Гоночный лимузин
Выгуливаем Jaguar XJ Sport & Speed по НюрбургрингуФлюгплатц, Шведенкройц, Тиргартен, Аденауэр Фрост, Бергверк, Карусель... Для кого-то эти слова – пустой звук. Но только не для тех, кто побывал на "Северной Петле" Нюрбургринга. Для них это наполненные историей названия поворотов и участков легендарной 20-километровой трассы. «Мотор» изучал на ней немецкий за рулем Jaguar XJ в версии Sport & Speed Pack.
Спорт и скорость
Организаторы тест-драйва оставили Нюрбургринг на десерт. Основным же блюдом стал седан Jaguar XJ Sport & Speed, на котором журналисты смогли прокатиться по извилистым дорожкам вокруг Нордшляйфе и прилегающим автобанам без ограничения скорости. Дорожки эти, кстати, тоже имели шанс стать частью знаменитого гоночного трека: петляющие среди низкорослых гор Айфель, с перепадами высот – они очень похожи на то, что позже мы увидели на 20-ти километрах "Зеленого Ада".
Немецкие автобаны хороши хотя бы тем, что позволяют этому «Ягуару» делать то, подо что он заточен: мчаться со скоростью до 280 километров в час. Собственно, вся соль пакета опций как раз и состоит в том, что ограничитель скорости срабатывает на 30 километров в час позже, чем на обычном Jaguar XJ Supercharged. 510-сильный мотор позволяет преодолеть стандартную отметку в 250 километров в час легко, шасси XJ, по большому счету, все равно, какая скорость на спидометре – 250 или 280, а шумоизоляция даже в таких режимах допускает негромкие разговоры с соседом.
В «спортивный набор» входят также 20-дюймовые диски особого дизайна Mataiva или Venom, лаконичный, почти незаметный аэродинамический обвес, выкрашенные в красный цвет тормозные суппорты и опциональные спортивные сиденья для передних и задних пассажиров. В остальном – это все та же немного «подкрученная» версия XJ Supersport с 510-сильным V8 с компрессором, усиленными тормозами и активным дифференциалом на задней оси. Впрочем, позднее обнаружилась еще одна особенность модификации Supersport: шестиступенчатый «автомат» здесь работает немного быстрее и жестче, чем на обычном XJ, а в ручном режиме умеет «держать» передачу даже по достижении максимальных оборотов. Спортивно? Да. Но зачем все это пятиметровому лимузину с растянутой до гигантских 316-ти сантиметров колесной базой?
На XJ с короткой базой, где владелец вполне может сесть за руль и насладиться вождением, пакет Sport & Speed был бы уместнее. Ведь "длинная" версия подразумевает расслабленное присутствие «босса» на заднем сиденье, а не за рулем.
Конечно, сзади в XJ Supersport не стало менее комфортно: места (особенно в «длинной» версии) – хоть в футбол играй, климат-контроль, удобный подлокотник. Все, как и у обычного XJ, только кресла немного другой формы и более жесткие. Расслабиться сложно, да еще «автомат» постоянно тревожит резкими переключениями, не подходящими для лимузина. Оправдать наличие Sport & Speed Pack в длиннобазной версии может только наличие новых сочетаний в отделке интерьера да поднятый до 280 километров в час ограничитель скорости.
Зато «короткий» XJ Supersport с пакетами "Sport & Speed" – полноценный "драйверский" лимузин. Вполне комфортабельный в обычной жизни автомобиль может мчаться по автобану со скоростью 280 километров в час, может, несмотря на огромные габариты, легко и с удовольствием прописывать виражи в горах Айфель (спасибо великолепному шасси и «подруливающему» активному дифференциалу), а может и выехать на настоящую гоночную трассу. Мы убедились в этом лично на самом требовательном и коварном треке в мире – на "Северной Петле" Нюрбургринга.
Нюрбургринг
Тестовый центр Jaguar на "Северной Петле" – «святая святых», куда в обычные дни журналистам путь заказан. Именно отсюда на проверку Нюрбургрингом выезжают прототипы будущих серийных «Ягуаров». Но сегодня все «секреты» отсюда вывезли, оставив только «действующие» модели – XFR, XKR-S и XJ Sport & Speed в «короткой» версии.
По Петле мы будем ездить группами по три-четыре автомобиля, первый из которых поведет инструктор. Наши проводники – бывшие гонщики разной степени известности, но главное – все они знают Нюрбургринг наизусть.
