Битва рамных внедорожников
Большой китайский Haval H9 против японцев Toyota Fortuner и Mitsubishi Pajero SportРамные внедорожники — как сборная России на этом чемпионате мира. Они не в силах тягаться с шустрыми и юркими кроссоверами в привычных для них городских условиях. Зато у себя дома, на разбитом грейдере, в раскисшей колее и глубокой целине, они способны творить чудеса и с упорством ползти вперед. Кто сыграет лучше в нашем матче, заслуженные проходимцы Toyota Fortuner и Mitsubishi Pajero Sport или молодой китаец Haval H9? Все трое с дизелем и ценой от 2,6 млн рублей.
Рамные внедорожники — как сборная России на этом чемпионате мира. Они не в силах тягаться с шустрыми и юркими кроссоверами в привычных для них городских условиях. Зато у себя дома, на разбитом грейдере, в раскисшей колее и глубокой целине, они способны творить чудеса и с упорством ползти вперед. Кто сыграет лучше в нашем матче, заслуженные проходимцы Toyota Fortuner и Mitsubishi Pajero Sport или молодой китаец Haval H9? Все трое с дизелем и ценой от 2,6 млн рублей.
Fortuner для теста мы искали по самым разным каналам — и в итоге были вознаграждены. Машину предоставил частный владелец, и досталась она нам в «народной» комплектации Элеганс, то есть с дизелем, на 17-дюймовых колесах и без кожи.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/07/08/11/2321132/9239679e584f60483ee127cd0d70b01b028f8f1f.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321135/db74b6605446402a4654d965d705c65edbb5999f.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321131/d87067d74a26ed2c55e5365d4f7f8eda31ac1a1e.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321133/1678aa183fac721e01ce6de91ef4c52e7bb903d0.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321134/15e5b0d9454bf71e68ffc54dd008e28f52fce0d3.jpg)
/imgs/2018/07/08/20/2321357/601f563720446ebae96720df2dbe130108b17d63.jpg)
Наш новоиспеченный напарник, Евгений, стал обладателем Форчунера, считай, случайно, но в рамной тусовке он далеко не новичок. На своем экспедиционнике Pajero Sport второго поколения Жене и еще троим отчаянным путешественникам на «Ленд-Крузерах» прошлых лет удалось сделать практически невозможное — добраться до мыса Немецкий на полуострове Рыбачий зимой! Женю можно назвать отчаянным еще и потому, что в качестве замены для своего Спорта он всерьез рассматривал нового китайца Foton Sauvana за 1,8 млн рублей, но отказался от этой авантюры из-за убогого интерьера и отсутствия дизеля.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/07/08/11/2321140/5bbdb90fb68fac173c6305a9b371ce65cc426934.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321138/74367b7e1a6f6c3f642282d76ee44916b7cbd516.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321136/ed84fb86b0594217b952ff6769191dbaed9e2728.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321137/c7154b80c36659c3238f7bbe897210a19879743a.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321139/294eff05cd416587301192371822a91e4ba716fa.jpg)
/imgs/2018/07/08/20/2321358/5e6867cab3a931291e0915ac094d31ee0413fea0.jpg)
«Новый Pajero Sport не устроил меня дизайном, и тут на глаза попался Fortuner» — эти бы слова да дизайнерам Mitsubishi в уши. Благо, с тех пор, как новый Sport замелькал-таки на дорогах, он уже перестал казаться странным пришельцем. Все равно оба японца выглядят узкими утилитарными грузовичками рядом с более массивным и широким «Хавейлом». Вот с кем можно и в лес, и на встречу. Хромированный щит решетки радиатора, крупная светотехника (фары, кстати, в отличие от японцев, адаптивные), рельефные арки, классическая форма остекления. Китайский Prado-клон получился симпатичным.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/07/08/11/2321143/d63e37ea9d05262ca9128149f7cecb14394bbed1.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321144/cbfcfabefb8613415ceeb926a785e08f9e2e817c.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321142/2f0ef1fedc86044dd5a9eac2e2ab0ebd1911c009.jpg)
/imgs/2018/07/08/11/2321141/7b96e9d695f48107910957555223e73500b9cdb4.jpg)
/imgs/2018/07/08/20/2321359/9079a01915cd2abfcd25bd9261c2d3c4df2f2250.jpg)
При этом H9 лишь слегка уступает конкурентам в геометрической проходимости: у него на один-два сантиметра меньше клиренс (206 мм) и на столько же градусов скромнее углы въезда/съезда (28/23). Под машиной смущает лишь низко свисающий задний стабилизатор да глубоко утопленные передние буксировочные проушины. Японцы тоже не без грешков: у Pajero на задней оси торчит «лассо» тормозного шланга, а у «Форчунера» — проводка датчика ABS и низко расположенные кронштейны амортизаторов, вдобавок у обоих на крыше интегрированные рейлинги, которые сильно ограничивают выбор багажников.
Китайская роскошь
Выигрышно смотрится и интерьер «девятки», особенно вечером, когда все начинается с подсветки в подножках и алой проекции с надписью «Haval», освещающей асфальт. Внутри — кожаное кресло с памятью и регулировкой поясничного подпора, но на этом мечты японцев только начинаются. Широченный салон окутан мягкими дверными картами и прорезиненной передней панелью. На выбор — три оттенка декоративной подсветки, над головой — люк и диодные плафоны с сенсорным включением.
Приборы красивы, нефиксируемый джойстик «автомата» на удивление удобен, все кнопки и «крутилки» сделаны качественно, в охлаждаемом бардачке — ворс, а главное — ни грамма противного пластика и ни сантиметра кривых зазоров. Вот так Haval! Добавьте сюда самый просторный второй ряд вместе с трехзонным «климатом», хорошую шумоизоляцию (к слову, тихими вышли все трое) и станет досадно от того, что в России для H9 недоступны массаж и вентиляция передних сидений, а также мониторы для задних пассажиров. Ну чем не рамный лимузин?
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/07/08/12/2321180/2cc24ebdd1a77328f415348c348fb33b4b7722fc.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321177/a6107e72c683d3e5c0e7716bc8350bab4293c753.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321181/f425c0f8bf5f636bc7f12f76896784dbd56a5d35.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321179/0be6437f45d443c156a59bc774ec77e60826fc21.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321178/6032d4bfac1121a55ce0c38847a9f2a217ed4c70.jpg)
Еще бы упростить включение подогрева сидений, подтянуть русификацию мультимедийной системы и поставить ее дисплей более вертикально, иначе под солнцем его вообще не видать. Радует, что и у владельцев H9 в основном положительные отзывы о качестве и живучести интерьера.
Двое из Таиланда
Fortuner внутри ощутимо теснее по ширине, хотя правому колену длинноногого водителя именно в нем лучше всего — спасибо отвесной центральной консоли, обшитой по бокам мягким кожзамом. На картинках тойотовский интерьер неплох, однако кое-где видны бюджетные тайские следы.
Даже у топового «Форчунера» простецкое кресло, однозонный «климат», дубовый пластик на дверях и верхушке передней панели, шесть динамиков аудиосистемы против десяти у «Хавейла» и восьми — у Mitsu, да еще не самая шустрая мультимедийка без нормальных физических кнопок. А у жениного экземпляра за 2,64 млн рублей нет ни бесключевого доступа, ни электроприводов передних сидений. В общем, по салону Fortuner — далеко не Prado.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/07/08/12/2321173/36b5e5abe22c46eabd56256d38280a376a1c09fc.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321174/54d87cf0ff01dfe21a1fdae81e83c9a9325afc49.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321175/a803543d20853e92a436aec317a35dd601ae4f76.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321176/bf5e7ec3854a0de99fa9cc44de3d77d4d0981a0c.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321172/1b1b3b9622046b2d68dcc92727108c9e46c544a1.jpg)
И все-таки приятно, что спереди в «Тойоте» дуэт бардачков (один — охлаждаемый) и квартет подстаканников, сзади — неплохой второй ряд с продольной регулировкой, плюс — пара дополнительных кресел в багажнике, на которых, в отличие от номинальных табуреток Хавейла, можно ехать. Многие наверняка оставят их в гараже, но потенциальная семиместность, недоступная для Pajero Sport на нашем рынке, душу греет. Правда, по опциям Mitsubishi все равно выгоднее Тойоты.
Если найти лояльного дилера, то многое из того, чего нет в нашем «Форчунере» (а то и недоступно вовсе), в Pajero будет за сравнимые деньги. Кожа, «электрокресла», подогрев второго ряда, бесключевой доступ, двухзонный климат, наконец, мультимедийная система, обученная интерфейсам Apple CarPlay и Android Auto. А в топовой комплектации есть даже адаптивный «круиз», мониторинг слепых зон и система экстренного торможения. Хотя я бы с удовольствием обменял эти электронные цацки на более просторный и богатый интерьер.
Сиденье в Pajero классное, но водитель сжат со всех сторон. Справа — бесполезная борода центральной консоли с парой подстаканников, слева — дверь с единственным автоматическим стеклоподъемником из четырех, сверху нависает низкий потолок, повсюду — дух девяностых. Жесткий пластик, старенькие тумблеры и клавиши (некоторые — без подсветки), плохо открывающийся пластмассовый бардачок без охлаждения… Впрочем, покупают эту машину не ради интерьера.
/imgs/2018/07/08/12/2321183/274094bafbd693f7d8558b95b5c9749873334105.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321184/ede7fd426413059b433f8bef6579927d9fc648b5.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321182/36416da5e2509715efa922fe326100ce4759b2f5.jpg)
Как едут?
Хавейловский дизель — собственная разработка концерна Great Wall. У него всего два литра рабочего объема, но форсировка по сравнению с японцами серьезная — 190 сил и 420 Нм момента. Значит, таская тяжеленный H9, мотор и его две турбины BorgWarner постоянно трудятся с повышенной нагрузкой, а это поднимает расход (больше 12 л/100 км) и заставляет задуматься о ресурсе. Так что обслуживание, как и у Тойоты, — раз в 10 тысяч километров.
После плавного старта Haval прожевывает турбояму, рвется вперед секунды две-три и скисает, кажется, навсегда. Восьмиступенчатый «автомат» ZF будто наелся снотворного: в ответ на кик-даун — трехсекундная пауза! Поэтому любой активный маневр на H9 по умолчанию становится пассивным, а в каких-то случаях даже опасным. И никаким спортивным режимом это не лечится. Тормоза, увы, тоже не ахти.
Быстрее всех едет Pajero, чей турбодизель 2.4 выдает 181 силу (430 Нм), но восьмиступенчатая коробка смущает легкими рывками, а если никуда не спешить, то Fortuner с прадовской «четверкой» 2.8 мощностью 177 сил (450 Нм) и шестиступенчатым автоматом все-таки приятнее. Да, для уверенных обгонов на трассе возможностей «Тойоты» не хватает, зато переключения логичные и спокойные, а тормоза самые хваткие. Кстати, оба японца еще и экономичнее.
Поворот невесомого руля — и Haval заваливается на бок, слегка доворачивая задней осью. Пусть асфальтовая управляемость Форчунера надежнее, а Pajero с хорошо настроенным гидроусилителем и вовсе лучший в этой дисциплине, но насколько же, черт возьми, H9 комфортнее обоих японцев.
На асфальте Fortuner немногим лучше грубияна Pajero, тряского и чертовски вибронагруженного. Там, где эти двое утомляют дискомфортом, Haval едет почти с кроссоверной нежностью, которая к его чести не превращается в расхлябанность вне дорог. Китаец и по грунтовке стелет мягче всех. Браво, Haval!
Вне дорог
«Прежде чем развернуться, отключи полный привод» — говорит мне Женя, когда я делаю очередной заход на косогор в его машине. И в этом весь Fortuner с его жестко подключаемым передком. Режим 4H можно принять за полноценный асфальтовый, хотя на самом деле его можно использовать только на скользких покрытиях. И даже на них крутые повороты Fortuner берет с упрямством и напряжением в трансмиссии.
Зато классический part-time Тойоты уж точно надежнее муфты Хавейла, которая подключает переднюю ось. «Железной» блокировки в раздатке BorgWarner нет, а значит H9 потенциально уязвимее на тяжелом бездорожье. Вот и у нас что-то похрустывало в трансмиссии. Но у китайца самая длинноходная подвеска плюс блокировка заднего моста, как у японцев, поэтому вне трофи-рейда все трое очень близки.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/07/08/12/2321156/6fa937bbdec077789e864da4cf7bc6039e78787b.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321153/d777b1a6fbcaaf58e74d6d43c5c5ed9535b490fa.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321151/632125a135cd81a158a730e6b3886eb3576cf982.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321154/6cbe7889204c50333421c6f68ee68b6664d97da3.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321155/5c8e53e8fa35dc5f6e42f1a67c232037a39b2dab.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321150/d8de05f8b8c065b99cd5d4f5d946e7ad2a81413e.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321158/8d5c21040a0f7feb2bd4e3e67dc834304544a797.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321157/ce83d8a84e8af816947efc39d5fadd63b008ba4a.jpg)
/imgs/2018/07/08/12/2321152/46a8b5cab0489849ee90406556ee98917d4d7388.jpg)
Любители «парт-тайма» скажут, что посуху хватит и заднего привода, но все-таки наличие межосевого дифференциала с возможностью блокировки, как у Pajero Sport и более дорогого Prado, делает автомобиль универсальнее. Другой плюс Mitsu — эффективная вспомогательная электроника с режимами, которые, в отличие от китайских, действительно работают. Вот только Pajero слишком сильно раскачивается, если набрать ход на кочках, а электроактуаторы в раздатке работают медленно.
Вывод
Комфортный и полный опций Haval H9 приятно удивил. Подтянуть бы силовой агрегат с тормозами, и получится неплохой внедорожник на каждый день. Делать из H9 вездеход для покатушек я бы не рискнул. Главные проблемы Pajero — жесткая подвеска, а также тесный и устаревший интерьер, зато в активе универсальная трансмиссия Super Select II и неплохой ценник благодаря калужской сборке.
Fortuner, по-моему, несколько переоценен, учитывая узконаправленный part-time и не самое богатое оснащение. Но Женя о своей покупке не жалеет, и даже подумывает сделать из «Форчунера» новый экспедиционник. Добавим лишь то, в чем убедились в очередной раз. Классический рамный внедорожник, готовый практически с конвейера нырнуть в тяжелый оффроуд, — это инструмент, едва ли подходящий для жизни в городе. Такой машине не стать быстрым и мощным кроссовером. Хотя у нашей сборной такое превращение почти получилось.
Подробные характеристики тестируемых автомобилей
Haval H9 | Mitsubishi Pajero Sport | Toyota Fortuner | |
---|---|---|---|
Тип двигателя | Турбодизель, R4 | Турбодизель, R4 | Турбодизель, R4 |
Рабочий объем, см3 | 1996 | 2442 | 2755 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 190/4000 | 181/3500 | 177/3400 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 420/1400-2400 | 430/2500 | 450/1600-2400 |
Тип привода | полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес | постоянный полный | полный, с жестко подключаемой передней осью |
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая |
Понижающая передача | 2,48:1 | 2,57:1 | 2,57:1 |
Передняя подвеска | пружинная, на двойных поперечных рычагах | пружинная, на двойных поперечных рычагах | пружинная, на двойных поперечных рычагах |
Задняя подвеска | пружинная, зависимая | пружинная, зависимая | пружинная, зависимая |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4856х1926х1900 | 4785х1815х1805 | 4795х1855х1835 |
Колесная база, мм | 2800 | 2800 | 2745 |
Объем багажника, л | 112-1457 | 673-1624 | нет данных |
Дорожный просвет, мм | 206 | 218 | 225 |
Угол въезда | 28 | 30 | 29 |
Угол съезда | 23 | 24,2 | 25 |
Снаряженная масса, кг | 2405 | 2095 | 2140-2185 |
Полная масса, кг | 2950 | 2710 | 2735 |
Разгон 0-100 км/ч, с | нет данных | 12,3 | 12,8 |
Макс. скорость, км/ч | нет данных | 180 | 180 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 9,1 | 8,0 | 8,6 |
Емкость топливного бака, л | 80 | 68 | 80 |
Цена, руб. | 2 629 900 | 2 552 000 – 2 952 000 | 2 638 000 – 2 866 000 |