Опубликовано 05 сентября 2017, 14:16
6 мин.

Дай мне огня

Длительный тест Kia Soul GT: часть первая
Все, докатились. Попадая в очередную заграничную командировку, я уже начинаю заглядываться на банальные хот-хэтчи. «Парни, это же Focus ST поехал! А вон Astra OPC! Ух ты, Megane RS!»… А все потому, что я успел от них отвыкнуть: нет больше в России таких машин. Еще пару лет назад были, а теперь – кардан вам с маслом. Даже Golf GTI – и тот закончился. Пока держится разве что Octavia RS, но такими темпами за нее скоро начнут брать налог на роскошь: цена уехала уже за 2,3 миллиона рублей! В общем, в мире людей, которые хотят ярко выглядеть и бодро ездить, но живут на одну зарплату, разворачивается сущая катастрофа.
Дай мне огня
© Вячеслав Крылов

Все, докатились. Попадая в очередную заграничную командировку, я уже начинаю заглядываться на банальные хот-хэтчи. «Парни, это же Focus ST поехал! А вон Astra OPC! Ух ты, Megane RS!»… А все потому, что я успел от них отвыкнуть: нет больше в России таких машин. Еще пару лет назад были, а теперь – кардан вам с маслом. Даже Golf GTI – и тот закончился. Пока держится разве что Octavia RS, но такими темпами за нее скоро начнут брать налог на роскошь: цена уехала уже за 2,3 миллиона рублей! В общем, в мире людей, которые хотят ярко выглядеть и бодро ездить, но живут на одну зарплату, разворачивается сущая катастрофа.

К счастью, щедрый Восток шлет голодающим петролхэдам гуманитарную помощь в виде GT-моделей Kia. Турбомотор мощностью 204 лошадиные силы, спортивный антураж, меньше восьми секунд до сотни, гуманный ценник в 1,3-1,4 миллиона рублей и целых два форм-фактора – стройный сee’d и коробчатый Soul. Конечно, на полноценную конкуренцию с большими парнями они не претендуют: первым корейцем, который всерьез пытается что-то предложить гурманам трек-дней, стал новейший Hyundai i30 N – и то его амбиции еще надо проверить на практике.

Вот сколько километров проехал Kia Soul GT за первые две недели теста

Вот сколько километров проехал Kia Soul GT за первые две недели теста

А парочка подогретых Kia – это что-то вроде тушенки «Великая стена» из девяностых. Пусть и не деликатес, но лучше, чем ничего. Вы только задумайтесь: по сравнению с докризисными временами та же Octavia RS подорожала на миллион, а сee’d GT – всего на треть этой суммы. Чудо! По крайней мере, так кажется в первом приближении. А чтобы разобраться, съедобна ли эта «тушенка» на самом деле, я решил провести месяц с Soul GT: он и свежее, чем «Сид», и потенциально многограннее. А оттого интереснее.

Дай мне огня

Мне нравится эта внешность, изрядно отдающая JDM-«тостерами»: Soul вполне может сойти за своего в тусовке Toyota bB и им подобных. Нравится двухцветный окрас и дизайнерские приколы вроде «рюкзачка» на пятой двери – машина достаточно игрива, чтобы с ней хотелось общаться свободно и неформально. Нравится, что при этом она обходится без игрушечного легкомыслия тех же MINI – хотя я не могу отделаться от мысли, что спереди Soul напоминает Роберта Дауни-младшего из известного мема. «Твое лицо, когда ты родился в стране с безупречными дорогами, а живешь в России».

И ведь неспроста все это! Soul GT действительно страдает острой непереносимостью неровностей, причем острой – буквально. Термические швы эстакад, лежачие полицейские-атлеты (в смысле, стройные, но рельефные), торчащие канализационные люки – все это заставляет подвеску громко кричать от неожиданности и обиды. А вместе с ней кричат и обитатели салона – по крайней мере, те из них, кто не получает удовольствие, когда его больно бьют по заднице.

Дай мне огня

Казалось бы, все справедливо: хочешь ездить на хот-хэтче – не забывай страдать. Но первая проблема «Соула» в том, что он не только жесткий, но и нежный: подвеске не хватает энергоемкости, и даже если не жалеть самого себя, за машину из-за этих тычков и стуков все равно переживаешь. И сбавляешь ход.

А вторая проблема Soul GT в том, что это вообще не хот-хэтч.

«Ну правильно, – ответят мне маркетологи Kia. – Ведь это – заряженный кроссовер». Хорошая шутка! Какой, спрашивается, кроссовер, если привод здесь только передний, а клиренс – как у «копейки» BMW? Простите, я вопиюще неточен: конечно же, у Kia целых 143 миллиметра, а у BMW всего 140. Если не нравится сравнение с BMW, то давайте посмотрим на сee’d GT – там столько же. В общем, даже несмотря на высокий кузов, несколько смещающий центр масс, Soul GT – это именно хэтчбек. А посему, я считаю себя вправе требовать от него манер, соответствующих шильдику и мощности. Но их нет.

Дай мне огня

Он вполне нормально поворачивает. Надежно, понятно, с небольшими кренами, а в спортивном режиме управляющей электроники – еще и с довольно густым усилием на руле. Но все происходит настолько пресно, скучно и без искры в галогенных глазах, что атаковать петли городских эстакад и развязок даже не хочется: удовольствия в этом гораздо меньше, чем страха ходом налететь на какой-нибудь очередной стык. Если обычный Soul многие считают бюджетной альтернативой MINI Countryman, то версии GT по логике должно противостоять исполнение JCW. Вот только у «Кантримена» шасси хоть и жесткое, но азартное, а у «Соула» – просто жесткое и все.

Окей! Допустим, у вас есть пара бесчувственных бронеягодиц и нет потребности визжать шинами в поворотах. Пусть все, что вам нужно от этой машины – много мощности за мало денег, чтобы задорно пулять со светофоров. Аргумент же! Но тандем 1,6-литрового турбомотора и семиступенчатого «робота» с двумя сцеплениями тоже настроен без огонька. Разгоняется-то Soul GT споро, вполне на заявленные 7,8 секунды до сотни – но не ждите от него ни голоса, ни подхватов, ни тем более провокаций в духе: «А давай заедем вон с той Subaru? Черт с ним, что проиграем, но повеселимся славно, э-ге-гей!». Нет этого. Зато есть периодические рывки со стороны трансмиссии, из-за которых желания почем зря топтать газ становится еще меньше.

Для своей мощности Soul GT оказался довольно экономичным. Но отчасти это связано с тем, что мне быстро расхотелось на нем гонять.

Для своей мощности Soul GT оказался довольно экономичным. Но отчасти это связано с тем, что мне быстро расхотелось на нем гонять.

Я хорошо помню, как едет сee’d GT – тоже серенько и далеко от стандартов хотя бы Golf GTI, не говоря уж о ребятах посерьезнее. Но баланс шасси там лучше, а недобор адреналина и рафинированности повадок компенсируется не только ценником, но и антуражем: разлапистые кресла с надписью Recaro (у нас тут все серьезно!), цифровой приборный щиток с графикой из Need for Speed Underground – да и внешне агрессии побольше. Что у «Соула»? Красные полоски, двустволка выхлопа и 18-дюймовые диски снаружи, красная прострочка внутри, слегка усеченный руль… Вот список и закончился, не успев начаться. А в потоке GT-версию от обычной вы наверняка не отличите вовсе.

Никто не любит грустные финалы, поэтому заканчивать всегда хочется на позитивной ноте – но сделать это, признаюсь, непросто. Плавность хода, управляемость, динамика и общий имидж Soul GT никак не хотят гармонировать друг с другом, а в итоге от меня ускользает сам смысл его существования. Да, это одно из самых быстрых предложений на рынке за свои деньги, но простой «Октавии» со 180-сильным мотором 1.8 (и даже без любимого в народе «чипа») версия GT не может противопоставить ничего, кроме яркого стиля.

Дай мне огня

Но ведь именно за стиль «Соул» во многом и берут – не заряженный, а вообще! Причем берут охотно: например, за первую половину 2017 года продано четыре тысячи машин. Это чуть хуже, чем Optima, но лучше, чем у двух поколений Sorento вместе взятых.

И я тут подумал: а если мощный мотор и жесткая подвеска «Соулу» не идут, то не попробовать ли что-нибудь попроще? Поэтому половину оставшегося срока я проведу в компании самой ходовой версии – со 132-сильным атмосферником того же 1,6-литрового объема и обычным шестиступенчатым «автоматом». А там разберемся и с ценами, и с конкурентами, и со стоимостью владения.

Подробные характеристики KIA Soul

GT
Тип двигателяБензиновый, R4
Рабочий объем1591 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин204/6000
Макс. момент, Нм/об/мин265/1500-4500
Тип приводапередний
Трансмиссия7АКПП
Передняя подвескаПружинная, MacPherson
Задняя подвескаПолузависимая, пружинная, с торсионной балкой
ТормозаДисковые, вентилируемые
Габариты (ДхШхВ), мм4140×1800×1616
Колесная база, мм2570
Масса, кг1289
Разгон 0-100 км/ч, с.7,8
Макс. скорость, км/ч200
Расход топлива (комб.), л/100 км6,9