Страна восходящего Нико
Сложно поверить, но гонка в Японии прошла без единого схода и вообще без каких-либо жестких инцидентов. Это второй после Китая подобный случай в текущем сезоне — и притом всего седьмой (!) за всю историю чемпионата. Но если все 22 машины на финише действительно остались целыми и невредимыми, то про моральное состояние некоторых гонщиков такого не скажешь. «Мотор» подводит главные итоги Гран-при Японии, все же не спеша с далеко идущими выводами, украдкой рисуя на плакате:
Нико — чемп…
Покруговая стенограмма событий гонки — как всегда в нашем традиционном онлайне
33 очка отрыва. Тридцать три. Теперь если Росберг упустит титул — то только из-за форс-мажора. Он может вообще больше ничего не выигрывать в этом сезоне: даже если Хэмилтон соберет четыре первых места из четырех оставшихся, Нико будет достаточно финишировать четырежды вторым. Или трижды вторым и разок третьим — набранного преимущества вполне хватит и на это. Только представьте, сколько злорадства может вылиться на Льюиса вместе с призовым шампанским! «Оно, конечно, с победой, напарник, но мы-то с тобой понимаем»…
Одному Нико известно, насколько трудно беречь себя от подобных грязных мыслишек. Но беречь обязательно надо: всю дорогу он был «хорошим парнем», который упорно трудился в тени более талантливого и яркого сокомандника, ждал своего часа — и все идет к тому, что вот-вот дождется. Сумасшедший же прессинг! Не зазнаваться. Не расслабляться. Не забывать, что единственный сход может снова все изменить — причем не столько по очкам, сколько по психологии. Потому что Хэмилтон, вновь почувствовавший вкус крови, может быть чертовски опасен.
Но в Японии Росберг, кажется, вовсе не думал о напарнике: он просто был однозначно лучшим гонщиком уик-энда. Приехал, выиграл три тренировки, квалификацию, гонку — и уехал. На эту будничность впору было бы посетовать — вот только Нико слишком долго был вторым, чтобы сейчас от его доминирования не захватывало дух. Это как канатоходец, впервые пересекающий пропасть без страховки. Дойдет ли? Удержится? Никто ведь в здравом уме не будет желать ему падения — хотя событийности и драмы в этом исходе будет куда больше, чем в успешном финише на той стороне. Поэтому пока замерли — и не дышим. Слишком давно «вторые пилоты» не выигрывали чемпионатов.
Льюис возвращает свой 2007-й
Один из неоспоримых фактов про Хэмилтона заключается в следующем: это уже давно не тот сверхталантливый, но слишком нестабильный и эмоциональный юнец, что дебютировал в McLaren в 2007 году. Это состоявшийся, матерый пилот, практически лишенный слабых сторон. Все скандалы и трудности последних лет, как правило, делали британца только сильнее, собраннее, по-спортивному злее — и тот же Тото Вольфф не зря говорит, что Льюис работает тем лучше, чем выше прессинг. В конце концов, не далее как этим летом он показал, как умеет отыгрываться и перехватывать инициативу.
Возможно (а в этом сезоне возможно все), оставшиеся гонки опять пройдут под знаком особой магии Хэмилтона — но прямо сейчас все выглядит так, будто малайзийским взрывом мотора зацепило какие-то критически важные струны чемпионской души, откинув его в прошлое. В четверг он, подобно нерадивому школьнику, зависал в Snapchat во время официальной пресс-конференции, чем вызвал справедливую критику со стороны журналистов. К субботе Льюис успел на эту критику разобидеться и вообще объявил прессе бойкот. И все бы ничего — к закидонам британца мы привыкли — если бы физически не ощущалось, что и с гоночной формой у него не все в порядке.
Дело даже не в проигранной квалификации: в конце концов, Росберг брал японские поулы и в прошлые два года, а 0,013 секунды отставания — это и не разрыв вовсе. Момент истины наступил в воскресенье, когда после ночного дождя вся четная сторона стартовой решетки оставалась чуть влажной. Именно здесь Льюис, кажется, сорвался: сначала он, единственный из всех «четных», выпросил себе пару маршалов со строительными фенами, чтобы подсушить асфальт — а потом начисто провалил старт. И дело было совсем не в злополучном сыром пятне, а банально в нервах.
Дальше, конечно, был довольно красивый и уверенный прорыв с девятого места на третье — но обратите внимание на концовку гонки, когда Хэм настиг (и довольно быстро) едущего вторым Ферстаппена. На протяжении трех-четырех кругов он просто катался за Максом, толком не выходя на дистанцию атаки — а ведь именно сейчас каждое очко надо буквально вырывать с мясом! Да, обороняющийся Ферстаппен подобен тому грузину из анекдота про «карусэл-карусэл». Да, в итоге единственная атака Льюиса действительно закончилась опасно захлопнутой голландцем «калиткой». Но можно точно сказать, что Хэмилтон-чемпион действовал бы в этой ситуации иначе.
За лидерами все более-менее привычно
Никак не вернется к нам и прежний Феттель — за Ferrari вместо него почему-то продолжает выступать нервный подросток, в очередной раз запомнившийся не гениальным пилотажем, а бесконечными радиожалобами на круговых, слушать которые было одновременно смешно и неловко. Причем в Японии, впервые за несколько этапов, алые машины были однозначно вторыми по скорости — но больше очков домой снова увезли пилоты Red Bull. Конечно, помогли им в этом и штрафы обоих пилотов Скудерии, отбросившие Кими и Себастьяна за спины Дэна и Макса — но ведь и стратеги Ferrari допустили несколько привычных недоработок и странностей. А если бы у престарелого двигателя Риккардо было чуть лучше с мощностью, жизнь подопечных Маурицио Арривабене оказалась бы еще сложнее. В общем, все говорит о том, что итальянцам пора окончательно переключаться на следующий сезон.
Впору бросить борьбу и гонщикам Williams, которых снова обогнали парни из Force India — к концовке сезона Перес и Хюлькенберг подкатили на явно более шустрых машинах. Но это именно тот случай, когда стоит упираться до самого конца: достаточно одного «случайного» подиума — и от десяти очков отставания может моментально остаться ноль. Тем более, что любовь Williams к минимальному числу пит-стопов на Сузуке снова оправдалась: в районе середины дистанции бедных Боттаса с Массой не обгонял только ленивый — но они стоически вытерпели унижения и заехали-таки в десятку. Был бы результат лучше, пойди они на общую стратегию с двумя остановками? Совсем не факт. Как бы там ни было, есть подозрение, что в этом противостоянии последнее слово еще не сказано.
Пилоты Haas продолжают пожинать плоды неопытности своей команды: превосходный темп, позволивший им в субботу дружно забраться в топ-10, в воскресенье был угроблен неработающей резиной, неуклюжей тактикой и… слишком ровной гонкой. Потому что без дождя, без автомобиля безопасности и без единого схода места в очковой зоне разобрали представители пяти сильнейших команд, ни с кем другим не поделившись. Причем если Эстебан Гутиеррес еще и сам наошибался, провалившись на 20 позицию, то Роман Грожан все-таки сражался как мог и заслуживал что-нибудь отличное от «баранки». Как и поднабравший форму Джолион Палмер.
А вот McLaren мы в прошлом обзоре, кажется, сглазили, назвав полноценной командой средней группы: мучения Баттона и Алонсо в хвосте пелотона живо напомнили прошлогоднюю ситуацию с одиозным «GP2 engine». Удивительный момент заключается в том, что на этот раз проблемы были связаны скорее не с мощностью силовой установки Honda, а с прижимной силой в скоростных поворотах. Зато теперь мы точно знаем, что у обеих частей команды — японской и британской — впереди еще тьма работы по возвращению былой формы.
Кажется, Квят все-таки запряг
Злые языки говорят: да какой, мол, Даня русский пилот, если с 13 лет живет в Европе, а на родном языке изъясняется с акцентом? Ну, вот такой вот. По крайней мере, в том, что касается национальной фишки с долгим запряганием и быстрой ездой, у него все даже чересчур в порядке. Квят снова раскатился только ближе к концу сезона — и, похоже, до самого конца собирается стабильно опережать Карлоса Сайнца. Вот только не поздно ли это все?
Прошлогодние моторы Ferrari, стоящие на машинах Toro Rosso, окончательно лишились сил, и попасть в очки Дане теперь поможет только массовый сход лидеров или случайно найденный цветик-семицветик. В чемпионате он почти наверняка останется позади напарника, несмотря на добытый еще в Red Bull подиум — иными словами, если не стрясется какое-нибудь совсем уж чудесное чудо, этот сезон можно будет считать проваленным.
Получит ли у уфимец еще один шанс? А Хельмут его знает! Но если да, то Дане придется прыгнуть выше головы — и в условиях нового регламента, на более быстрой технике, сразу показать отличный темп. Потому что вот это: «Сейчас, сейчас, докурим и поедем», — оно совсем не про Формулу-1. Ну, а пока пожелаем соотечественнику сохранить нынешний темп еще на четыре гонки — и, по крайней мере, с полным правом говорить о том, что возможности машины он выжал досуха.
Ах, да: с чемпионством, Mercedes!
Третий подряд титул в командном зачете дался «Серебряным стрелам» настолько буднично, что об этом событии действительно легко забыть. Ну, делов-то: собрали суперкоманду, сделали супердвигатель под новый регламент — и давай все выигрывать направо и налево. Как будто мы ничего такого не видели ни у Red Bull с Феттелем, ни у Ferrari с Шумахером. Технически — да, скукота и вынос всех в одни ворота. Но есть одна вещь, которую все-таки надо отметить.
«Трехлучевым» удалось сохранить самую спортивную из доминирующих команд последних лет. При всей жесткости противостояния Хэмилтона и Росберга в Mercedes все-таки сумели удержаться от прямого введения командной тактики, «Fernando is faster than you» и прочих мерзких Multi-21. Максимумом так и остались приказы не врезаться друг в друга под угрозой астрономических штрафов, но давайте честно: стоит ли за это осуждать Тото Вольффа и Ники Лауду?
