Ожидания vs Реальность: обзор Гран-при Азербайджана
Когда бакинская трасса, проложенная прямо по центру города, в 2016-м дебютировала в чемпионате, особых откровений от неё никто не ожидал. Однако она оказалась на удивление удачной и интересной, сочетая сумасшедшую скорость длиннющих прямых, как в Монце, и узость улочек а-ля Монако. По тем же причинам азербайджанский этап стал головной болью для инженеров — настраивать машину здесь очень сложно. Для медленного второго сектора нужен высокий уровень прижимной силы, но с ним слишком много потеряешь на двухкилометровой прямой. Если же снизить угол атаки антикрыльев, то всё будет наоборот.
В этом году ситуация вроде бы должна была быть другой, ведь теперь часть прижимной силы генерируется за счёт граунд-эффекта, но в действительности ситуация даже усугубилась. Чтобы преодолевать медленный второй сектор, где много поребриков и большие перепады высот, нужно увеличить клиренс. Но это приведёт к потере прижимной силы, которая там нужна.
По ходу тренировок, когда все активно пытались найти компромисс в настройках, вперёд вырывался то один, то другой пилот. Очень сильные времена показывал Серхио Перес, что вызывало большое беспокойство у его напарника по Red Bull Racing Макса Ферстаппена. Затем на первое место вышел Карлос Сайнс на Ferrari.
В квалификации калейдоскоп результатов продолжился, и почти до самого конца сессии казалось, что нас ожидает «бунт вторых» — Сайнс опережал Леклера, а Перес — Ферстаппена. Но в самой последней попытке Шарль Леклер проехал феноменальный круг, оставив конкурентам выяснять, кто из них второй. Самым убедительным в этой дисциплине оказался Серхио Перес, вновь опередивший напарника, а Карлос Сайнс наошибался и остался лишь четвёртым.
Этот поул оказался для Леклера уже шестым в сезоне, и четвёртым подряд, однако побеждать по воскресеньям у него получается гораздо хуже. Вот и на этот раз уже на старте Шарль своё преимущество упустил, пропустив Переса. И более того — в гонке выяснилось, что на дистанции Леклер с трудом держит темп гонщиков Red Bull, а Карлос Сайнс не держит его совсем. В такой ситуации речь о победе уже не шла — важным было хотя бы не пропустить Ферстаппена, чтобы не дать Red Bull Racing шанса поменять своих пилотов местами.
Но пока в Скудерии лихорадочно соображали, как спасти гонку, их представительство в пелотоне уменьшилось вдвое — на восьмом круге Ferrari Карлоса Сайнса несколько раз хрустнула и замерла в четвёртом повороте. Чтобы убрать его машину, дирекции гонки пришлось активировать режим виртуального автомобиля безопасности, чем воспользовались многие пилоты, включая Леклера, чтобы сменить шины.
И в этот момент, казалось, удача всё же улыбнулась команде из Маранелло — пусть и ценой схода их гонщика (будем откровенны — в этом сезоне у Карлоса Сайнса второстепенная роль). Стратеги Red Bull Racing допустили редкую для них ошибку — конечно же, они должны были зазвать в боксы хотя бы одного из своих пилотов, чтобы минимизировать риски — точно просчитать дальнейшие события было невозможно, а разделённая стратегия позволяла бы им бороться за победу при любом сценарии.
Почему они этого не сделали? Здесь можно только гадать, правду мы если и узнаем, то очень нескоро. Но есть большое подозрение, что причиной тому был порядок пилотов, а также тот факт, что в Red Bull в действительности делают ставку только на одного из своих пилотов — Ферстаппена. Макс ехал позади Леклера, и пит-стоп бы ему ничего не дал — он так и остался бы за монегаском. Для него стратегия была выбрана верно — он обязан был поступать не так, как поступил Шарль, чтобы получить шанс его опередить.
Выходит, зазывать надо было Переса, но в команде этого не сделали. После гонки в Red Bull оправдывались, что им просто не повезло с моментом объявления режима безопасности, но это довольно сомнительно. Сайнс остановился ещё в начале круга, лидеры в этот момент только заехали на второй сектор, и учитывая характер трассы, на мостике Red Bull Racing должны были по крайней мере предполагать высокую вероятность нейтрализации гонки.
Возможно, в команде как раз отлично понимали, что эта стратегия может дать Серхио преимущество, которое потом уже у мексиканца нельзя было бы отобрать никакими приказами. Поэтому Серхио остался на трассе, и два пилота Red Bull Racing оказались друг за другом. Что делать в подобных обстоятельствах, Кристиан Хорнер знает очень хорошо.
Всё это давало Леклеру неожиданный шанс отыграться — благодаря пит-стопу под VSC он оказался хотя и позади обоих пилотов Red Bull, но очень недалеко от них, и неизбежно должен был выйти вперёд после их остановок. Фактически так и произошло, но ещё до этого тот самый размен позициями состоялся — Перес неожиданно потерял темп, его догнал Ферстаппен и опередил на стартовой прямой. Во избежание любых случайностей с командного мостика категорично приказали мексиканцу не сопротивляться.
Буквально на следующем круге Перес отправился в боксы, и его остановка продолжалась удивительно долго, целых пять секунд, хотя никаких предпосылок к этому, казалось не было. Так что даже на новых шинах у Серхио не было никаких шансов вернуть себе позицию, когда спустя два круга Макс также совершил пит-стоп. Конечно, всякое бывает, но это выглядело как минимум подозрительно, о чём не преминули заметить не только болельщики, но и некоторые специалисты.
Спустя ещё круг стало ясно, что Перес таким образом лишился победы — машина Леклера задымила и остановилась. Второй отказ силовой установки за три гонки — как раз с того момента, как в Ferrari её обновили, чтобы сделать мощнее. Ещё через два круга задымила также Alfa Romeo Гуана Ю Чжоу, а как только гонка перевалила за экватор — и Haas Кевина Магнуссена. Все эти три машины объединяет одно — они используют силовые установки Ferrari.
Сход Магнуссена привёл к ещё одной активации режима виртуального сэйфти-кара, и на этот раз в Red Bull отреагировали образцово, зазвав лидировавшего Макса в боксы ещё даже до того, как режим был объявлен. На том же круге остановился и Серхио, так что порядок в паре лидеров не изменился. Победа Ферстаппена оказалась гарантирована — ему оставалось только доехать до финиша.
Исчезновение всякой интриги в группе лидеров к середине дистанции сместило акцент на происходящее позади. Как обычно в этом сезоне, Джордж Расселл провёл совершенно беспроблемную гонку — хотя он и проиграл лидерам в квалификации целую пропасть, более секунды, у всех остальных команд дела шли ещё хуже, чем у Mercedes, так что в субботу Джордж легко завоевал пятую позицию, которая в воскресенье после схода двух пилотов Ferrari превратилась в третью. На большее Расселл претендовать не мог, но и его по ходу дистанции никто не атаковал.
Для его напарника, Льюиса Хэмилтона уик-энд оказался не таким простым. В Баку в Mercedes вернулась их главная проблема — на длинной прямой машина семикратного чемпиона мира тряслась так, будто её подключили к отбойному молотку. В квалификации он оказался седьмым, а в гонке ему, как обычно, не слишком везло — во время первого VSC он заехал в боксы одновременно с Расселом, и если Джордж вернулся, вообще не потеряв позиций, то Льюис пропустил не только тех, кто решил остаться на трассе, но ещё и совершившего пит-стоп Феттеля.
К счастью для Льюиса, Себастьян вскоре ошибся, заехав в «карман», и, хотя мастерски развернулся и быстро вернулся на трассу, Хэмилтон успел промчаться мимо. В дальнейшем Льюис совершил ещё несколько успешных обгонов, в том числе стартовавшего впереди Пьера Гасли, благодаря чему не только финишировал четвёртым, но и выиграл голосование награды «Гонщик дня». Правда, цена этого успеха оказалась высока — после финиша Хэмилтон с трудом вылез из кокпита и долго держался за спину, приходя в себя.
Следом за Льюисом финишировали Гасли и Феттель, а вот в борьбе за места в нижней половине десятки развернулась настоящая драма с участием гонщиков McLaren и Alpine. На разных Гран-при обе команды показывают хорошие времена, но в квалификации в Баку обе провалились, причём по прямо противоположным причинам.
У Alpine всё хорошо было с максимальной скоростью, но они слишком много теряли на медленном секторе. Пилоты McLaren, наоборот, чувствовали там себя прекрасно, но из-за высокого лобового сопротивления стартовая прямая им откровенно не давалась.
В гонке это привело к тому, что имевшие в целом лучший темп McLaren никак не могли опередить лидера Alpine Фернандо Алонсо. Причём едва ли не впервые в сезоне Даниэль Риккардо ехал быстрее, чем Ландо Норрис, но, похоже, за прошедшие семь Гран-при полностью растерял доверие команды, так что на настойчивые просьбы пропустить его в команде неизменно отвечали «Мы хотим посмотреть, не сможет ли Ландо опередить Алонсо». Ландо не смог, но Даниэль тоже потерял за ним слишком много времени и свой единственный шанс выйти вперёд упустил. По итогам гонки Риккардо оказался выше Норриса, но ниже Алонсо, но хотя бы Окона они оба опередили.
Главным итогом гонки в Баку стало то, что Макс Ферстаппен, ещё недавно безнадёжно проигрывавший в чемпионате, довёл свой отрыв от Переса до 21 очка, а от Леклера — до 34-х. Отыграть такое отставание можно, ведь даже до середины чемпионата ещё три гонки, но для этого машине Ferrari нужно перестать ломаться, а стратегам команды — принимать неверные решения. Впервые за многие годы в распоряжении Скудерии есть и действительно быстрая машина, и исключительно сильный пилот. Но чтобы ожидания соответствовали реальности, нужно перестать ошибаться, и начать стоит уже в ближайшие выходные в Канаде. /m