражным тюнингом. В салоне тоже изменились только мелочи: полуспортивные сиденья, руль со "скошенным" ободом да контрастная прострочка кожи и гора шильдиков S3.

Audi S3 почти не отличается от базовой "трешки": у нее чуть другие бамперы и решетка радиатора, плюс четыре выхлопные трубы.

Но, поверьте, этот автомобиль очень способный: у него 300-сильный мотор, агрегатированный с шестиступенчатой "механикой" или преселективной коробкой S Tronic, полный привод на основе муфты Haldex пятого поколения и снаряженная масса в 1395 килограммов на 60 килограммов меньше, чем у предшественницы. За счет этого Audi S3, по сути, сравнялась по энерговооруженности с 340-сильной RS3 предыдущего поколения та, даже несмотря на такие ухищрения, как передние крылья из углепластика, все равно была на центнер с лишним тяжелее.

  1. Салон -- скромнее некуда! Кроме стандартного набора спортивной аттрибутики, S3 -- это совершенно обычная Audi.

  2. Роботизированная коробка передач S-tronic хороша: переключает ступени молниеносно и практически не досаждает толчками.

  3. Приборы -- как у обычной S3. Только спидометр размечен до 300 километров в час.

  4. Руль у S3 не настолько "спиленный", как раньше -- крутить его с перехватами теперь удобнее.

Двухлитровый мотор Audi S3 весит 148 килограммов -- на пять кило меньше, чем раньше. Он оснащен непосредственным впрыском и турбокомпрессором, рассчитанным на работу при температуре до 1000 градусов по Цельсию.

В движении S3 не пытается показать водителю свою крутизну. Она просто отлично едет: быстро, понятно и легко. До сотни S3 разгоняется за впечатляющие 4,8 секунды с коробкой S Tronic или за 5,2 секунды с обычной "механикой". Показатели, очень близкие к экстремальной RS3 у той с коробкой S Tronic выходило 4,6 секунды до сотни.

Как и другие RS-модели Audi, "эска" стартует с места без истерики: да, стрелка спидометра бежит в правый угол как ошпаренная, а двигатель с электронно-управляемой выпускной системой (в режиме dynamic она звучит более грозно) способен в одиночку перерычать стаю волков. Но в душе этот хэтчбек по-прежнему остается Audi: простым и удобным.

В подвеске нет ни намека на зубодробительную жесткость. Она у S3 ровно такая, чтобы подойти для ежедневной эксплуатации. В то же время, в поворотах S3 едет очень "плоско" и собрано, и даже на неровностях в напряженных поворотах автомобиль не сбивается с курса, сохраняя контакт всех колес с поверхностью.

Подвеска у S3 с электронно-управляемыми амортизаторами. Но кажется, что особой нужды в них нет: да, в комфортном режиме проявляется намек на раскачку кузова, а в "спорте" амортизаторы чуть "дубеют". Но на деле переключаться между ними просто лень: любой режим годен для любого стиля вождения.

И тормоза адекватны: тут нет керамических роторов, как у RS6 но, по хорошему, легенькой S3 они и не нужны. Конечно, едва ли Audi S3 идеально подойдет для трека, но на каждый день это практически идеальный спортивный автомобиль.

На тесте у нас были только трехдверные хэтчбеки, но уже показан S3 в кузове седан, будет и версия Sportback. У той все еще лучше и с практичностью, и с простором салона трехдверная версия с короткой колесной базой все же тесновата.

Конечно, Audi S3 не столь экстремальна, как RS-модели. Но вот ведь в чем казус: в отличие от, например, "злобных" моделей BMW M, "эрэски" Audi не превращают каждую поездку в голливудский триллер. Они быстры и круто звучат, их подстаканники можно использовать вместо шейкеров, но огня в них нет.

Так ведь все то же самое, только без лишнего пафоса, умеют делать и обычные "эски"!

Вообще, S-модели всегда были более цельными, чем версии RS. Они тоже быстры, но при этом более сбалансированы. Ведь один из постулатов философии Audi состоит в том, чтобы даже ошеломляюще быстрый разгон не был в напряг водителю и машине. И ему удовлетворяют все машины, кроме, пожалуй, R8. А раз нет "хоррора", то может он и не нужен?

Технические характеристики

Audi RS6 AvantAudi S3
Тип двигателяБензиновый V8 с наддувомБензиновый R4 с наддувом
Рабочий объем3993 см³1984 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин560 / 5700 -- 6600300 / 5500
Макс. момент, Нм/об/мин700 / 1750 -- 5500380 / 1800 -- 5500
Тип приводаПолныйПолный
Трансмиссия8-ступенчатая роботизированная6-ступенчатая механическая (7-ступенчатая роботизированная)
Передняя подвескаНезависимая многорычажнаяНезависимая McPherson
Задняя подвескаНезависимая многорычажнаяНезависимая многорычажная
ТормозаДисковые вентилируемые спереди и сзадиДисковые вентилируемые спереди и сзади
Габариты (ДхШхВ), мм4979 х 1936 х 14614254 х 1777 х 1401
Колесная база, мм29152596
Снаряженная масса, кг20101395
Макс. скорость, км/час250250
Разгон 0-100 км/ч, с3,95,4 (5,1)
Расход топлива (комб.), л/100 км9.87 (6.9)
Объем багажного отделения, л565365
Объем топливного бака, л7550
Размер шин275/35 R20225/40 R18
Цена, рублейн/дн/д