Опубликовано 26 декабря 2016, 13:19
11 мин.

Точка невозврата

2 240 сил и 40 миллионов рублей: суперфинал «Битвы года»
В принципе, мы ожидали, что ни один из отборочных поединков нашей «Битвы года» не окажется простым. Так бывает, когда пытаешься сравнить квадратное с зеленым, субботнее с вкусным, а смешное с длинным. Да, у нас была разбивка на идеологически близкие пары, но даже внутри них машины оказались возмутительно разными. Настолько, что каждый из нас, вынося свой вердикт, имел реальный шанс схлопотать по морде от кого-нибудь из несогласных коллег. Но если на предварительных этапах все кое-как обошлось, то теперь будет совсем сложно. Потому что нам предстоит сравнить перепончатокрылое, симфоническое, шершавое, полосатое и трансцендентальное. Добро пожаловать в суперфинал.
Точка невозврата
© Кирилл Калапов и Вячеслав Крылов

В принципе, мы ожидали, что ни один из отборочных поединков нашей «Битвы года» не окажется простым. Так бывает, когда пытаешься сравнить квадратное с зеленым, субботнее с вкусным, а смешное с длинным. Да, у нас была разбивка на идеологически близкие пары, но даже внутри них машины оказались возмутительно разными. Настолько, что каждый из нас, вынося свой вердикт, имел реальный шанс схлопотать по морде от кого-нибудь из несогласных коллег. Но если на предварительных этапах все кое-как обошлось, то теперь будет совсем сложно. Потому что нам предстоит сравнить перепончатокрылое, симфоническое, шершавое, полосатое и трансцендентальное. Добро пожаловать в суперфинал.

Как вы наверняка знаете, «Мотор» обожает потребительские тесты. Поэтому в итоговой битве будут на равных соперничать Volkswagen Golf GTI, Porsche 718 Boxster S, BMW M3, Chevrolet Corvette Z06 и Porsche 911 Turbo S. Что говорите? Странный набор? Да бросьте, не более странный, чем вся наша жизнь.

И прежде, чем мы вновь окажемся на «Смоленском кольце», где попытаемся расставить все точки, нам предстоит проехать через небольшую часть этой самой жизни.

Точка невозврата

Я выхожу из дома затемно, но ждущий на парковке «Бокстер» настолько жизнерадостно рыж, что и сам, кажется, способен заменить отдыхающее солнце. Наддувная «четверка» за моей спиной оживает со всеми положенными спецэффектами, за которые мы любим Porsche. Непрогретый мотор кашляет, хрипит и бубнит, как и подобает каждому, кого разбудили в 4 утра и заставляют работать. Впрочем, через полминуты он успокаивается и переходит на негромкий деловой басок. Черт с тобой, говорит, поехали.

Точка невозврата

На дворе середина октября, поэтому датчик забортной температуры показывает цифру. Не число, а именно цифру. Одну. Значит, хотя бы одна из двух крыш (моей и поршевской) сегодня точно останется на месте. Пока на улицы не высыпали те, чья работа не так тяжела и изнурительна, как наша, позволяю себе несколько светофорных стартов «в пол» и малость шинного визга на развязках с пустынной еще кольцевой. Какой же он все-таки простой, этот Boxster! Не в смысле примитивный. А в смысле — с ним, как с по-настоящему близким другом, можно безо всяких «привет-как-дела» продолжить разговор с того же полуслова, на котором он был оборван неделю назад. Ты просто начинаешь ехать и понимаешь, что понимаешь абсолютно все.

Эта чудесная способность Porsche на 100 процентов вовлекать в каждый метр дистанции, но при этом не грузить лишней работой и вообще ничем не напрягать, особенно ценна именно сейчас, на свободных дорогах — когда еще ими насладишься? Хотя мне все-таки не хватает известной доли бунтарства. Коль скоро возможности волшебного шасси в городе не раскрыть и наполовину, надежда остается только на мотор — но нет, «четверка» тут хоть и великолепная, но все же чересчур правильная. Как бы это объяснить? Boxster слишком хорошо воспитан, чтобы крикнуть на всю округу: «Счастливо оставаться, неудачники, а я сваливаю!».

