Репортаж5 мин.

Самый локализованный российский электрокар: как собирают Lada e-Largus

Спустя полтора года Largus вернулся на конвейер, но пока в тестовом режиме

© Сергей Ильин

АвтоВАЗ постепенно возвращается к «досанкционной» линейке: весной в Тольятти возобновилось производство Vesta NG, а теперь на заводе «Лада Ижевск» стали выпускать Largus. О серийной сборке говорить рано: универсалы и фургоны ждёт пересертификация. Зато в гамму добавят «батарейный» Lada e-Largus: АвтоВАЗ называет такую версию «самым локализованным российским электромобилем», ведь отечественных деталей в нем более 50 процентов.

Lada Largus, по сути, единственная модель с французскими корнями, которая останется в линейке АвтоВАЗа после разрыва с Renault. Причина проста: альтернативы этому продукту на российском рынке не нашлось, поэтому позициям «Ларгуса» ничего не угрожает даже несмотря на двухлетнюю паузу в производстве.

Хотя Lada Largus базируется на платформе B0 двадцатилетней давности, целая плеяда небольших деталей в нашей стране никогда не производилась: компоненты доставлялись из стран Восточной Европы. До 2022 года над полной локализацией «Ларгуса» даже не думали: переход на альтернативные каналы поставок был попросту не выгоден. После введения санкций пришлось «импортозаместить» сотни деталей: только в России стали выпускать 235 запасных частей для универсалов и фургонов.

На заводе «Лада Ижевск» штамповали и продолжают штамповать детали для «Весты», «Гранты» и снятых с производства моделей (Priora, Kalina, Samara-2, Lada 110 и линейки Datsun). Теперь номенклатуру расширят за счёт крыльев, дверей и элементов крыши для «Ларгуса», загрузив прессовое производство на 90 процентов. Пока кузовные элементы «Ларгуса» штампуют в Тольятти, а на рокировку решились по соображениям логистики.

Из Тольятти на завод «Лада Ижевск» переехали десять сварных роботов, а всего пришлось перевезти около 1100 единиц сварочного оборудования. Вкладываться в модернизацию производства АвтоВАЗ не стал: большинство сварочных операций выполняют вручную, уровень автоматизации производства «Ларгуса» — всего девять процентов, а возможности конвейера ограничены мощностью сварочного цеха — он способен выпускать до 25 кузовов в час.

© Сергей Ильин

Покрасочная камера досталась «Ларгусу» в наследство от Lada Vesta: вмешательство в работу роботов ограничилось перекалибровкой программного обеспечения. Палитра пока скудная: на первых порах Lada Largus будут красить в белый («ледниковый») и серебристый («платина») цвета, хотя планом предусмотрено восемь различных оттенков.

© АвтоВАЗ

Пока на заводе «Лада Ижевск» собирают опытную партию из 30 фургонов и универсалов. В свободной продаже эти машины не появятся. До полноценного серийного производства ещё полгода: собирать предзаказы на Lada Largus начнут в мае 2024 года, и на первых порах покупателям предложат только бензиновые машины.

© Сергей Ильин

Глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что по версиям с ДВС достигнут «технологический суверенитет». О разнице в оснащении «санкционной» версии из Тольятти и «импортозамещённых» машин из Ижевска на заводе пока не говорят, но похоже на старте продаж предложат небогатые комплектации. Изменений по агрегатам не будет: те же «атмосферники» объёмом 1,6 литра с восемью и шестнадцатью клапанами, та же безальтернативная 5-ступенчатая «механика».

© Сергей Ильин

Сокращать гамму на АвтоВАЗе не планируют: Largus будет выпускаться в виде пяти- и семиместного универсала, фургона и пассажирской кросс-версии. Интересно, что руководитель продуктовых программ АвтоВАЗа Олег Груненков заявил, что себестоимость «Ларгуса» не изменилась, а «жестить» с ценами на модель завод не станет. Впрочем, ждать прайс-листов раньше чем через пять месяцев не стоит.

