25 июля 2014, 16:53

Ехали медведи

Тест-драйв малолитражки Fiat Panda Cross, которая решила стать кроссовером

Фото Альберто Алькуати

История умалчивает, почему ее назвали именно так. Во всяком случае, в Италии панд так же много, как ресторанов казахской кухни или клубов любителей брауншвейгской колбасы. Но если взять три национальных символа этой страны, то ими будут озеро Комо, экономический кризис и эта желтая как лимон малолитражка, одну из версий которой итальянцы теперь называют кроссовером. Его-то для успеха Fiat в России всегда и не хватало.

В общем-то, выпивший за обедом просекко итальянский дедушка мог проехать к себе на виноградник и раньше первая полноприводная Fiat Panda 4x4 была запущена в производство еще в начале 80-х годов, а когда у нее начиналась коррозия днища, можно было помогать двигателю ногами. Но по сегодняшним меркам обычная машина с четырьмя ведущими колесами это слишком просто, поэтому команда стилистов Fiat принялась превращать «Панду» в кроссовер, а это всегда служит хорошим оправданием добавленной стоимости.

Появились всевозможные накладки и защитные вставки, а из-за наплывшей на головную оптику пластиковой окантовки у Fiat Panda Cross даже проявилось портретное сходство с реальной пандой.

Так что если уж и заказывать Cross в каком-нибудь цвете, то непременно в белом Gelato, а не вдохновленном лимонными рощами приморского Соренто кисло-желтом Giallo. Но нам сегодня выбирать не приходится: Giallo, так Giallo.

Поначалу может показаться, что в Panda не садятся, а надевают ее на себя. Но внутри хэтчбек оказывается неожиданно просторным. И не в последнюю очередь потому, что жизнь здесь течет в вертикальном измерении: по длине в 3705 миллиметров маленький Fiat можно сравнить с Nissan Micra, но в высоту он выше Nissan Qashqai. Так что за счет прямой посадки сюда влезет пять человек, причем вместе с ногами, а также корзинка для пикника, пляжный инвентарь и пара любимых болонок, которых в Италии называют аппетитным словом болоньез.

Китайская Geely Panda никак не связана с итальянской тезкой, но имеет внешнее сходство с реальной пандой, 5-дверный кузов длиной 3598 миллиметров и 84-сильный бензиновый мотор. На Украине такая машина продается как Geely GC-2 и оценивается в сумму эквивалентную 290 000 рублям.

Впрочем, сидеть сзади лучше все-таки вдвоем и в плечах свободно, и колени не массируют спину водителю. И нужно быть готовым, что в конце концов обязательно измажешь о пыльный порог свои штаны. Так что из салона лучше выпрыгивать рыбкой.

Кузов Panda необычно узкий, но в Италии это только помогает без потерь разъехаться с трактором и протиснуться на тесной улочке между стеной эпохи Возрождения и чьим-то сохнущим на веревке нижним бельем. Однако вокруг водителя достаточно места, чтобы не задевать в повороте спутницу локтем, а ее колено естественным образом оказывается прямо на уровне рычага 5-ступенчатой механической коробки передач.

Видимо, это сделано для того, чтобы снимать стресс от звучания фирменной системы инфотеймента Blue&me. Она разработана при участии Microsoft, что уже вызывает опасения, и так плоско звучит, что уж лучше петь песни самому.

Объем багажника составляет 225 литров. И это без полноразмерной запаски, а только с ремкомплектом колеса.

Тот факт, что рычаг «механики» можно перепутать с коленкой, говорит об удобстве расположения и того, и другого, а пухлый руль «Панды» по профилю и материалам вообще близок к идеалу. Даже удивительно, с каким вниманием фиатовцы отнеслись к деталям интерьера: к удобным кнопочкам климат-контроля, очерченным квадратом приборам с веселой оцифровкой, аккуратным стыкам и обивке. А ведь могли сделать из своей самой маленькой модели что-нибудь вроде итальянской Dacia ведь классическая Panda 30-летней давности была именно такой.

Один британский остряк, намекая на скверную звукоизоляцию, некоторое время назад говорил, что в мире нет столько Нурофена, чтобы заставить себя выжать из Panda больше 100 километров в час. Но у «Панд» последнего поколения с этим нет никаких проблем. Шум от воздушных вихрей вокруг больших зеркал заднего вида и всесезонных шин Goodyear 4Seasons сливаются в один общий гул и практически не мешают разговаривать, слушать радио, ругаться или заниматься всем тем, чем вы обычно заняты в дальней дороге.

В качестве альтернативы бензиновому Twinair turbo итальянцы предлагают 1,3-литровый дизель Multijet мощностью 80 лошадиных сил. Простенький «робот» Dualogik с одним сцеплением для Panda Cross предлагаться не будет.

Ожидаешь, что двухцилиндровый бензиновый двигатель объемом 0,9 литра должен звучать как сброшенное в колодец ведро с петардами, но на деле бархатный и задорный рокот Twinair turbo не осквернил бы честь и машины с шильдиком Abarth. Само по себе использование всего двух цилиндров выглядит эксцентричным решением, но это снижает механические и тепловые потери. Ко всему прочему, цилиндр, на который приходится почти пол-литра объема, по своим размерам близок к инженерному идеалу. Теперь понятно, почему фиатовский Twinair уже становился двигателем года.

На 3500 оборотах в минуту его бархатный рев переходит из музыкального аккомпанемента в соло, резво подхватывая машинку вперед.

Но когда кажется, что эта песня будет продолжаться вечно, а Panda все-таки сможет догнать уходящий за горизонт дизельный универсал Audi, стрелка тахометр резко останавливается на 5 500 оборотах, вынуждая в очередной раз тянуться к не очень четкому в работе рычагу «механики».

Да, сюда бы еще сил тридцать... Но итальянцы и так добавили к 85 лошадиным силам отдачи еще пять, чтобы как-то компенсировать лишние 80 килограммов системы полного привода.

Впрочем, главное в Fiat Panda даже не мотор, а то, что она сохранила не только черты практичной хозяйственной сумки на колесах, но и задатки маленького драйверс-кара. И если раньше я удивлялся, как за новейшим немецким купе на серпантине может держаться старый дед на итальянской малолитражке, то теперь у меня не осталось никаких вопросов.

На самом деле, все еще интереснее водитель "Панды" получает в этот момент больше удовольствия!

Современная спортивная машина больше напоминает межгалактическую ракету на стероидах с салоном из стада коров и с функцией массажа шиацу. А Panda просто кружится волчком вокруг поворотов, словно маленькая охотничья собака, пытающаяся угнаться за своим хвостом.

Поворачивая очень точный, отзывчивый и приятный по своей информативности руль Panda, вы чувствуете, что управляете чем-то быстрым и невесомым, а не сажаете Airbus A380. Поколебать маленький хэтчбек на дуге способны только волны и неровности, заставляющие машину приплясывать на траектории.

Сделать бы «Панду» еще ниже и легче, накрыть аккуратным двухдверным кузовом и получится гениальный студенческий спорткар. Правда, лет двадцать назад итальянцы пробовали сделать нечто подобное на базе Punto, но получившийся у них родстер Fiat Barchetta продавался неважно.

Может, все дело в том, что на одном из них ездил Андрей Губин?

Получать удовольствие от задиристой управляемости не мешает даже повышенный у версии Cross до 161 миллиметра клиренс и начинающие рано скользить всесезонные шины с маркировкой «Грязь+Cнег», которые, по мнению итальянцев, являются важным признаком настоящего кроссовера. Зато полный привод разработки австрийской фирмы Magna у Panda Cross условно "постоянный" даже во время спокойной езды по шоссе на задние колеса передается два процента мощности.

Зависимая задняя подвеска с торсионной балкой удивительным образом соседствует с системой полного привода. По словам инженеров, такая схема легче и обеспечивает лучший ездовой и акустический комфорт.

У Fiat Panda 4x4 прошлого поколения все было иначе: в приводе задних колес использовалась вискомуфта, а вместо полузависимой задней подвески гражданских "Панд" использовалась оригинальная схема на продольных рычагах. Теперь вместо нее у "вседорожного" хэтчбека стоит торсионная балка, а за распределение тяги между осями отвечает электронно-управляемая муфта, способная передать назад до ста процентов мощности.

А если перевести расположенный между сидениями селектор режимов трансмиссии из положения Auto в Off-road, то электроника будет даже имитировать блокировку заднего дифференциала и начнет следить за тем, чтобы мощность передавалась к колесу с лучшим зацепом. Роль отсутствующей «понижайки», как например и в Renault Duster, здесь играет сверхкороткая первая передача «механики».

И на сухом бездорожье весь этот набор работает весьма эффективно.

Panda играючи запрыгивает на отвесные с виду подъемы, медленно, упираясь в склон с помощью системы Hill descent control, сползает вниз, ловко притормаживает вывешенные в воздухе колеса и благодаря короткой колесной базе и небольшим свесам лишь изредка жалобно цепляет днищем грунт. На этом фоне обычные хэтчбеки с пластиковой защитой а-ля кроссовер выглядят уже совсем не убедительно.

Хуже всего Panda Cross даются острые неровности, но большинство ям она отрабатывает плотно и упруго, лишь иногда допуская пробои ходы подвески невелики. Зато на более серьезном бездорожье должны помочь малый вес и превосходная геометрическая проходимость угол въезда 24 градусов, а съезда 34. Это лучше, чем, например, у Volkswagen Touareg.

На повестке дня остается один-единственный вопрос: что нужно сделать, чтобы все дачники мира пересели из своих скучных седанов благородного черного цвета на эту помесь автомобиля и лимона?

Для начала, на их счету должно быть не меньше 19 460 евро. Именно столько будет стоить единственно возможная комплектация с обогревом переднего стекла, климат-контролем, навигацией TomTom, аудиосистемой Blue&me и прочими наворотами.

За эти же деньги можно купить целую африканскую республику и пикап Toyota с пулеметом, чтобы ездить там на нем на работу или (если так будет понятнее) два переднеприводных Renault Duster. Цвет у них будет, конечно, не «Желтый лимон», но на «Коричневый орех» можно рассчитывать смело.

В том, что Fiat Panda Cross с удовольствием закажет себе какой-нибудь швейцарский егерь с собакой или служба доставки пиццы в Доломитовых Альпах, сомневаться не приходится, но переговоры о целесообразности появления этой машины в России и ее рублевой цене пока еще продолжаются. И если нам повезет, то дебют талантливой "Панды" может состоятся в ноябре.

«Мы уже почти чужие, словно это все приснилось. В синем море ностальгией, все, что было, растворилось». Это уже в такси из аэропорта Внуково поет о позднем вечере в Соренто Алексей Глызин. Вроде, и случилась у него с девушкой любовь, а вот дальше как-то не сложилось.

«Мотор» предупреждает: внешний вид настоящей Panda будет неполным без правильных аксессуаров.

Fiat Panda Cross

Нравится
Баланс практичности, проходимости и драйва
Не нравится
Единственная комплектация и цена взрослого автомобиля
Вердикт
Легко проникнуться, но сложно купить
icon engine
icon transmission
icon speed
icon weightkg

Технические характеристики

Fiat Panda Cross 0.9 TwinAirFiat Panda Cross 1.3 MultiJet
Тип двигателяБензиновый, R2Дизельный, R4
Рабочий объем875 см³1248 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин90 / 550080 / 4000
Макс. момент, Нм/об/мин145 / 1900190 / 1500
Тип приводаполныйполный
Трансмиссиямеханическая, пятиступенчатаямеханическая, пятиступенчатая
Передняя подвесканезависимая, McPhersonнезависимая McPherson
Задняя подвескаторсионная балкаторсионная балка
ТормозаДисковые вентилируемые спереди и дисковые сзадиДисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади
Габариты (ДхШхВ), мм3705 x 1662 x 16573705 x 1662 x 1657
Колесная база, мм23002300
Дорожный просвет, мм161161
Снаряженная масса, кг10901155
Разгон 0-100 км/ч, с1214,3
Расход топлива (комб.), л/100 км4,94,7
Размер шин (база)185/65 R15185/65 R15
Объем топливного бака, л3535
Цена, евро (в Европе)19 46019 460