Опубликовано 28 апреля 2020, 08:30
6 мин.

Длительный тест Lada XRay Cross: часть 2

Перевозим семью, ездим за покупками и считаем расходы
В первой части нашего длительного теста XRay Cross порадовал лучшей плавностью хода и шумоизоляцией по сравнению с базовым хэтчбеком. Вариатор же, наконец, сделал из машины готовый продукт, а не полуфабрикат, которым порой казались Lada с коробкой АМТ. Но насколько хорошо XRay Cross подходит на роль семейного автомобиля, дорог ли он в эксплуатации и что может противопоставить конкурентам? Ответы на эти вопросы — во второй части нашего теста.
Длительный тест Lada XRay Cross: часть 2
© Кирилл Калапов

Уже к середине тест-драйва я привык ко всем индивидуальным особенностям конкретного экземпляра XRay и перестал обращать внимание на недостатки. Машина мне в целом нравилась, и я даже стал мысленно примерять её на место второго автомобиля в семью в пару к моей Mazda MX-5. А для того, чтобы понять, подходит ли XRay лично мне, он должен справляться с двумя простыми заданиями: ездой в магазин за покупками и перевозкой семьи из четырёх взрослых и ребёнка. Казалось бы, что может быть проще?

Примерный семьянин

Для начала я отправился на Lada в магазин. Понятно, что просто распихать по 361 литру багажника пакеты, труда не составит. Но мне нравится, когда пакеты надежно закреплены и не болтаются по багажному отделению — просто запихнуть их при сильном желании и определенной сноровке можно и в MX-5.

Длительный тест Lada XRay Cross: часть 2
километра — пробег за время теста

километра — пробег за время теста

У XRay есть пара крючков на стенках багажника, четыре петли на фальшполу и объемное подполье. Обычно я убираю туда набор автомобилиста, канистру с «незамерзайкой» и щетку, а после моего визита в супермаркет туда отправились пакеты с различными бутылками. Подполье не достаточно глубокое для бутылок больше полулитра и к тому же сужается ближе к сиденьям, но полулитровые бутылки и банки там вполне можно разместить. Фальшпол их немного прижимает, отчего они перестают летать по багажнику при разгонах, торможениях и маневрах.

Ну а все остальное можно или развешать по крючкам, или прижать сеткой с четырьмя креплениями. Ее каталожная цена на сайте Lada — 1279 руб. Еще один способ избежать болтания покупок по багажнику — полиуретановые коврики в багажник. Для машин с фальшполом они стоят 2 309 руб. Словом, с этой задачей XRay Cross справляется прекрасно. Крупногабаритные грузы я не возил, но с этим проблем не будет: напомню, что у версии Cross переднее правое сиденье имеет складывающуюся спинку, так что максимальная длина груза — 2,6 метра.

Длительный тест Lada XRay Cross: часть 2

Со второй задачей Cross тоже справился, хотя и с большими трудностями. Посадить в него четверых взрослых и ребенка — задача непростая. Запаса для ног хватает всем, включая сидящего в середине 8-летнего второкласника, но для этого нужно поиграть в пятнашки. Места за высоким водителем остается минимум, поэтому за него нужно сажать самого низкорослого из взрослых. Для пущей уверенности я еще и сдвинулся вперед на щелчок. А ведь я езжу с почти вертикальной спинкой!

Пассажирам по правому борту проще, но главная проблема — посадить ребенка. К счастью, бустер можно поставить и в середину, но тогда крепить его придется ремнем, а не с помощью креплений Isofix. Еще одна проблема — выдающаяся назад центральная консоль, которая съедает место для ног центрального пассажира. Влезет ли наш ребенок через три года или будет царапать ногами заднюю стенку бокса-подлокотника? Да и по ширине на заднем диване XRay Cross тесновато. Как тут не вспомнить, что у соплатформенного Sandero Stepway на 4,5 см больше места в плечах — 1375 мм против 1330 мм? В Sandero еще теснее ногам, зато нет подлокотника, поэтому центральному пассажиру немного попроще. Впрочем, у недорогих XRay его тоже не бывает.

Иномарка

Я вспомнил про Sandero не только потому, что это соплатформенный автомобиль, который доступен с тем же мотором и вариатором, но и из-за близости цен. Да-да, у Lada нет никакого ценового преимущества перед французской машиной — Lada стоит как автомобиль иностранного бренда. Да и откуда ей взяться, если платформа и агрегаты одинаковые, а производят машины на одном заводе.

За XRay Cross с двигателем 1.8 собственной разработки АвтоВАЗа и «механикой» просят от 776 900 руб., но нас интересуют машины с французским 1.6 и вариатором, которые обойдутся минимум в 863 900 руб. Дорого? В действительности разница не так велика, ведь базовой для «механических» Cross является комплектация Classic, а для хэтчбеков с вариатором — более продвинутая Classic Optima. В одинаковых комплектациях доплата за бесступенчатую трансмиссию составляет вполне приемлемые 50 000 руб.

