Лаборатория5 мин.

Как устроен профессиональный дрифт-кар RDS GP

Изучаем технические нюансы 860-сильной Toyota Altezza Дамира Идиятулина

© Светлана Парфенова

Дамир Идиятулин — один из топовых пилотов Гран При Российской Дрифт-cерии. Он выступает за команду Sintec Fresh Auto Drift и по итогам четырех прошедших этапов сезона 2022 является лидером личного зачета. Автомобиль Дамира — профессионально подготовленная для дрифта Toyota Altezza. Мы посмотрели, что у нее внутри.

Дамир Идиятулин родом из Красноярска, а это значит, что его карьера пилота начиналась на «Красном кольце» и он по праву может считаться выходцем из легендарной сибирской школы дрифта.

Любовь к дрифту началась с детства, с компьютерных игр и фильма «Форсаж 3», а потом Дамир попал на работу на трассу «Красное кольцо». Когда кольцевые соревнования и дрэг-рейсинг в Красноярске стали понемногу угасать, дрифт, наоборот, начал активно развиваться. У Дамира с товарищем тогда появился ВАЗ-2102, на котором они учились силовым скольжениям. Первыми официальными соревнованиями, в которых он принял участие, был Winter Drift Battle зимой 2013–2014.

После зимнего чемпионата появилась возможность поехать в летнем — в РДС-Сибирь, где Дамир сразу поднялся на подиум. Потом он участвовал в Супер Дрифт Битве, в D1 Asia Pacific, РДС-Запад и перешел в RDS GP — главный чемпионат страны по дрифту.

В этом году Дамир выступает за коллектив Sintec Fresh Auto Drift, ставший чемпионом в командном зачете прошлого сезона. Цель команды — закрепить полученный статус, а цель любого пилота — победа.

Toyota Altezza

Так сложилось, что первым автомобилем, на котором Дамир проехал свой первый летний дрифт-чемпионат, стала Toyota Altezza. К 2019 году Дамир построил совершенно новый проект, но также на базе Toyota Altezza.

Каждый год автомобиль дорабатывался, и в сезоне 2022 пилот Sintec Fresh Auto Drift выступает именно на нем.

Двигатель и коробка передач

Сейчас под капотом «Альтезы» установлен 3-литровый двигатель 2JZ-GTE с заводским коленвалом и турбиной BorgWarner EFR8474. До этого использовалась BorgWarner 83-й серии, а 84-я — это, по сути, модернизированная версия предшественницы: крыльчатка холодной части у турбины увеличенная, что позволяет снять чуть больше мощности. Кстати, о мощности. Замеры на диностенде показали цифру 860 лошадиных сил.

В мотор установлены шатунные вкладыши Clevite СВ, коренные вкладыши Clevite MS, полукольца Clevite TW, шатуны Carrillo Pro-H, разрезная шестерня Titan Motorsports TMS Pro-Series, поршни CP Pistons, шпильки блока ARP 2000. Ремень ГРМ усиленный, фирмы HKS. Генератор DC Power 270 Amp. На впуске — воздушный фильтр АЕМ 102 мм.

Что касается топливной системы, здесь собран комплект из насоса Aeromotive A1000 и форсунок Injector Dynamics 1300 сс. В двух автомобилях команды Sintec Fresh Auto Drift («Альтезе» Дамира и Toyota Mark2 Евгения Лосева) используется российское топливо SF Motorsport 109 Turbo, а в «Лексусе» Дениса Мигаля — С85. SF Motorsport выбрано не случайно и используется командой уже несколько лет: на своем опыте и пообщавшись с другими пилотами, ребята пришли к выводу, что это самое стабильное спортивное топливо.

Теперь о системе смазки двигателя. Дрифт-кар испытывает невероятные нагрузки и проходит повороты на высокой скорости, да еще и с постоянными перекладками, поэтому используется система сухого картера, моторное масло Sintec и вакуумный регулятор Peterson. При этом масло меняется после каждого этапа, а это сет из двух дней тренировок, квалификации и парных заездов.

Радиатор охлаждения стоит сзади. Используется модель от Nissan Skyline R33, но не заводская, а увеличенного размера — толщиной 88 мм. В паре с радиатором работает большой вентилятор от «Мерседеса».

