Репортаж

Слово о «Поло» Игореве

Итоги второго сезона проекта «Народный пилот»
Гонщик команды B-Tuning Игорь Самсонов — победитель конкурса «Народный пилот» — в минувшие выходные выступил на заключительном этапе РСКГ в Казани, который стал для него своеобразным выпускным экзаменом. Бороться в классе «Национальный» ему пришлось бок о бок с бывшим пилотом Формулы-1, победителем «24 часов Ле-Мана» Микой Сало.

Гонщик команды B-Tuning Игорь Самсонов – победитель конкурса «Народный пилот», который этой весной «Мотор» провел совместно с «Академией Ралли» – в минувшие выходные выступил на заключительном этапе РСКГ в Казани, который стал для него своеобразным выпускным экзаменом. Бороться в классе «Национальный» ему пришлось бок о бок с бывшим пилотом Формулы-1, победителем «24 часов Ле-Мана» Микой Сало. «Мотор» рассказывает, как Игорь показал себя в этой «теплой финской компании», и подводит итоги второго сезона «Народного пилота».

Но еще до финала в Казани предпоследний этап РСКГ прошел на трассе Moscow Raceway. Для Самсонова, жителя подмосковного Одинцова, он фактически был домашним. Игорь выступал здесь в любительском чемпионате RHHCC, приезжал на платные трек-дни для частников и потому мог рассчитывать на хороший результат. Кроме того, в 2012 году Игорь выступал на MRW в рамках Mazda Sport Cup и показал второй результат среди 120 участников.

Однако по той конфигурации трека, которую подготовили для этапа РСКГ, Самсонов еще не ездил. Поэтому глава «Академии Ралли» Михаил Лепехов предоставил ему пикап Volkswagen Amarok, прицеп, боевую машину – и Игорь ранним будничным утром сам повез все это хозяйство на MRW, чтобы заранее «вкатиться» в трек, почувствовать покрытие.

Уже во время этапа, перед официальной тренировкой, Самсонов дополнительно проехался по треку на велосипеде. Конфигурацию он специально не учил, на симуляторе не занимался: «Это не Нюрбургринг, перед поездкой на который надо учить все повороты, запоминать каждую кочечку, все особенности покрытия. Российские трассы простые, понятные, поэтому такой необходимости не было. Чтобы их запомнить, достаточно пройтись пешком или проехать на велике. Кроме того, за неделю до московского этапа РСКГ я был на MRW на гонках DTM и внимательно следил за пилотами немецкого туринга – что и как они делают. В общем, я уже примерно представлял, как здесь надо пилотировать машину».

Подготовка сработала: в квалификации Самсонов показал четвертый результат, и в первой гонке стартовал со второго ряда, плечом к плечу с лидерами чемпионата Дмитрием Брагиным, Павлом Кальмановичем и Айдаром Нуриевым. В машине, по сравнению с предыдущим этапом в Смоленске, почти ничего не поменялось. Была лишь заменена коробка передач (на «Смоленском кольце» у Игоря возникли проблемы с включением второй и четвертой передач), а по остальным настройкам «Народного пилота» все устраивало. Последствия аварии в смоленской гонке, когда Игорь столкнулся с машиной другого участника (точнее участницы), не ощущались: «Поло» без проблем восстановили за неделю.

Игорь и 14-летний пилот B-Tuning Глеб Кузнецов, выступающий в юниорском первенстве РСКГ

Однако все радужные планы в одночасье разбила погода. Volkswagen Polo Sedan, как и машины соперников, был настроен под сухой трек, поэтому заморосивший за 15 минут до старта дождь отрицательно повлиял на сцепление с покрытием. «У нас нет специальных людей, как, например, в WRC, которые прогнозируют погоду. Если бы они предсказали дождь за полчаса, можно было успеть перенастроить. А так – всем пришлось ехать на «сухих» машинах», – объясняет Самсонов. В итоге из 21 пилота, заявленного на первую гонку, до финиша не добрались шестеро, и Игорь оказался среди них.

На первых кругах гонщик потерял несколько позиций и откатился в середину пелотона. На 11-м круге он пошел в атаку, обогнал двоих участников и переместился на четвертое место, но сразу после этого машина Игоря в пылу борьбы ушла в занос, выехала за пределы трека, а когда Игорь начал возвращаться на трассу…

Polo Sedan со всей силы, по-хоккейному, ударился левым бортом о «Калину» Павла Кальмановича. Машины развернуло. У «Поло» Игоря оторвало передний бампер, в щепки разлетелись приводы колес. Колеса «смотрели» в разные стороны. Игорь вышел из автомобиля и направился в боксы.

«За поребриком была пластиковая трава, а после нее, в зоне безопасности – сразу асфальт. На траве зацепа не было, на асфальте он появился, причем резко. Машина поменяла траекторию, я стал возвращаться обратно на трек и просто не заметил Павла. Видел в зеркало, что едет большая группа машин. Если бы я отпустил газ, я бы просто приехал в эту кучу. А Кальманович ехал чуть впереди группы, он был в моей «мертвой зоне». Плюс ко всему, нормально вертеть головой, чтобы смотреть по сторонам мешает система защиты шеи HANS», – вспоминает Игорь.

Уже на вторую гонку, зная о вероятности дождя, восстановленный после аварии Polo Sedan слегка перенастроили. Изменили жесткость задних пружин, углы развала-схождения, перераспределили тормозные усилия. Однако, в связи с тем, что опыта выступления на мокром треке у Игоря не было, добиться стопроцентного попадания в нужные настройки не удалось. «Поэтому я поставил себе четкую установку, что я буду ехать аккуратно, без риска. И хоть мне Михаил Лепехов никогда ничего по поводу аварий не говорил, я конечно же чувствовал ответственность. И уже не мог позволить себе допустить серьезную ошибку», – говорит Самсонов.

####Михаил Лепехов, глава «Академии Ралли» :

«Игорь провел хороший сезон. Может быть, за исключением небольших помарок, когда были аварии. Вспомните ту же аварию на MRW. Как до нее он классно ехал! А вообще, парень очень хороший. RHHCC – это реальная школа. В общении с Игорем я был корректен, никаких конфликтов мы себе не позволяли. Ну и сам Игорь не давал нам повода. Будем ли мы и дальше сотрудничать с ним в следующем сезоне? Пока не могу сказать, идут переговоры. Автоспорт – дорогое удовольствие, нам нужны спонсоры. А то, честно говоря, один я уже не потяну».

Вторую гонку на MRW Игорь начал на 16-й позиции, и за 16 кругов сумел прорваться на седьмое место. Заезд начался на относительно сухом треке, дождь пошел только ближе к середине гонки, поэтому у пилотов было время освоиться. Оказаться намотанным на отбойник никто не спешил. Тем не менее, до финиша вновь не доехали пятеро участников. Игоря среди них, слава автоспортивным богам, не было. «Народный пилот» спокойно завершил гонку седьмым, а главное – невредимым и на целом «Поло». Ведь до завершающего этапа оставалось меньше двух недель.

Изначально финал должен был пройти на «Сочи Автодроме», но из-за наводнения его перенесли на «Казань Ринг», где в этом году уже состоялся четвертый этап РСКГ. После того, как Сочи чуть не смыло, трек необходимо было подготовить для октябрьского Гран-при Формулы-1. «В паддоке, правда, ходили слухи, что трассу закрыли для секретной тренировки одной из команд Формулы-1, но это лишь догадки. Да это и не важно. Главное – этап состоялся. И Казань для финала подошла идеально, на этот треке всегда приезжает рекордное число участников», – говорит Самсонов.

Настройки Polo перед казанскими гонками не меняли. По словам Игоря, чтобы что-то менять, необходимы тесты, а времени у команды на них уже не было. Так что машина осталась в такой же конфигурации, как и на MRW. Уже в Казани механики попробовали поиграть с жесткостью передних пружин. Причем сделали это по совету приглашенной звезды – экс-пилота Формулы-1 и победителя «24 часов Ле-Мана» 2008 и 2009 годов в классе GT финна Мики Сало. 48-летнего пилота заявили на последний этап за команду B-Tuning, причем финну выдали специально построенный для него Polo. «Это очень мощный гонщик, настоящий профессионал. Машину видит – как рентгеном просвечивает: это поменять, это перенастроить. Он говорил, что надо делать – механики меняли жесткость передних пружин, еще что-то советовал. Очень крутой дядька», – делится Игорь впечатлениями от знакомства с легендарным гонщиком.

В квалификации казанского этапа Самсонов показал 17-й результат, а в первой гонке стал десятым. Причина неудачного выступления – поломка двигателя. «Перед квалификацией загорелся датчик check engine. С чем это связано, никто не понял. Поэтому в «квале» не получилось проехать хорошо. Мы пытались устранить проблему, поменяли дроссельную заслонку, поменяли педаль газа, обнулили ошибку. Машину завели, ошибки нет, все отлично, а потом, когда я поехал первую гонку, ошибка опять «вылезла». Хотя особо ощутимой потери динамики не было. В итоге я дал себе установку приехать десятым, чтобы на второй день, по правилам реверсивного старта, начать гонку с поул-позиции. Так и получилось».

Но морока с мотором на этом не закончилась. «После установочного круга на вторую гонку, когда механикам уже надо было покидать стартовую решетку, у меня вдруг не завелся мотор. Раза с восьмого я завел его, когда уже все тронулись на прогревочный круг», – вспоминает Самсонов. По ТВ-трансляции было видно, что уже на выходе из первого поворота его Polo «задыхается». Игорь теряет позицию за позицией, и в итоге на третьем круге сходит с дистанции: «Продолжать гонку не было смысла, я бы приехал одним из последних, причем был риск, что мотор окончательно «ляжет». Решение заехать в боксы принял сам. Машина перестала ускоряться как надо. Это было особенно видно в поворотах, когда я после апекса «открывался», а машина ускорялась уже только после того, как я выравнивал руль. С вывернутыми колесами машина на газ не реагировала». В общем, финальный аккорд получился, мягко говоря, смазанным.

Зато за команду B-Tuning в Казани круто выступил Сало. В квалификации он сходу показал третий результат, что стало неожиданностью для всех участников. Конечно, Мика Сало прекрасный пилот, заслуженный ветеран, но чтобы в 48 лет вот так успешно и практически без подготовки выступить в российском национальном первенстве…

Вот только финн переключал передачи так жестко, что в первой гонке трансмиссия «Поло» не выдержала и сказала своему мучителю: «Näkemiin!». Коробку поменяли. Во второй гонке Сало вел себя спокойнее и финишировал третьим. «На самом деле, новую коробку он тоже чуть не сломал, когда боролся за первую позицию во второй гонке. Просто не успел привыкнуть к этой трансмиссии. Не думаю, что он нервничал, ошибался и втыкал первую вместо третьей. По надежности механизма нет вопросов, это просто дело привычки. У меня такое же было», – объясняет Самсонов.

####Андрей Севастьянов, руководитель команды B-Tuning:

«Что случилось с мотором на машине Игоря в Казани, пока неизвестно. Инженер в Москве еще не сказал, что конкретно произошло. Другое дело – сломанная вилка включения передач. Такая же проблема была у Мики Сало. Похоже, это вопрос привычки. Надо переключаться мягче. Но в целом Игорь в этом году от гонки к гонке выступал все стабильнее. Видно, что выходец из любительского чемпионата готов бороться в каждом повороте. Таким участникам надо помогать, развивать их талант. Ну и, конечно, необходимо искать спонсоров.

Игорь говорит, что скоро «Калины» отживут свой век, и в «Национальном» будут соперничать только VW и Kia. Я с ним не согласен. «Калины» никуда не денутся, их всегда будут пытаться протащить в чемпионат. Я против лоббирования интересов «АвтоВАЗа». Эта ситуация – «В России этих машин много, давайте им дорогу» – заблуждение и отравление автоспорта. Регламент изначально был заточен под «Калины», когда «Национальный» еще был монокубком. Сейчас пришли другие производители, а преференции «Калинам» сохранились. Им, например, разрешено использовать спортивные коробки передач, а мы можем ездить только с заводскими. В итоге получается, что идет борьба между быстрыми и ненадежными «Калинами» и всеми остальным, у которых все ровно наоборот. Эту проблему надо как-то решать».

В общем, это был очень крутой финал сезона. И для Мико Сало, и для Самсонова. «Сезоном доволен. По сравнению с чемпионатом RHHCC – небо и земля. За всю историю выступления VW Polo Sedan в РСКГ мне удалось добиться максимальных результатов: поул в Сочи, второе место там же, самое быстрое время круга в гонке. Невероятно приятно это осознавать. Помимо меня и первого «Народного пилота» Максима Белоцкого, на «Поло» ездили и другие быстрые ребята. Много разных пилотов ездили на этой машине, и если проанализировать результаты всех, то у меня, новоиспеченного профессионала, результат максимальный. Я приобрел опыт контактной борьбы, доказал, что могу побороться».

Останавливаться на достигнутом Игорь не собирается. По его словам, за этот сезон он понял, чего не хватает VW Polo и готов дальше работать с коллективом. Поэтому сейчас идут переговоры о продолжении его карьеры в B-Tuning, но для этого нужны спонсоры. «Если меня посадить за машину Мики Сало и провести тесты с инженером и тренером – результат, уверен, будет хорошим. Надеюсь, в следующем году за победу в РСКГ будут бороться Volkswagen, Kia и Lada, причем именно в таком порядке. Спасибо за все команде и лично Михаилу Лепехову. Я бы с удовольствием остался под их опекой».

Следующий сезон РСКГ начнется в апреле. Будет ли в нем выступать третий «Народный пилот»? Следите за анонсами на «Моторе». /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget