Селектор7 мин.

Десять ярких концепт-каров Bertone

К 110-летию легендарного кузовного ателье вспоминаем его неординарные работы. Часть 1

© Bertone

Кузовное ателье, основанное Джованни Бертоне в 1912 году, более чем за век своей работы подарило миру множество прекрасных автомобилей. А еще создало большое количество собственных проектов, говорить о которых можно только с восхищением. Именно этим мы и займемся. Выдающихся работ у Bertone оказалось столько, что мы разделили материал на две части.

Bertone Panther, 1968 год

Этот концепт был создан для участия команды Brescia Corse в мировом чемпионате спортпрототипов. В нем нашло свое воплощение немало продвинутых для того времени технических решений — 24-вольтовая бортовая электрическая система, бескамерные шины, гоночная подвеска.

Однако первым делом при взгляде на автомобиль в глаза бросается огромное крыло, будто позаимствованное у самолета. Оно настолько возвышалось над кузовом, что не сразу можно было догадаться о его принадлежности к автомобилю: словно вылизанный до последней линии концепт попал в руки к любителю тюнинга из глубинки.

Дело было, конечно, в гоночной специфике и представлениях тех лет об аэродинамике — эта «лавка», по замыслу конструкторов, должна была повелевать прижимной силой. А имеющийся гидропривод позволял менять угол атаки антикрыла-исполина. Правда, в гонках автомобиль так и не поездил. Зато через несколько лет переделанная «Пантера» превратилась в «Тигра»: получив мотор V8 и лишившись огромного антикрыла, она выставлялась под именем Sbarro Tiger.

Bertone BMW 2800 Spicup, 1969 год

Концепт-кар BMW 2800 Spicup, получивший свое название от синтеза слов Spider и Coupe, получился откровенно провальным — на автосалоне в Женеве публика чуть ли не закидала машину помидорами.

Вскоре компания BMW избавилась от этого создания, продав его какому-то фанатику творений Bertone. Тот, кстати, не поставил откровенно сырой (шоу-кар ведь!) автомобиль в коллекцию, а ездил на нем почти каждый день, намотав свыше 100 тысяч километров.

Потом машина пропала и лишь недавно была найдена где-то в Голландии. Ее тут же отреставрировали, покрасили заново в зеленый цвет (бывший владелец перекрасил концепт в оранжевый), и поставили в музей «Бертоне».

Bertone Shake, 1970 год

Для любителей минимализма и действительно острых ощущений (например, когда ветки деревьев хлещут по лицу) туринские мастера в 1970 году создали багги.

На шасси заднемоторного двухдверного купе Simca 1200 S поселился кузов, похожий на озадаченного лягушонка.

К сожалению, ничего более существенного, чем бурные аплодисменты посетителей Парижского автосалона, этот проект не заработал. Зато шины у него были как у трактора.

Bertone Nivola, 1990 год

Нивола — это прозвище великого итальянского автогонщика Тацио Нуволари, бесстрашно крутившего баранку в 1930-х годах и выигравшего бессчетное количество гонок. Сам Фердинанд Порше называл Нуволари лучшим гонщиком прошлого, настоящего и будущего.

Bertone Nivola был построен на агрегатах Chevrolet Corvette ZR1 и был оснащен «злым» 5,7-литровым V8. Кузов представлял собой конструкцию из хромомолибденовых труб квадратного сечения размерами 4205х1980х1100 миллиметров.

Двигатель располагался позади сидений, обеспечивая распределение веса автомобиля в пропорции 40 процентов спереди и 60 процентов сзади, и развивал очень недурные для начала девяностых 380 лошадиных сил. Это позволяло концепту разгоняться до первой сотни километров в час за смешные 4,4 секунды.

Для преодоления бордюров и лежачих полицейских машина оснащалась патентованной гидропневматической подвеской Way Assauto, которая позволяла поднимать автомобиль на шесть сантиметров над землей. Подвеска могла похвастаться «умной фишкой» — электронной корректировкой, сохранявшей положение автомобиля над дорогой независимо от нагрузки. Также среди интересных решений значились быстросъемная крыша, убирающаяся в специальную нишу над моторным отсеком, и багажные отсеки в дверях, открывающиеся... снаружи. Наконец, прототип позволял получать удовольствие за рулем даже в статичном положении: сиденья оборудовались вибромассажером.

Nivola — не первый автомобиль, названный в честь Нуволари: в 2003 году Audi посвятила ему свой 600-сильный концепт-кар (слева), а в 1990 году небольшая мюнхенская компания EAM выпустила модель Nuvolari S1, сработанную в стилистике 1930-х годов.

Bertone Blitz, 1992 год

Этот чудесный электромобильчик продолжил традиции вертикальных дверей, начатые концептом Alfa Romeo Carabo. Весил он всего 650 килограммов, 260 из которых приходилось на аккумуляторные батареи. Кузов изготовили специалисты компании Albatech, добившиеся выдающихся аэродинамических показателей: коэффициент лобового сопротивления Cx равнялся 0,19.

За шесть секунд до сотни электромобиль разгоняла пара дружных электромоторов мощностью 36 лошадиных сил каждый, а максимальная скорость составляла 130 километров в час. Запас хода ограничивался 100–130 километрами, после чего «Блитцу» требовалось постоять у розетки в течение 4–6 часов.

Главная стилистическая «фишка» машины — это, конечно, передние крылья, открывающие очаровательный клювик а-ля спойлер болида Формулы-1. Автомобиль создан двухместным, а пассажирское сиденье было смещено назад относительно водительского, чтобы локтями не толкаться.

Bertone Z.E.R., 1994 год

Поскольку группа Bertone — это не только дизайн, но и инженерия, в 1994 году компания представила рекордный спортивный снаряд Z.E.R. — Zero Emission Record.

Дизайнеров к созданию кузова не подпускали: над ним трудились спецы по аэродинамике. В итоге, коэффициент лобового сопротивления Cx у Z.E.R. составил всего 0,11. Этот экологически чистый автомобиль весил 890 килограммов и имел привод на передние колеса. В движение его приводил мотор мощностью 201 лошадиная сила.

В октябре 1994 года аппарат поставил рекорд скорости среди автомобилей, не вредящих природе сизыми клубами выхлопа. На овале в Нардо с Оскаром Де Вита за рулем он смог развить 303,977 километра в час. Еще один установленный рекорд — дистанция, пройденная электромобилем за один час: Z.E.R. смог «покрыть» 199,882 километра.

Bertone Pickster, 1998 год

Хотите стать самым стильным на свете фермером? Изобретите машину времени и отправляйтесь со связкой отмычек на Женевский автосалон 1998 года. Там на стенде Bertone выставлялась помесь родстера и пикапа под названием Pickster. Автомобиль был разработан всего за три месяца, но получился куда лучше многих долгостроев. Его дизайн создал Лучано Д'Амброзио.

Как вам узкие полоски передней оптики или задний «борт» с антикрылом? А огромный задний спойлер, несущий в себе еще и функцию борта? Все это великолепие базировалось на платформе BMW 528, а под капотом был установлен М-мотор объемом 3,2 литра, выдающий 320 лошадиных сил. Кузов автомобиля опирался на 21-дюймовые колеса с покрышками Michelin PAХ.

Внутри — кожа и алюминий, а цветовая гамма могла запросто вызвать психическое расстройство у неуравновешенного водителя: все детали выкрасили в ярко-желтый и ярко-синий цвета. На сиденья, состоящие из пяти отдельных частей, без раздумий могли водрузиться лишь отъявленные смельчаки. Приборную панель с длинным и узким жидкокристаллическим табло дополнял экран навигационной системы Magneti Marelli.

