Картсим: интервью Аркадия Цареградцева и наш сложный опыт
Я ехал с Аркашей, как его ласково называют многочисленные фанаты, в одной «волне» — это был самый сложный стартовый отрезок гонки на картах. И всякий раз, замечая его на круге, удивлялся — почему пилот, которому явно дискомфортно на трассе, так долго и стойко на ней держится. Ведь по регламенту можно откатать «минималку» в 15 минут и пойти ждать своей очереди на симулятор. Но Аркадий всё ехал, улучшался и даже, кажется, получал удовольствие. Поэтому по окончании гонки я не без труда выловил его после продолжительной автограф-сессии и обсудил впечатления.
Дмитрий Ласьков (Мотор): Аркадий, я ехал с тобой в одном заезде с самого старта гонки и видел, что тебе было непросто на трассе. Но вместе с тем ты не сменился, откатав минимум по регламенту, а сидел практически до упора — в чём был смысл страдать, но продолжать находиться на трассе?
Аркадий Цареградцев: Не нужно думать, что меня так долго держал в гонке менеджер. Я сам решил, что своей стабильностью и лучшей в нашей команде скоростью какой-то результат да привезу, он может нам помочь. Вот и не вылезал из-за руля максимальную продолжительность стинта. Я там проехал хорошее для себя время, а самый главный для меня результат — что я мчал 40 минут нон-стоп в ровном темпе.
Д.Л. Ты ведь уже участвовал раньше в Картсиме в 2022 году — можешь сравнить уровень Гонки звёзд тогда и сейчас?
А.Ц. В 22-м году мы своей РДСной (выступающей в дрифт-чемпионате RDS — прим. ред.) командой «расчесали» соперников в одни ворота. А сейчас всё произошло ровно наоборот — команды СМП и картингистов не оставили нам шансов. Это закономерный исход — профессиональные кольцевики и картингисты быстрее, точнее и выносливее одновременно. Я же вообще в прокатном картинге бываю раз в год, когда куда-то позовут поучаствовать. Сейчас вот у меня была всего одна тренировка на три заезда и час на симуляторе.
Д.Л. А спортивный картинг пробовал? (Имеется в виду гоночная техника класса Rotax и выше — прим. ред.)
А.Ц. В «спорте» я вообще не езжу — берегу рёбра и спину. Стараюсь тренироваться по своей специфике — дрифтовой. Ну иногда езжу в кольце в кузовах. А здесь я ещё потому, что я атлет «Юки» и участвую в их активностях. (Yuka ADV Pro Racing — комплексный автоспортивный бренд, развивающий российский автоспорт через различные проекты, в том числе соревнования по джимхане — прим. ред.) Ну и для меня тоже интересный экспириенс, я люблю себя вбрасывать в какую-то необычную историю — полезно для мозга.
Д.Л. А как ты ощущаешь свою социальную миссию, когда участвуешь в таких вот непрофильных для себя активностях?
А.Ц. Ко мне подходят молодые парни по 8 лет, и при этом они гонщики в полной профессиональной экипировке — и благодарят за то, что я здесь. Я рад что, своим примером могу их поддержать, дополнительно мотивировать их стремление к автоспорту. Ну вот сколько может продолжаться мой персональный автоспорт? У меня в боксе стоит больше ста кубков за достижения в разных гоночных дисциплинах — я счастливее что ли стану от того, что их двести станет? А если я смогу замотивировать хотя бы 10, 20, 50 ребят, чтобы они стали заниматься автоспортом — вот это будет классное развитие моей автогоночной миссии.
Д.Л. Слышал, что у тебя дома установлен кокпит — ты катаешь в симах только свой любимый дрифт или кольцо тоже иногда?
А.Ц. Я как раз больше кольцо катаю и ралли — потому что они мне кажутся более натуральными. Особенно ралли: очень классно ощущается автомобиль: то, как машина вращается на экране здорово отдаётся в ощущения на руле, очень реалистично. В дрифте для меня вообще неубедительно в симах, а кольцо примерно 50 на 50. Сейчас вот, например, было сложновато ехать по трассе Moscow Raceway на прототипе BR03 — в отличие от реальной, в виртуальной части Картсима уже сокомандники были быстрее меня.
Д.Л. В следующий раз готов залететь в такие соревнования, но попробовать подготовиться лучше и показать результат выше? Или снова поедешь просто «по фану» или вообще не поедешь?
А.Ц. Мне, к сожалению, просто некогда тренироваться, потому что я полностью погружен в дрифт. Причем в основном с точки зрения управления: сейчас администрирование команды — это 98 процентов моей дрифт-работы и только 2 процента — гонки. Поэтому я весь там, но если есть возможность не думать о дрифте хотя бы вот так на три дня, как сейчас — я с удовольствием пользуюсь таким шансом.
Я солидарен с Аркадием в том, что к симулятору есть вопросы. Да и в кулуарах соревнования среди звёздных пилотов проскакивало мнение, что виртуальный BR03 едет не совсем так, как от него ожидаешь — будучи лично знакомым с BR03 настоящим или хотя бы вообще с техникой подобного класса. Но повторю свою мысль, высказанную в предыдущем материале про фиджитал-гонки: симулятор — это не про абсолютную реалистичность, а про умение адаптироваться к оказавшейся в твоём распоряжении физической модели. Очень ценное для гонщика качество, и тренировки на симуляторе помогают его развивать.
Гонка для моей команды в этот раз не задалась. Несмотря на то, что мы точно так же, как и до этого несколько раз хорошо потренировались и на картах, и на симуляторах в гоночной академии MIKS Karting. Основательная подготовка — наш практически единственный и прежде неплохо работавший козырь против известных пилотов, которые чаще всего едут Гонку звёзд почти без тренировок.
Во-первых, потому что могут — на то они и звёзды, профессионалы автоспорта. А во-вторых, потому что у них зачастую нет возможности даже физически посещать тренировки. Ведь многие из них всё время находятся на сборах или преподают гоночное искусство сами по всей России и за рубежом. А часть гостей — например, Алексей Савин (РСКГ) и Алексей Шендюков (джимхана) — вообще приехали на Картсим из родной Республики Беларусь.
Мы с коллегами скаламбурили для своего журналистского коллектива название «Поехали Медиа» — и поехали. Но на старте в картинге я не сумел быть достаточно агрессивным в борьбе за первые пять поворотов и оказался вытеснен в стену. После этого понял, что ещё и стартовый карт по жребию выпал вялый и отыграть упущенное на нём не получится — максимум держать средний темп пелетона.
Тем временем коллега Михаил Конончук, представлявший дружественный нам Quto.ru начудил на виртуальном Moscow Raceway, поэтому Вадиму Гагарину из Авто Mail.Ru и Кириллу Ларину (АвтоПлюс) оставалось лишь тащить эту тяжёлую ношу отставания до конца гонки. Итоговый результат — 7-й из 12 команд, никаким подиумом на этот раз и не пахло.
И главное — что крупных ошибок не было, провального темпа тоже ни у кого не замечено. Просто мы нигде не блеснули, фортуной обласканы не были, а соперники были быстры, удачливы и точны. Вырос и средний уровень команд в Гонке звёзд — было приятно видеть, что список участников-профессионалов пополнился такими именами, как Кирилл Смаль, Кирилл Киракозов, Андрей Громов и Максим Солдатов.
Поэтому хочется пожелать организаторам привлекать ещё больше звёзд из самых разных дисциплин автоспорта и ещё сильнее расширять географию гостей. В этот раз из «непрофильных» пилотов поучаствовали дрифтеры и джимханщики, а в следующий можно позвать раллистов. При этом реальную гонку провести на электрокартах, а виртуальную часть сделать, например, в ралли-симе.
Это уравняет (или хотя бы усреднит) шансы представителей разных гоночных дисциплин на итоговую победу по сумме реального и виртуального. Да и умеющим всего понемножку блогерам с журналистами будет на руку. Можно добавить даже физподготовку — тесты на реакцию и другие упражнения для пилотов. Потенциал у фиджитал-гонок огромный, масштабы Картсима растут — жду, что расширится и формат! /m