На одном конвейере с обычным «Ларгусом» на заводе «Лада Ижевск» будут выпускать электромобиль e-Largus! Этот проект запустили сразу после ухода Renault, так что компонентов из «недружественных» стран в «батарейных» фургонах и универсалах нет. АвтоВАЗ уже называет e-Largus «самым локализованным отечественным электромобилем», но сравнивать можно разве что с «Москвичом 3e» и «Эволютом».

© Сергей Ильин

Первый серийный электромобиль Lada e-Largus обещал приобрести глава Удмуртии Александр Бречалов, он же на мероприятии прокатился на предсерийном универсале в топ-комплектации. Руководитель региона похвалил бесшумность электрокара, небольшой радиус разворота и удобное кресло, но затем признался: на заводе «Лада Ижевск» нехватка персонала составляет почти 50 процентов, и без вахтового метода проблему не решить.

Универсал Lada e-Largus отличается от бензинового «собрата» оригинальными 15-дюймовыми легкосплавными дисками, голубыми вставками и шильдиками. Базовый фургон издали и вовсе не отличить: декора меньше, а «обута» утилитарная версия в штамповки. Зато в салоне унификация электромобилей полная: вместо рычага управления трансмиссией шайба выбора ездовых режимов, вместо аналоговой «приборки» — виртуальная панель. Кресла старые: поменялась только обшивка.

© Сергей Ильин

Под капотом «батарейной» версии китайский синхронный электродвигатель номинальной мощностью 68 лошадиных сил. Пиковая отдача может достигать 163 лошадиных сил, но только в интервале 20 секунд. Заявлено, что Lada e-Largus сможет разменять 0–100 быстрее десяти секунд, а максимальная скорость составит 145 км/ч. У универсала будет двухсекционная тяговая батарея ёмкостью 61 киловатт-час, для фургона предложат упрощенный вариант с односекционной батареей на 46 киловатт-часов.

Литий-ионные ячейки для тягового аккумулятора китайские, однако корпус батареи, систему охлаждения и обогрева, а также управляющую электронику выпускает российская Итэлма. Виртуальная приборная панель тоже отечественная. А вот зарядное устройство и высоковольный распределительный блок выпущены в Поднебесной.

© Сергей Ильин

Запас хода Lada e-Largus рассчитан по устаревшему циклу NEDC, поэтому для базовой версии заявлена автономность 300 километров, для топ-версии — 390 километров. В реальных условиях запас хода снизится минимум в полтора раза до 200–260 километров. На быструю зарядку от обычной розетки рассчитывать не приходится: процесс займёт от 10 до 19 часов.

Тяговая батарея Lada e-Largus

© АвтоВАЗ

Вместимость грузового отсека и салона после перехода на электротягу не изменилась. Но снаряжённая масса выросла: базовый электрофургон потяжелел на 220 килограммов, а наиболее «дальнобойная» версия — на 280 килограммов! Для бензинового фургона заявлена грузоподъёмность 620–725 килограммов, показатели электрокара пока не раскрывают.

© Сергей Ильин

Доработки подвески сводятся к иной калибровке амортизаторов, а на пассажирский универсал с «большой» батареей пришлось поставить усиленные задние пружины от фургона. В остальном бензиновые и электрические версии максимально унифицированы, и с точки зрения производства это логично: конвейер тот же, добавлен лишь отдельный участок для монтажа батареи. Отличия по кузову сводятся к точкам крепления.

Базовый фургон Lada e-Largus

© Сергей Ильин

У потенциальных покупателей «высоколокализованных» электромобилей Lada наверняка будет много вопросов. Как изменится дорожный просвет e-Largus, хватит ли штатных тормозов заметно потяжелевшей машине, останется ли запас прочности у приводных валов с тяговитым электродвигателем и, главное, сколько потребуется переплатить за электрокар?

© Сергей Ильин

Подробно рассказать о характеристиках «батарейного» «Ларгуса» на АвтоВАЗе обещают в середине 2024 года. Цены будут зависеть от мер государственной поддержки. Предполагается, что общий тираж Lada Largus в 2024 году составит от 30 до 50 тысяч экземпляров. Доля электромобилей не превысит десяти процентов. Если проект Lada e-Largus окажется успешным, можно ожидать электрификации «Нивы» и «Весты»: прототипы таких машин уже есть. /m

Источник фото:Сергей Ильин и АвтоВАЗ
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget