Репортаж5 мин.

На Улан-Батор! Ралли-марафон Шелковый путь стартовал

Следим за масштабной внедорожной гонкой, которую прозвали евразийским «Дакаром»

© Александр Жихарев

В четверг 1 июля в Омске стартовал многодневный автомобильный ралли-марафон «Шелковый путь». За 10 дней соревнований участникам нужно преодолеть более 5200 км, из которых около трех тысяч — скоростные, спортивные участки. Финиш намечен на 11 июля в Улан-Баторе, столице Монголии.

История

Впервые международный марафон «Шелковый путь» прошел в 2009 году. Стартовав из столицы Татарстана, машины пересекли Казахстан и финишировали в столице Туркмении — Ашхабаде. Первым победителем в классе внедорожников стал испанец Карлос Сайнс, а среди грузовиков доминировала команда «КАМАЗ-мастер».

С тех пор маршрут «Шелкового пути» никогда не повторялся. В 2010 году путь проложили между Санкт-Петербургом и Сочи. Последующие три года стартовали в Москве, а финишировали в Сочи, Майкопе и Астрахани.

Восстал из полумертвых

Затем наступил двухлетний перерыв — в кризисные 2014 и 2015 годы гонка не проводилась. К удивлению многих в 2016 году Шелковый путь, как птица Феникс, восстал если не из мертвых, то уж из заживо похороненных точно. И как восстал! К организации гонки подключился Китай, и путь стал полноценно Шелковым — леса и степи России, горные массивы Казахстана и пустыня Гоби. Рос статус ралли, увеличивалась дистанция. В 2016-м она превысила 6500 км, и соревнование стало марафоном.

«Шелковый путь» – 2017

Последующие годы значительная часть маршрута проходила в Китае, по просторам пустынь Гоби и Такламакан. В 2017-м шеф-редактор «Мотора» Ефим Репин проехал в журналистском экипаже несколько этапов по западному Китаю — от Урумчи до Ланчжоу. По его репортажу вы можете представить себе атмосферу ралли-марафона. Протяженность маршрута превысила 9600 километров.

Коронавирусный 2020-й год внес значительные изменения в нашу жизнь, в том числе основательно потоптавшись по автомобильному спорту. Отменили множество соревнований, поставили крест и на Шелковом пути. На нынешний 2021-й год спортсмены особые планы не строили, памятуя как оные рушились в 2020-м.

С христианским смирением азартные и зачастую безбашенные раллисты готовоились к любому исходу: будут соревнования — хорошо, отменят — как-нибудь прорвемся. Хотя, признаться честно, это «как-нибудь» всех уже порядком достало. На все сколько-нибудь значимые ралли в 2021 году приезжает много участников — устали дома сидеть.

И все же Китай — родину ковида — в этом году из маршрута Шелкового пути исключили. Спортсмены стартуют в Омске и спустя 10 дней финишируют в столице Монголии — Улан-Баторе. Общая протяженность ралли составит 5248 км из которых 2820 км — скоростные, так называемые «боевые» участки.

Соревнования между собой

Явный фаворит гонки — команда «КАМАЗ-мастер» выставила семь машин. Такое количество подготовленных боевых машин гарантирует победу в грузовом зачете. Достойно выступает белорусский МАЗ, но силы явно не равны. В автомобильном спорте уровень финансирования особенно важен.

В команду из Набережных Челнов вложены миллиарды, спортивные болиды практически не имеют ничего общего с серийной продукцией. Технологически машины доросли до уровня космических кораблей и, как следствие, практически соревнуются между собой. Существует отработанная годами командная стратегия.

Новый грузовик KAMAZ Master с кабиной семейства К5 на торжественном старте «Шелкового пути» в Омске

После первых дней ралли определяются лидеры, и вся команда начинает работать на них. Их намеренно не обгоняют, все остальные машины выполняют роль техничек: застрял лидер — вытащат, поломался — помогут отремонтироваться. В общем, «КАМАЗ-мастер» грузовой зачет не отдаст никому. Хотя, безусловно, будет интересно посмотреть на выступление «МАЗ Спорт авто», которая выставила три грузовика капотной компоновки.

Когда турист быстрее чемпиона

В ралли Шелковый путь принимают участие легковые автомобили, мотоциклы и квадроциклы. Значение слова «победа» для всех разное. Действительно, для многих просто полностью проехать эти тысячи километров по степям, пескам и каменистым ущельям — уже достижение.

«Специфика больших ралли-рейдов в том, что важно не просто быстро проехать, а сберечь машину и при этом показать хорошее время, — рассказывает спортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт Вячеслав Субботин — На любом статусном ралли всегда бывают разные категории участников. Есть явные лидеры, есть середнячки, а есть «туристы», которые стремятся просто пройти весь маршрут. И вот какая штука, некоторые туристы опережают лидеров. Дело в том, что проходя трассу на грани возможного, лидеры всегда рискуют. Но в какой-то момент фортуна отворачивается от них — авария, поломка, увязли в песках…

Сразу же с гигантским трудом завоеванные минуты превращаются в часы отставания, лидеры становятся аутсайдерами. Две недели назад в Казахстане проходил этап Кубка мира по ралли-рейдам. В абсолютном зачете основная борьба шла между Матье Серрадори и Язидом Аль-Раджи. Пять гоночных дней. Язид всегда показывает лучшее время на прологе, но в этот раз запутался в навигации и отстал. Матье Серрадори победил на следующем этапе, затем Язид Аль-Раджи дважды финишировал первым.

Перед стартом четвертого этапа разница во времени составляла всего 20 секунд — практически ничего по меркам многодневных ралли. Язид Аль-Раджи мчался блестяще, но техника подвела. Машину поломал крепко, до финиша не добрался и получил 18 часов штрафного времени. Все, лидера не догнать. Серрадори мог праздновать победу, ближайший соперник отставал на 22 минуты.

Но ралли-рейды тем и интересны, что результат неизвестен до последних секунд. В финальный день гонки Матье Серрадори вылетел с трассы и повредил подвеску так основательно, что сошел с дистанции. В общем два явных фаворита на подиум не поднялись. Так что в ралли-рейдах есть лидеры, но интрига остается всегда!»

Язид Аль-Раджи все же лидирует в Кубке мира. Он приехал на Шелковый путь. Непривычная для сибиряков жара больше тридцати градусов не испугала арабского принца. Он уже побеждал в Шелковом пути и намерен вновь добиться успеха.

Соперники у него серьезные. Это выступающие на внедорожниках MINI российские гонщики Владимир Васильев (команда VRT ) и Денис Кротов (команда MSK Rally Team). Васильева преследуют технические неудачи – посмотрим, как сложится его выступление в этом ралли. На старт вышел именитый пилот из Чехии Мирослав Заплетал (Ford F-150 Evo). За победу будет биться и француз Жером Пелише, выступающий на багги Optimus MD. Кто из них доберется до финиша? Мы расскажем! /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget