Космические странники: оцените невероятные концепт-кары 60-70-х годов
Эти клиновидные суперкары кажутся слишком футуристичными даже сегодня/imgs/2021/03/13/16/4559221/2a9aa162d5621ed24139f0b0893927c0a14e256c.jpg)
Alfa Romeo Carabo (1968 год)
Суперкупе авторства Марчелло Гандини почти заставляет поверить в красивую сказку о том, что итальянцы создают шедевры под отличный кьянти, наслаждаясь классическими музыкальными произведениями и между делом любуясь великолепными образцами архитектуры.
/imgs/2021/03/13/16/4559199/879caabf32dbb2347133506a319c74ecc137db5c.jpg)
Alfa Romeo Carabo
© Alfa Romeo
Символично, что основой послужило красивейшее купе Alfa Romeo 33 Stradale с 2,0-литровым двигателем V8. С 1967 по 1969 год компания выпустила лишь 18 экземпляров, и не все они обрели владельцев — астрономическая цена в 17 000 долларов шестикратно превышала средний прайс на новую машину и отпугивала клиентов.
/imgs/2021/03/13/16/4559200/ee6779f918b9d5b7939f79acff3b3fd3b7274abb.jpg)
Alfa Romeo Carabo
© Alfa Romeo
Пять спорткаров превратились в концепты именитых итальянских карроцерий. Carabo родился в стенах Bertone на базе шасси 75033.109 и превосходил другие шоу-кары балансом оригинальности и футуризма, хотя создавался не только ради красоты. Гандини промахнулся с аэродинамикой легендарного суперкара Lamborghini Miura, который разгружал переднюю ось на высоких скоростях, и экспериментировал с новыми, более совершенными формами.
/imgs/2021/03/13/16/4559201/c65bbdcb30f9499bdf5c14a52f6f0cc4fc6a9e68.jpg)
Alfa Romeo Carabo
© Alfa Romeo
Название одного из основоположников клиновидного дизайна переводится с итальянского как «жужелица». Внешнюю схожесть с прообразом из мира насекомых создает зеленая окраска кузова и подъемные двери-крылья гильотинного типа, впоследствии украсившие такие экзотические модели, как Lamborghini Countach и Bugatti EB110. Вместе с платформой «жужелице» досталась первая V-образная «восьмерка» Alfa Romeo мощностью 233 л.с. в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач. Выкатись старушка весом в тонну на дороги, и водитель точно не заскучает. Энерговооруженность похуже, чем у 33 Stradale, но разгон до 100 км/ч укладывается в 5,5 секунды, максимальная скорость подбирается к 260 км/ч.
Dodge Charger III (1968 год)
Серийный Dodge Charger первых трех поколений (1968-1974 годов) — это харизматичный «плохой парень», излучающий зловещий гламур. Он знаменит на весь мир, стопроцентно узнаваем и кардинально отличается от своего концептуального тезки-современника, как центр управления космическими полетами от родео в глубинке южных штатов.
/imgs/2021/03/13/16/4559202/da8f226ff057308f2e6c768a4a31c173f332e995.jpg)
Dodge Charger III
© Dodge
Шоу-кар Charger III 1968 года представлял собой альтернативный взгляд на развитие модели, оторванный от реальности и парящий среди фантастических идей. По длине и ширине он сопоставим с современным седаном размерного класса C, но ростом не вышел во имя ее величества аэродинамики. Двери как таковые отсутствовали и процесс погружения в «космический» салон с приборами от конвейерного маслкара напоминал целый ритуал.
/imgs/2021/03/13/16/4559203/19efa813a595b552a53bc7457bec990c4239dc53.jpg)
Dodge Charger III
© Dodge
Крыша вместе с панорамным лобовым стеклом и боковыми панелями поднималось вверх, словно фонарь кабины истребителя, одновременно предоставляя доступ для водителя и пассажира. Весьма спорное решение, делавшее салон и людей совершенно беззащитными перед непогодой, но какое эффектное! Проблему с обзором из-за отсутствия человеческого остекления интерьера решили при помощи поднимающегося перископного зеркала заднего вида.
/imgs/2021/03/13/16/4559204/4ca3ede52e28e7eebfd846454ba1adada3ef245d.jpg)
Dodge Charger III
© Dodge
Двигатель располагался спереди, причем моторный отсек мог поглотить даже восьмицилиндровый биг-блок, включая прославленный 426 Hemi. Для усмирения многолитровой американской ярости инженеры применили аэродинамический «якорь» — суть спойлер и выдвижные боковые секции, синхронно действующие с тормозной системой и принимавшие рабочее положение для создания сопротивления воздушным потокам.
/imgs/2021/03/13/16/4559205/5532429392554923ace370c960eb13cd07da9608.jpg)
Dodge Charger III
© Dodge
Другим интересным, хотя и странным решением стало сервисное смотровое окно в нижней части переднего левого крыла с контрольными шкалами уровня охлаждающей жидкости, масла и дистиллята в аккумуляторной батарее. Достаточно было открыть специальную дверцу и сразу увидеть всю необходимую информацию, не проводя манипуляций под капотом.
Ferrari 512S Modulo (1970 год)
Женевский автосалон, атакованный пришельцами? Вполне возможный сценарий, когда за дело берутся мастера кузовных дел Pininfarina и создают космический корабль, перепутавший Землю с созвездием Ориона. У него эмблема Ferrari, внешность мечты мультяшной семейки Джетсонов и гоночная родословная.
/imgs/2021/03/13/16/4559223/a4e3bcddc9184065a4b4b0bee46b7e00b5abb356.jpg)
Ferrari 512S Modulo
© Ferrari
Апофеоз футуризма базировался на боевом прототипе Ferrari 512 S группы 5. Компания построила 25 экземпляров монстра с 5,0-литровым двигателем V12 мощностью около 560 л.с. Один из них прошел подготовку по спецификации первенства Can-Am и после тестов был передан ателье Pininfarina в виде шасси для постройки концепта.
/imgs/2021/03/13/16/4559225/15a49c9a7f8440aa9c46dd5187db109bd25d94b1.jpg)
Ferrari 512S Modulo
© Ferrari
Modulo совершенно не похож на автомобиль в привычном понимании — скорее, на летательный аппарат с выпущенным шасси и сдвижным фонарем.
/imgs/2021/03/13/16/4559227/eb35a90ad9867da917d24e8c4dcde1ce726c60f9.jpg)
Ferrari 512S Modulo
© Ferrari
Буйный темперамент мотора и снаряженная масса всего в 900 кг обеспечивали расчетную максимальную скорость свыше 350 км/ч. Вряд ли кто-либо отваживался рискнуть единственным в своем роде творением, удостоившимся более чем двадцати наград за дизайн, и проверить головокружительный параметр.
/imgs/2021/03/13/16/4559226/4f779cd5df36345f9baa70d7d5ba42d71a5f0785.jpg)
Ferrari 512S Modulo
© Ferrari
В 2019 году Modulo, принадлежащий владельцу компании Scuderia Cameron Glickenhaus Джеймсу Гликенхаузу, едва не превратился в груду оплавленных фрагментов — во время поездки по Монако он неожиданно загорелся. К счастью, чудо дизайна вовремя потушили, но задние кузовные панели все-таки немного пострадали.
Lancia Stratos HF Zero (1970 год)
Легендарный Stratos, блиставший на раллийных этапах в семидесятые годы, — один из самых прославленных и узнаваемых «итальянцев» за всю историю. Но знаете ли вы, что у спорткара, как и у Dodge Charger, был тезка, не имевший с ним фактически ничего общего кроме названия? В 1969-м, за пять лет до появления серийного Stratos, не нуждающийся в представлениях Нуччо Бертоне купил у своего друга Lancia Fulvia для переделки в радикальный среднемоторный автомобиль. Экспериментальная модель с дизайном Марчелло Гандини задумывалась в качестве футуристического преемника Fulvia и вошла в обойму наиболее знаковых концептов эпохи клиновидных кузовов.
/imgs/2021/03/13/16/4559237/4561a2bc358c5ea386d14a18c8d96e95340fd9ab.jpg)
Lancia Stratos HF Zero
© Lancia
Бертоне опасался, что боссы «Лянчи» запретят проект и оповестил производителя лишь после того, как построенный «космический корабль» готовился предстать перед посетителями Туринского мотор-шоу 1970-го. В феврале следующего года Уго Гоббато, глава Lancia позвонил Бертоне и попросил показать сенсационную машину. Дизайнер лично отправился на ней в штаб-квартиру заводской гоночной команды. «Ошеломленный охранник с изумлением таращился на странный объект, который был таким низким, что мог прокрасться под шлагбаумом», – вспоминал Бертоне.
/imgs/2021/03/13/16/4559238/e50330770d20c08ec41518f1c63b4b09c92f15be.jpg)
Lancia Stratos HF Zero
© Lancia
Спорткар довольствовался лишь 1,6-литровым мотором V4 мощностью 115 л.с. от Fulvia, но большего и не требовалось. По габаритам он гораздо компактнее, чем можно себе представить. Высота дотягивает до 840 мм, а длина в 3580 мм заставляет казаться крошечной игрушкой даже на фоне Volkswagen Golf первого поколения. Скульптурные боковины кузова лишены дверей как таковых — попасть в салон можно лишь через подъемный «экран» лобового стекла. Непрактично и слегка нелепо, но как драматично и помпезно!
/imgs/2021/03/13/16/4559239/8eafd3c7b9a7116896ede99797a9837311d1ecc0.jpg)
Lancia Stratos HF Zero
© Lancia
Магия Zero сделала свое дело, и ателье поучило контракт на создание прототипа боевого Stratos. Долгие годы творение Марчелло Гандини украшало музей ателье Bertone.
/imgs/2021/03/13/16/4559240/f8cadd5e2f3154c5362f6171966295ba7f92e564.jpg)
Lancia Stratos HF Zero
© Lancia
В 2011 году оно ушло с молотка за 761 600 евро и впоследствии участвовало в разных экспозициях как произведение автомобильного искусства.
Mazda RX500 (1970 год)
Если бы режиссер Роберт Земекис, снявший знаменитую франшизу «Назад в будущее», вдруг пожелал найти нового «актера» на место странствующего во времени DeLorean, то хиросимская красотка RX500 оказалась бы идеальным кандидатом. Она полна сюрпризов!
/imgs/2021/03/13/17/4559253/2c99414faf59f7bf7adde434c0693ccf361e7109.jpg)
Mazda RX500
© Mazda
Визуальная массивность и тяжеловесность – иллюзия и жестокий обман зрения. По длине и колесной базе концепт-кар уступает Lada Vesta и немного превосходит ее по ширине. Масса составляет всего-навсего полтонны, что сопоставимо с двумя большими мотоциклами-турэндуро! По другим данным, Mazda все-таки весит 850 кг, но даже в этом случае показатель удивительно низкий, достигнутый пластиковым кузовом-пушинкой и миниатюрным свирепым двигателем. Перед задней осью в просторном моторном отсеке установлен крошечный двухсекционный роторно-поршневой агрегат объемом 982 куб. см., форсированный до 250 л.с. и позволявший развивать 241 км/ч. Доступ к нему открывают две боковые секции. Стоит их поднять вместе с дверьми а-ля крылья бабочки и RX500 уподобляется механическому насекомому.
/imgs/2021/03/13/17/4559254/a6c60852a4cc5fdc8615372e6f8a1fa87f47ddc4.jpg)
Mazda RX500
© Mazda
Утес задней части кузова создает эффект шутинг-брейка, одновременно напоминая очертания кормы Ferrari 250 GT SWB Breadvan 1961 года, и интересен фонарями для каждого режима движения. При ускорении работают зеленые секции «цветомузыки», о круизе с постоянной скоростью окружающих оповещают желтые огни, а при замедлении загораются алые стоп-сигналы.
/imgs/2021/03/13/17/4559255/9b27f6f0fd4eb22690f8c73d9093aeb679ea5add.jpg)
Mazda RX500
© Mazda
Автомобиль представили на Токийской выставке в 1970 году, однако тогда он был не серебристым, а желто-оранжевым. Это обстоятельство вкупе с последующими перекрашиваниями породили легенду о том, что на свет якобы появилось три экспериментальные «рыксы». Отнюдь — она единственная в своем роде!
