Опубликовано 08 апреля 2020, 08:53
7 мин.

Длительный тест Lada XRay Cross с вариатором

Удиви меня: первые недели с приподнятым хэтчбеком из Тольятти
С Lada XRay наши читатели знакомы достаточно давно и подробно. Маленький кроссовер (или скорее хэтчбек повышенной проходимости) решен в одном стиле с Вестой, но построен на платформе Renault B0, поэтому технически его ближайший родственник — Renault Sandero. Мы взяли модификацию Cross со 113-сильным мотором 1.6 и вариатором на длительный тест. И вот первые впечатления.
Длительный тест Lada XRay Cross с вариатором
© Кирилл Калапов

С Lada XRay у редакции «Мотора» отношения долгие, и машина все время была для нас источником открытий. В 2016 году Ефим Репин провел месяц с новеньким хэтчбеком и немало удивлялся тому, насколько современной может быть Lada. Два года спустя Александр Тычинин оценил, как удачно вылечили родовые травмы платформы B0 в версии Cross, а прошлом году выяснил, насколько подходит для города XRay Cross с вариатором вместо «робота». Что ж, мне предстоит месяц преимущественно городской жизни именно с таким XRay. Чем он удивит меня?

Читайте на тему:

Я познакомился с XRay поздней осенью 2016 года, и тогда тоже удивлялся. Тому, каким интересным может быть дизайн российского автомобиля. Тому, что он во многом может превосходить всех своих родственником по платформе B0. И тому, как многое нужно улучшить. Тогда у меня была масса вопросов и к работе простенького робота АМТ, и к неудобной посадке, и к настройкам шасси: рулю не хватало усилия и обратной связи, машина слишком остро реагировала на боковой ветер и неровности, а плавность хода уступала многим соплатформенникам.

километров проехала Lada XRay Cross AT за две недели теста

километров проехала Lada XRay Cross AT за две недели теста

Не говоря уже о мелочах вроде вечно грязного двигателя из-за большой щели между капотом и решеткой, недостаточно глубоких подстаканников, грязи на боковых стеклах, ударам в руль при проезде неровностей, неотключаемой ESP или невозможности включить электрообогрев лобового стекла отдельно от обдува. Словом, эйфория от того, что «наши тоже могут», быстро прошла. Осталось лишь непонимание, зачем нужен XRay, когда есть Vesta. Ответ был прост — клиренс. Но с появлением Vesta SW Cross и Cross-седана хэтчбек лишился последнего аргумента, и я поставил на нем крест.

Длительный тест Lada XRay Cross с вариатором

Но, как это в последнее время часто бывает с Lada, машина сильно похорошела за время производства. Подстаканники стали глубже, уплотнитель капота хранит чистоту подкапотного пространства даже в самую жуткую слякоть, ESP стала отключаемой, а обогрев лобового стекла и его обдув обзавелись раздельным включением. Но ни нормальной автоматизированной коробки, ни другого шасси у XRay так и не появилось. И если в появление у хэтчбека вариатора я все же верил, но на серьезный апгрейд платформы надеяться не приходилось. Тем сильнее было удивление в 2018 году, когда я проехал по серпантинам в окрестностях Сочи на XRay Cross с механикой.

Хирургия

Если вы не смотрели наше видео с первого теста XRay Cross в Казахстане или забыли о том, в чем суть различий между Cross и «просто» XRay, то кратко напомню вам о них. Cross-пакет — это не просто два новых цвета, 17-дюймовые колесные диски, увеличенный со 195 до 215 мм клиренс и передние кресла от европейского кроссовера Renault Kadjar. Cross — это, прежде всего, другое шасси. В передней подвеске изменили абсолютно все. Подрамник обзавелся поперечиной, как у Duster, у стабилизатора поперечной устойчивости была оптимизирована геометрия, нижние рычаги подвески стали L-образными в стиле Vesta, поворотные кулаки, амортизаторы, пружины, рулевой механизм и усилитель руля — новые. В результате помимо клиренса увеличилась еще и колея — на 19 мм.

В задней подвеске появилась новая ступица с дисковыми тормозами, как на Vesta SW Cross. От нее же перекочевал обогрев заднего дивана и руля. Последний получил еще и продольную регулировку. Кроме того, была значительно улучшена шумоизоляция, а у машин с механикой появилась система Ride Select, изменяющая логику работы ESP и антипробуксовочной системы.

Под фальшполом багажника скрывается довольно объемный погреб, в который влезает набор автомобилиста, канистра незамерзайки и щетка. В багажнике много крючков и петель, есть розетка на 12 Вольт.

Под фальшполом багажника скрывается довольно объемный погреб, в который влезает набор автомобилиста, канистра незамерзайки и щетка. В багажнике много крючков и петель, есть розетка на 12 Вольт.

Результат превзошел все мои ожидания. Энергоемкость подвески только выросла, удары в руль исчезли, усилие на руле стало куда более натуральным, а обратная связь — прозрачной. И это уже не говоря о том, что машина стала заметно тише, посадка за рулем — удобнее, а дизайн — привлекательнее. Для полного успеха не хватало только вариатора. И вот такой XRay передо мной.

Город — не тетка

Каждый тест-драйв автомобиля Lada — это тест-драйв конкретного автомобиля, а не всей модели в целом. Допуски на производстве, увы, пока великоваты, а с ними и разброс характеристик автомобилей. Вот и наш XRay Cross поначалу озадачил нечетким «нулем». Первое время приходилось постоянно подруливать, чтобы сохранять прямолинейность движения. Но уже к середине теста я приноровился и никакого раздражения рулевое управление уже не вызывало. К тому же на больших углах поворота руль радовал практически «фольксвагеновским» плавным нарастанием усилия и прозрачностью — даже о небольшом сносе передней машина мгновенно сообщает снижением усилия.

Длительный тест Lada XRay Cross с вариатором

А вот так здорово показавшая себя в Сочи подвеска в Москве несколько расстроила. Энергоемкость никуда не делась и по промерзшим грунтовкам вокруг дачи по-прежнему можно мчать, не обращая внимания на неровности, но вот плавность хода на хорошем асфальте хуже, чем у обычного XRay или Vesta. Виной тому, прежде всего, более крупные и тяжелые диски, а также меньший профиль шин. Зато крены субъективно не стали больше. В городе и на подмосковных дорожках Cross не кажется валким.

Длительный тест Lada XRay Cross с вариатором
на 100 км — средний расход бензина за время теста

на 100 км — средний расход бензина за время теста

Японский вариатор Jatco JF015E радует дорогими настройками, нечасто встречающимися у машин, созданных на платформе B0/Global Access. Например, у Nissan Tiida и Sentra при интенсивных разгонах мотор заунывно ревел на высокой ноте, а вот у Qashqai он имитирует переключения. Именно такие настройки достались Lada. В итоге тот самый рев на высокой ноте за две недели я слышал всего пару раз, когда встраивался в поток на одной из старорежимных развязок в Подмосковье и обгонял с выездом на встречную полосу. Все остальное время XRay тщательно маскировал тип коробки передач, не поднимает обороты выше 4500 и усердно сбрасывает по 600–700 оборотов в минуту на «переключениях». Псевдо-передачи можно переключать и самостоятельно. Мотор при этом сбрасывает по 400–800 оборотов в зависимости от ситуации, но пользовался этой возможностью я от силы пару раз из чисто исследовательского интереса.

Двухпедальный XRay Cross — это не только японский вариатор, но и франко-японский мотор 1.6. Он уже стоял под капотом XRay в самом начале его производственного цикла, но затем от него отказались из-за высокой цены. По своим характеристикам он попадает аккурат между тольяттинскими 1.6 и 1.8, при этом у него лучше тяга внизу, особенно на непрогретом двигателе. А еще с этим двигателем и трансмиссией XRay становится весьма экономичным. Когда наш фотограф Кирилл Калапов вернул мне машину после съемки, то расход топлива составлял 7,0 литров. Кирилл живет за городом и не ездит в час-пик, но все равно впечатляет. У меня в преимущественно городском трафике он вырос до 8,1 литра на 100 км.

Опциональная недостаточность

Наш XRay Cross «упакован» опциями по максимуму, но нужно понимать, что у Lada зачастую то или иное оборудование работает не так эффективно, как у конкурентов. Обогрев руля делает обод чуть теплым, а не обжигающе горячим, как у Hyundai и KIA. Обогрев лобового стекла эффективно борется с запотеванием и мокрым снегом, но очень долго растапливает корку, возникшую после ледяного дождя. Еще одна особенность XRay Cross — сразу после запуска двигателя кнопки обогревов лобового стекла и передних сидений не реагируют на нажатия. Следует подождать около 20–30 секунд. При этом обогрев руля можно активировать мгновенно. Допускаю, что это особенность конкретного экземпляра. Кажется, что это мелочь, но когда хочешь запустить двигатель, включить все обогревы и пойти очищать XRay от снега, приходится ждать.

Мультимедиа-система от Renault работает быстрее, чем собственная система Lada на других моделях, а микрофон Bluetooth и вовсе обеспечивает лучшее качество разговора, чем во многих более дорогих автомобилях. Главный минус мультимедиа-комплекса — разъемы USB и AUX над дисплеем, из-за которых зарядный провод некрасиво болтается по всей консоли. На машинах с механикой его иногда задеваешь при переключениях, а с вариатором претензии исключительно эстетического свойства.

Расположение некоторых кнопок продиктовано особенностями платформы B0 и уже который год вызывает удивление. При том, что подсветка всех кнопок — белая, у блока регулировки фар она выполнена оранжевой. Понятно, что к этому блоку мы почти никогда не обращаемся, а расположен он в районе левой коленки. И все же это неряшливость.

Тем не менее, первые выводы простые и весьма положительные для XRay Cross. При всех недостатках это, безусловно, вершина развития легковой линейки на платформе B0/Global Access. Да, Arkana еще лучше, да и Kaptur весьма неплох, но Lada Largus, Renault Logan и Sandero, равно как и Nissan Almera, Tiida и Sentra куда хуже. Более того, на мой взгляд, и переднеприводный Duster — менее привлекательный автомобиль. Но зачем вообще смотреть в сторону легковых машин на этой платформе, когда есть Vesta? Об этом, а также о стоимости эксплуатации, других конкурентах XRay Cross, перевозке грузов и всей семьи — в следующей части тест-драйва.

Подробные технические характеристики Lada XRay Cross| 1.6 CVT

Тип двигателябензиновый, L4
Рабочий объем, см³1598
Макс. мощность, л.с./об/мин113/5500
Макс. момент, Нм/об/мин152/4000
Тип приводапередний
Коробка передачвариатор
Передняя подвескапружинная, McPherson
Задняя подвескапружинная, торсионная балка
Габариты (ДхШхВ), мм4171х1810х1645
Колесная база, мм2592
Снаряженная масса, кг1300
Объем багажника, л361–1207/1514*
Разгон 0–100 км/ч, с12,3
Макс. скорость, км/ч162
Расход топлива (комб.), л/100 км7,1
Объем топливного бака, л50
Цена, руб.от 863 900

*со сложенным передним сиденьем