Есть и настоящая «звезда» – Кристиан Даннер. На его счету бесчисленное количество выступлений в разных гоночных сериях: Формула-2, Формула-3000, CART, DTM, Формула-1. Немолодому Даннеру до сих пор принадлежит абсолютный рекорд круга на "Северной Петле", который он установил еще в 1983 году в 25-летнем возрасте на автомобиле Формулы-2. С тех пор никто так и не смог проехать трассу быстрее «даннеровских» 6:28:03.
Надеваем шлемы, садимся в машины – две минуты пути от тест-центра, и мы на Северной Петле. В рации звучит голос инструктора: «Не старайтесь бездумно гнать во весь опор, не играйтесь с выбором передач, не пытайтесь тормозить как можно позже. Просто максимально плавно проходите трассу, следите за моей траекторией, запоминайте повороты и то, как они переходят один в другой». Как только кто-то начинал заигрываться, то из рации доносилась история вроде: «Это поворот Бергверк, который знаменит тем, что в 1976 году перед ним потерпел страшную аварию Ники Лауда, в результате которой он чуть не сгорел заживо». И это неплохо остужало разгоряченных пилотов.
Про траекторию инструкторы твердили нам неспроста. Траектория – царь и бог "Северной Петли". Все повороты, которые только можно себе представить, – все они есть на Нюрбургринге. Вытекают один из другого и нанизываются друг на друга в невероятных сочетаниях. Дорога то падает камнем вниз, то взлетает в гору, где даже 510 «лошадей» Jaguar едва не задыхаются. Отрицательные и положительные уклоны виражей, слепые входы и выходы.
Здесь есть все. И ехать быстро здесь может только тот, кто досконально выучил все эти сочетания. Тот, кто накатал по Петле не одну сотню кругов.
Поначалу казалось, что огромному XJ не место на этой столь сложной, требовательной и к пилоту, и к автомобилю трассе. Но после первой же связки поворотов стало понятно, что пятиметровый лимузин здесь вполне в своей тарелке. Мощности с лихвой хватает и на стремительный разгон, и на преодоление очередного затяжного подъема. Рулевое управление, которое по своей четкости и легкости так напоминает филигранные настройки итальянских машин, позволяет делать ровно то, что требуют от нас инструкторы. Менять направление движения максимально плавно и четко, желательно одним уверенным движением, как на мотоцикле. Любая нервозность, любая резкость на Петле означает в лучшем случае потерю времени, а в худшем – встречу с железным отбойником. Расслабляться некогда.
Особой похвалы достойна подвеска Jaguar XJ. Хотя крены для действительно спортивного автомобиля здесь великоваты, зато неровности подвеска отрабатывает просто великолепно. Ни в компрессионных ямах "Фухсрере" или "Випперман", ни на подбросе "Флюгплатц", ни в жесткой, сломанной глубоким профилем "Карусели" XJ не сплоховал. Хотелось бы, конечно, чтобы Jaguar был еще чуть более собранным, и чтобы не так явно менял свой баланс при смене траектории. Но для представительского седана XJ оказался очень хорош на Петле. Даже лучше, чем более спортивный Jaguar XFR. По крайней мере, ни от него, ни от брутального купе XKR-S лимузин не отставал.
Побывав на "Северной Петле" однажды, забыть ее невозможно. Нордшляйфе – это постоянный вызов. Сюда всегда хочется вернуться. Чтобы отыграть у самого себя десятые доли секунды. Чтобы самоутвердиться. Рискнуть и получить удовольствие. Или чтобы протестировать возможности нового автомобиля. За семь кругов по Нюрбургрингу XJ Sport & Speed доказал, что слова "спорт" и "скорость" в его названии – отнюдь не пустой звук.
Технические характеристики Jaguar XJ SS
Тип двигателя | Бензиновый V8 с механическим нагнетателем |
Рабочий объем, куб. см | 5000 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 510/6000-6500 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 625/2500-5500 |
Тип привода | задний |
Трансмиссия | 6-ступенчатая АКП |
Передняя подвеска | независимая пневматическая |
Задняя подвеска | независимая пневматическая |
Тормоза | дисковые вентилируемые спереди и сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 5127(5252)х1950х1456(1457) |
Колесная база, мм | 3032 (3157) |
Снаряженная масса, кг | 1755 (1915) |
Макс. скорость, км/час | 280 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 4,9 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 12,1 |
Выбросы СО2, г/км | 289 |
Объем топливного бака, л | 82 |
Объем багажного отделения, л | 520 |
Размер шин | 255/40 R19 |
Цена, евро | от 79 900 |
В скобках данные для длиннобазной версии |