28 августа 2013, 18:03

Бодрость духа

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS

Фото автора и компании Skoda

На новой «заряженной» Skoda Octavia мы уже поездили, причем едва ли не первыми в мире сразу после премьеры «эр-эски» в английском Гудвуде. Теперь нужно разобраться в нюансах. И делать это мы будем не где-нибудь, а на одной из самых драйверских дорог Европы, румынском шоссе Transfăgărășan.

Трансфэгэрэш (Transfăgărășan) – уникальная 90-километровая горная трасса, построенная в семидесятых годах прошлого века по приказу тогдашнего главы Румынии Николае Чаушеску. Трасса, создававшаяся для военных нужд, теперь считается одной из самых затейливых и завораживающих автомобильных дорог во всей Европе.

Постройка Трансфэгэрэша заняла четыре года. На ее прокладку в горах потребовалось около 6000 тонн динамита. Здесь пять тоннелей, самый длинный из которых растянулся на 884 метра.

Вьющаяся ужом асфальтовая лента, соединяющая регионы Валахия и Трансильвания, взбирается на двухкилометровую высоту горной гряды Фэгэрэш, чтобы потом снова рухнуть вниз, к подножью Карпат. Климат здесь настолько непредсказуем и переменчив, что для сквозного движения дорога открыта считанные месяцы в году – с конца июня по начало октября. Хотя иногда ее перекрывают даже в августе – из-за снегопадов…

Трансфэгэрэш сложен и опасен. Асфальт тут кое-где неровный и щербатый. На многих участках двухполосного шоссе нет отбойников и ограждений, поэтому ездить по этой дороге разрешено только в светлое время суток. Здесь так много поворотов, что средняя скорость движения автомобилей на всем 90-километровом отрезке трассы редко превышает 40 километров в час.

Правда, если вы едете на обычной машине… Но мы отправились в румынские горы на Skoda Octavia RS.

Тормоза у Octavia RS свои -- они эффективнее и мощнее, чем на "гражданских" машинах, а суппорты у RS-ки выкрашены в красный цвет.

Все технические детали самой быстрой «Октавии» давно известны: она выпускается с кузовом «лифтбек» или «универсал» и оснащается либо 220-сильным бензиновым турбомотором 2.0, либо двухлитровым турбодизелем, развивающим 184 лошадиные силы. Привод – передний, трансмиссии для обоих моторов – шестиступенчатая «механика» или шестиступенчатый «робот» DSG. Бензиновые «эр-эски» разгоняются с места до ста километров в час за 6,8-7,1 секунды, в зависимости от коробки передач и типа кузова, а дизельные – за 8,1-8,3 секунды.

Это данные для лифтбека с механической коробкой передач. Версия с DSG будет на одну "десятку" медленнее, а универсал прибавит к этим цифрам еще по одной десятой.

Чуть больше подробностей о технической начинке Octavia RS и оснащении - в нашем предыдущем материале.

Однако Skoda Octavia RS с дизелем в Россию поставлять почти наверняка не будут. Но невелика потеря: дизельная «эр-эска» не впечатляет ни динамикой, ни эластичностью мотора. Рабочий диапазон форсированного дизеля достаточно узкий – максимальные 380 Нм крутящего момента достигаются на отрезке 1750 – 3000 оборотов в минуту, а кривая мощности начинает свое падение с 4000 оборотов в минуту, поэтому «крутить» мотор выше нет никакого смысла. В результате, при езде по серпантину на машине с «механикой» водителю приходится орудовать рычагом коробки передач со скоростью уличного наперсточника, а на версии с «роботом» напрягаться должна уже электроника, выбирающая подходящую передачу.

От ускорения со средних скоростей – например, при обгонах, в глазах не темнеет, а заметная инертность дизеля вообще не настраивает на езду на пределе.

К тому же, дизельные Octavia RS – что лифтбек, что универсал – получились чересчур тряскими. Подвеска въедливо повторяет микропрофиль дорожного полотна, не пропуская ни одного изъяна на асфальтовом покрытии. Для семейного автомобиля, пусть и с претензией на «спорт», такие настройки кажутся не самыми подходящими.

Список опций у Octavia RS будет почти таким же, как и у обычной машины: можно заказать продвинутую мультимедийную систему с сенсорным дисплеем, систему распознавания знаков и адаптивный круиз-контроль. Или панорамную крышу -- чтобы задним пассажирам было не так страшно, когда водитель решит чуть поднажать.

Бензиновые «эр-эски» чуть мягче и не столь требовательны к качеству асфальта. Но главное, они намного «злее» своих дизельных собратьев.

У бензинового мотора почти такой же запас тяги – 350 Нм, однако полка крутящего момента тут длиннее, а турбоподхват со средних оборотов не стихает почти до ограничителя! В общем, классный агрегат, да еще и с приятным звуком: в обычном режиме управляющей двигателем электроники он издает низкий рокот, а в спортивном, когда активируется акустический симпозер, мотор начинает «разговаривать» с пассажирами еще громче и отчетливее.

Как и на VW Golf GTI, у двухлитрового наддувного мотора есть небольшая турбояма на малых оборотах, однако с ростом темпа на нее уже не обращаешь внимания. Да и требовать бритвенной остроты в реакциях от большой и тяжелой Octavia RS было бы глупо.

При агрессивной езде первыми сдаются шины, поэтому на дороге с большим количеством медленных поворотов Octavia RS требует аккуратного пилотажа.

Телешоу Top Gear посвятило дороге Трансфэгэрэш целый сюжет. Посмотреть его можно на YouTube(http://www.youtube.com/watch?v

OLAtcrB0GZg).

На такой дороге как Трансфэгэрэш куда уместнее был бы маленький, мощный заднеприводный автомобиль, но и «Октавия» с шильдиком RS оказалась совсем не «овощем». Крены великоваты, зато баланс шасси близок к нейтральному – недостаточная поворачиваемость здесь почти незаметна. Руль – информативный, аккуратный и совсем не «длинный», благодаря прогрессивной нарезке зубьев на рейке.

Электронная имитация блокировки переднего дифференциала помогает чуть раньше открываться на выходе из поворота, а система стабилизации хоть и не отключается полностью, зато у нее есть режим «спорт», в котором она допускает азартные скольжения и позволяет активнее играть балансом автомобиля на сложных участках.

Даже тормоза, несмотря на явный перегрев после многокилометрового спуска по серпантину, ничуть не потеряли в эффективности.

А ведь их нагружает не только водитель, но и электроника, которая вне зависимости от выбранного режима ESP выборочно подтормаживает колеса, помогая «заправить» машину в очередной поворот.

Новая Octavia RS крупнее предшественницы - на 88 миллиметров длиннее на 45 миллиметров шире, а колесная база выросла на 102 миллиметра. Базовые колеса – 225/45 R17, самые большие – 225/40 R19.

Вопрос времени

В разгоне до "сотни" новая "эр-эска" проигрывает своим ближайшим конкурентам - Ford Focus ST и VW Golf GTI -- 0,3-0,5 секунды.

Бензиновая «эр-эска» с DSG (наверняка, самый ожидаемый вариант в России) позволяет полностью сосредоточиться на пилотаже, но работает такая трансмиссия неидеально. При агрессивной езде она меняет передачи не молниеносно, словно пытаясь уберечь сложный механизм с двумя сцеплениями от ударных нагрузок, а иногда даже путается: ты хочешь вторую передачу, но «робот» внезапно переключается вверх в самый неподходящий момент. Можно, конечно, менять ступени вручную, однако без подрулевых лепестков (на тестовых машинах их не было) это не сильно-то облегчает водителю жизнь, если сравнивать с традиционной «механикой». Тем более, что «ручная» коробка передач у Octavia RS просто отличная!

Сцепление мягкое, но информативное. Педали удачно расположены относительно друг-друга, поэтому совершать пируэты «носок-пятка» для перегазовки при переходе на пониженную – пара пустяков!

Благодаря «механике» водителю проще контролировать запас тяги перед сложными связками, да и разгон у «ручной» Octavia RS бодрее.

Причем не только по водительским ощущениям, но и по цифрам: версия с DSG проигрывает ей одну «десятку». Хотя обычно машины с «роботом», наоборот, получаются быстрее…

Самоблокирующегося дифференциала у Octavia RS нет даже среди опций. Его электронная имитация XDS работает неплохо, но с настоящим самоблоком она, конечно, не сравнится.

Довольно непривычно об этом говорить, но машина с механической трансмиссией не только быстрее, но и интерактивнее: она глубже вовлекает водителя в процесс управления, добавляя эмоций в довольно спокойный характер RS-ки. Неожиданно и то, что наиболее интересной "Октавией эр-эс" оказался бензиновый универсал на "ручке". За счет иной развесовки он чуть-чуть азартнее реагирует на перераспределение веса в поворотах, оставаясь при этом максимально практичным и удобным для дальних поездок.

Российских цен на Skoda Octavia RS пока нет -- скорее всего, они будут объявлены в начале осени. Но можно предположить, что RS-ка будет стоить чуть дешевле пятидверного VW Golf GTI, цены на который начинаются с 1,297 миллиона рублей.

Но важно понимать, что Octavia RS не "хот-хэтч". Это большой, достаточно комфортный автомобиль с мощным мотором, способным шасси и огромным багажником.

Машина, которая проглотит пяток чемоданов, велосипед и надувную лодку, а затем доставит все это в пункт назначения чуть быстрее, чем обычный универсал или "вэн". И чуть азартнее. Но в этом "чуть-чуть" как раз весь смысл чешской "эр-эски".

Будет ли в России универсал? Скорее всего, да. И это здорово -- он и выглядит интересно, и багажник у него побольше: от 610 до 1740 литров против 590-1580 литров у лифтбека.

Reload
1 / 3

За деньги, которые попросят за Skoda Octavia RS в России, можно купить переднеприводный универсал Opel Insignia с двухлитровым турбомотором мощностью 220 лошадиных сил и «автоматом». «Инсигния» немного медленнее «эр-эски» (8 сек 0-100 км/ч), но не уступает ей в практичности. К тому же, это автомобиль более высокого класса D по европейской классификации, а цены на него начинаются с отметки в 1,141 миллиона рублей.

Технические характеристики Skoda Octavia RS

2.0 TSI2.0 TDI
Тип двигателяБензиновыйДизельный
Рабочий объем1984 см³1968 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин220 / 4500 -- 6200184 / 3500 -- 4000
Макс. момент, Нм/об/мин350 / 1500 -- 4400380 / 1750 -- 3000
Тип приводаПереднийПередний
ТрансмиссияМеханическая 6-ступенчатая (6-ступенчатая DSG)✽Механическая 6-ступенчатая (6-ступенчатая DSG)✽
Передняя подвескаНезависимая McPherson со стабилизаторомНезависимая McPherson со стабилизатором
Задняя подвескаНезависимая многорычажная со стабилизаторомНезависимая многорычажная со стабилизатором
ТормозаДисковые спереди и сзадиДисковые спереди и сзади
Габариты (ДхШхВ), мм4685 х 1814 х 14494685 х 1814 х 1449
Колесная база, мм26802680
Снаряженная масса, кг1425 (1445)✽1470 (1490)✽
Макс. скорость, км/час248 (245)✽232 (230)✽
Разгон 0-100 км/ч, с6.8 (6.9)✽8.1 (8.2)✽
Расход топлива (комб.), л/100 км6.2 (6.4)✽4.6 (5.0)✽
Объем багажного отделения, л590 -- 1580590 -- 1580
Объем топливного бака, л5050
Размер шин225 / 45 R17225 / 45 R17
Цена, рублейн.д.н.д.

✽ В скобках указаны данные для автомобилей с автоматической трансмиссией

Технические характеристики Skoda Octavia RS Combi

2.0 TSI2.0 TDI
Тип двигателяБензиновыйДизельный
Рабочий объем1984 см³1968 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин220 / 4500 -- 6200184 / 3500 -- 4000
Макс. момент, Нм/об/мин350 / 1500 -- 4400380 / 1750 -- 3000
Тип приводаПереднийПередний
ТрансмиссияМеханическая 6-ступенчатая (6-ступенчатая DSG)✽Механическая 6-ступенчатая (6-ступенчатая DSG)✽
Передняя подвескаНезависимая McPherson со стабилизаторомНезависимая McPherson со стабилизатором
Задняя подвескаНезависимая многорычажная со стабилизаторомНезависимая многорычажная со стабилизатором
ТормозаДисковые спереди и сзадиДисковые спереди и сзади
Габариты (ДхШхВ), мм4685 х 1814 х 14524685 х 1814 х 1452
Колесная база, мм26802680
Снаряженная масса, кг1442 (1462)✽1487 (1507)✽
Макс. скорость, км/час244 (242)✽230 (228)✽
Разгон 0-100 км/ч, с6.9 (7.1)✽8.2 (8.3)✽
Расход топлива (комб.), л/100 км6.2 (6.4)✽4.6 (5.1)✽
Объем багажного отделения, л610 -- 1740610 -- 1740
Объем топливного бака, л5050
Размер шин225 / 45 R17225 / 45 R17
Цена, рублейн.д.н.д.

✽ В скобках указаны данные для автомобилей с автоматической трансмиссией