Опубликовано 13 марта 2012, 13:58

Четыре на четыре равно девять

Тестируем полноприводные "Ниссаны" в Забайкалье
Проверяем на прочность бурятскими дорогами Nissan Navara и Murano, скользим по льду Байкала на Juke и пробуем в деле систему кругового обзора Qashqai.
Фотографии Дмитрия Кротова и Nissan
Фотографии Дмитрия Кротова и Nissan

В 1951 году компания Nissan выпустила свой первый полноприводный внедорожник Patrol. Теперь, спустя 60 лет, российские покупатели "Ниссанов" могут выбирать уже из девяти моделей Nissan с приводом 4х4, среди которых есть внедорожники, кроссоверы, пикап, седан и даже спорткар.

К сожалению, Nissan GT-R в Забайкалье не привезли. Для него, конечно, существуют специальные зимние шины, но все же этот автомобиль мало приспособлен к эксплуатации в таких жестких условия, на таких дорогах и в такие морозы: температура в Бурятии зимой по ночам опускается ниже 40 градусов по Цельсию.

Зато остальные восемь моделей Nissan с колесной формулой 4х4 были для нас доступны. На Patrol, Navara, Pathfinder и X-Trail мы должны были доехать до Байкала, где нас ждали кроссоверы Murano, Juke и Qashqai, а также полноприводный седан Teana.

Nissan Patrol 4W60
%Первый автомобиль Nissan с полным приводом -- Patrol 4W60 1951 года выпуска. Даже по фотографии видно, что Patrol был создан на основе американского «Виллиса» (Willys MB и Ford GPW). Однако "Патруль" получился крупнее: японцы решили устанавливать на него большой (3,7 литра) и довольно мощный (85 лошадиных сил) двигатель NT85 от грузовика, момент от которого передавался на четыре ведущих колеса посредством трех- или четырехступенчатой коробки передач и «раздатки». Колесная база Nissan 4W60 составляла 2,2 метра, он был длиннее «Виллиса» на 30 сантиметров и на 16 сантиметров шире. Полная масса выросла до 1500 килограммов, а грузоподъемность -- до 360 килограммов.

Nissan Patrol 4W60 %Первый автомобиль Nissan с полным приводом -- Patrol 4W60 1951 года выпуска. Даже по фотографии видно, что Patrol был создан на основе американского «Виллиса» (Willys MB и Ford GPW). Однако "Патруль" получился крупнее: японцы решили устанавливать на него большой (3,7 литра) и довольно мощный (85 лошадиных сил) двигатель NT85 от грузовика, момент от которого передавался на четыре ведущих колеса посредством трех- или четырехступенчатой коробки передач и «раздатки». Колесная база Nissan 4W60 составляла 2,2 метра, он был длиннее «Виллиса» на 30 сантиметров и на 16 сантиметров шире. Полная масса выросла до 1500 килограммов, а грузоподъемность -- до 360 килограммов.


Navara

Четыре на четыре равно девять

Первым нам с коллегой достался пикап Navara. Турбодизель набирает рабочую температуру неохотно, но после 20-минутного прогрева в салоне становится довольно тепло, и мы, бросив вещи на заднее сиденье за неимением багажника, отправляемся в путь к берегам Байкала – к устью реки Селенги.

=На скользкой дороге лучше использовать полноприводный режим трансмиссии – на заднем приводе Navara того и гляди уйдет в занос.

Четыре на четыре равно девять

На таких дорогах, как в Бурятии, где промерзший асфальт перемежается со снежными и ледяными проплешинами, лучше использовать полноприводный режим трансмиссии – езда только на заднем приводе требует от водителя повышенной концентрации. Задняя ось легко срывается в размашистое скольжение, которое, впрочем, быстро гасит строгая система стабилизации. И эта ее строгость вполне оправдана на автомобиле такого «калибра» как Navara: при отключенной ESP тяжелый пикап на скользкой дороге становится нестабильным даже в режиме 4WD.

Система стабилизации строга, но для пикапа это правильно.

Для эффектного кадра мы попробовали выключить систему стабилизации и пустить Navara в занос. «Выставляется» автомобиль охотно, но корректировка требует опережающей работы рулем, а реакции сильно размазаны. Приноровившись и войдя во вкус, можно лихо тащить пикап газом по дуге в полноприводном режиме, поднимая за собой снежный шлейф. Но ощущения при этом такие, словно летишь верхом на молоте.

Правда, никто и не требует от утилитарного автомобиля управляемости горячего хэтчбека. Navara – вариант для зажиточных фермеров, строителей или любителей активного образа жизни. Для них у этого пикапа есть все: объемный кузов, солидная грузоподъемность (765 килограммов), непробиваемая подвеска и тяговитый турбодизель. Жаль только, что не удалось прокатиться на машине с новым трехлитровым 231-сильным мотором V6 и семиступенчатой автоматической трансмиссией. Базовая 2,5‑литровая «четверка» уверенно тянет с низов и хороша на бездорожье (в арсенале Navara есть и «понижайка» и принудительная блокировка заднего межколесного дифференциала) и при большой загрузке. Но на трассе ее 190 сил, не спеша «пережеванные» пятиступенчатым «автоматом», разгоняют пикап неохотно, поэтому обгоны на опасных сибирских дорогах приходится продумывать заранее.

Зато Navara довольно комфортен для автомобиля с задним мостом на рессорах. Пожалуй, у него самый плавный ход среди пикапов, и он становится еще мягче при загрузке. Прибавьте к этому удобный интерьер и вы получите вполне подходящий пикап для «дальнобоя». В чем я убедился, отмахав на нем около 150 километров от Улан-Удэ до побережья Байкала.


Murano

Четыре на четыре равно девять

Три часа ночи по Москве. Восемь часов утра в Новом Энхалуке. Градусник в прогревающемся Murano показывает минус 27. V-образная 3,5‑литровая бензиновая «шестерка», набрав нужную температуру, сбрасывает обороты до холостых и становится почти бесшумной. Можно забираться внутрь.

Интерьер кроссовера – его сильная сторона. Здесь уютно, приборы подсвечиваются мягким светом, мощный подогрев сидений быстро нивелирует холод кожаных сидений, посадка в мягком кресле расслабленная и комфортная, а управляться с мультимедийной системой и второстепенными функциями – одно удовольствие. Однако... «На лицо ужасные, добрые внутри», – это про Murano. Большинство коллег и простых автомобилистов считают внешность этого внедорожника… ну, мягко скажем, неоднозначной. Наверное, в этом и кроется причина весьма скромных продаж.

Четыре на четыре равно девять

Жаль. Ведь кроме спорной внешности придраться в Murano особо не к чему. Если только к американским настройкам шасси: пустой в "нуле" руль расслабляет на прямой, но в поворотах не хватает информативности, а углы поворота "баранки" велики. Подвеска "Мурано" вряд ли понравится любителям активной езды – для этого она слишком мягкая, а крены слишком велики. Зато сторонники комфорта оценят и отличную плавность хода, и высокую энергоемкость.

Мощный 3,5‑литровый двигатель наделяет большой кроссовер динамикой, которая после турбодизеля Navara кажется просто ураганной. И даже вариатор тут в самый раз: он отлично имитирует работу обычного "автомата" и заставляет двигатель «повиснуть» на высоких оборотах только в случае откровенной провокации – при утопленной в пол педали газа. Но и тогда голос V6 не раздражает.

На пути из Энхалука до следующего пункта маршрута – термального источника (температура воды – около 40 градусов по Цельсию) – узкая полоска асфальта неожиданно заканчивается и переходит в промерзший каменистый грейдер с трамплинами и подбросами. Murano глотает мелочь почти незаметно, и только на больших кочках чуть сильнее тревожит пассажиров – энергоемкости и ходов хватает, чтобы и не пробить, и не "распустить" подвеску до ограничителей. В итоге, мы с коллегой сошлись во мнении, что для вчерашнего перегона от Улан-Удэ до Байкала комфортный Murano подошел бы гораздо лучше жестко-мужицкого пикапа.


Juke

Четыре на четыре равно девять

Кроссовер Juke – одна из самых успешных новинок "Ниссан" прошедшего года – ждал нас на байкальском льду, где для него была отведена огромная площадка, величиной с футбольное поле, на которой можно было порезвиться как следует. Мы уже ездили на Juke по Москве и области, так что наше "байкальское" испытание носило скорее факультативный характер: можно было опробовать в деле необычный полный привод «турбо-Джука» с двумя независимыми муфтами в приводе задних колес.

Мощный турбо-Juke с полным приводом, но без шипов, к сожалению не способен развить высокую скорость на льду.

Мощный турбо-Juke с полным приводом, но без шипов, к сожалению не способен развить высокую скорость на льду.

В нашем распоряжении оказалась «топовая» модификация со 190‑сильным турбомотором, полным приводом и вариатором. Но… на нешипованных шинах. Наверное, организаторы решили таким способом обезопасить себя от слишком высоких скоростей на коварном льду. Опасность в том, что при движении в заносе «Джук» иногда резко находит «зацеп» при преодолении даже небольших снежных переметов, что на больших скоростях могло бы привести к нехорошим последствиям.

Интерьер Nissan Juke -- один из самых озорных среди кроссоверов. Но несмотря на кажущуюся «игрушечность», он эргономически выверен (если забыть о задних пассажирах): пользоваться рычажками и кнопочками, отвечающими за разные функции, здесь удобно.

Интерьер Nissan Juke -- один из самых озорных среди кроссоверов. Но несмотря на кажущуюся «игрушечность», он эргономически выверен (если забыть о задних пассажирах): пользоваться рычажками и кнопочками, отвечающими за разные функции, здесь удобно.

Поэтому скользим на «липучке»! Включенная система стабилизация работает чутко. Ее цель – с минимальными скольжениями при максимально неправильных действиях водителя все же заправить автомобиль в поворот. Но нам сейчас нужно совсем не это! Поэтому выключаем ESP... другое дело! Пусть Juke не позволяет полностью исключить вмешательство электроники, но даже частично деактивированная ESP позволяет эффектно бросать кроссовер из заноса в занос.

Странно видеть следы от заблокированных колес при езде на автомобиле с АБС? Ничего удивительного: на низких (до 5 километров в час) скоростях антиблокировочная система отключается.

Странно видеть следы от заблокированных колес при езде на автомобиле с АБС? Ничего удивительного: на низких (до 5 километров в час) скоростях антиблокировочная система отключается.

Правда, "Джук" тоже требует определенной сноровки. Под тягой Juke встает боком неохотно, все время норовит уехать наружу поворота. Но стоит сделать небольшое контрсмещение, как Juke "выставляется", полный привод перераспределяет момент почти поровну между осями (по ощущениям), и теперь машину можно вести «веером», лишь слегка подруливая и "играя" акселератором при изменении покрытия.

Вариатор, не имеющий фиксированных ступеней, казалось бы, должен был мешать при езде боком. В реальности управлять машиной действительно было непривычно: помимо дозирования тяги газом, это можно делать еще и посредством бесступенчатой трансмиссии, которая постоянно меняет передаточное отношение. Получается некое «уравнение с двумя неизвестными», решение которого лежит исключительно в области наката.

И все же главное впечатление от ледовых «покатушек»: если все делать правильно, ESP совсем не мешает, и Juke становится очень озорным автомобилем. На нем можно выезжать на ледовую трассу в каком-нибудь Мячково или Тушино и получать свою порцию удовольствия.

Если все делать правильно, не мешает ни ESP, ни вариатор: Juke едет боком с удовольствием!

Если все делать правильно, не мешает ни ESP, ни вариатор: Juke едет боком с удовольствием!


Qashqai

Четыре на четыре равно девять

Хоть "Кашкай" и заявлен отдельным "номером" нашей программы, поездить на нем толком не удалось. Но не велика потеря: про Qashqai написано-переписано уже огромное количество тестов, заметок и статей. Писали о нем и мы.

Главной же причиной для встречи на льду Байкала стала система кругового обзора, которая с недавнего времени доступна для заказа на российском рынке для кроссовера в "топовых" комплектациях SV+ и LE+ – с мультимедиа-системой Connect, навигацией и панорамной крышей. Впрочем, и об этом мы тоже уже рассказывали подробнее.

Как мы проверяли работу системы обзора? На ледяной площадке были расставлены по весьма запутанной схеме ледяные же "конусы". Маневрировать между ними нужно было исключительно с помощью подсказок бортовой электроники. Картинка на экране ясная и не очень искаженная. Правда, наиболее удобным оказывается вариант, когда крупно показывается нужный сектор "круга" – общее изображение мелковато и не слишком информативно. И, как всегда, в России есть еще один вопрос: что будет с камерами на наших вечно грязных дорогах? На Байкале-то реагенты не сыплют.


Четыре на четыре равно девять

К сожалению, за два дня, которые мы провели в компании восьми полноприводных моделей Nissan в Забайкалье, испытать в деле их все не удалось: программа была спланирована таким образом, что сделать это в принципе не представлялось возможным.

Четыре на четыре равно девять

Поэтому мимо нас прошел и родоначальник клана Patrol, и X-Trail, и единственный полноприводный седан в гамме "Ниссана" – Teana, и одноплатформенный с пикапом Navara внедорожник Pathfinder. Значит есть повод вернуться к этим автомобилям еще раз.

=ДЛЯ ГРАФИКИ: =Дорожный просвет =Navara – 235 миллиметров =Murano – 175 миллиметров =Juke – 180 миллиметров =Qashqai – 200 миллиметров

=Грузоподъемность =Navara – 765 миллиметров =Murano – 515 миллиметров =Juke – 473 килограмма =Qashqai – 415 миллиметров

=Полный привод: =Navara – подключаемый полный, с демультипликатором и возможностью принудительной блокировки заднего дифференциала на понижающей передаче. =Murano – ALL-MODE 4x4-i: многодисковая муфта Haldex с возможностью блокировки на скорости до 40 километров в час, с двумя свободными дифференциалами на осях. =Juke – ALL-MODE 4X4-i с системой управляемого вектора тяги (Torque Vectoring System): две многодисковые муфты установлены на полуосях в заднем редукторе, заднего межколесного дифференциала нет. =Qashqai – ALL-MODE 4x4-i: многодисковая муфта Haldex с возможностью блокировки на скорости до 40 километров в час, с двумя свободными дифференциалами на осях.=

Технические характеристики

Nissan NavaraNissan MuranoNissan JukeNissan Qashqai
Тип двигателяТурбодизель R4Бензиновый V6Бензиновый, турбо R4Бензиновый R4
Рабочий объем2488 см³3498 см³1598 см³1997 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин190/4000249/6000190/5600141/6000
Макс. момент, Нм/об/мин450/2000334/4400240/2000-5200196/4800
Тип приводаполный, с пониж. рядом и межосевой блокировкой дифференциалаполныйполныйполный
Трансмиссия5‑ступенчатая АКПбесступенчатый вариатор CVTбесступенчатый вариатор CVTбесступенчатый вариатор CVT
Передняя подвесканезависимая, пружинная двухрычажнаянезависимая МакФерсоннезависимая МакФерсоннезависимая МакФерсон
Задняя подвесказависимая рессорнаянезависимая многорычажнаяполузависимая, торсионная балканезависимая многорычажная
Тормозадисковые вентилируемые спереди и барабанные сзадидисковые вентилируемые спереди и дисковые сзадидисковые вентилируемые спереди и дисковые сзадидисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади
Габариты (ДхШхВ), мм5296х1848х17974860х1885х17204135х1765х15654330х1780х1615
Колесная база, мм3200282525302630
Снаряженная масса, кг2000183014361454
Макс. скорость, км/час178210200181
Разгон 0‑100 км/ч, с10,78,08,411,3
Расход топлива (комб.), л/100 км9,010,67,68,0
Объем топливного бака, л80824665
Размер шин255/65 R17235/65 R18215/55 R17215/60 R17
Цена, рублейот 1 348 000 для модификации 2.5D с АТ1 424 000869 500 для полноприводной модификации 1.6-турбо с вариатором940 000 для полноприводной модификации 2.0 с вариатором