Россияне ответили, за сколько они готовы купить «Москвич»
Причины низких цен в Китае описаны экономистом Питером Наварро в работе «The Economics of the “China Price”». Она была опубликована в 2006 году, но остается актуальной и сегодня. В ней Наварро выделяет восемь основных факторов, однако из них достаточно трёх. Во-первых, правительство КНР активно субсидирует промышленность. Объемы госпомощи выходят за границы того, что принято считать нормой, причем льготы распространяются даже на закупку сырья.
Во-вторых, в стране слабо развито экологическое законодательство (а всё это требует дополнительных расходов), хотя за последние несколько лет проектов, связанных с ВИЭ, стало больше. Наконец в-третьих, Китай активно занимается так называемой кластеризацией промышленных сетей. Она подразумевает размещение предприятий цепочки поставок в непосредственной близости друг от друга. Это обычная практика, но в КНР кластеризация приобрела невероятные масштабы. Целые города становятся «мегазаводами», специализирующимися на чем-то одном: компьютерах, текстиле, автомобилях.
По этим причинам, а также из-за разной стоимости основных средств производства, сравнивать цены в Китае и где-то еще бессмысленно. Да, условный JAC JS4/X4 у себя на родине стоит 89 800 — 111 800 юаней (951 000—1,2 млн рублей), а приехав в Россию под видом «Москвича 3» оценивается уже в 1,97 миллиона рублей, или 186 тысяч юаней, поскольку в сумму заложены транспортные расходы, сборка машинокомплектов и прибыль продавца. Много это или мало, сказать трудно — цена, скорее, в рынке, чем вне его. Другое дело, много ли людей готовы столько платить за китайский автомобиль в «советской» обертке.
Несколько дней назад мы решили это выяснить и провели опрос среди читателей «Мотора» и сайта Quto.ru. Вопрос был один: за сколько вы готовы купить такой автомобиль? Чаще участники выбирали вариант «Вообще не собираюсь покупать «Москвич» (38,5%), однако на втором месте по популярности оказался ответ «Не дороже 1,5 миллиона рублей» (35,9%). При этом примерно вдвое меньше человек готовы купить машину по рекомендованной розничной цене, а оставшиеся «решат, когда заработают льготные госпрограммы» или уже ездят на «Москвиче-2140».
Кстати, на днях стало известно, сколько будет стоить топливный «Москвич 3» с вариатором и электрический «Москвич 3e». Первый обойдется чуть дороже двух миллионов рублей, второй — в 3,5 миллиона.