Длительный тест Lada XRay Cross: часть 2

Classic Optima — это две подушки безопасности, ESP, зеркала заднего вида с повторителями поворотов, рейлинги на крыше, регулировка рулевой колонки в двух плоскостях, кондиционер, электроприводы зеркал и передних стекол и аудиосистема с Bluetooth, USB-разъемом и 4 динамиками. Жить можно!

Следующей в табели о рангах следует комплектация Comfort за 906 900 руб. В таких машинах появляются противотуманные фары, подлокотник, обогрев передних сидений и зеркал, электропривод задних стекол и парктроники.

За 956 000 руб. вы получите XRay Cross в комплектации Luxe. В нее помимо перечисленного выше входят: кожаная отделка руля и селектора вариатора, обогрев руля, лобового стекла и задних сидений, климат-контроль, круиз-контроль, датчики света и дождя, регулировка водительского сиденья по высоте и функция подсветки поворотов противотуманными фарами.

На вершине гаммы версия Luxe Prestige за 988 900 руб. Ее главная отличительная черта — мультимедиа-система с большим цветным дисплеем, 6 динамиками, поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, камерой заднего вида и навигацией. Довеском идут тонированные стекла. Откровенно говоря, на мой взгляд оптимальный вариант для XRay — это версия Luxe. Но даже в ней Lada выходит не сильно дешевле многих конкурентов. А в чем тогда преимущества?

Конкуренты

То, что надо

Одним из поводов выбрать Lada долгие годы был доступный практически в любом крупном городе сервис и низкая стоимость владения. Особенно ощутимым это преимущество стало во второй половине 2010-х годов, когда на заводе, наконец, подтянули качество сборки. Напомню, что мы традиционно рассчитываем стоимость владения для москвича старше 22 лет, который за рулем уже больше трех лет и в среднем проезжает за год 20 тысяч километров.

Длительный тест Lada XRay Cross: часть 2
на 100 км — расход топлива за время теста

на 100 км — расход топлива за время теста

За ОСАГО придется заплатить 8 237 руб., транспортный налог — 2 825 руб. Расход топлива к концу теста подрос до 8,5 литра на 100 км, но, к счастью, XRay Cross с французским мотором тоже можно «кормить» АИ-92. Поэтому на топливо за первый год уйдет 72 064 руб. На ТО владелец XRay Cross AT ездит не чаще владельцев машин с «механикой» — каждые 15 000 км, зато платит больше на целых 300 руб. — 7 900 руб. КАСКО без франшизы обойдется в 59 636 руб., но даже франшиза до 10 000 руб. способна снизить цену на 13-15 000 руб., а базовые варианты «Угон+тотал» обойдутся чуть дороже ОСАГО.

ОСАГО8 237 р.
Каско59 636 р.
Транспортный налог2 825 р.
ТО7 900 р.
Топливо72 064 р.
Итого150 662 р.
Километр пробега (только топливо)3,60 р.
Километр пробега (с учетом всех трат, включая Каско)7,53 р.
Километр пробега (с учетом всех трат, кроме Каско)4,55 р.

Гарантия на автомобиль — 3 года или 100 000 км.

В итоге километр пробега на XRay Cross AT, который стоит на вершине гаммы Lada, обойдется лишь на 27 копеек дороже, чем на Lada Granta Liftback с автоматом. А ведь «Гранта» — бюджетная линейка, да и расчёты мы проводили летом прошлого года. Если сравнивать стоимость владения без КАСКО, то разница составит всего 11 копеек, а траты на топливо у XRay и вовсе меньше. Вот, что значит современный вариатор, а не древний автомат.

Сестринское коварство

Но Granta для XRay не конкурент, в отличие от другой соседки по линейке. Главный и самый прямой конкурент для XRay Cross — это Vesta SW Cross. Спустя месяц теста и подсчет стоимости владения я по-прежнему не понимаю, что может заставить купить «кроссовый» XRay, а не Весту. Универсал симпатичнее хэтчбека, у него просторнее задний ряд, больше и удобнее багажник, он интереснее управляется, у него лучше плавность хода и на 2 подушки безопасности больше. Хэтчбек может ответить лишь 12 дополнительными миллиметрами клиренса и на пару десятков тысяч рублей меньше ценой. Единственное разумное объяснение — XRay Cross проще парковать в городской тесноте. Но у меня нет проблем с чувством габаритов, я смогу прожить без 12 миллиметров клиренса и найти лишние 15-20 тысяч рублей. Поэтому мой выбор — Vesta SW Cross, которую я нежно люблю уже полтора года.