Точка невозврата

Конечно, во всем надо знать меру. Например, я бы не хотел оказаться на месте Ильи Фролова. Прямо сейчас где-то в другой точке города он портит себе карму со скоростью сто проклятий в минуту из-за того, что его Corvette просто не умеет звучать тише, чем Сатана, ударившийся мизинцем об свою сатанинскую тумбочку. А вот BMW M3 нашего главреда, пожалуй, идеально соответствовала бы обстановке. Увы, шанс пересесть в нее появится только на заправке в 50 километрах от города, где у нас назначена промежуточная точка встречи.

Я добираюсь чуть позже остальных — и понимаю, что по виду парней можно безошибочно определить, кто на чем приехал. Саша Мирошкин безудержно зевает и прикладывается к литровому стакану с кофе, потому что его Golf слишком нормальный, чтобы прогнать сон. Леша Жутиков листает инструкцию: он уже неделю ездит на 911 Turbo S, но до сих пор не выучил наизусть все технологии, которые в ней применены. Его можно понять, потому что технологий там примерно тысяча миллионов. Илья уже полчаса как вылез из «Корвета», но руки у него трясутся как у матерого алкоголика, а вместо слов он общается исключительно криком: кажется, парень оглох. И только Миша Цымбал бодр и весел — как я и предполагал, M3 оказалась лучшим вариантом с точки зрения «разбудить и не убить». Вот и ладушки! На ней-то я дальше и поеду.

Точка невозврата

После «Бокстера» эта BMW кажется настоящим grand turismo. Я без проблем раскладываю по салону телефон, кофе, чипсы и набор для вязания (как, вы не вяжете в дальней дороге?), заряжаю в шикарную акустику harman/kardon свежий альбом Alter Bridge — и понимаю, что готов так ехать не только до Смоленска, а хоть до самого Даймлерштрассе в Мюнхене. Чтобы лично пожать руки парням из M GmbH.

Если по ощущениям на треке M2, проигравшая «Бокстеру» в моей дуэли, действительно очень близка к M3, то в обычной жизни старшая «эмка» все-таки оказывается личностью гораздо более интересной. Она тише, собраннее, комфортнее и вообще целостнее, но главное — у нее куда более могучий движок. Эта 431-сильная турбошестерка — то что нужно на прерываемом «населенкой» Минском шоссе. По крайней мере, переходы от «ползем…» к «летим!» даются M3 с практически идеальным балансом звука, ускорения и общей событийности. Да, если бы в дуэли Цымбала победил Mercedes-AMG C 63, я бы сейчас улыбался еще шире — но и этот мотор чертовски хорош. И только когда на асфальте вскрываются рваные раны дорожных работ, я вспоминаю, что все же еду на спорткаре. И почти начинаю завидовать Мирошкину.

Точка невозврата

Впрочем, у меня есть хитрый план. В белый Golf я собираюсь пересесть на следующей остановке — сразу после поворота с Минки в сторону «Смоленск-ринга». Говорят, что тамошние дороги делали уникальным реверсивным методом: сначала укладывали дырки, а потом — иногда — асфальт. Поэтому гражданское шасси GTI там будет как раз в тему. Но как только мы поворачиваем и останавливаемся, я понимаю, что все пошло не так. Амплитуда колебаний Фролова вплотную приблизилась к тем значениям, после которых он просто начнет разваливаться на запчасти, а со слухом наш шеф-редактор явно распрощался как минимум на неделю. Надо спасать. Жестами объясняю ему, что мучения позади, отдаю ключ от BMW, а сам прыгаю в Corvette. Хотя какое «прыгаю»? Проваливаюсь.

Точка невозврата

На часах половина девятого. Наши 17,5 литров, 2 235 сил и 40 миллионов рублей рычат по разбитой улице Карла Маркса города Сафоново (население — 43 145 человек), но чувства персональной вины перед жителями за весь наш пафос и шум у меня не возникает. Потому что в моем сознании для этого просто не остается места: все забито нечеловеческой тряской, инфернальным ревом и мыслями о том, что любое неосторожное нажатие на педаль газа может отправить нас с «Корветом» в чью-нибудь спальню. Еще и потому, что все его 659 л.с. и 881 Нм транслируются на дорогу через особые покрышки Michelin Pilot Sport Cup 2, входящие в состав трекового пакета Z07 — они почти новые, но выглядят абсолютно лысыми. И на холодную держат соответствующе. Какому мазохисту вообще может прийти в голову мысль купить себе такую машину — и тем более на ней ездить?

Но через час, выкатившись наконец на трек, я влюбляюсь в Chevrolet без оглядки. До помутнения в глазах и полной потери связи с реальностью. Когда Z06 попадает в ту единственную стихию, для которой он рожден, и прогревает свои несовместимые с обычным существованием полуслики, все представления о жизни, Вселенной и всем таком превращаются в пыль. Мать вашу, это просто другой мир!

Точка невозврата

Corvette не просто хватается за асфальт, он в него натурально врастает: в длинном скоростном повороте, выводящем на старт-финишную прямую, кажется, что сначала я лишусь лица, затем от автомобиля оторвутся все кузовные панели, и только потом у него (может быть) закончится держак. Тяжеленный руль лишний раз напоминает, что пора бы уже купить абонемент в спортзал; трансмиссия врубает передачи так исступленно, будто я ее чем-то обидел; двигатель под полным газом выдает настолько мощную волну разрушающего грохота, что ее наверняка фиксируют японские сейсмологи. Это настолько быстрая, яростная и впечатляющая машина, что больше и крепче ваши яйца может сделать только полет верхом на баллистической ракете или драка с Бэтменом.

Точка невозврата
Точка невозврата

Черт! Последнюю фразу мы произносим в один голос с главредом. Миша отобрал у Жутикова Turbo S, проехал несколько кругов и теперь выглядит как человек, получивший подтверждение существования инопланетян лично от них самих. А Жутиков знай себе ухмыляется: «Парни, я же говорил, что если в тесте есть хотя бы один 911, он обычно побеждает!».

То, что умеет вытворять «турбак», действительно не поддается нормальному описанию. Мы умышленно решили не сбивать себя с толку замерами времени (GTI против Turbo S? Come on, guys!), но по ощущениям 911 едет значительно быстрее «Корвета» — и при этом несоизмеримо легче, проще, доступнее. Он делает все мягче и плавнее, не пытаясь на каждом разгоне превратить вас в плоскую аппликацию на спинке собственного кресла. Но вы физически чувствуете, как вся эта сложнейшая мехатроника (которую Леха так и не выучит до конца теста) в каждую долю секунды занята превращением убийственной мощности в головокружительную скорость.

Точка невозврата

Я влетаю в связку 10 и 11 поворотов. Левый профилированный вираж поднимается в горку, на которой надо повернуть направо, вслепую оттормозиться на перегибе — и по памяти рухнуть вниз и еще правее, разгоняясь к длинной задней прямой. Эдакий «штопор» Laguna Seca, только в обратном направлении. Именно здесь Turbo расцветает по полной: там, где Corvette еще заставляет ждать и «прокатываться» по инерции, Porsche уже дает открываться «в пол» — и, вопреки всем инстинктам, почему-то оставаться на трассе.

Точка невозврата

С этой машиной каждый поворот превращается в одно большое «да ладно?!», а мозг просто отказывается верить в происходящее. Это как смотреть видео, которое кто-то ускорил в полтора раза, умышленно «забыв» об этом сообщить. Но именно здесь кроется, вероятно, единственный недостаток 911: скорость этой машины настолько высока и притом доступна, что несколько размывается эффект присутствия. Я не могу отделаться от мысли, что эта машина ошеломительно быстра сама по себе, и ей абсолютно плевать, кто сидит за рулем. Кажется, там может не быть вообще никого, а результат не изменится!

Точка невозврата

Самый ли это совершенный автомобиль в нашей пятерке? Бесспорно. Самый ли быстрый? Наверняка. Но самый ли впечатляющий? Не уверен. Вот, кажется, и нашелся первый повод получить по морде от коллег.

