Эксклюзив: на УАЗе готова замена «Буханки»
В ходе рабочей поездки в Новороссийск редактор «Мотора» наткнулся на несколько грузовичков и микроавтобусов незнакомого вида. Угловатым дизайном они отдалённо напоминали Fiat Ducato прошлого поколения, но явно отличались совершенно другой конструкцией: наличием рамы (в отличие от несущего кузова на Ducato) и продольным расположением силового агрегата (что было видно по карданному валу).
Наше внимание привлекла оптика и колёсные диски явно УАЗовского происхождения. Также мы успели заметить панель приборов, очень похожую или даже идентичную с «Патриотовской». Все встреченные нами машины имели неразрезной мост спереди — как полноприводный микроавтобус, так и заднеприводный бортовой грузовичок. Судя по их виду, ходовая часть заимствована у внедорожника «Патриот» и грузовичка «Карго».
Значит, перед нами опытные образцы новых коммерческих УАЗов? Догадку подтвердил компетентный источник на заводе: действительно, на юге России ведутся ходовые испытания новой коммерческой модели — а вернее, целого семейства машин.
В последние месяцы в СМИ не раз писали о незавидной судьбе завода УАЗ: менеджментом якобы принято решение прекратить инвестиции и свернуть работы над модернизацией и расширением модельной линейки. А завод пока что продолжит производство нынешних трёх семейств — более или менее современных внедорожников «Патриот» и грузовичков «Cargo» на его основе, а также классического полноприводника «Хантер» и коммерческих моделей «старого грузового ряда» (под этим названием подразумеваются бескапотные «буханки» и «головастики» родом из 60-х годов прошлого века). Но в действительности всё оказалось куда интереснее.
Читайте также
По словам нашего собеседника, провести модернизацию модельной линейки было решено ещё в 2013 году. При этом затраты на внедрение новой модели нужно было минимизировать: по сути, речь шла лишь о создании нового кузова полукапотной компоновки для имеющегося шасси.
Работы отдали на аутсорс небольшим специализированным компаниям из Италии. Дизайном занималась студия Carcerano Creative Engineering, ранее работавшая над Fiat 500, Iveco Stralis и интерьером для Лады Приоры. За конструкцию кузова отвечало инженерное бюро Tesco Go (партнёр Audi, Nissan, китайской фирмы JMC и индусов из Ashok Leyland).
Читайте также
Профиль боковины с горизонтальным ребром роднит новинку с «Патриотом» — итальянцам удалось крайне скупыми средствами создать задатки фирменного стиля. Ради технологичности и ремонтопригодности кузов выполнен максимально простым — с обилием плоских поверхностей, а нижний пояс сделан отъёмным, из ударопрочного пластика (аналогично Iveco Daily). Оптика и элементы отделки просто заимствованы у серийных моделей УАЗа — всё ради максимальной унификации и удешевления.
Двигатель ЗМЗ-409 объёмом 2,7 литра без изменений заимствован у модели УАЗ Карго — как и прежде, наряду с бензиновым будет предложено и двухтопливное исполнение. Но этим дело не ограничится.
Одной из ключевых претензий покупателей к модели УАЗ Карго было отсутствие дизельного двигателя — а применение импортного мотора критически повысило бы стоимость машины. А вот новые коммерческие полукапотники наконец получат дизельный двигатель отечественного производства!
Разумеется, официальных подтверждений этого пока нет. Но от источника на Заволжском моторном заводе нам стало известно о продолжении работ над двигателем ЗМЗ-514. Это турбодизель объёмом 2,2 литра, унифицированный с бензиновыми агрегатами семейства ЗМЗ-405/406/409. Его уже выпускали небольшими сериями — и ставили на легковые УАЗы, но главной проблемой была низкая надёжность.
Читайте также
По словам заводчан, проблемы удалось решить при поддержке специалистов инжинирингового центра южнокорейской фирмы SsangYong Motor. Была доработана конструкция клапанного механизма и привода ГРМ, усилен блок цилиндров, крышки коренных подшипников коленвала объединили в единую жёсткую конструкцию. Попутно нарастили объём до 2,5 литра, что вместе с новой турбиной позволило увеличить мощность со 113 до 167 лошадиных сил. Кроме того, мотор довели до требований Евро-5.
Но покупателей «Уазиков» ожидает ещё один «моторный» сюрприз: для полноприводных микроавтобусов предложат бензиновый V8! Речь об очередном варианте легендарной нижневальной «восьмёрки» ЗМЗ, конструкция которой восходит к концу 1950-х годов. Разные модификации этого семейства двигателей ставились на грузовики ГАЗ-53, автобусы ПАЗ, горьковские бронетранспортёры, лимузины ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка».
Ранее Заволжский моторный завод сообщал о прекращении выпуска двигателей V8. Впрочем, в пресс-релизе говорилось лишь о газовом моторе ЗМЗ-5245 для автобусов ПАЗ. В действительности сборку моторов перенесли в цех малых серий, а для установки на УАЗы заслуженную «восьмёрку» немного освежили.
Обновлённый двигатель получил облегчённые поршни Federal Mogul, головки с улучшенной продувкой и повышенной степенью сжатия (по образцу легкового мотора от «Чайки» ГАЗ-14) плюс полностью новый компактный впускной коллектор из пластика. V8 объёмом 4,67 литра в таком исполнении развивает довольно скромные 215 лошадиных сил, но главным достоинством является высокие показатели тяги: 440 Нм при 2400 оборотов в минуту.
Восьмицилиндровым двигателем будут комплектоваться полноприводные микроавтобусы в топ-комплектации с салоном в бизнес-исполнении — с семью индивидуальными «капитанскими» креслами. Но не только: мощный мотор получит и внедорожник «Патриот». В обоих случаях он будет агрегатироваться исключительно с автоматической коробкой передач Punch Powerglide 6L50, уже знакомой по топ-версиям «Патриота». «Таких машин будут выпускать немного, их сборку будут вести вне основного конвейера. Это имиджевая история, они будут значительно дороже обычных автомобилей» — прокомментировал специалист по маркетингу, знакомый с вопросом.
Читайте также
Новое семейство коммерческой техники заменит собой как устаревшие машины «старого грузового ряда», которым в этом году исполняется 57 лет, так и капотную серию «Карго» на основе «Патриота». То есть в него войдут машины грузоподъёмностью 1 и 1,5 тонны — шасси и бортовые грузовики с одинарной и двойной кабиной, цельнометаллические фургоны и микроавтобусы.
Но это не всё: с новым семейством ульяновский завод сделал шаг на две ступеньки вверх по линейке грузоподъёмности. Впервые будут освоены машины грузоподъёмностью 3 и 4,5 тонны. Их появление — просто удача: ульяновцам удалось за крайне небольшую сумму выкупить у обанкротившегося завода ЗИЛ комплект документации и оснастку на модели ЗИЛ-5301 и ЗИЛ-4362. Их шасси и легли в основу «тяжёлых УАЗов». Место под их капотами займут трёхлитровые дизели WP3 китайской фирмы Weichai, собранные на совместном предприятии «МАЗ-Weichai» под Минском.
По нашим данным, премьера нового семейства состоится ближайшей осенью, так что старт продаж можно ожидать в апреле 2023 года. Название для новой модели пока не выбрано, но рассматриваются разные варианты — скажем, для микроавтобуса предложен бренд «Буханка». «Раньше мы бы посчитали такое название излишне фамильярным, но пример «Газона NEXT» показал, что российские покупатели хорошо реагируют на такой нейминг» — поделился с нами на условиях анонимности эксперт по маркетингу, участвующий в работе. /m