/imgs/2021/03/13/17/4559256/459a931cc0586693766d3d5243f36edb48fff7f8.jpg)
Mazda RX500
© Mazda
В 2009-м отреставрированный межзвездный турер тряхнул стариной и выступил во всей своей аэрокосмической красе на автосалоне в японской столице, шесть лет спустя посетил фестиваль скорости в Гудвуде и ныне украшает экспозицию хиросимского музея транспорта.
Nissan 126X (1970 год)
Конец шестидесятых и начало семидесятых выдались волнующим периодом в истории компании Nissan. На свет появилось купе Fairlady 240Z первого поколения, а линейку Skyline украсила модификация GT-R с двухвальной рядной «шестеркой» мощностью 160 л.с. Другим ярким событием стала премьера концепт-кара 126X в рамках Токийского мотор-шоу 1970 года.
/imgs/2021/03/13/17/4559270/89643ff4651783302421fd283f1e78d3349a7bd4.jpg)
Nissan 126X
© Nissan
Гость из будущего разжигал зависть у западных дизайнеров и инженеров, имевших неосторожность посматривать на автопром Страны восходящего солнца со снисходительным высокомерием. С точки зрения компоновки он получился довольно необычным. Позади кабины поперечно и под наклоном располагался рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3,0 литра. Тяга распределялась не на задние колеса, как у подавляющего большинства серийных и экспериментальных машин той эпохи, а на все четыре!
/imgs/2021/03/13/17/4559271/cf47c59d79511bf4c08fd67f8b132afe81a9ad27.jpg)
Nissan 126X
© Nissan
126X, дебютировавший синхронно с Mazda RX500, тоже оснащался разноцветной индикацией, призванной повысить безопасность дорожного движения. Но роторное чудо оповещало лишь ехавших сзади, а Nissan дополнительно уведомлял приближающихся во встречном направлении и, что гораздо важнее, подавал знаки пешеходам.
/imgs/2021/03/13/17/4559272/521543cc3eacb50f859eee18ad7d1852db432809.jpg)
Nissan 126X
© Nissan
Вертикальное ребро с ячейками на передней части кузова представляет собой информационный светофор с пятью зелеными, двумя желтыми и тремя красными секциями, которые загорались в зависимости от характера движения – во время ускорения, при постоянной скорости или замедлении соответственно.
Vauxhall SRV (1970 год)
Британская марка прочно ассоциируется с праворульными копиями джиэмовских машин и, в первую очередь, с дубликатами продукции Opel. Впрочем, истории известны стародавние самостоятельные разработки Vauxhall, например, серийные модели Wyvern и Victor, а также поражающий воображение шоу-кар SRV (Styling Research Vehicle), который опелевцам и не снился.
/imgs/2021/03/13/17/4559281/750773757fc5bed73fe08663f03857b55d41d603.jpg)
Vauxhall SRV
© Vauxhall
Может показаться, что на фотографиях запечатлен суперкар с парой дверей, однако это не так — SRV задумывался седаноподобным крейсером длиной свыше пяти метров, высотой всего лишь 1,05 метра и с гигантскими клиновидными свесами. «Дизайнеры всегда любят двухдверные спорткары, потому что создавать их просто. Сомневаюсь, что кому-либо прежде удавалось разработать четырехдверное купе», — рассказывал художник и один из авторов проекта Уэйн Черри, пришедший в General Motors в 1962 году и занявший в 1992-м должность вице-президента по дизайну. Он не предусмотрел для своего звездолета вполне уместных крыльев, зато применил маленькие задние «калитки», открывающиеся против направления движения.
/imgs/2021/03/13/17/4559282/5cbda29096fd2a134406cd5011404c28e6cc3a4b.jpg)
Vauxhall SRV
© Vauxhall
«Идея заключалась в замаскированных дверцах — вы не видели их, пока они не распахивались. Только тогда приходило понимание, что перед вами четырехместный автомобиль и это был настоящий wow-эффект», — продолжает Черри. Оригинальные «распашонки» не сразу освоили серийную продукцию — их применили лишь в начале нулевых на Mazda RX-8 и Saturn Ion. Свежее и необычное решение по факту оказалось хорошо забытым старым трюком.
/imgs/2021/03/13/17/4559283/ade2f9a239ff733a75c3966030f7640f087b0624.jpg)
Vauxhall SRV
© Vauxhall
Турбонаддувный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,3 литра с двумя распредвалами разместили поперечно за салоном. Следствием необычного для седана решения стало специфичная развесовка с 35% массы на передней оси. Чересчур легкий «нос» можно было догрузить весьма оригинальным способом, перекачав топливо в передний 20-литровый бензобак посредством дополнительного насоса, и заодно при необходимости изменить дорожный просвет на задней оси с помощью электрорегулировки.
/imgs/2021/03/13/17/4559284/ead64a02f17f56add2d55a9da262ba251aff4dcc.jpg)
Vauxhall SRV
© Vauxhall
Салон первого в истории среднемоторного Vauxhall тоже удивлял. Жестко зафиксированные основания нерегулируемых кресел включены с силовую структуру. Подобрать оптимальную посадку позволяла настраиваемая рулевая колонка и педальный узел. Панель приборов располагалась не на привычном месте, а представляла собой короб, притороченный к правой дверной панели.
/imgs/2021/03/13/17/4559285/1437d5ef6a373b21973162fe3efc84f08a8dc373.jpg)
Vauxhall SRV
© Vauxhall
Экспериментальный Vauxhall показали на Британском мотор-шоу осенью 1970 года, сразу дав понять аудитории, что ничего подобного в серийном производстве не появится.
Maserati Boomerang (1971 год)
«Бумеранг», запущенный маэстро Джорджетто Джуджаро, — это суперкар, который в прошлой жизни был самурайской катаной. Визуально легкий, стремительный и острый автомобиль представили на Туринской выставке 1971 года в виде макета без силовой установки, но вряд ли отсутствие двигателя и коробки передач смутило зрителей. Их внимание приковали к себе боковины с дополнительными оконцами ниже основного бокового остекления, передние стойки, находившиеся на одной линии с клиновидной передней частью кузова и акульи жабры воздухозаборников по бокам моторного отсека.
/imgs/2021/03/13/17/4559291/06ea91740a927b0036dd476cb2d3bf44a1eb4951.jpg)
Изыски экстерьера меркли на фоне «ядерного реактора» со шкалами, тумблерами и грубо опоясывающим его штурвалом. Boomerang с легкостью смог бы соревноваться за титул «Автомобиль с самым безумным салоном» и, скорее всего, одержал бы победу. Панель приборов в кожухе рулевой колонки по сей день заставляет подивиться широте художественных взглядов Джуджаро, ибо масштаб личности дизайнера определенно характеризуется смелостью и мастерством его приемов.
/imgs/2021/03/13/17/4559290/9f7a6a1909434b21cd45caf6635c6bb04b27eb70.jpg)
В 1972 году экспериментальный Maserati предстал под софитами Женевского автосалона с 4,7-литровым двигателем V8 (314 л.с. и 460 Нм) и пятиступенчатой механической коробкой передач от суперкара Bora. Кстати, серийная версия попала под удар «бумеранга» и унаследовала некоторые его дизайнерские мотивы, но по очевидным причинам вышла гораздо более приземленной.
/imgs/2021/03/13/17/4559289/12235603db011c4bd8b36c157f20a9bddac4ce17.jpg)
Посетив множество выставок, экспериментальное купе попало в руки частного коллекционера из Испании. В 1980-м оно сменило владельца, прошло реставрацию и засветилось на парижском Bagatelle Concours d’Élégance 1990 года, получив на память автограф Джорджетто Джуджаро между задних фонарей.
/imgs/2021/03/13/17/4559287/dcdda7baba6547d2a7a7d740c9b6a69a5910fdb3.jpg)
Четверть века спустя шедевр обрел нового владельца, выложившего за него 3,7 миллиона долларов на аукционе Bonhams. Достойная цена за красоту и историю!