Хотя прямо сейчас им не до того: все заняты издевательствами над Мирошкиным. Никто не хочет садиться в его переднеприводный 220-сильный «овощ», поэтому на пит-лейн для смены машин мы стараемся заезжать попарно — так, чтобы можно было пересесть из быстрого в быстрое. Но я промахиваюсь с таймингом и, к Сашиной радости, вынужден поменять белое на белое.

Точка невозврата

И знаете что? А он хорош, этот Golf GTI! Конечно, после «ускоренной перемотки» Porsche тут кажется, что мир поставили на паузу — но превосходно сбалансированное шасси, отзывчивый мотор, расторопная роботизированная трансмиссия и отлично настроенный руль свое дело знают. А главное, после двух предыдущих сверхзвуковых монстров здесь вообще не надо думать о том, что с тобой будет в случае ошибки: ничего не будет, развлекайся как душе угодно! Несколько кругов я еду абсолютно «на ушах» — после чего возвращаюсь в боксы с дымящимися тормозами и широкой искренней улыбкой. Пожалуй, это больше, чем можно требовать от скромного VW, попавшего в такую серьезную компанию.

Рядом возникает M3. Тоже в клубах дыма, но не от тормозов (тут стоит неубиваемая опциональная карбон-керамика), а со стороны изрядно поджаренных задних колес. Из-за руля вываливается Илья: после путешествия на Corvette он еще не может говорить, но по выражению его лица я понимаю, что не пожалею, если прокачусь на фиолетовом седане.

Точка невозврата

Если бы в нашей битве были предусмотрены разные номинации и призы зрительских симпатий, то BMW однозначно стала бы дрифт-каром года. Я снова вспоминаю ощущения от M2 из своей дуэли: здесь все очень похоже, только за счет большей мощности поджигать задние покрышки еще проще, а более длинная колесная база позволяет размазывать их по асфальту еще более плавными и протяженными дугами. Кайф!

Но и траекторная езда на этой «эмке» приносит массу удовольствия: чудесные тормоза дают оттормаживаться перед смоленскими шпильками в самый последний момент, а комбинация руля и подвески (на нашей машине нет опционального шасси, но жалеть об этом не приходится) позволяет ехать смело, точно и с искренним наслаждением. Но у меня возникает дежа-вю: я слишком хорошо помню, как пересаживался из M2 в Boxster S и чувствовал, что попал в принципиально иное измерение. И раз «трешка» круче «двушки», но глобально очень к ней близка — значит ли это, что…

Точка невозврата
Точка невозврата

Да, значит. С вашего позволения, я не стану снова расписывать ощущения от 718 во всех подробностях — просто он вновь доказал, что такого точно-игривого и стабильно-веселого шасси нет, пожалуй, больше ни у кого. И что если вы хотите впитывать каждую секунду и каждый метр гоночной трассы, у вас просто нет других вариантов. Наши заезды продолжаются до самой темноты, а очередь из желающих сделать лишние несколько кругов на этом рыжем Porsche становится все длиннее: парни тоже оценили его магию и хотят еще.

Но сегодня я все-таки не готов отдавать победу «Бокстеру». Слишком громко звенит в ушах эхо безумного корветовского V8. Слишком ярко отпечатался в сознании аппетит, с которым употребляет трассу 911 Turbo S. Слишком круто ездит боком «семейный седан» из Баварии. Ну, и Golf молодец. В общем, это надо обдумать — причем каждому из нас. Здесь и сейчас победителя не решается назвать никто, поэтому мы решаем, что успокоимся и обсудим ситуацию через пару дней, собравшись в более спокойной обстановке. А чтобы дело точно не дошло до мордобоя, обсуждать все будем под видеозапись. Вот она:

Если вы сейчас на работе и не можете включить звук, чтобы послушать этот разговор и узнать имя победителя (или просто видеть не желаете наши рожи, что наиболее вероятно) — не переживайте, ниже все расписано буквами.

Понятно, что машиной года не мог стать Golf GTI. Не здесь и не сейчас. Он и так сделал чудо, одолев дерзкий MINI JCW и сумев доставить нам удовольствие на трассе бок о бок с лучшими спорткарами современности. Возможно, если бы в России продавалась версия Clubsport S, ситуация, наверное, была бы другой. А пока мы сходимся во мнении, что VW до сих пор остается эталоном хот-хэтчей. И это, с учетом конкуренции в его классе, само по себе уже очень круто.

