Репортаж

10 мест в Приэльбрусье, куда можно добраться на кроссовере

От видов, воспетых Лермонтовым и Чеховым, до нейтринной обсерватории

© Mazda

Известный автомобильный спортсмен и путешественник Андрей Леонтьев — частый гость в Приэльбрусье. Для нас он выбрал 10 достопримечательностей, доступных любому туристу на автомобиле, и проделал этот путь за рулем кроссовера Mazda CX-5 с полным приводом и 194-сильным мотором, потратив 3 дня и 3000 рублей на топливо. Но даже менее мощному и переднеприводному кроссоверу этот маршрут будет по зубам.

Бермамыт

Плато Бермамыт — название весьма условное. Официально эта гора высотой 2600 метров именуется Большим Бермамытом. Однако почти двести лет, с тех пор как здесь в 20-х годах ХIХ века появились русские разведчики, на картах сначала Российской Империи, а за тем и СССР, это удивительно место называлось просто — Бермамыт.

Кстати, что это значит на карачаевском языке, уже никто не знает, но само слово стало синонимом буквально инопланетных, захватывающих дух пейзажей. Именно с Бермамыта открывается один из самых драматичных видов на Эльбрус.

В 1837 году Лермонтов именно отсюда делал зарисовки величественной горы, ради этой картины сюда добирались Горький и Чехов. Последний даже заночевал, чтобы встретить здесь рассвет. Антон Павлович назвал дорогу на Бермамыт «пресквернейшим занятием», но заметил, что ради этой красоты можно проделать этот путь еще и еще раз.

Сегодня дорога на Бермамыт тоже не автобан. Попасть сюда можно двумя путями — на кроссовере со стороны селения Кичи-Балык или на полноценном внедоржнике со стороны села Хасаут (Схауат). Но в любом случае эти 25 или 7 километров (в зависимости от выбранного маршрута), потребуют определенной выдержки и терпения: средняя скорость будет не больше 20 километров в час, а подъем со стороны Хасаута и вовсе потребует навыков внедорождной езды. Да и с камнями, которые могут порезать шины, стоит быть повнимательнее. Но — вспомним Чехова — результат превзойдет все ожидания.

Схауат

Село Хасаут, или Схауат (это древнее название многие местные хранят в памяти) находится у подножья Большого Бермамыта — тут всего 3 километра по прямой. Сегодня это трудно и медленно оживающий поселок, еще недавно мертвый. Но Схауат знал лучшие времена. Цветущее село, специализацией которого было разведение знаменитых карачаевских овец, насчитывало больше 2000 жителей.

Сохранившиеся каменные дома впечатляют своей основательностью. Говорят, один местный крестьянин стал настоящим миллионером — разбогател на овцах. И за каждый тесаный камень нового дома он платил по барашку. На первом этаже этого дома в 1930-х устроили кинотеатр.

С середины 19 века здесь работал и бальнеологический курорт. Причем знаменитые даже среди питерской и московской знати купальни с приходом советской власти не пришли в упадок. Когда в селе был организован совхоз, ванны передали местной больнице, а лечение водами прописывали пастухам, молочницам, сыроделам…

Идиллия кончилась в 1941 году. А в 1943-м село умерло — пока почти 300 мужчин (четверо представлены к званию Героя Советского Союза) бились на фронте с фашистами, женщин, стариков и детей 4 ноября загнали, как скот в грузовики, а потом и в вагоны и отправили, как пособников тех самых фашистов, в Киргизию…

Да, через 15 лет они получили возможность вернуться на родную землю, но к этому времени дороги оказались размыты, крыши домов прохудились… Вернуть к жизни дальнее горное село физически и материально истощенные люди не смогли.

Сегодня в Хасаут снова провели электричество, накатали дорогу, отреставрировали, как могли, мечеть, и на дедовых фундаментах потомки начинают строить новые дома… Правда, сейчас Хасаут все же больше дачное место — от Кисловодска сюда можно добраться за час по живописнейшей дороге, ведущей к источнику Джылы-Су. Спустившись в Долину Нарзанов, перед мостом через реку Хасаут надо повернуть направо, на грунтовку. И через 15 километров вы на месте — на любом автомобиле.

Долина Нарзанов

Долина нарзанов невелика — ее протяженность не больше километра. По сути это берега горной реки Хасаут, из которых бьют больше 20 целебных источников. Впрочем, вкус у этих вод специфический, да и не всем они пойдут на пользу. Но в любом случае в долину стоит свернуть с дороги Кисловодск — Джылы-Су хотя бы даже ради фотографий — завидовать будет каждый, кому покажете.

А вот если захочется здесь остановиться, готовьтесь к спартанским условиям хлипких летних домиков. Собственно, пятизвездочных отелей здесь никогда и не было, но база отдыха работала до середины 2000-х. Сейчас прямо у моста через Хасаут идет стройка. Возможно, какой-то приличный постой появится. Добраться из Кисловодства сюда можно на любом автомобиле: асфальт положен везде за исключением небольшого разбитого участка прямо на выезде из Кисловодска.

Дорога на Джилы-Су

80 километров от Кисловодска до источника Джилы-Су у северного подножья Эльбруса — это, безусловно, одна из самых красивых дорог России. И уже хотя бы поэтому эти самые восемь десятков километров стоит проехать.

Сегодня многие уже не представляют себе путешествие по Кавказу без поездки по этому шоссе, которое в отличие от привычных исторических дорог по ущельям, идет больше по плато, горным равнинам, лишь иногда ныряя вниз и потом серпантином раскручиваясь в небо.

Такое ощущение, что дорогу строили прежде всего руководствуясь эстетическими соображениями. И, возможно, в этом есть значительная доля истины, поскольку у этой тупиковой дороги нет никакой функции, кроме туристической!

И те, кто начал путешествовать на Кавказ относительно недавно, наверное, даже не подозревает, что еще 12 лет назад вместо идеального асфальта было лишь направление, а строительство этой трассы завершилось лишь в 2014 году.

Умопомрачительные виды на Эльбрус и большой Кавказ, водопады, нарзанные источники (эта дорога пересекает Долину Нарзанов), так называемые парящие «Скалы Аватара», растущие из ущелья реки Харбаз…

В общем, это нельзя не увидеть! Тем более, что проехать этот путь можно на любом автомобиле. Но, несмотря на то, что дорога по российским меркам почти идеальна, здесь хватает крутых подъемов и, главное, спусков. При злоупотреблении тормозами колодки могут задымиться. Так что — потихоньку, и больше тормозите двигателем.

Коронарная обсерватория

Приэльбрусье сегодня — настоящая астрономическая «мекка». Помимо небольших горных обсерваторий, в Карачаево-Черкесии построены самый большой в мире радиотелескоп Ратан 600 и некогда рекордный по диаметру зеркала БТА. Однако «звездная» история на Северном Кавказе началась со скромной площадки на горе Шатдатмазе, где в 1947 году был основан наблюдательный пункт Пулковской обсерватории.

Основным инструментом новой обсерватории стал трофейный цейсовский телескоп, вывезенный из Германии. По легенде он был сделан по заказу Гитлера в качестве подарка Муссолини. Тогда подарок опоздал, зато до сих пор служит астрономам для изучения Солнца.

Да, это одна из немногих обсерваторий в мире, которая работает днем. Официальные экскурсии туда не проводятся, но если приедете, наблюдатели вас примут, покажут реликвию и напоят чаем. А еще расскажут, как они при помощи других, более современных телескопов, отслеживают астероиды, представляющие гипотетическую опасность для Земли. От трассы Кисловодск — Джилы-Су по указателю направо около километра.

Чегемские Водопады

Водопады в Чегемском Ущелье Кабардино-Балкарии разделяются на Большие и Малые. Между ними — 15 километров. Но при этом сложно сказать, какие из них производят большее впечатление. Большие срываются с вертикальной отполированной стены прямо у дороги, петляющей по ущелью вместе с руслом реки Чегем.

Малые находятся чуть в стороне от дороги — надо оставить машину и пройти метров 200 пешком, чтобы оказаться внутри воронки, в которую с высоты метров 30 льется поток воды. Местные называют этот водопад Адай-Су — «коса девушки».

Впрочем, ущелье само по себе производит величественное впечатление, и поездка по нему, под нависающими скалами — большое удовольствие. Тем более что дорога до самых дальних водопадов асфальтированная, а дальше — хороший грейдер.

Кстати, если продолжить путь по ущелью, в верховья, то можно добраться и до парадрома. Летают здесь много и с удовольствием, есть даже жилье для не сильно избалованных комфортом. А если за 8 километров до парадрома повернуть налево, то можно по грунтовке, идущей через горы, попасть из Чегемского в Баксанское ущелье.

Перевал Актопрак

Через перевал Актопрак проходит старинная торговая дорога, соединяющая уже много веков два ущелья — Баксанское и Чегемское. Перевал невысок — всего 2000 метров, но отсюда открываются потрясающие пейзажи на восток, юг и запад. Эти виды очень самобытны и неповторимы.

Место живописнейшее и совершенно дикое, лишенное даже намеков на инфраструктуру. Туристы здесь ездят редко, а местные на Газелях и стареньких ГАЗонах возят сено, которое по объему существенно превышает размеры транспортного средства. Дорога каменистая, относительно ровная, и чтобы проехать здесь, не нужен даже большой дорожный просвет. Но спешить не стоит: во-первых, не соберете всех впечатлений, а во-вторых, можно незаметно порезать колесо.

Озеро Уллу-Гижгит

Про озеро Уллу-Гижгит можно прочитать всякое. И даже то, что издревле приходили к нему люди исцеляться… На деле раньше 1940 года ходить туда было бесполезно, так как озера еще не было. А что касается исцеления, то от водных процедур в этом месте можно было получить обратный эффект.

Озеро, которое сегодня считается чуть ли не самым красивым в Приэльбрусье, на самом деле было самым настоящим отстойником Тырнаузского вольфрамово-молибденового комбината. Когда в 1937 году комбинат начали строить, плотиной перегородили реку Гижгит, и в образовавшееся водохранилище длиной в километр и глубиной метров 30 вывели сливную трубу…

В июне 2000 года сошедший сель окончательно добил умирающий ГОК. Впрочем, полноценная переработка там прекратилась еще раньше. Природа умеет самоочищаться. Кто-то даже хвалится уловом из Гижгита. Но купающихся людей там не замечено. А вот приехать на берег, вдохновиться бирюзовой гладью и делать несколько фотографий стоит. От асфальтовой дороги, идущей по Баксанскому ущелью к Эльбрусу, всего 2 километра по каменистой, но относительно ровной грунтовке.

Ущелье Адыр-Су и гора Аллу-Тау

Ущелье Адыр-Су совсем короткое — всего 12 километров, и опирается в величественный четырехтысячник Уллу-Тау, гору-мать, которая считалась покровительницей плодородия и деторождения.

У подножья горы в 1936 году студенты и преподаватели Московского Химико-Технологического института основали альпинисткий лагерь, который работает и поныне. Кстати, помимо романтически настроенной молодежи, там в предвоенные годы там проходили альпинистскую подготовку и бойцы специальных подразделений Красной Армии.

Старое здание лагеря сожгли перед отступлением немцы в самом конце 1942 года. А нынешние постройки начали возводить в 1946-м. Сегодня очень трудно представить, что такое строить, не имея дороги и доставляя материалы на ослах и собственном горбу. Пешая тропа стала проезжей дорогой только после 1968 года. Из двух вариантов — взрывать практически отвесный склон, чтобы проложить в ущелье путь автомобилям, или строить лифт — выбор был сделан в пользу второго, весьма экзотического решения.

С тех пор лифт работает без каких либо серьезных переделок. Расписания нет, внизу есть телефон оператора. Можно позвонить и попросить поднять вашу машину, предварительно уточнив цену услуги. Только не забудьте паспорт, ибо прямо за лифтом находится пост — ущелье Адыр-Су — это пограничная зона, так что надо регистрироваться.

А дальше — каменистая и довольно ухабистая дорога приведет вас к альплагерю. Если заранее договориться, в Уллу-Тау можно и остаться, но условия не тянут даже на 1 звезду. Впрочем, бьющая по ушам тишина и хрустальный воздух могут стать достойной компенсацией некого дискомфорта.

Баксанская нейтринная обсерватория

Достопримечательность для тех, у кого есть воображение и кто хоть что-то помнит из школьного курса физики. Нейтрино — элементарная частица, которая очень редко вступает во взаимодействие с другими. В исследовании нейтрино большую роль сыграл советский физик итальянского происхождения Бруно Понтекорво, и продолжением его работы стало создание нейтринного телескопа в недрах приэльбрусских гор.

Да да, парадоксальным образом обсерватория находится под землей, и в нее ведет километровый тоннель, по которому ходит узкоколейный аккумуляторный электровоз… Обсерватория под двухкилометровой толщей гранита… А все по тому, что эта толща задерживает все, что можно, а вот нейтрино, который ни с чем не взаимодействует, проникает сюда «в чистом виде». Через каждый квадратный сантиметр всего, что есть на Земле, ежесекундно проходит 6х10 в десятой степени этих частиц, излучаемых Солнцем и более далекими звездами. И здесь есть шанс «поймать» его.

Зачем? Дело в том, что если удастся приручить эту частицу, и, более того, воспроизводить ее, то все технологические революции, которые знает человечество, станут подобны возне в песочнице по сравнению с открывающимися перспективами.

Во-первых, нейтрино могут помочь в изучении очень дальних космических объектов и даже понять природу образования Вселенной со всеми вытекающими. Во-вторых, это принципиально новые методы диагностики. В-третьих, возможности связи становятся безграничны во всех смыслах. В-четвертых… Список близок к бесконечности.

Официально на Нейтринную обсерваторию организуются экскурсии по предварительной записи. И даже если вы далеки от большой науки, стоит туда попасть, чтобы как минимум оценить масштабы четырехэтажной рукотворной пещеры. Кстати, в строительстве тоннелей и подземных сооружений принимали участие и московские метростроевцы. Обсерватория находится в поселке Нейтрино — прямо на дороге, ведущей по Баксанскому ущелью. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget