Шкаф с сюрпризом: Hummer H2 празднует 20 лет
Hummer похож на парня, который рвался в «морские котики», но что-то пошло не так. Навыки стрельбы и классная физподготовка так и не нашли применения. В один прекрасный день он обнаружил себя в роли окруженного силиконовыми красотками короля Инстаграма с наполовину опустошенной бутылкой «Джека Дэниелса». Об этом ли мечтал солдат? С H2 картина схожая. Антураж а-ля милитари перечеркивается имиджем транспорта рэперов-наркоторговцев и элементами «тюнинга» типа колесных дисков диаметром далеко за 20 дюймов. На пересеченной местности громадный шкаф практически не используют. Да, кстати, на рынке он особенных успехов не достиг…
Но так ли плох вечно критикуемый вездеход? Действительно ли скудна его биография? И справедливо ли мнение о том, что Hummer — это всего-навсего Chevy Tahoe с другим кузовом?
К концу семидесятых годов в американском царстве-государстве назрела необходимость пополнить ряды вооруженных сил новыми тактическими вездеходами, «высокомобильными многоцелевыми транспортными средствами» (HMMWV, High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle). К конкурсу проявила интерес 61 компания, но в итоге лишь три выставили на испытания свои прототипы — Chrysler Defence, Teledyne Continental и AM General, подразделение ныне почившего концерна AMC (American Motors Corporation) по выпуску военных машин. Разработка последней отлично показала себя в тяжелых испытаниях, покорила сердца высоких чинов армии США и в итоге выиграла соревнование.
К 1983 году AM General стала официальным поставщиком принципиально новой техники. Humvee — так прозвали вездеход — получил независимую подвеску на двойных поперечных рычагах спереди и сзади, бортовые редукторы и систему постоянного полного привода с межколесными «самоблоками» Torsen и блокируемым центральным дифференциалом. «Хамви» комплектовался дизельными и бензиновыми двигателями V8 от General Motors. Коробки передач — только автоматические, чтобы максимально облегчить труд водителей во время патрулирования и в пекле боя.
Непередаваемый колорит машине придавала огромная ширина 2,16 метра. Могло сложиться впечатление, что дизайнеры создали нарочито угрожающий образ дабы враги в страхе бежали врассыпную. Конечно же, это не так. Элементы трансмиссии максимально поджали под днище с целью получить огромный дорожный просвет (410 мм). При этом автомобиль раздался «в плечах» до непомерных значений. Вот вам и логичное объяснение специфичной внешности. Обратная сторона медали — тесный салон на четверых с гигантским тоннелем по центру
HMMWV прошли боевое крещение в декабре 1989-го во время панамской операции «Правое дело» по восстановлению демократии. Но звездным часом стала война в Персидском заливе. Злобные физиономии машин постоянно мелькали в новостных сводках из зоны боевых действий. Довольно быстро о них узнали даже бесконечно далекие от армии граждане. Пожалуй, это был самый необычный и успешный продакт-плейсмент, который только можно вообразить!
На момент проведения «Бури в пустыне» потребности американских военных и зарубежных заказчиков закрыли порядка 72 тысяч экземпляров в многочисленных модификациях. Но тут появилась другая проблема. Как отмечает Ханс-Юрген Тюхерер в своей книге «Hummer H2 — King Size America!», к герою Ближнего Востока проснулся интерес со стороны гражданских лиц, включая Арнольда Шварценеггера собственной персоной.
Тогда Арни не занимал кресло губернатора «Золотого штата» и не топил за электромобили. Он снимался во второй части «Терминатора», имел совершенно определенный имидж и входил в число самых высокооплачиваемых актеров Голливуда. Чудовищный внедорожник идеально подходил его персоне, однако, увы, не выпускался для частников. Некоторые потенциальные покупатели даже присылали AM General банковские чеки. Компания с сожалением отправляла их обратно. Впрочем, Шварценеггер заслуживал особого отношения. AM General с благословения суровых товарищей из Пентагона конвертировала для него один из автомобилей. Так появился легендарный гражданский Hummer H1.
Его рождение в определенном смысле предопределило создание H2. Требовалось лишь еще одно судьбоносное событие, чтобы паззл сложился воедино. Им оказалось приобретение бренда Hummer концерном General Motors в 1999-м после долгих тайных переговоров. Автогигант взял на себя маркетинг и дистрибуцию гражданской техники. Производством, как и прежде, занималась AM General. Сделка открыла уникальную возможность по запуску нового продукта — более массового и доступного H2. Идея предложить потребителям «почти Hummer», только дешевле, практичнее и цивильнее казалась беспроигрышной.
Почву прозондировали максимально приближенным к серийной модели концепт-каром. Команда ответственного за дизайн Chevrolet и GMC Клэя Дина спешно подготовила его к Детройтскому мотор-шоу 2000 года всего за пять месяцев. Художникам фактически не пришлось ничего изобретать. Они обвели силуэт Chevrolet Tahoe/GMC Yukon по линейке, пририсовали передок военного вездехода и разнесли огромные колеса по краям кузова. Результат привел публику в экстаз. Давать заднюю было поздно, и General Motors начала готовить машину к производству, которое стартовало в апреле 2002-го.
Тем временем местные авторитетные издания дорвались до выставочного образца. Вот, что писал о нем журнал Motor Trend осенью 2000-го. «Мы не почуяли дизельный выхлоп и не увидели облака сажи. Вероятно H2 получит опциональный двигатель на тяжелом топливе вслед за оригинальным внедорожником, но концепт оснащен 345-сильной версией мотора Vortec V8 объемом 6 литров и четырехступенчатым усиленным автоматом. Мощная тяга плавно распределяется через систему полного привода Autotrac на 19-дюймовые колесные диски с шинами мультяшного вида внешним диаметром 35 дюймов. Если вы полагаете, что их протектор очень сильно шумит в движении, то вы правы.
Нынешние Hummer чересчур дороги для обычных парней. Последний такой, посетивший наш детройтский офис, стоил более ста тысяч долларов. Но что, если бы появился автомобиль на массовом шасси тяжелого пикапа? Удалось бы в этом случае удержать стоимость под контролем? Рама новых «траков» Chevrolet/GMC GMT800 — прочный и достаточно жесткий базис для внедорожника, который можно использовать с небольшими усилениями и доработками».
Бытует мнение, что H2 — это всего лишь Tahoe с другим кузовом. Достаточно увидеть серийные потроха, чтобы понять насколько оно ошибочно. Скелет SUV представляет собой сборную солянку из трех секций. Передняя — модифицированная часть от тяжелых пикапов серии 2500. Центральная — полностью оригинальная закрытого сечения. Задняя — допиленный под полную массу более 3,6 тонны кусок от «Тахо».
Кстати, внедорожники даже выпускались в разных местах. Chevrolet собирали на джиэмовском заводе в Арлингтоне (штат Техас), а H2 — на предприятии AM General в Индиане.
А вот еще интересное замечание: «Одна из самых впечатляющих особенностей современного Hummer — это удивительная плавность хода на любом типе покрытия. Стандартный неразрезной мост на рессорах от пикапа в этом плане не боец, поэтому инженеры GM установили на прототип полностью независимую подвеску на двойных поперечных рычагах, с торсионами и стабилизаторами поперечной устойчивости. По нашим впечатлениям, ездовыми свойствами концепта никто не занимался. Он жесткий, но, насколько известно, серийная версия будет гораздо более рафинированной».
Увы, товарный внедорожник так и не преподнес сюрприза по части шасси. От задней независимой схемы отказались. Вместо нее с целью удешевления и упрощения применили неразрезной мост с опциональными пневматическими упругими элементами.
Первоначально на Н2 ставился классический силовой агрегат General Motors — нижневальная 6,0-литровая «восьмерка» (330 л.с.) и четырехступенчатая автоматическая коробка передач. С ним трехтонная глыба разгонялась до 97 км/ч (60 миль/ч) за 10,7 секунды и выжимала под 160 км/ч.
Кроме громоздкого кузова универсал предложили залихватский и слегка бестолковый пикап SUT (Sport Utility Truck). Если грузовой кармашек не устраивает, можно сложить стенку между салоном и кузовом, откинуть задний диван и получить площадку длиной до 244 см.
H2 старался смахивать на своего всемирно известного папашу, но глобально отличался от него даже в мелочах. Например, он так и не обзавелся системой централизованной подкачки шин. А декоративные скобы возле воздухозаборника на капоте в стиле мощных петель у H1 – это форменное издевательство! Напомним, у вояки они крепились к силовой структуре и за них автомобиль цепляли к вертолету.
Впрочем, в движении часть претензий испарялась — машина демонстрировала свои лучшие качества. «На нем на удивление удобно ездить, учитывая гигантские размеры», — отмечал журнал Car and Driver после первого теста товарного экземпляра. «Интерьер выглядит вполне самобытным, особенно в свете количества деталей от Tahoe и Suburban. Вертикально установленное плоское лобовое стекло не создает очень уж сильные аэродинамические шумы. Внедорожный потенциал достойный, хотя AM General не выпускает для H2 никаких компонентов. Давайте называть вещи своими именами. Перед нами гигант для запугивания всех других SUV. Но, вероятно, Hummer сильнее всего перепугает своих водителей, когда им придется парковаться в тесных пространствах».
«Оригинальному Humvee всегда великолепно удавались две дисциплины — офф-роуд и привлечение к себе внимания. С другой стороны, на H1 неприятно ездить, и он непрактичен в роли каждодневной машины. H2 хорош там, где проигрывает старший брат. Он комфортабельный и просторный, на нем весело кататься по асфальту и за его пределами. За два дня среди скалистого бездорожья в штате Юта мы смогли убедиться в том, что H2 способен преодолевать препятствия почти так же хорошо, как и H1 (мы знаем это, поскольку нас сопровождал такой). Но он цивилизованнее и стоит вдвое дешевле».
Парни из Motor Trend тоже остались под впечатлением: «В грязи H2 почти неудержим. Короткий передний и почти отсутствующий задний свес обеспечивают невероятную геометрическую проходимость. Подъем и спуск с любого препятствия оказываются простой задачей. Дорожный просвет более 25 см и мягкая подвеска позволяют изящно преодолевать внушительные преграды. На случай по-настоящему тяжелого маршрута предусмотрена защита агрегатов под днищем».
Звучит лестно. Особенно в свете того, что конструктивно гражданский «Хаммер» заметно проще чем H1, а три тонны его снаряженной массы — серьезный якорь на пересеченной местности. Тем не менее, внедорожник способен штурмовать полуметровые броды и вскарабкиваться на уступы высотой более 400 мм.
В 2008-м — за год до окончания производства — H2 предстал в модернизированном виде. Старый силовой агрегат сменила комбинация алюминиевого мотора V8 «шесть и два» с фазовращателями (398 л.с. и 574 Нм) и шестиступенчатой автоматической коробки передач 6L80.
Салон дорестайлинговых машин грубоват. Нарочито брутальные рубленые формы, дешевый пластик… После обновления интерьер выглядит более презентабельно. Мерси новой панели приборов и центральной консоли с монитором для мультимедиа, навигационной системы и изображения с камеры заднего вида, прямоугольным дефлекторам вместо мозоливших глаза кругляшей, другим креслам и дверным панелям.
Читайте также
Тем не менее продукт все равно остался довольно специфичным. Пижонским и кичливым, нещадно критикуемым или принимаемым без оглядки. Нам нравится, как точно описана его суть в книге «Hummer H2 — King Size America!». «Это поистине уникальная форма жизни. Обычные звери адаптируются под окружающую среду и не отдаляются от неё. Большая белая акула не сможет жить в пустыне Сахара. H2 другой. Он предпочитает красться в городе, несмотря на свою ширину. Отказывается прятаться в гаражах — пещеры слишком тесны. Властвует в асфальтовых джунглях, где является бесспорным королем. Кто в здравом уме рискнет встать у него на пути или сражаться с ним за место на дороге?».
H2 выпускался до 2009 года (в том числе на калининградском «Автоторе») и канул в Лету вместе с брендом Hummer в рамках процедуры банкротства General Motors. За все время в Штатах продали 153 026 экземпляров. Для сравнения, почти столько же Chevy Tahoe нашли своих владельцев за один только 2005-й.
Читайте также
Наш сегодняшний юбиляр — личность неоднозначная и довольно спорная. Но знаете… После многих лет владения американскими автомобилями мне отчасти понятна позиция тех, кто мечтает об H2 или покупает его безо всяких внятных ответов на вопрос «зачем?». Потому что нравится, и всё тут! Технику из США, как правило, выбирают сердцем. Не калькулятором и не рациональным мышлением. Тем более, если она смахивает на героя «Бури в пустыне». Главное не переборщить с диаметром колесных дисков. Все-таки мы не в Гарлеме. /m