Точка невозврата

Чуть выше у нас не очень-то естественно оказывается BMW M3. Никто толком не произносит это вслух, но все понимают: да, баварцы сделали шикарную тачку — быструю, харизматичную, интересную — но в нашей сегодняшней компании она несколько теряется. Потому что Corvette ярче и брутальнее, Boxster точнее и веселее, а Turbo S просто несоизмеримо быстрее. Мы все нежно любим M3 и искренне ей восхищаемся, но все-таки не можем найти причины, которые позволили бы ей подняться выше.

Точка невозврата

Теперь Porsche. Мы преклоняемся перед инженерами, сделавшими купе 911 Turbo S. Это фантастически эффективная машина, работающая, кажется, на чистом волшебстве — еще немного, и немцы действительно научатся нарушать законы физики. Но… Лучше всех общую мысль выражает Илья: по большому счету, эта машина настолько совершенна, что объявить победителя нужно было еще до начала всех отборочных заездов, и это качество сыграло с ней злую шутку. На груди Porsche уже было столько медалей, что для еще одной просто не нашлось места. В конечном счете, мы знали, что Turbo S так и поедет — и он не смог нас ничем удивить. В отличие от двух оставшихся ребят.

Точка невозврата

718 Boxster зацепил нас сильнее, чем его старший и куда более титулованный родственник. Как раз тем, что никто не ожидал от младшего Porsche такой впечатляющей скорости, а от Porsche в принципе — такой непосредственности и панибратского озорства. О непрактичности или недостаче цилиндров в двигателе уже никто даже не вспоминает — «Бокстер» запомнился не этим. А тем, что у него, возможно, лучшее шасси среди всех более-менее земных машин.

Точка невозврата

А вот уж кто совсем неземной, так это Corvette Z06. Он стал для каждого из нас самым диким и самым ярким дорожным автомобилем года, а то и всей жизни. Просто потому, что все воображаемые рукоятки, задающие его характер, либо выкручены до предела (а то и чуть дальше), либо не тронуты вовсе. Скорость, громкость, внешность, требовательность к скиллам водителя, хватка шин, общее ощущение того, что находишься в хардкорной гоночной технике — все это у Chevrolet выведено на 125-187 процентов. Комфорт, удобство, тишина… Способность просто, блин, нормально ездить и не вызывать тебя каждую секунду на гладиаторский бой, хочешь ты этого или нет — все по нулям. И именно за полное наплевательство на правильно-неправильно, принято-не принято и адекватно-неадекватно, за сам факт того, что кто-то сделал почти боевой автомобиль класса GT3 и выпустил его на улицы, мы уже готовы отдать титул «Корвету». Но…

Точка невозврата

Но звучит фраза, которая переворачивает все с ног на голову. «Я бы его себе не купил». Да, на этом потустороннем Chevrolet очень круто прокатиться один-другой раз, выплеснуть все, что накопилось в организме, и отдать кому-нибудь еще, со смесью шока и усталости. Вы же не катаетесь на американских горках ежедневно, причем утром и вечером? Вот и Corvette немыслим не только как первый, но даже как пятый автомобиль. И мы сходимся во мнении, что если бы у каждого из нас было по маленькому свечному заводику, то Z06 обязательно попал бы в наши гаражи. Семнадцатым. А Boxster оказался бы там гораздо раньше: у кого третьим, а у кого вообще первым.

Точка невозврата

Как вы знаете, «Мотор» обожает потребительские тесты. Мы считаем, что приходить к неожиданным, парадоксальным, даже нелогичным выводам — это круто. Нам нравится считать себя больными на всю голову фанатиками — теми, для кого в английском языке придумано специальное слово petrolhead. И нам очень хотелось, чтобы в «Битве года» победил Corvette Z06. Потому что это было бы жутко неправильно, а значит, очень правильно. Но титул в итоге достается «Бокстеру». И раз он заставил наступить на горло собственному бунтарству даже нас, то этот Porsche, похоже, и правда лучший.

«Мотор» благодарит компанию «Газпром нефть» за помощь в проведении съемок.