Из Bertone Pickster мог бы получиться хороший ют, легковой универсал. Правда, тогда и показывать его нужно было не в Женеве, ведь ют сегодня — чисто австралийская история.

Bertone B.A.T. 11, 2008 год

Последним на сегодняшний день проектом серии B.A.T. (Berlinetta Aerodinamica Tecnica), начавшейся в 1950-х годах в сотрудничестве с Alfa Romeo, стал B.A.T. под номером одиннадцать. Его должны были построить на платформе AlfaRomeo 8C Competizione, но подходящий экземпляр суперкара приобрести не удалось. В результате, донором стала не менее претенциозная модель Maserati GranTurismo с V8 под капотом. Завораживающий концепт был впервые показан еще в «неедущем» варианте на моторшоу в Женеве 2008 года.

Дизайн концепта в неоготическом стиле утвердил Дэвид Уилки, в то время шеф-дизайнер Bertone. За счет вздернутых вверх задних крыльев и «самолетной» кабины автомобиль так и просился в гараж к Бэтмену. Пятиметровый концепт был уникален в каждой своей детали, наполненной духом еще самого первого поколения B.A.T. руки Франко Скальоне. Чего стоит лишь дизайн 21-дюймовых колесных дисков с карбоновыми «лепестками» спиц!

В то время компания Bertone переживала не лучшие времена, и собственных средств на создание подобных проектов у неё не было. Так что за возможность поглядеть на фотографии B.A.T. 11 надо благодарить американского коллекционера Гарри Каберле, профинансировавшего проект.

Bertone Mantide, 2009 год

Успех Nivola итальянские дизайнеры решили повторить еще одним проектом с двигателем от Chevrolet Corvette ZR1. Автор дизайна Джейсон Кастриота постарался на славу, вдохновившись, по его словам, самолетами-истребителями. Правда, при взгляде на Mantide скорее возникают ассоциации с пришельцами.

Вращает планету под колесами этого монстра компрессорный V8 семейства LS9, выдающий 638 лошадиных сил. Максимальная скорость Mantide — 351 километр в час, а первую сотню суперкар разменивает уже через 3,2 секунды, что быстрее показателей донора (330 километров в час и 3,4 секунды соответственно).

Достичь выдающейся динамики удалось за счет полностью карбонового кузова, а также использования углеволокна в отделке салона и даже колесных дисков. Коэффициент аэродинамического сопротивления по сравнению с Corvette был снижен до 0,298, масса — на 100 килограммов, а прижимная сила увеличилась на 30 процентов.

Насладиться совершенством может каждый, кто готов отдать за концепт два миллиона долларов.

Bertone Nuccio, 2012 год

К своему столетнему юбилею компания подготовила концепт Bertone Nuccio (Нуччио – это прозвище сына основателя ателье). На первых скетчах черно-оранжевый автомобиль красовался единой линией капота, скрывающего 4,3-литровый V8 мощностью 480 лошадиных сил, лобового стекла, крыши и багажника. По бокам линию обрамляли «ушки» завихрений. Продолжала тему неразрывности передняя и задняя оптика.

Чуть позже появился более приземленный набросок. В салоне появились анатомические сиденья, а вместо заднего стекла за сиденьями обнаружился... 26-дюймовый экран, транслирующий картинку с камер заднего вида. Спереди вдруг появились привычные «глазки», а на лобовое стекло лег символ практичности — дворник.

Интересней всего, пожалуй, исполнены воздухозаборники: к чему ограничиваться парой больших «дырок», когда можно прорезать в кузове целую их россыпь? Красиво и практично: передним бампером в случае необходимости можно натереть свеклу. Юбилейный ретро-кар, к слову, тоже выставили на продажу за те же два миллиона.

Разумеется, у Bertone такая богатая история, что ограничиться десяткой концепт-каров мы не смогли. И подготовили для вас ещё десять машин. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget