С человеческим лицом
Длительный тест Peugeot RCZ: умеют же!Любители автомобильного дизайна пятидесятых-шестидесятых годов часто ворчат по поводу современных автопроизводителей. Они любят повторять, что автомобили прошлого были «живые», с человеческими лицами, а сейчас все одинаковые и «мертвые». Скорее всего, они правы. Но бывают исключения. Одно из них – купе Peugeot RCZ, попавшее в «Наш гараж» на месяц.
Дизайн автомобилей обсуждать бесполезно. Это настолько субъективная вещь, что лучше не стоит. Каждый видит то, что он хочет. Кому-то милее брюнетки, кому-то блондинки, а кому-то рыжие. Поэтому чаще всего автомобильные журналисты опускают свое мнение при описании внешности машин и предоставляют читателю самостоятельно разбираться в полете фантазии дизайнера.
Но в случае с Peugeot RCZ устоять невозможно. На французское купе просто приятно смотреть. И это постоянно доказывают прохожие и пассажиры проезжающих мимо машин, которые рискуют свернуть себе шеи в попытках получше рассмотреть «диковинное животное». Распластанный по асфальту, прижатый к земле «головастик» вызывает нешуточный интерес у окружающих.
В наше время, когда от концепт-кара до серийного автомобиля – пропасть, когда вычурный росчерк дизайнерского пера лихо стирают ластиком прагматичные технологи, превращая произведение искусства в заурядный штамп, RCZ сумел устоять. Посмотрите на изображения концепт-кара Peugeot 308 RC-Z Concept, который был представлен на Франкфуртском автосалоне в 2007 году, и сравните их с фотографиями серийного RCZ. Да, кузов концепта был изготовлен из углепластика и алюминия, в отличие от стали на серийной машине. Но кто об этом сейчас вспомнит. Зато внешне – почти никакой разницы! Это смело, необычно и, как показывают годы, вне времени. Даже спустя два года серийного производства, RCZ по-прежнему удивителен.
И самое главное – он действительно с человеческим лицом. Разглядеть улыбку, нос или маленькие «ушки» зеркал не составит труда. Остальные «части тела» притягивают внимание не меньше: массивные задние крылья, алюминиевый хребет арок крыши и две полусферы, напоминающие легендарный «двойной пузырь» Zagato. Подсматривал ли дизайнер Борис Райнмеллер за работами этого дизайн-ателье, неизвестно. Но очевидное сходство есть. И оно Райнмеллеру должно льстить.
Но любая чрезвычайно красивая вещь обычно является вещью крайне непрактичной. И RCZ – не исключение. Через тонированный поликарбонат красивых выпуклостей проникает огромное количество света и весь салон получается как на ладони. Да, благодаря этому автомобиль выглядит феерично, но на практике в нем всегда жарко. К тому же, случись посадить кого на «детский» второй ряд, его голова неизбежно упрется в эту красоту. А водитель страдает от того, что постоянно видит в зеркале немного размытую картинку.
Но, пожалуй, это единственные жертвы, на которые приходится идти водителю и пассажиру (про задний ряд забудьте, он исключительно для сумок). Потому что в остальном они чувствуют себя вполне неплохо. Салон этому автомобилю хоть и достался от Peugeot 308, зато его максимально облагородили. Он удобен выдвижным подлокотником, карманами, подстаканниками и нишами под телефон. Внутри отделка из кожи, все отлично сшито; сиденья с интегрированными подголовниками, взятые от 308 СС, отлично смотрятся. Правда, жесткий пластик и люфтящие рукоятки климат-контроля выдают происхождение RCZ: да, этот красавец вырос из обычного 308‑го.
Отличия в габаритах и конструкции этих машин незначительны. Кузов RCZ шире на 30 миллиметров, на шесть процентов жестче, легче на 74 килограмма. Длина колесной базы та же – 2610 миллиметров, но колея RCZ шире на 44 миллиметра спереди (1580 мм) и на 63 миллиметра сзади (1593 мм). Именно эти небольшие изменения позволили опустить центр масс на 40 миллиметров, что вкупе с иными настройками пружин, амортизаторов и гидроусилителя руля дало отличный результат.
У нас на тесте оказалась не самая мощная (204 силы) версия, а более спокойная 156-сильная модификация. Модель с 200-сильным мотором оснащается подвеской с отдельными поворотными кулаками (аналог Renault Megane RS и Ford Focus RS), имеет очень цепкое шасси и обладает удивительно богатым для такого литража (1,6 литра) звуком. «Голос» того же самого двигателя ЕР6, но дефорсированного до 156 лошадиных сил, кровь не будоражит. Буднично.
С ураганной внешностью и ее логическим завершением в виде двух хромированных патрубков выхлопа никак не вяжется.
На деле, разгон кажется эффектнее, чем сопровождающий его звук мотора. Есть ощутимый турбоподхват после 3500 оборотов. Восемь секунд до «сотни» от Peugeot RCZ не претендуют на рекорд, но из разряда городских «тихоходов» выводят с лихвой. RCZ даже умудряется завести водителя. Благо есть три мощных союзника: механическая трансмиссия, жесткая подвеска и тяжелый по меркам современного гольф-класса, но точный руль.
В кои-то веки у французов получилась нормальная «ручка» (до недавнего времени, кстати, для 156‑сильной версии предлагался только «автомат»). Короткоходный механизм, четкая работа почти на любых оборотах. Единственный недочет – странный "затык" при переключении на две и больше передач вниз.
Другой недостаток – на Peugeot RCZ не получается ездить с перегазовками. Технически это касается только 156-сильной версии: реакции на газ здесь сильно задемпфированы, тогда как более мощный RCZ следует за правой педалью как привязанный. А физически это невозможно из-за широко расставленных и расположенных на разном уровне педалей. Далеко установлена и площадка для отдыха левой ноги, а при нажатии акселератора в пол ощущается ступенька а-ля кикдаун. Но зачем она на автомобиле с «механикой»? В общем, компоновка узла далека от спортивной.
Приятная тяжесть руля при маневре, которая в скоростных поворотах кажется абсолютно натуральной, на парковке становится неудобной. А в нашем случае она еще и усугублена 19‑дюймовыми опциональными дисками, обутыми в шины Conti SportContact 3 гигантского для гольф-класса размера 235/40 R19. Снова жертва на алтарь красоты: гидроусилитель на малой скорости явно не справляется. Но зато в поворотах у него с подвеской отличный дуэт.
Угол поворота колес, как и их сцепление с дорогой, чувствуется настолько точно, что рождается чувство вседозволенности: хочется штурмовать повороты все с большей и большей скоростью.
RCZ на огромных «катках» лишь немного более чувствителен к колее, чем обычный хэтчбек гольф-класса, на наших российских дорогах потрясывает ощутимо сильнее, а за ямами приходится пристально следить – в багажнике-то нет даже докатки, только герметик. Но это все мелочи. А в целом, удивительно, что так может ехать «тележка» 308-го. И вдвойне удивительно то, что сзади у RCZ… все та же полузависимая балка! Об этом вспоминаешь, когда машина довольно резко срывается в занос при сбросе газа, и неохотно из него "достается".
В целом, шасси – очень достойное дополнение к великолепному дизайнерскому кузову. Жесткое и цепкое именно настолько, насколько это нужно для «подогретого купе». Оно на 100 процентов справляется с теми задачами, которые возлагают разработчики на такого рода автомобили: сделать гражданский автомобиль более бойким и интересным в управлении.
Понятно, что такое удовольствие стоит денег. Минимальная цена на 156-сильный Peugeot RCZ на «ручке» составляет 1 199 000 рублей.
А спорт-версия с 200-сильным мотором и поворотными кулаками стоит минимум на 100 000 рублей дороже. Наш вариант хоть и не самый мощный, но с учетом опций выходит далеко за границы 1,3 миллиона рублей.
Много это или мало? Если сравнить с самым дорогим Peugeot 308 в комплектации Allure за 662 000 рублей, то получается, что много. А если с идеологическим немецким противником в лице Audi TT, который в подобной версии (1.8 TFSI, 160 сил, 6-ступенчатая «механика») стоит не меньше 1 563 800 рублей, то не очень. Но подробнее о затратах на содержание этого «красавца» мы поговорим во второй части нашего теста.
Пока же можно утверждать одно: это нормальная плата за ощущения, которые получаешь, любуясь RCZ, управляя им и заезжая на заправку (расход топлива у RCZ составляет 9,6 литра на сто километров). И потом не так-то просто в наше время найти автомобиль с человеческим лицом. Живой автомобиль. Который добродушно подмигнет тебе на светофоре, блеснет своими «полушариями» и, вильнув хвостом, улетит вдаль за очередным призом на конкурсе красоты.
Эксплуатация
Общий пробег автомобиля, километров | 10420 |
Пробег с начала теста, километров | 2492 |
Расход топлива, литров на 100 километров | 9,7 |
Технические характеристики Peugeot RCZ
Тип двигателя |
Рабочий объем |
Макс. мощность, л.с./об/мин |
Макс. момент, Нм/об/мин |
Тип привода |
Трансмиссия |
Передняя подвеска |
Задняя подвеска |
Тормоза |
Габариты (ДхШхВ), мм |
Колесная база, мм |
Снаряженная масса, кг |
Макс. скорость, км/час |
Разгон 0‑100 км/ч, с |
Расход топлива (комб.), л/100 км |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс |
Объем багажного отделения, л |
Объем топливного бака, л |
Размер шин |
Цена, рублей |