Самая дорогая Lada Granta. Спорт — в массы?
Кому и зачем нужна модификация Sport за 1,3 миллиона рублей?Что нового?
Главная новая возможность для владельцев Granta Sport — это беспроблемная доставка «боевого» комплекта колёс к месту соревнований. Потому что в практичном кузове лифтбэк с 760-литровым багажником спортивная Гранта предлагается впервые. Пятидверка стоит на 40 тысяч рублей больше, чем седан, и выглядит позадиристее. Такой эффект создаётся из-за более агрессивной «посадки» кузова, где задние пружины как будто подпилены на лишний виток. На самом деле подвеска и клиренс у двух вариантов кузова одинаковые, просто занижение на 25 мм даёт разный визуальный эффект в области задних арок.
По части непосредственно «спорта» здесь всё то же самое, что было больше десяти лет назад, когда такая Granta была представлена. Это двигатель увеличенной до 118 л.с. мощности, 5 передач с главной парой 3.9, дисковые тормоза 284 мм спереди и 240 сзади, колёса 16 дюймов, дорожный просвет 160 мм, более жёсткие пружины (на 15%) и амортизаторы (на 20%). Блокировки как не было, так и нет, потому что она создавала бы дополнительную нагрузку на корпус коробки передач.
За увеличенную отдачу старого доброго «шестнаря» отвечает более агрессивная геометрия распредвалов, иной ресивер, более производительная топливная система и соответствующая этому «железу» программа управления. Двигатель Granta Sport крутится до 6900 оборотов в минуту против 6000 у обычной 106-сильной версии этого агрегата. И как раз всю эту последнюю тысячу мотор выдаёт почти ровную полку максимальной мощности, поэтому докручивать до отсечки смысл есть.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Из мелких изменений в версии 2023 года — «импортозамещённая» АБС, задние суппорты от Lada Vesta и корейские шины Marshal MU12 (это дочерняя марка Kumho). Салон, несмотря на знакомые руль, приборку, сиденья и красную строчку, по меркам версии Sport можно считать обновлённым.
Но точно такой мы уже видели в Drive Active — с этим откровенно дешёвым декором в виде «карбонового» узора. Куда солиднее накладки выглядели бы под тёмным лаком, как сделано на дверных ручках. А с тёмным потолком, как в новых Вестах, даже этот скромный интерьер мог бы смотреться намного дороже.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Но главная беда салона — это посадка. Она далека не то, что от спортивной, а даже от просто комфортной и эргономичной. Профиль кресел неплох, но пилот сидит в них высоко и не глубоко. Последнее усугубляется тем, что к рулю нужно буквально тянуться. Да и ход рычага требует размашистых движений рукой. В итоге водитель постоянно перемещается в кресле, и развитые валики боковой поддержки почти не работают.
Поэтому, если регулярно ездить на трек, то руль и кресло придётся менять. А вот на обычных дорогах нет таких больших боковых перегрузок, и там улучшенная в сравнении с простой Грантой эргономика приходится в самый раз. Правда, всё это есть и в более доступной версии Drive Active.
Как едет?
Конечно, модификацию Sport есть смысл выбирать ради двигателя и тормозов. Вот только чудес ждать не стоит: выехать даже из 10 секунд в разгоне до 100 км/ч крайне сложно. Замеры дали результат 10,4, а с пассажиром, на неидеальном покрытии и без насилия над автомобилем получалось ближе к 12. Спортивно это или не очень — каждый решит сам. Но целевая аудитория этой модели отличается от обычных водителей тем, что понимает, в чём сила оборотистого мотора, установленного в лёгком кузове.
Секрет активной езды в том, чтобы набрать хороший ход и держать высокие обороты. Не бояться докручивать двигатель до отсечки и проносить максимум скорости через повороты за счёт возможностей шасси и умений пилота. Тогда мотор будет бесперебойно отдавать свои почти 120 сил, что вполне достаточно для энергичного ускорения тонны с небольшим массы.
У стандартной 106-сильной Гранты крутящий момент пикирует вниз уже с отметки 4500 оборотов в минуту, а двигатель версии Sport наращивает свою тягу вплоть до 5100, затем следует почти ровная полка, а обрушение графика происходит только с отметки 5900. При этом мощность в верхней зоне оборотов (с 6000 до 6900) падает незначительно и даже у самой отсечки остаётся близкой к максимальной.
Столь широкий эффективный диапазон оборотов даёт возможность реже переключаться и сделать время круга лучше и стабильнее. Например, на старт-финишной прямой Нижегородского кольца я с приятным удивлением обнаружил возможность оставаться на четвертой передаче вместо включения на пару секунд пятой.
А вот в городских условиях форсированный мотор катастрофически неудобен. Плавно тронуться очень сложно: приходится либо бросать, либо поджигать сцепление. Либо терпеть рывки. Похожие сложности водитель испытывает и в переходных режимах, когда нужно двигаться на небольшой скорости с незначительным открытием дросселя.
Плавное изменение подачи топлива в пробке на 1-2 передачах вызывает дёргание автомобиля, и для компенсации этого эффекта приходится «подтравливать» педалью сцепления. Но эта давняя проблема Гранты Спорт решается сторонними прошивками ЭБУ — на форумах владельцев есть немало успешных примеров.
Шасси в городе тоже расстраивает: огромный радиус разворота и очень жёсткая работа подвески, особенно задней. На стыках и люках сильно трясёт, а сопровождается это громкими звуками из-под днища. Но есть категория водителей, которым нравятся эти постоянные напоминания о том, что их автомобиль не простой, а спортивный. Такие ездят на «койловерах» круглый год и совершенно не переживают по поводу 35-го профиля шин. «Зато как держит дорогу!»
Granta Sport действительно кое-что знает о сцеплении колёс с покрытием. На треке жёсткая подвеска минимально разгружает внутреннее колесо, что позволяет «открываться» из поворотов раньше и глубже. А значит, и ехать быстрее. Шины Marshal — умеренно цепкие, хорошо сопротивляются перегреву, понятно скользят в пределе. Маломощному и лёгкому спорткару и не нужны слишком «держаковые» шины, потому что это сделает автомобиль скучным для искушённого водителя и опасным для малоопытного.
В остальном версия Sport без сюрпризов для тех, кто с ней знаком: рулевое управление вполне понятное, хоть и не блещет остротой и обратной связью. Тормоза тоже достойные — сильного снижения эффективности не случалось даже при сессиях на треке одна за другой. Разве что АБС однажды заставила уехать далеко за точку входа в поворот на том же участке, где до этого работала стабильно. Такая Granta к треку готова! Но с оговорками.
Кому нужна Granta Sport в 2023 году?
Здесь всё как и раньше — энтузиастам, ограниченным в средствах. Как бы странно это ни звучало при цене в 1,3 миллиона. Но ключевое — это понятный в плане надёжности и при этом нескучный в управлении автомобиль. Его недостатки исправляются доступными доработками, объём которых каждый определит для себя сам. Блокировка дифференциала, турбокит, спортивный руль, гоночный ковш — всё это есть и стоит относительно дёшево.
Но почему производитель не может отполировать хотя бы программу управления двигателем, которая превращает городскую езду в мучение? Да и к качеству изготовления много вопросов: в разных машинах мне встретился хрустящий передний стеклоподъёмник, отказавшая система АБС, оплавившийся фальшпатрубок глушителя (обещали доработать конструкцию), стрёкот гидрокомпенсаторов.
Получается, больше чем за десять лет прогресса не случилось ни по конструкции, ни по качеству. Конечно, эти известные «грантоводам» проблемы — решаемые. Но всё равно неприятные: ведь лучше те же силы направить на тюнинг, чем на ремонт и исправление заводских косяков. Миллион триста — немалая сумма. Но, с другой стороны, никаких альтернатив на рынке новых машин нет ни за полтора, ни даже за два миллиона.
Granta Sport выступает в своей уникальной нише и адресована тем, у кого нет желания или ресурсов возиться со стареньким спортивным японцем, отжатым «турбо-вагом» или многократно переваренной BMW с работающим в основном на масле «легендарным M50». Все эти варианты будут динамичнее и управляемее — но только когда они на хорошем ходу.
А постройка таких машин под любительские покатушки вообще будет кратно дороже. Поэтому Granta Sport — практически единственный вариант, для тех, кто хочет гонять прямо здесь и сейчас, летом и зимой. Пусть и небыстро, но зато много и с удовольствием. Это лучше, чем годами копить деньги, силы, запчасти — и в итоге никуда не поехать.
Lada Granta Sport
Подробные технические характеристики
Lada Granta Sport | |
---|---|
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, см³ | 1596 |
Макс. мощность, л.с. /об/мин | 118/5900 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 151/5000 |
Тип привода | передний |
Коробка передач | механическая 5-ступенчатая |
Передняя подвеска | пружинная McPherson |
Задняя подвеска | пружинная полузависимая |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4286х1700х1450 |
Колесная база, мм | 2482 |
Снаряженная масса, кг | 1090 (лифтбэк 1115) |
Объем багажника, л | 520 (лифтбэк 440/750) |
Разгон 0–100 км/ч, с | 9,8 |
Макс. скорость, км/ч | 195 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 7 |
Объем топливного бака, л | 50 |
Цена, руб. | от 1 249 900 |