Русский эндуранс: карусель из Маруси, Мерседесов и Мазд
Зачем проводится 4-часовой гоночный марафон: рассказ о философии серии REC и много атмосферных снимковГонки на выносливость проводятся во всём мире во многих популярных сериях — от Ле Мана и до «Лимона», в туманных лесах Нюрбургринга и на раскалённом асфальте дубайского картодрома. Суть у всех одна: техника едет от 4 до 24 часов нон-стоп, а пилоты меняются за рулём каждый час-два. В России тоже уже несколько лет проводится подобный марафон — Russian Endurance Challenge. Мы побывали на первом из четырёх этапов сезона 2022 и рассказываем, как получать удовольствие от четырёхчасового катания на карусели скорости и упорядоченного хаоса.
Главное, что нужно осознавать как участникам, так и зрителям — это и гонка, и не совсем гонка одновременно. Здесь каждый коллектив преследует свои цели, которые не ограничиваются типичными «победить» и «поучаствовать». Например, на старт минувшего первого этапа на Moscow Raceway вышли 20 экипажей, но реально собирались бороться друг с другом максимум по 2-3 машины внутри класса. Потому что категорий техники несколько, а отличия по темпу между ними существенные.
Некоторые машины — такие, как только что построенная Marussia GT — вообще впервые оказались в боевых условиях, поэтому скорее сами учились ездить, нежели учили соперников. Это же касается некоторых пилотов: наряду с величинами вроде Сергея Сироткина, Виталия Петрова, Виктора Шайтара и других звёзд автоспорта, на большой трассе дебютировали картингисты из Mazda Karting Academy. По сути это такие масштабные тесты для техники и людей, непрерывный трек-день, расширенный до массовой гонки.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/08/02/23/5523878/588a9d4e1569cee3705aca830c9e47a7771bf23a.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523879/0c7a5c0e54b569b6d7a3a2dd6b4e6ed8e6ed8a84.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523880/781512d4de1eb476f8563db76099b8ab5ec7a13f.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523881/9e2d814791e6e4abfe8f65b6fce6b77e03ae9a50.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523882/d49ab549c44553a1025427ac2439a8dda8757115.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523883/6333fe7e3396214d2cda0a5453583e070da70779.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523884/edbd49cd3de0920ac572017f14466155d69d3a52.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523885/d52c5404a0b6135518fadb2c0d63e8c031a89355.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523886/7f0347f856fda5ff4164bbe233ce9383c4c4a432.jpg)
Хотелось бы, чтобы в дальнейшем количество участников Russian Endurance Challenge увеличилось. Тогда реальной борьбы будет больше, а восхождение на подиум ценнее. Возможно, это случится уже в этом году — будем наблюдать за стартовыми списками оставшихся трёх этапов этого сезона
Чтобы соседство опытных пилотов с новичками, а быстрых машин с медленными (по гоночным меркам) не превратилось в вакханалию, написан строгий регламент, на трассе работают судьи и маршалы, дежурит полный набор техники в виде пейс-кара, эвакуатора, медицинских и пожарных машин. Мотивирующие награды вручаются внутри каждого класса и в абсолютном зачёте, с кубками и шампанским. Представляете, как приятно было оказаться на подиуме, где только что стоял Михаил Алёшин, 19-летней картингистке Арине Сухановой из «Мазда Картинг Академии»?
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/08/02/23/5523892/6cc767a78c941517a99a516e54ba0886a67b956c.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523888/c073c33982d2176f8811658338afd827fb0c6a50.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523889/44ce2d1af400205c81a2e09c752129bacc70e31d.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523890/bb4094757c8f2eba2e04fc27780376aa3d41b2a5.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523893/644946d8c41180d96537de96267bbff07f67d466.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523895/6941d694b8fdc57b9c070815591a5702cc29b388.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523896/f2dfe1f09a898650ae7648b94f970e6b8eb3ead2.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523897/7d5decee2bdc5500b02243c51872eebec9c47d93.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523894/daba9de35d083f4af97738fb9839cf13ab755d2b.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523898/1462cb64d1bf13de0436c61b4d43b1c00f1658b5.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523899/6d86e85d4337089b1b3979271dd88e1e57e35043.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523891/83474eb911b6a5d3e01907c285b34e2de4e30eb1.jpg)
Боксы команд — это волшебный мир, где творится магия. Механики возвращают в гонку казалось бы безнадёжно повреждённые автомобили, а менеджеры вычисляют лучшую стратегию смены шин, дозаправок и ротации пилотов за рулём. Отдельного восхищения заслуживает техно-эстетика: инструменты, запчасти, запасные агрегаты, полуразобранные механизмы и стопки шин
Конечно, энтузиасты автоспорта хорошо понимают, где реальная борьба, а где «тумба» достаётся команде почти автоматически, исходя из количества заявленных в классе экипажей. Но и фанатам гонок есть на что посмотреть. Например, на принципиальное противостояние «тяжеловесов» серии РСКГ — пилотов Mercedes-AMG GT3 Дениса Ременяко и Сергея Столярова. Вот уже несколько лет они борются между собой в Российской серии кольцевых гонок, поэтому решили устроить дуэль и в рамках эндуранса. Результат не изменился: при сравнимой скорости Денис вёл автомобиль спокойнее, тогда как Сергей терял время на наказаниях за нарушения и уступил в тактике.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/08/02/23/5523900/4e278644e72cbba274c1c00e699b8afc7e5063f0.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523901/50fefd37b5dca8b896ed28a3b183421ad061a6e0.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523902/c0974dc2af97f3bb00646b1a4467431842c2991b.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523903/414a9919d0f8ea0ea63c827f622db3ef608b6870.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523904/74ac1745be1030af2590cd54ee1167908365158b.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523905/fa0ead7008b250913c443b44a65e71885f2a2b28.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523906/7d1477e4992e8ddd8efb8adbd808aa52c1b44209.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523907/7181abf3bc0b9d237c9f0b2eacf1a7a6a2cd607a.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523908/a53021560f0ff50dcb9e7de1c390cc8e7e692e3c.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523909/7ad8ee608de960b7587afbdb5c5910b74baaffe6.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523911/65ef8f519127fe05f7e016a7b2998396309f4d36.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523910/790e8943c100fb846de9317e5df0a5d8a2426ba3.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523912/32287e51c0c27cd3da78baae3ee3340399456c9d.jpg)
При этом оба пилота проехали эти 4 часа «в одного», проверив себя на физическую форму и концентрацию. Это выдающийся вызов выносливости даже по мировым меркам, так как регламент большинства крупных эндурансов не допускает нахождение за рулём больше 2 часов без смены пилота. Помимо продолжительности заезда, у таких «стайеров» есть и другие усложняющие соло-заезд обстоятельства: тёмное время суток (гонка финишировала в 22.30) и бесконечные обгоны самой медленной техники — вопреки обывательским представлениям, это сложнее, чем опережать не так сильно отличающиеся по темпу автомобили.
Конечно, это не касается ситуаций, когда темп близок настолько, что пилоты находятся в очной борьбе. Но особенность длинных гонок в том, что такое случается очень редко: просто нет смысла бодаться. Истина о том, что гонки в первом повороте не выигрываются, а только проигрываются, здесь справедлива вдвойне. Входя в клинч, пилоты быстрее устают, теряют темп, расходуют больше тормозов и резины и главное — рискуют автомобилем. В общем, делают всё то, ради чего зрители заполняют трибуны!
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/08/02/23/5523914/fe95e74d9ed42c740a51ff63c24e98e47c30cb30.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523913/ea08b397cfcf543178ee4fbc9fd743560127c141.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523917/11680c9e70204d8e5c683400d08575cc72bf511e.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523916/d2cf7d0e636646b2b9bda365dbb505f6a1b6e206.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523915/00e8d626afac142c4da2d1b1730b95ace293b656.jpg)
Приятно удивило количество зрителей: их было явно больше, чем могли бы составить одни только друзья и знакомые участников. Многие дождались окончания гонки и увлечённо смотрели за событиями с трибун на протяжении всей дистанции
И несмотря на то, что исход зрелищной дуэли в последствии всё равно будет нивелирован такими факторами, как стратегия пит-стопов, технические сходы и судейские наказания, участникам жаждется очной борьбы. Это продемонстрировали гонщики на двух прототипах BR03 российской разработки и пилот прототипа Ligier JS53. Лёгкий и проверенный, но намного менее мощный французский болид навязал эпичную борьбу мощным, более тяжёлым и ещё толком не обкатанным машинам российских разработчиков BR Engineering.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/08/02/23/5523920/5eb93b519c4590a6f61dc868b312b42a629965a7.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523919/1b09883cd2119c1f3c1935c2467e36a6348a72d9.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523918/5728c9b8aba0c9040d5c1058b5aab3e0e507749c.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523921/5b79e21265306a4d442d42eb8835cc5acca5fdf3.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523922/0d76510a760012a7740b3e8831eb821aba1b9116.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523923/0ec6f006fdc564243576b2853b1ae3718ce951c7.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523924/072db4c2bcecfdd978c38a6467fab590803af48d.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523925/54471f6fd547655d0ac4501fa759540f19da6fa9.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523926/756be04925803e93b6aac1da5d97793ff3ee6720.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523927/4db01edc727433267f58b5d83ea067a9d97a8427.jpg)
В этом действе не было никакого практического смысла, но зрители на трибуне «AMG-арена» каждый круг наводили телефоны на сложный медленный поворот, чтобы заснять гоночный сэндвич из двух BR с начинкой из одного Ligier. Впрочем, опытность всех участников этой разборки позволила обойтись без контактов и вскоре разъехаться по комфортным позициям — чтобы дальше двигаться в своём темпе и выполнять задачи команды. Как и в случае с Marussia GT, это была дебютная для прототипов BR03 гонка, и обе эти машины проехали дистанцию круг в круг, 133 раза промчав под стартовыми светофорами. Ligier успел сделать на круг меньше — вот какая плотность результатов за 4 часа!
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/08/02/23/5523931/70544c3d5c5216fba907979afb171a5372f1a9e4.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523929/3c0d3338a48a6c958585a498ca57f7999abe5423.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523928/f28dc029319e7857307346dadf917219dd66c755.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523930/41c6d31ae6f866a7005b44c80fdf652d955d836e.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523932/74f8bf4bffb0bf16ffdc99470e8726056df36f39.jpg)
Огромный интерес аудитории вызвал болид Marussia GT, созданный и выведенный на трассу при активном участии студентов московского Политеха. Получился очень красивый и достаточно быстрый для первого боевого выезда автомобиль
А вот Marussia отличилась отделившимся от машины на ходу задним колесом и последующей героической починкой — даже несмотря на этот инцидент, автомобиль успел проехать 83 круга. Конкуренты по классу — Мерседесы Дениса Ременяко и Сергея Столярова проехали 136 и 133 круга соответственно. Помимо колеса, в самоволку по трассе ближе к концу гонки отправился и местный волоколамский заяц. К счастью, в этом случае тоже обошлось без потерь. Несмотря на разномастный состав машин и людей, марафон на Moscow Raceway прошёл без серьёзных контактных баталий и сходов.
Серия REC — это отличная возможность потренировать пилотаж, тактику и работу механиков — ведь это очень много трек-тайма и опыта. Помимо наката, пилоты получают мощный гоночный фитнес, а также возможность протестировать технику других классов — например, такую, которая не проходит в регламент РСКГ
Уже после гонки, в паддоке не все участники были довольны поведением соперников и даже допуском в заезд столь разных по скорости классов. Но отсутствие в течение всех 4 часов столкновений подтверждает жизнеспособность формата. Когда на трассе встречаются хладнокровные профи и ответственные новички, места хватает всем. В конце концов, все участники прекрасно понимают на какое соревнование едут и чего от него ожидать.
К вопросу о разнообразии длинных гонок. Не волнуйтесь, это не фото московского этапа REC. Упомянутые в самом начале «Лимоны» — это американская гоночная серия 24 Hours of LeMons. Название дважды остроумное: во-первых, это пародия на 24 часа Ле-Мана. Во-вторых lemon или лимон — расхожее в Америке слово для обозначения всякой автомобильной рухляди. Вроде как наше «ведро с болтами». На старт выпускают машины, купленные по цене не выше 500 долларов, а команды соревнуются не только в скорости, но и в оригинальности. Мы даже выпускали подборки этих удивительных машин. Посмотреть их можно здесь, здесь и здесь.
REC — это уникальная возможность для любителей гонок узнать, насколько высокий темп покажут именитые профессионалы против менее известных бизнес-драйверов; как отдельные гонщики выступят на непривычной для себя технике; какой темп покажут пилоты, у которых был перерыв в выступлениях; как покажут себя друг против друга звёзды, которые прежде не встречались на одной трассе.
Можно предположить, что 4-часовая продолжительность означает марафон выносливости не только для пилотов, но и для зрителей. Но на деле время идёт незаметно: просмотр на трибунах (между которыми можно свободно перемещаться) сопровождается видеотрансляцией на установленном на трассе огромном экране. И профессиональным комментированием, из которого можно многое узнать о биографии пилотов, истории команд, устройстве машин. Это как просмотр захватывающего сериала, где по мере знакомства с героями начинаешь всё больше увлекаться их взаимоотношениями и сюжетом.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/08/02/23/5523939/34b5b4e1c238df4961eec16e38ede6415df45987.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523935/0c0a54a610a8a355c4babc27b3266dcd0d580456.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523937/cfc25f481f2012603f10fbf4c71702c6ba32e863.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523938/d25b4d402c746692ae8ba029a8e1cd815e97cc21.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523934/fda4f42117b2309c25be1fbae4fad0454a7da709.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523936/bc6a11280994b3de49b871baf0a0e8f7f6b999cb.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523940/86f7c955eb2c31d1d9f59f506c2f02fd24ead82d.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523941/8a944b200d5b6af0df6988ffed313ef44860c5e0.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523944/e118c4f0f210c7cc8162606850fe0f717a0dcda4.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523942/bf24821afe0664bef3b695ac991c4e6aa48f46e9.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523943/f95f7d9d1561f941bab30ffbba72fe2777ccdbe0.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523945/e0ac8103e4e34b58c97dbb40da6f740c9d3d3bba.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523947/78476232ae32cb31add2a8470a83ef09493aa371.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523946/e0699068ed58957d2d4c5fcb26b7c783d7842de8.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523948/259fb14d46d18697f4b8348d061580f7600dbdd8.jpg)
/imgs/2022/08/02/23/5523949/d8b7497260e06de8ae2cf2a03e57ed829c83c2ce.jpg)
Самые интересные машины паддока. Обратите внимание, например, на шины внедорожника Jeep Wrangler 6.4 HEMI. А также на внезапное сходство форм Alfa Romeo Brera с запаркованным рядом прицепом
Дополнительную зрелищность привносит вечерний отрезок, когда мощнейшие прожекторы режут темноту яркими лучами. Я даже несколько кругов подряд сравнивал, у кого из участников самый крутой свет. А до этого в светлое время суток развлекался вычислением самого громкого автомобиля: пожалуй, это прототипы BR03. А вот сверхмощные Мерседесы наоборот очень тихие — их едва слышно на фоне почти втрое менее мощных Mazda3! Когда сидеть на трибунах надоест, можно прогуляться по паддоку и не только посмотреть на быт и работу команд, но и побывать на импровизированном автошоу — участники гонки и их друзья приезжают на очень любопытной технике.