Да, эти три года были предсказуемыми, но по крайней мере настолько честными, насколько это вообще возможно в современной Формуле-1. Поэтому давайте поблагодарим Mercedes за эту честность, насладимся оставшимися этапами — и не забудем обратиться к гоночным богам с молитвой о том, чтобы в следующем году за титул поспорили как минимум две команды. А лучше три. А еще лучше… Хотя стоп, трех будет вполне достаточно. /m
Оценки от «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
5/5
Нико Росберг
Кто-то еще сомневается, что он может стать достойным чемпионом?
3/5
Льюис Хэмилтон
Его все-таки можно выбить из колеи.
4/5
Себастьян Феттель.
Ехал-то объективно неплохо. Но сколько можно ныть?
4/5
Кими Райкконен
Чуть медленнее напарника, но зато гораздо тише.
4/5
Даниэль Риккардо
Говорит, что-то не то было с мотором. В любом случае, шестое место для нынешнего Red Bull — низковато.
5/5
Макс Ферстаппен
Использовал свой шанс по максимуму — и даже почти без скандалов. Молодец!
4/5
Фелипе Масса
Оба пилота Williams проехали как под копирку.
4/5
Вальттери Боттас
Оба пилота Williams проехали как под копирку.
5/5
Даниил Квят
Хорошо. Но поздно. Но хорошо.
4/5
Карлос Сайнц
Череда стабильно сильных выступлений испанца прервалась, но важные очки он набрать успел.
5/5
Нико Хюлькенберг
Снижать оценку Халку вроде не за что: место соответствует скорости машины.
5/5
Серхио Перес
Но считайте, что у Нико пятерка с минусом, а у Чеко — полноценная. За то, что в начале гонки ехал третьим.
4/5
Кевин Магнуссен
Форма Renault улучшилась, вот только Кевин с ней пока справляется хуже напарника.
5/5
Джолион Палмер
Неужели прямо настолько раскатился?
3/5
Фернандо Алонсо
Понятно, что дело скорее в машине, но результат в домашней для Honda гонке обескураживающий.
3/5
Дженсон Баттон
То же самое. Рановато мы поверили в McLaren.
4/5
Роман Грожан
После финиша француз не скрывал разочарования: говорит, на второй половине дистанции он ехал на секунду быстрее Williams. Что ж, одна из его ролей — быть лидером команды-дебютанта. Значит, сам недоработал.
2/5
Эстебан Гутиеррес
А вот Эстебана подвела не только и не столько команда, сколько он сам.
4/5
Маркус Эрикссон
Sauber продолжает болтаться где-то там.
3/5
Фелипе Наср
И оценивать гонщиков швейцарской команды выходит только относительно друг друга.
3/5
Паскаль Верляйн
Как и пилотов Manor…
5/5
Эстебан Окон…
…Где Окон внезапно привез напарнику аж 20 секунд на финише.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Нико Росберг | Mercedes-AMG |
2. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
3. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG |
4. | Себастьян Феттель | Ferrari |
5. | Кими Райкконен | Ferrari |
6. | Дэниэл Риккардо | Red Bull |
7. | Серхио Перес | Force India |
8. | Нико Хюлькенберг | Force India |
9. | Фелипе Масса | Williams |
10. | Вальттери Боттас | Williams |
11. | Роман Грожан | Haas |
12. | Джолион Палмер | Renault |
13. | Даниил Квят | Toro Rosso |
14. | Кевин Магнуссен | Renault |
15. | Маркус Экриссон | Sabuer |
16. | Фернандо Алонсо | McLaren |
17. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
18. | Дженсон Баттон | McLaren |
19. | Фелипе Наср | Sabuer |
20. | Эстебан Гутиеррес | Haas |
21. | Эстебан Окон | Manor |
22. | Паскаль Верляйн | Manor |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Нико Росберг | Mercedes-AMG | 313 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG | 280 |
3. | Дэниэл Риккардо | Red Bull | 212 |
4. | Кими Райкконен | Ferrari | 170 |
5. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 165 |
6. | Себастьян Феттель | Ferrari | 165 |
7. | Вальттери Боттас | Williams | 81 |
8. | Серхио Перес | Force India | 80 |
9. | Нико Хюлькенберг | Force India | 54 |
10. | Фелипе Масса | Williams | 43 |
11. | Фернандо Алонсо | McLaren | 42 |
12. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 30 |
13. | Роман Грожан | Haas | 28 |
14. | Даниил Квят | Toro Rosso | 25 |
15. | Дженсон Баттон | McLaren | 19 |
16. | Кевин Магнуссен | Renault | 7 |
17. | Паскаль Верляйн | Manor | 1 |
18. | Джолион Палмер | Renault | 1 |
19. | Стоффель Вандорн | McLaren | 1 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes-AMG | 593 |
2. | Red Bull | 385 |
3. | Ferrari | 335 |
4. | Force India | 134 |
5. | Williams | 124 |
6. | McLaren | 62 |
7. | Toro Rosso | 47 |
8. | Haas | 28 |
9. | Renault | 8 |
10. | Manor | 1 |