Такая компоновка применена, во-первых, ради развесовки. А, во-вторых, пространства под капотом не так много и перенос радиатора с вентилятором назад в том числе создает больше удобства для обслуживания автомобиля. В-третьих, не забывайте, когда радиатор стоит спереди, даже малейший контакт может привести к его повреждению.

На «Альтезе» же он закреплен в самом безопасном месте. Вся проводка в автомобиле сделана с нуля. В качестве ЭБУ выбран Link.

Трансмиссия

На Toyota Altezza Дамира установлена секвентальная кулачковая коробка передач TTI. Почему секвентальная? Все просто.

Ею удобнее пользоваться в автоспорте, меньше рисков ошибиться — при переключениях всегда попадаешь в передачи. Почему TTI? Она была выбрана еще в 2019 году, поскольку была дешевле и доступнее аналогов, и при этом подходила по надежности.

Редуктор также родной, с заваренной блокировкой. Установлено сцепление OS Giken R3C, гидравлический выжимной подшипник Tilton, серия 8000.

Подвеска

Установлены рычаги красноярской фирмы Swapworks и стойки совместной разработки команды и фирмы Spectrum из Санкт-Петербурга серии SM50 NEO Drift Spec, имеющие три регулировки: отбой, медленное сжатие и быстрое сжатие. Возможность регулировки подвески крайне необходима в дрифте. В зависимости от внесенных изменений сильно меняется и зацеп, и поведение машины.

Колея увеличена — чтобы реализовать большой выворот колес (используются шины 18-го диаметра шириной 265 мм). Спереди сейчас она составляет 1965 мм, сзади 1895 мм. Передние рычаги удлинены по сравнению со стоком на 35 мм, плюс проставки, плюс ширина диска. Итого, расширение спереди составило около 20 см. Сзади примерно также.

Салон

Заглядывая в салон, понимаешь: это профессиональный гоночный автомобиль. Каркас безопасности, водительский ковш Recaro Profi SPG с омологацией FIA, 6-точечные ремни безопасности, сиденье пассажира Bride, спортивный руль Nardi.

Вместо привычных торпедо и приборов — тумблеры и кастомные кнопки, отвечающие за включение зажигания, запуск стартера, свет фар и т.д. Вся информация по автомобилю выводится на электронную приборную панель eDash. Установлена система пожаротушения OMP CESST1 (FIA).

Внешность

Навесные элементы кузова — крылья, бампер, капот, двери, задние крылья, крышка багажника — всё заменено на пластик. Задние крылья и передний бампер изготовлены из кевлара — для большей надежности элементов в случае контакта. Крыша заводская.

Дело в том, что по регламенту соревнований выбранной ширине шины должен соответствовать определенный вес, для 265 мм колеса минимальный вес автомобиля составляет 1225 кг. При этом нужно учитывать, что уже после двух заездов задние шины теряют около 6 кг массы, и топлива становится меньше еще примерно на 4 кг. Так что дальнейшее облегчение «Альтезы» невозможно. Сейчас вес автомобиля составляет 1210 кг.

Сзади закреплен сваренный по регламенту из стальной трубы и закольцованный баш-бар. На автомобиль установлен обвес от Monster Service c некоторыми доработками под колею, потому что изначально он ориентирован под стритовые машины, а у Toyota Altezza, как мы уже сказали, колея прилично расширена.

Сезон 2022

Сезон RDS GP 2022 Дамир Идиятулин начал с «золота» на первом этапе, одержав победу и в квалификации. Причем с феноменальными 100 баллами! А коллектив Sintec Fresh Auto Drift поднялся на первую ступень командного зачета.

На втором этапе Дамир стал пятым, а на третьем снова одержал победу. В четвертом раунде он выиграл квалификацию и завоевал второе место, а команда снова стала первой в своем зачете.

Теперь, по итогам четырех прошедших этапов, Дамир Идиятулин является лидером личного зачета, а коллектив Sintec Fresh Auto Drift расположился на втором месте командного рейтинга. Впереди еще три раунда чемпионата. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget