Раздача слонов
Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при МалайзииОсновная религия в Малайзии — ислам. Следом (если «Википедия» не врет) идут буддизм и христианство, и только около шести процентов приходится на индуизм. Но высшие силы, очевидно, с официальной статистикой не знакомы, равно как и с тем, что Формула-1 к религии не имеет вообще никакого отношения. А как иначе объяснить тот водопад чисто кармических испытаний, наказаний и вознаграждений, который в этот раз обрушился на пилотов и их команды? «Мотор» на всякий случай зажигает благовония и подводит итоги одной из самых необычных гонок сезона.
Хэмилтона жестко проверяют на прочность
Хронологию событий гонки можно освежить, прочитав наш традиционный онлайн
Давайте честно: Льюис за свою карьеру успел нажить не только огромную армию фанатов, но и приличный лагерь противников. Возможно, сопоставимый по размерам. Поэтому когда у действующего чемпиона что-то вдруг идет не так, по миру проносится злорадное: «А вот нечего было выпендриваться и всяких Биберов победными шампанскими угощать!». Но в Малайзии даже у самых лютых ненавистников Хэмилтона сердце могло (и должно было) уйти в пятки. Потому что такого он точно не заслужил.
Британец, парой предыдущих этапов снова поставленный в позу догоняющего, имел все шансы отыграться, причем абсолютно по делу. На «Сепанге» он был просто-напросто сильнее напарника — и все шло к подзабытому уже сценарию, когда Льюис доминирует и не чешется, а Нико тужится и потеет, но не может догнать. В тренировках Хэм имел стабильное преимущество, а в квалификации выдал пусть и не совсем чистый, но все-таки рекордный круг, на который Росберг так и не смог ответить. Главный рэпер всея Формулы-1 на сей раз не провалил старт, а от дальнейшего беспокойства его уже в первом повороте избавил Феттель, который не нашел ничего лучше, чем врубиться на торможении в лидера чемпионата.
«Ну, тут все понятно», — сказали зрители и переключили свое внимание на более интересные события. В частности, на красивый и по-хорошему злой прорыв Росберга из хвоста пелотона. Но у мироздания было другое мнение: одна из новых, «оплаченных» еще в Бельгии силовых установок Mercedes внезапно отправилась к праотцам. Причем максимально драматично — с огоньком, как в старые добрые времена. И именно тогда, когда в победе Хэмилтона не оставалось никаких сомнений.
Шокированный, оглушенный, потерянный Льюис только и смог, что обвинить в этой феноменальной непрухе высшие силы. И если он прав, то лично нам здесь видится уже не расплата за предыдущие прегрешения, а серьезное испытание духа и морали. Кажется, гипотетическим вершителям судеб просто захотелось, чтобы в этом чемпионате действительно победил сильнейший.
«Быкам» воздается за упорство
Да, этот дубль — первый в турбоэре — гонщикам Red Bull подарили. Не взорвись у Хэмилтона мотор, не ошибись Феттель в Росберга — и «газировочные» машины наверняка были бы на финише третьей и четвертой. Но разве команда не заслужила этот успех? Полтора года назад, на прошлом Гран-при Малайзии, Риккардо с Квятом беспомощно барахтались в конце первой десятки. А теперь Дэн и его новый напарник не только опередили единственного оставшегося в бою пилота Ferrari (с нынешней формой Скудерии это пара пустяков), но и не пропустили обратно неудержимого Росберга. Чего, к слову, тому же Райкконену не удалось.
Дело, конечно, и в прогрессе двигателей Renault — даже Палмер! Попал! В десятку! Но еще больше — в титанической работе тех, кто корпел над шасси. Этого нельзя не оценить. Как и то, как в Малайзии вели себя сами гонщики Red Bull. За круг до того момента, когда надежды Льюиса на победу сгорели желтым пламенем, подопечные Хорнера выдали настолько красивую, жесткую и притом абсолютно корректную борьбу, что хоть картину рисуй да на стену вешай. Что было бы дальше, не «появись» на трассе виртуальный сейфти-кар, мы уже не узнаем. Может, у какого-нибудь девятнадцатилетнего пилота в итоге сдали бы нервы… Но то, что получилось, получилось здорово.
Это равновесие может пошатнуться в любой момент (и тем скорее, чем ближе «Быки» подберутся к борьбе за титул), но здесь и сейчас Риккардо с Ферстаппеном выглядят прям здорово. Талантливый Макс ощутимо подгоняет Дэна, а тот, в свою очередь, дает юному коллеге понять, что у него не забалуешь. И собственным примером учит ездить не только быстро, но и взросло.
Про австралийца вообще надо сказать отдельно. Малайзийский успех стал для него отличной компенсацией за удары Испании и Монако — кажется, теперь Риккардо вернулся на пик спортивной формы. И, что даже еще важнее, формы моральной.
я выбрал вместо рекламы.
И если каждая победа Дэна будет сопровождаться такой же атмосферой на подиуме, то пусть он выигрывает хоть все гонки подряд. Просто вспомните, когда еще церемония награждения в Формуле-1 приносила столько чистого, неразбавленного позитива? Кто еще способен устроить такой по-хорошему душевный балаган, начисто лишенный пафоса? Кто может не только сам выпить шампанское из самого потного ботинка сезона, но и заставить сделать то же самое напарника, начальника и даже соперника?! О том, дойдет ли когда-нибудь очередь до Берни Экклстоуна, думать пока не будем. Лучше еще раз поблагодарим Дэна за то, что он такой классный парень. И за то, что дождался шанса посвятить победу Жюлю Бьянки.
Феттелю пора взять себя в руки
Себа, безусловно, можно понять. Когда в начале года твоя команда бьет себя копытом в грудь и говорит про борьбу за титул, а потом подводит то с тактикой, то с техникой, то с тактикой и техникой одновременно, в итоге откатываясь вообще на третье место, — самообладание сохранять довольно трудно. Но все-таки нужно. Особенно если ты четырехкратный, черт побери, чемпион. Увы, в этом сезоне немец запоминается в основном не выступлениями (хотя и они есть, вроде сингапурского), а регулярными жалобами по радио и странными движениями вроде того, что было в Спа.
На «Сепанге» эта накопившаяся нервозность достигла пика: ничем иным совершенно детскую ошибку Себа объяснить не получается. И раз уж мы сегодня разбираем гонку с кармической точки зрения, то оцените реплику Нико Росберга в командном релизе: «Казалось, будто в меня прилетела неуправляемая торпеда с четырьмя титулами». Кто не помнит, аналогичным морским снарядом сам Феттель обозвал Даниила Квята в Китае. Все возвращается, Себ. Все возвращается.
Следующая гонка для немца тоже станет подпорченной: за свой проступок он схлопотал штраф — потерю трех мест на старте. Но именно сейчас Феттелю стоит собрать волю в кулак и выступить лучше, чем когда-либо. Не только и не столько на трассе, сколько внутри команды. Предполагалось, что Себ должен сплотить Ferrari, как в свое время Шумахер, но что-то пока не получается. И не факт, что дело только в коллективе.
Заканчивая тему Ferrari — еще пара слов о… Росберге. Нет, у автора не поехала крыша, просто Нико умудрился за одну гонку столкнуться сразу с двумя алыми машинами. Так вот, решение судей наказать немца за контакт с Райкконеном выглядит как минимум спорно. Да, те 10 секунд, что были начислены к итоговому результату немца, ни на что не повлияли. Но почему у стюардов опять возникают проблемы с тем, чтобы отличить жесткую, но адекватную борьбу двух опытных пилотов от ошибок, безрассудства и прочей мальдонадовщины? Не надо так…
Стремительный McLaren, развалившийся Haas
Росберг, конечно, большой молодец, что прорвался с самого дна на подиум. Впрочем, при наличии «самовоза», которым, как ни крути, пока является машина Mercedes, это достижение стоит признать пусть и похвальным, но ожидаемым. А вот так, чтобы на McLaren, с последнего места да на седьмое… В последний раз подобное могло считаться нормой года четыре назад. И вот — тук-тук, здравствуйте, почтальон Алонсо, принес вам тут посылочку с сенсацией.
Конечно, Фернандо помогла чехарда в первой фазе гонки, удачные моменты появления VSC и полковничий запас свежих шин, но без скорости (своей и машины) все равно было не обойтись.
У Дженсона Баттона все получилось не так ярко, но на то есть уважительная причина в виде трехсотой гонки — больше только у Шумахера и Баррикелло. Причем Михаэль свой юбилейный этап закончил 13-м, а Рубенс вообще сошел. В любом случае, теперь уже без опаски можно говорить, что McLaren-Honda наконец встает с колен и возвращается в борьбу. У команды еще есть шанс все испортить в следующем году, когда сменится регламент. Но пока что она имеет полное право радоваться плодам долгого и тяжелого труда.
А вот ребятам из Haas карма посылает все более отчетливые звоночки: расслабляться не надо – надо напрягаться. Солидный урожай очков, собранный в первых гонках, вскружит голову кому угодно, но красно-серые машины начинают пугающе рассыпаться на части. Если антикрылья, которые отваливались в самом начале сезона, еще можно понять, то почему в шестнадцатой гонке у Грожана в тренировке на ровном месте отваливается зеркало, а в гонке отказывают тормоза — вопрос.
Причем с тормозами-то у Haas вообще давняя проблема. Плюс отскочившее в гонке колесо Гутиерреса. Кажется, кто-то наверху хочет, чтобы Джин Хаас сотоварищи усвоили простую истину: чтобы финишировать первым, для начала надо финишировать вообще. А чтобы финишировать, надо вдумчиво конструировать и качественно производить. Иными словами, стартовый запас халявы закончился.
Если долго мучиться…
Весь сезон в Williams чудят с тактикой, упорно пытаясь уменьшить число пит-стопов. Притом, что проводят они их быстрее всех. Эти странные решения раз за разом (кроме Канады) оказываются неверными и могут в итоге привести к тому, что команда упустит четвертое место в Кубке конструкторов. Но стратеги Williams — птицы гордые, их так просто не собьешь. Поэтому они продолжают гнуть свою линию и в Малайзии вдруг снова догнули ее до достойного результата. В смысле, Боттас на стратегии с единственной остановкой смог опередить пилотов Force India — которые, впрочем, вдвоем все равно принесли своей команде больше очков. А что показал бы Масса — мы уже не узнаем, потому что гонка Фелипе пошла под откос еще до старта.
Вторым человеком, который пошел на меньшее число пит-стопов и в итоге преуспел, стал Джолион Палмер. За парня необходимо порадоваться — как-никак, долгожданное попадание Renault в топ-10 и первое очко в Формуле-1. Но, возможно, и последнее. В этом сезоне скорость машины не позволяет рассчитывать на что-то особенное, а в следующем году Джолиона в чемпионате уже может и не быть. Очередь за креслом пилота Renault сейчас длиннее, чем за «айфоном» в базарный день, от спонсорских бюджетов команда зависит не особо сильно, а яркими выступления Палмера назвать как-то не выходит.
Зато его напарник буквально жжет. В пятницу машина Кевин Магнуссена решила сыграть в факел, из которого датчанину пришлось быстро-быстро выскакивать. Этот эпизод не мог не возобновить разговоры о системе защиты головы Halo, которую первоначально собирались ввести уже в следующем году. Она увеличивает время эвакуации из машины примерно на пять секунд — и это не то время, которое пилотам хочется провести в горящей машине. В итоге все сошлись во мнении, что над Halo стоит еще очень внимательно подумать и изучить все плюсы и минусы. Ведь какое бы решение в итоге ни было принято, его последствия могут уйти далеко за пределы чьей-то персональной кармы.
я выбрал вместо рекламы.
Оценки от «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
5/5
Нико Росберг
Если бы пилотам Mercedes не помешали Феттель и Фортуна, тут наверняка стояла бы четверка.
5/5
Льюис Хэмилтон
Если к Японии успеет собраться и вернуть боевой настрой, будет совсем герой.
2/5
Себастьян Феттель
Показал, как не надо.
4/5
Кими Райкконен
Серенько. Кроме эпизода с Росбергом и вспомнить нечего.
5/5
Даниэль Риккардо
Молодец в гонке, дважды молодец после нее. Супер!
5/5
Макс Ферстаппен
У Макса тоже были отличные шансы на победу — и не сказать, что он упустил их сам. Главное, что повел себя мудро — 19 лет уже исполнилось, как-никак!
Б/О
Фелипе Масса
Формально гонка у Фелипе была, а фактически — нет.
5/5
Вальттери Боттас
В такие моменты Вальттери бывает очень силен. Жаль, что сейчас он значительно сильнее своей машины.
4/5
Даниил Квят
Сразу же повредив машину об Магнуссена, Даня уже ни на что особо рассчитывать не мог. И пусть его вины в этом нет, шансы проявить себя стремительно тают.
4/5
Карлос Сайнц
Малайзия совсем не подошла Toro Rosso. Наверное, 11 место в таких условиях — вполне сносно.
3/5
Нико Хюлькенберг
Не самая яркая гонка, но главное — очки в копилку.
4/5
Серхио Перес
После квалификации казалось, что Чеко должен финишировать на пару мест выше.
Б/О
Кевин Магнуссен
Раз в Сингапуре все прошло отлично, здесь должно было пойти не так. И пошло. Пожар в пятницу, столкновение с Гутиерресом и Квятом в воскресенье.
5/5
Джолион Палмер
Лучшее выступление Джолиона в сезоне. Удержит ли планку?
5/5
Фернандо Алонсо
Второе седьмое место подряд — но насколько круче оно было добыто!
5/5
Дженсон Баттон
Потому что это самая результативная трехсотая гонка в истории Формулы-1.
Б/О
Роман Грожан
Второй этап подряд у Романа ломаются тормоза. На сей раз в гонке, а не до нее, но еще непонятно, что хуже.
Б/О
Эстебан Гутиеррес
В такой хаотичной гонке у Эстебана были шансы избавиться от проклятия 11-го места. Но он поймал проклятие колесного диска.
5/5
Маркус Эрикссон
Неплохое выступление для Sauber. А максимальный балл — за то, что всю гонку Маркус ехал по страшной жаре с неработающей системой подачи воды.
Б/О
Фелипе Наср
В Малайзии техника не выдерживала у многих. В частности, у Фелипе.
3/5
Паскаль Верляйн
Мы уже начинаем забывать о том, что машины Manor в середине сезона стабильно обгоняли Sauber. И сам Паскаль как-то перестал феерить.
4/5
Эстебан Окон
В какой-то момент ехал вообще десятым. За это и плюс балл.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Дэниэл Риккардо | Red Bull |
2. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
3. | Нико Росберг | Mercedes-AMG |
4. | Кими Райкконен | Ferrari |
5. | Вальттери Боттас | Williams |
6. | Серхио Перес | Force India |
7. | Фернандо Алонсо | McLaren |
8. | Нико Хюлькенберг | Force India |
9. | Дженсон Баттон | McLaren |
10. | Джолион Палмер | Renault |
11. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
12. | Маркус Экриссон | Sauber |
13. | Фелипе Масса | Williams |
14. | Даниил Квят | Toro Rosso |
15. | Паскаль Верляйн | Manor |
16. | Эстебан Окон | Manor |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Нико Росберг | Mercedes-AMG | 288 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG | 265 |
3. | Дэниэл Риккардо | Red Bull | 204 |
4. | Кими Райкконен | Ferrari | 160 |
5. | Себастьян Феттель | Ferrari | 153 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 147 |
7. | Вальттери Боттас | Williams | 80 |
8. | Серхио Перес | Force India | 74 |
9. | Нико Хюлькенберг | Force India | 50 |
10. | Фернандо Алонсо | McLaren | 42 |
11. | Фелипе Масса | Williams | 41 |
12. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 30 |
13. | Роман Грожан | Haas | 28 |
14. | Даниил Квят | Toro Rosso | 25 |
15. | Дженсон Баттон | McLaren | 19 |
16. | Кевин Магнуссен | Renault | 7 |
17. | Паскаль Верляйн | Manor | 1 |
18. | Джолион Палмер | Renault | |
19. | Стоффель Вандорн | McLaren | 1 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes-AMG | 553 |
2. | Red Bull | 359 |
3. | Ferrari | 313 |
4. | Force India | 124 |
5. | Williams | 121 |
6. | McLaren | 62 |
7. | Toro Rosso | 47 |
8. | Haas | 28 |
9. | Renault | 8 |
10. | Manor | 1 |